1
Изобретение относится к энергетике, в частности к силовым трансформаторам с масляным охлаждением.
Целью изобретения является уменьшение потерь электроэнергии.
На фиг.1 изображены зависимости температур верхних слоев масла от токовой нагрузки и температуры охлгш дающего воздуха, используемые соответственно для включения и отключения вентиляторов и отражающие условие обеспечения минимума общих потерь; на фиг.2 - схема устройства, реализующего предлагаемьй
способМинимум общих потерь выража е тся
равенством
Р,- Р-. РЕ
(1)
где Р, и Р - потери в обмотках
трансформаторов соответственно при отключенных и включенных вентиляторах. Вт; Р - мощность, потребляемая электродвигателями вентиляторов обдува, Вт. Потери активной мощности в обмотках трансформаторов прямо пропорциональны активному сопротивлению обмоток, т„е.
235 + V,
ОБМСр
где V,
235 + Vj
(2)
обмср
и УО средние темОБМ СР ОбМ Ср 11
пературы обмоток соответственнопри отключенныхи включенных вентиляторах, °С.
При одинаковых температурах обмоток потери при любой нагрузке могут быть выражены через потери короткого замыкания как Р Р k
С учетом того, что номинальные потери короткого замьпсания приведены к температуре +75 С, следует, что разница в величинах потерь активной мощности в обмотках трансформаторов при отключенных и включенных вентиляторах лР Р, - Р может быть рассчитана по формуле
Р,
КЗ
V. - V,
г ОБМ Ср ОбМ
зТо (3)
13416862
В свою очередь, можно записать
1,6
ОБМСр 1обМср„о«
.1.6
2оБМСр гмср оБМСрно/
где V, и средняя температура масла, соответственно при отключенных и включенных вентиляторах, С;
&б, ийб, - превышения сред Обмсрном обмерном ней температуры
обмотки над средней температурой
масла при номинальной нагрузке
соответственно
при отключенных и включенных вентиляторах, С.
Так как условия охлаждения обмоток остаются неизменными при отключенных и включенных вентиляторах (свободная конвекция масла), то
1ов срноГ ОбмсриоАл Об/мерном , Тогда выражение (З) принимает вид
. .- - V
iP Р,,. k
fP. 310
(4)
В свою очередь,
мсо В
iMcp ; мер где б,.,,., и 8
VaMcp 9амср- в.
где W,g и Иг Мер превьшение средней температуры масла над температурой охлаждающей среды, соответственно
при отключенных и
включенных вентиляо
торах, С.
Теперь уравнение представляется в нВДе
,P P,k.)
К5
310
Величины средних превышений тем- пературы масла над температурой охлаждающего воздуха зависят от наличия или отсутствия обдува и могут быть определены на основании следующих выражений:
0,262 q° |; бг.ср 0.15 qf, .. где q g - удельная тепловая нагрузка бака (тепловая нагрузка, представляющая собой потери, приходящиеся на 1 м эффективной тепло- отдающей поверхности). Так как при одной и той же на- грузке трансформатора q.t. q
- п -1Ь 2S
- qg.
то
б,,р ,75Q2 ; 6г„ср 0,579,,р . Учитывая также, что0,;ц. 0,8
е,„ 0,8 (v,- V,) ие,,,р 0,8
°гм ( Vg) и принимая во внимание уравнение (l), преобразуем уравнение (З) в следующие соотношения, определяющие условия целесообразности включения и отключения вентиляторов обдува:
-1. М , -Vj.10- ;(6)
КЗ
-|i 1,93 k(V,- V) -10- ,
Ki
(7) которые легко преобразуются в форму
.м
ОС
-Рв- н. V k Р. 6
КЗ
fl
I
k R
+ V
КЗ
6
где V - температура верхних слоев
2м
, I,
м
V
В
масла при отключенных вентиляторах,С;
-температура, верхних слоев масла при включенных вентиляторах,°С;
-коэффициенты, зависящие от типа вентиляторов и радиаторов;
-коэффициент загрузки трансформаторов;
-суммарная мощность вентиляторов, Вт.
-потери в обмотках при номинальных условиях, принимаемые равными потерями короткого замыкания, Вт;
-температура охлаждающего воздуха,с.
Анализ значений потерь Р
КЗ
в обмотках и суммарных мощностей вентиляторов стандартньпс трансформаторов 35-220 кВ мощностью 10-80 МВА показьшает, что отношение
-
Ее
Р,
10
для
кэ
10
15
20
25
30
35
40
45
60
55
всех трансформаторов находится в пределах 20-30 и может быть принято в среднем равньп 25 (например, для трансформатора ТРДН 25000 /ПО Р. 3 кВт; Pt, 120 кВт). Для это6го
значения отношения Р./Р
К5
10по полученным зависимостям (7) и (8) построены для различных температур охлаждающего воздуха (г20, -10, О, +10 и +20 °С) графики на фиг.1, ; где А - изменения значений температуры верхних слоев масла, при которых требуется включение вентиляторов, а Б - соответственно температуры, при которых требуется отключение вентиляторов для обеспечения минимального значения суммарных потерь электроэнергии на обдувку и потери в обмотках.
