113
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано преимущественно в угтлотнитель най технике, например в торцовых уплотнениях вращающихся валов.
Целью изобретения является повышение надежности и долговечности торцового уплотнения за счет ввода в действие резервных уплотнительных пар без разборки уплотнения и машины
На фиг. 1 дано торцовое уплотнение с одним промежуточным кольцом и с поводковьм элементом в виде скользящего штифта; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг.З - торцовое уплотнение с поводковым элементом в виде болта; на фиг. 4 - то же, с ины поводковым механизмом; на фиг. 5 - поводковый механизм в виде обоймы.
Торцовое уплотнение вала состоит из вращающегося 1 промежуточного резервного 2 и невращающегося 3 уплотнительных колец, которые прижимаются друг к другу своими притертыми торцовыми поверхностями с помощью пружин 4 сжатия.
Уплотнительные кольца имеют смен- лые вставки 5, щтифты 6 и эластичные кольца 7. Вращающееся 1 и невращающееся 3 кольца смонтированы на валу 8 и в корпусе 9 и имеют соответственно уплотнительные эластичные кольца 10 и 11. Вращение с вала 8 на вращающееся кольцо 1 передается с помощью клеммового кольца 12. Промежуточное резервное кольцо 2 связано с вращающимся кольцом 1 поводковым элементом, выполненным в виде скользя- шего штифта 13, один конец которого вставлен в отверстие промежуточного кольца, а второй - в паз вращающегося кольца. Штифт 13 зафиксирован в отверстии с помощью винта 14. Вращающиеся детали уплотнения защищены кожухом 15.
Уплотнение работает следующим образом.
В данной позиции поводкового элемента (штифта 13) промежуточное коль цо 2 вращается вместе с кольцом 1. Сменные вставки 5 промежуточного кольца 2 образуют две контактные пары с такими же вставками на вращающемся 1 и невращающемся 3 кольцах. Левая пара образует статическое уплотнение стыка и сдужит резервом на случай выхода из строя правой пары, являющейся динамическим уплотнением сты
0
5
ка. В случае износа правой пары и появления недопустимых утечек уплотняемой жидкости необходимо провести следующие операции: остановить насос или другую машину, снять заш 1тный ко- жух 15, ослабить винты 14, передвинуть штифты 13 вправо (пунктир), закрепить винты 14, установить кожух 1.5, запустить насос.
При новом положении поводкового элемента промежуточное кольцо 2 вращаться не будет. Резервная левая контактная пара начнет работать, а правая пара образует неподвижный стык, утечка через который всегда меньше, чем в подвижном стыке. Таким образом, долговечность уплотнения увеличится вдвое по сравнению с обычным торцовым уплотнением. Надежность его также будет вьш1е за счет резервной уп- лотнительной пары, которая может быть быстро введена в действие в случае выхода из строя рабочей пары.
5 Кроме того, надежность уплотнения с одним динамическим стыком будет йы- ше, чем уплотнения с вращающимся промежуточным кольцом, в котором имеется два динамических стыка.
0 Торцовое уплотнение, в котором в качестве поводкового элемента служат болты 16, повьшает надежность работы неподвижных стыков, в особенности изношенной пары, а в случае применеg ВИЯ фланцевого соединения надежность увеличивается за счет возможности более сильного прижатия торцовых поверхностей друг к другу.
На фиг. 4 показано фланцевое со0 единение колец, в котором с целью упрощения и ускорения введения в действие резервной пары в качестве поводковых элементов применены болты с шарнирным соединением 17.
5
На фиг. 5 показано уплотнение, в , котором уплотнительные кольца 18-20 выполнены цельными. В качестве поводкового элемента здесь служат передQ вижная обойма 21, болт 22 и винт 23. Промежуточное кольцо 19 вращается вместе с кольцом 18, образуя неподвижный стык, который служит резервной уплотнительной парой. При перед5 винутой обойме 21 вправо обойма связывает промежуточное кольцо 19 с невращающимся кольцом 20. Болты 22 и 23 переставлены в соответствующие отверстия и пазы на обойме и в коль313431
цах. В данном случае с помощью обоймы достигается лучшая центровка колец относительно друг друга.
