Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединений деталей.
Цель изобретения - повьшение надежности стопорения, облегчение монтажа и демонтажа, а также обеспечение возможности визуального контроля качества стопорения.
На фиг. 1 изображено предлагаемое Q резьбовое соединение, общий вид, продольный разрез в момент начала стопорения; на фиг. 2 - то же, застопоренное, продольный разрезj на фиг.З - то же, до начала затяжки гайки, вид сверху; на фиг. 4 - то же, после затяжки , вид сверху.
Соединение содержит болт 1, имеющий стержень .с резьбовой частью, ку 2, имеющую 1:сольцевые проточки 3 и 4, образующие обращенный К резьбовой поверхности стержня наклонно к его оси выступ с выполненными в нем радиальными прорезями 5, выходящими на
15
20
При затяжке гайки 2 стопорная пружина 7 начинает взаимодействовать с торцом болта 1. При этом она деформируется в осевом направлении. Выступы 8 стопорной пружины 7 защемлены в кольцевой проточке 3 и стремятся при деформации стопорной пружины перейти на меньший радиус, сводя при этом по направлению к оси стержня лепестки 5, и тем самым заклинивая резьбу.
При затяжке гайки 2 стопорная пружина оказывается зафиксированной . от проворота благодаря наличию участка 9, контактирующего с торцом одного из лепестков 6. После затяжки гайки 2 вогнутый участок на внешней стороне пружины 7 становится пологим, что свидетельствует о контакте торца болта 1 с вьшуклым внутренним участком пружины 7, а, следовательно, о том, что соединение надежно застопорено.
Демонтаж соединения осуществляется
30
35
40
периферию гайки и образующими лепест- 25 поворотом гайки 2 в направлении, ки 6. .Стопорная тарельчатая пружина противоположном затяжке, в момент, 7 установлена в кольцевой проточке когда силы трения на выступах 8 сто р с возможностью взаимодействия с лепестками 6 и торцом резьбового стержня. На периферии стопорной тарельчатой пружины 7 выполнены равномерно по окружности радиальные выступы 8, ширина которых не больше ширины ра диальных прорезей 5 на соответствующем диаметре. Один из выступов 8 имеет со стороны, противоположной направлению вращения накидной гайки 2 при затяжке, участок 9, выходящий за максимальный диаметр кольцевой ПРОТОЧКИ.3. Стопорная тарельчатая- пружина 7 на участке взаимодействия с торцом резьбового стержня имеет выпуклость, а на своей внешней стороне- соответствующую ей вогнутость глубиной 1-1,5 шага резьбы.
Сборка соединения происходит следующим образом.
Болт 1 пропускается через соосные отзверстия соединяемых деталей 10 и 11, а Затем с противопложной стороны навертывается гайка 2 с предварительно установленной в ней стопорной пружиной 7. Установка пружины 7 в кольцевую проточку 3 гайки 2 легко осуществляется путем закладывания пружины, имеющей радиальные выступы 8 в соответствующие им радиальные прорези 5 гайки и затем поворотом пружины 7 в кольцевую проточку 3 до упора учас- тка 9 в торец лепестка 6.
порной пружины 7 становятся меньше, чем силы трения на выпуклом участке, взаимодействующем с торцом болта 1. При этом пружина 7 разворачивается от носительно гайки 2 до первого совпадения радиальных прорезей 5 и выступов 8 и перестает взаимодействовать не только с ней, но и с торцом болта 1, сразу расконтривая соединение.
Таким образом, предлагаемое соединение обладает удобным монтажом и де- монтажом, повышает надежность стопорения гайки и обеспечивает возможность непосредственного визуального контроля качества стопорения, позволяет проверить качество стопорения соединения при сборке вслепую.
45 Формула изобретения
50
55
1. Резьбовое соединение, содержащее резьбовой стержень, гайку с кольцевой проточкой, имеющей конусную поверхность, и стопорную тарельчатую пружину, установленную в гайке с возможностью взаимодействия .с торцом резьбового стержня, отличающееся тем, что, с целью повьш1е- ния надежности стопорения, гайка выполнена с дополнительной кольцевой проточкой, имеющей коническую поверхность, причем проточки образуют обращенный к резьбовой поверхности стержПри затяжке гайки 2 стопорная пружина 7 начинает взаимодействовать с торцом болта 1. При этом она деформируется в осевом направлении. Выступы 8 стопорной пружины 7 защемлены в кольцевой проточке 3 и стремятся при деформации стопорной пружины перейти на меньший радиус, сводя при этом по направлению к оси стержня лепестки 5, и тем самым заклинивая резьбу.