Сущность способа заключается в том, что измеряют температуру верх- них слоев масла, токовую нагрузку и фактическую температуру охлаждающего воздуха. Вычисляют по формулам .() и (8) оптимальную температуру верхних слоев масла, определенную из условия минимальных потерь электроэнергии в зависимости от токовой нагрузки и фактической температуры охлаждающего воздуха, затем при достижении фактического значения температуры верхних слоев масла расчетного подается сигнал на включение вентиляторов дутья, а при снижении фактического значения температуры верхних слоев масла от расчетного значения подается сигнал на отключение вентиляторов дутья.
Способ может быть реализован с помощью устройства схема которого показана на фиг.2. С целью использования существующей комплектации трансформаторов (два термосигнализатора с двумя контактами каждый) схема показана с регулированием по четырем точкам температуры масла. На схеме показаны контакты 1 - А термосигнализаторов, температуры масла с уставкш и срабатывания, например 80, 50, 30 и 10 С, контакты датчиков тока (токовых реле) первого (5), второго (6 и 7), третьего (8 и 9), четвертого (10 и lO,
5,
пятого. (12 и 13), причем установка срабатьшания каждого последующего токового реле большая, чем предыдущего, например, 0,5; 0,65; 0,8; 1,0; 1,3 и1,4 от номинального тока, контакты первого датчика 14 температуры охлаждающего воздуха (V g ), его реле-повторитель 15 с контактами 16 - 19, контакт второго датчика 20 (Vg ), его реле-повторитель 21 с контактами 22-29, контакт третьего датчика 30 (V j, ) , его реле-повторитель 31 с контактами 32-39, контакт четвертого датчика 40 (V ) с его реле-повторителем 41 с контактами 42-49, при этом установка температуры срабатывания каждого последующего датчика больше, чем предыдущего, например -10, 0; +10; , реле времени с обмоткой 50 и контактом 51, магнитный пускатель с обмоткой 52 и контактами 53 в цепи двигателей вентиляторов и реле-повторитель положения магнитного пускателя 54 с контактами 55 - 62. I
Цепь управления магнитным пускателем образуется последовательным включением контактов датчика тока и термосигнализатора, например 5 и 1, но при этом выбор сочетания контактов (5 и 1 или 5 и 2 и т.д.) осуществляется через контакты реле-повторителей датчиков VB ,например 16, и реле-повторителя положения магнитного пускателя, например 55.
Введенные в цепь каждого контакта токовых реле разрывающие контакты последующего по величине установ- ки срабать1вания реле (и, аналогично, в цепях контактов реле-повторителей контактов датчиков V) обеспечивают наличие в схеме только одной замкнутой цепи по величине тока и одной (для каждого значения тока) - по УЬ .
Реле времени служит для исключения излишних срабатьшаний схемы (на включение или на отключение) при кратковременных бросках тока нагрузки.
Устройство работает следующим образом.
При включении трансформатора и достижении током нагрузки значения уставки срабатывания какого-либо из токовых реле, например 0,8 , срабатывает это реле, замыкает контакт 8 и размыкает контакт 9. При этом
41686-6
хотя контакты 5 и 6 токовых реле с уставками 0,5 и 0,65 1„ замкнуты, их цепи разорваны контактами 7 и 9, а поскольку реле с уставками боль5 ше 0,8 1ц не сработали: контакт 11 замкнут, а контакты 10 и 13 - разомкнуты. Если при этом температура масла (V;,,) достигнет 50°, то замыкаются контакты термосигнализато 0 ров 2 - 4 с уставками 10, 30 и соответственно, а контакт 1 (уставка 80 С ) разомкнут. Если температура охлаждающего воздуха при этом 0-10 С, замыкаются контакты датчи15 ков 14 и 20 температуры воздуха с уставками -10 и О С и через контакты их реле-повторителей образовывается цепь 27-36 и, так как магнитный пускатель 52 отключен, его реле-пов20 торитель 54 также обесточен, то через его контакт 59 образуется цепь последовательно замкнутых контактов 8-11-36-27-59-2, обмотка 50 реле времени получает питание, с выдержкой времени замыкается его контакт 51 и . включается магнитный пускатель в цепи двигателей вентиляторов, что соответствует условиям необходимости включения по предлагаемому способу
(V, 55°С, Ve 0°С; I 0,8 I,). Одновременно происходит включение реле 54J его контакт 59 размыкается, а контакт 60 замыкается и образуется новая цепь замкнутых контактов 8-1135 36-27-60-3, и вентилятор обдувки продолжает работать, пока, например, при тех же значениях тока и температуры воздуха не снизится температура масла ниже уставки 30°С, при
40 которой размыкается контакт 3 и вентиляторы отключаются.