Для большей надежности неподвиж- g ных стыков уплотнительных колец в месте стыка можно устанавливать эластичное кольцо 24, которое может перемещаться вместе с обоймой 21.
Формула изобретения
1. Торцовое уплотнение вала, включающее прижатые друг к другу с помощью пружин сжатия вращающееся и не- вращающееся.уплотнительные кольца и промежуточное резервное кольцо, образующие рабочую и резервную уплотнительные пары, отличаю, щее с я тем, что, с целью повышения
надежности и долговечности уплотнения за счет ввода в действие резервных уплотнительных пар без разборки машины и уплотнения, оно снабжено поводковым механизмом, один элемент ко- торого связан с промежуточным резервным кольцом, а другой - с одним из уплотнительных колец, с возможностью его последующей перестановки при износе рабочей пары.
0
5
0
5 30
554
2.Уплотнение по п. 1, о т л и - чающееся тем, что поводковьш механизм выполнен в виде фланцевого болтового соединения.
3.Уплотнение по п.2, отличающееся тем, что, с целью ускорения перестановки поводкового механизма при износе рабочей пары, он выполнен в виде фланцевого соединения с шарнирными болтами.
4.Уплотнение по п. 1, отличающееся тем, что, с целью обеспечения взаимной соосности подвижных относительно друг друга уплотнительных колец, поводковый механизм вьтолнен в виде передвижной обоймы с винтами.
5.Уплотнение по п. 4, отличающееся тем, что, с целью повьппения герметичности изношенных пар, на внутренней поверхности передвижной обоймы установлен уплотни- тельный элемент из эластичного материала, расположенный в месте стьпса неподвижных относительно друг друга резервного и изношенного уплотнитель- ного колец.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Торцовое уплотнение вращающегося вала | 1990 |
|
SU1735648A1 |
ТОРЦОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ | 2000 |
|
RU2172880C1 |
Торцовое уплотнение | 1985 |
|
SU1240994A1 |
ТОРЦЕВОЕ УПЛОТНЕНИЕ | 1994 |
|
RU2069805C1 |
Уплотнительное устройство вращающегося вала | 1983 |
|
SU1151741A1 |
ТОРЦОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ | 2003 |
|
RU2309317C2 |
ТОРЦОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ | 2003 |
|
RU2260729C2 |
ТОРЦОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ | 1997 |
|
RU2133899C1 |
Торцовое уплотнение | 1980 |
|
SU922379A1 |
ТОРЦОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ | 1973 |
|
SU404982A1 |
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано преимущественно в уплотните- льной технике, например в торцовых уплотнениях вращающихся валов, и позволяет повысить надежность и долговечность торцового уплотнения за счет ввода в действие резервных уплотни- тельных пар без разборки уплотнений и машин. Поводковый механизм 13, один элемент которого связан с промежуточным резервным кольцом 2, а другой - с одним из уплотнительных колец с возможностью его последующей перестановки при износе рабочей пары, образует статическую пару трения. В случае износа основной пары трения поводковый механизм 13 перемещается в новое положение, в результате чего будет работать резервная пара и разгерметизация уплотнения не произойдет. 4 з.п. ф-лы, 5 ил. i (Л /5 со СП ел Фиг.1
Фиг г
16
Фиг.З
ФигЛ
1г
Фиг. 5
Составитель И. Пащенко Редактор Л. Гратилло Техред М.ДкДЫК
Заказ 4626/36 Тираж 811Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Корректор Л, Патай
Комиссар А.Г | |||
Уплотнительные устройства опор качения | |||
М.: Машиностроение, 1980, с | |||
Приспособление для останова мюля Dobson аnd Barlow при отработке съема | 1919 |
|
SU108A1 |
Авторы
Даты
1987-10-07—Публикация
1986-03-24—Подача