Аналогично работает устройство и при других сочетаниях значений тока, температуры масла и температуры воздуха, причем соединение контактов подбирается так, чтобы обеспечивать условия вьлолнения заданных по предлагаемому способу соотношений ,
При значении тока менее 0,5 1ц вентиляторы не работают, а при возрастании тока свыше 1,4 .1 „ через контакт 13 реле тока с этой устав45
55
кой происходит их включение независимо от температур масла и воздуха. Использование предлагаемого способа управления вентиляторами дутья позволяет снизить потери электроэкер
7
гии при эксплуатации силовых трансформаторов с дутьевым масляным охлаждением благодаря обеспечению минимума суммарных потерь в обмотках трансформаторов и электродвигате лях вентиляторов. Так, например, при нагрузке трансформатора ТРДН- 25000/110, равной 80% от номинальной и при температуре охлаждающего воздуха уменьшение мощности потерь в обмотках трансформатора при включении вентиляторов составляет около 6 кВт. т.е. снижение суммарной мощности потерь равно 3 кВт. Ф о рмула изобретения
Способ управления вентиляторами дутья силовых трансформаторов с мас- ляньм охлаждением, включающий измерение значений температуры верхних слоев масла и токовой нагрузки, отличающийся тем, что, с целью уменьшения потерь электроэнергии, измеряют фактическую температуру охлаждающего воздуха, рассчи- тьшают оптимальное значение температуры верхних слоев масла в зависимости от токовой нагрузки и температуры охлаждающего воздуха для включения вентиляторов дутья по формуле
, Р6
oi Г-,-k
+ V
к
В
6868
а для отключения вентиляторов дутья по формуле
O
5
0
5
V.M
где V
Р
...Р - k РК,
+ V
6
V
2м
0
, - температура верхних слоев масла при отключенных вентиляторах, С; температура верхних слоев масла при включенных вентиляторах , С;
ti , /i - коэффициенты, зависящие от типа вентиляторов и радиаторов и определяемые . заводскими испытаниями; k - коэффициент загрузки
трансформаторов; Pg - суммарная мощность вентиляторов, Вт;
PKJ - потери в обмотках при номинальных условиях, . принимаемые равными потерями короткого замыкания, Вт; Vg - фактическая температура,
окружающего воздуха, С при достижении фактической температуры верхних слоев масла от расчетной вентиляторы дутья включаются, при снижении фактической температуры верхних слоев масла от расчетной вентиляторы дутья отключаются.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство управления вентиляторами дутья силовых трансформаторов с масляным охлаждением | 1986 |
|
SU1464221A1 |
Устройство управления вентиляторами дутья силовых трансформаторов с масляным охлаждением | 1983 |
|
SU1089636A1 |
АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЯГОВОГО ТРАНСФОРМАТОРА ТЯГОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2004 |
|
RU2280567C2 |
Устройство автоматического управления вентиляторами дутья силовых трансформаторов | 1985 |
|
SU1394246A1 |
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И ПРИВОДИМОГО ОБОРУДОВАНИЯ | 2003 |
|
RU2263383C1 |
Сушильная установка периодического действия | 1960 |
|
SU138184A1 |
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ | 2004 |
|
RU2291538C2 |
Способ регулирования потока охлаждающей среды полупроводникового преобразователя | 1981 |
|
SU995069A1 |
Способ работы электроприводного газоперекачивающего агрегата | 2023 |
|
RU2820147C1 |
Устройство для автоматического регулирования мощности конденсаторной батареи | 1982 |
|
SU1072174A1 |
Изобретение относится к энергетике, в частности к силовым трансформаторам с масляным охлаждением. Цель изобретения состоит в уменьшении потерь электроэнергии. Способ заключается в том, что измеряют температуру верхних слоев масла, токовую нагрузку и температуру охлаждающего воздуха, затем по формулам, полученным из условия минимальных потерь электроэнергии, и в зависимости от токовой нагрузки и фактической температуры охлаждающего воздуха определяют оптимальную температуру верхних слоев масла, которую сравнивают с измеренным значением температуры верхних слоев масла. При достижении фактическим значением температуры верхних слоев масла расчетного вентиляторы дутья включаются, а при снижении его вентиляторы дутья отключаются. 2 ил. i (Л с 00 4;: О) 00 о
дм SO
.70 60 50 40 30 20 Ю
И
с
0,5 0,65 e,t 0 0utJ
1,3
75
57
с tZrilC
-25
22 5. 55
5M
;Зм:|г-1Пщ
5 f ( 0
57
5/7
-{}
13
,
J-U5
i-T-pi r
5
-CF
{
52
D
/
-D
54/
53
Фи.2
Составитель Ф.Чиркина Редактор Т.Парфенова Техред Л.Сердюкова Корректор А.Зимокосов
Заказ 4441/55 Тираж 697Подписное
ВНШШИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий П3035, Москва, Ж-35,, Раушская наб., д.4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул. Проектная, 4
5J
Авторы
Даты
1987-09-30—Публикация
1984-05-08—Подача