При затяжке гайки 2 стопорная пружина оказывается зафиксированной . от проворота благодаря наличию участка 9, контактирующего с торцом одного из лепестков 6. После затяжки гайки 2 вогнутый участок на внешней стороне пружины 7 становится пологим, что свидетельствует о контакте торца болта 1 с вьшуклым внутренним участком пружины 7, а, следовательно, о том, что соединение надежно застопорено.
Демонтаж соединения осуществляется
0
5
0
порной пружины 7 становятся меньше, чем силы трения на выпуклом участке, взаимодействующем с торцом болта 1. При этом пружина 7 разворачивается относительно гайки 2 до первого совпадения радиальных прорезей 5 и выступов 8 и перестает взаимодействовать не только с ней, но и с торцом болта 1, сразу расконтривая соединение.
Таким образом, предлагаемое соединение обладает удобным монтажом и де- монтажом, повышает надежность стопорения гайки и обеспечивает возможность непосредственного визуального контроля качества стопорения, позволяет проверить качество стопорения соединения при сборке вслепую.
45 Формула изобретения
0
5
1. Резьбовое соединение, содержащее резьбовой стержень, гайку с кольцевой проточкой, имеющей конусную поверхность, и стопорную тарельчатую пружину, установленную в гайке с возможностью взаимодействия .с торцом резьбового стержня, отличающееся тем, что, с целью повьш1е- ния надежности стопорения, гайка выполнена с дополнительной кольцевой проточкой, имеющей коническую поверхность, причем проточки образуют обращенный к резьбовой поверхности стержня, наклонно к его оси выступ с выполненными в нем радиальными прорезями, выходящими на периферию гайки и образукщими лепестки, тарельчатая пружина установлена в кольцевой проточке над выступом с возможностью взаимодействия с лепестками гайки.
2. Соединение по п. 1, отличающееся тем, что, с целькз облегчения монтажа и демонтажа, стопорная тарельчатая пружина выполнена с радиальными выступам по периферии,
,
4
ширина которых н е больше ширины радиальных прорезей гайки на соответствующем диаметре, причем, как минимум, один выступ имеет участок больше максимального диаметра кольцевой проточки гайки, в которой установлена стопорная тарельчатая пружина.
3. Соединение по п. 1, отличающееся тем, что, с целью обеспечения визуального контроля ка- .. . чества стопорения, тарельчатая пружина выполнена вогнутой в направлении к резьбовому стержню.
X/
U
У 7
/ /
/
10
I / / /A
фие.З
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Крепежный элемент стопорного резьбового соединения и стопорное резьбовое соединение с его использованием | 2020 |
|
RU2743320C1 |
Крепежный элемент стопорного резьбового соединения и стопорное резьбовое соединение с его использованием | 2021 |
|
RU2755107C1 |
Резьбовое соединение деталей | 1979 |
|
SU830025A1 |
Устройство для стопорения корончатой гайки | 1979 |
|
SU868153A1 |
Устройство для стопорения резьбового соединения | 1979 |
|
SU868155A1 |
Стопорное устройство | 1986 |
|
SU1368516A1 |
СТОПОРНОЕ РЕЗЬБОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ ЗЕМЛЯКОВА Н.В. | 1992 |
|
RU2040711C1 |
Резьбовое соединение | 1975 |
|
SU593012A1 |
Самостопорящееся резьбовое соединение | 1988 |
|
SU1574936A1 |
РЕЗЬБОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ | 2018 |
|
RU2682433C1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для соединения деталей. Цель изобретения - повьшение надежности стопоре- ния. Цель достигается выполнением гайки с кольцевыми проточками и радиальными прорезями, образующими лепестки, а тарельчатой пружины - вогнутой в направлении к резьбовому стержню и с радиальными выступами по периферии. Стопорение осуществляется заклиниванием резьбы при взаимодействии тарельчатой пружины с лепестками гайки, а также возникновением момента трения на торце резьбового стержня при взаимодействии последнего с тарельчатой пружиной. При этом обеспечивается возможность визуального контроля качества стопорения, а также облегчается монтаж и демонтаж соединения. 2 з.п. ф-лы, 4 ил. со 4 СО 05 со
фигАРедактор Т. Парфенова
Составитель С, Никулина
Техред Л.Олийнык Корректоре. Черни
Заказ 4903/36Тираж 755
ВНИИПИ Государственного комитета СССР :по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Подписное
Резьбовое соединение | 1975 |
|
SU593012A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1987-10-15—Публикация
1986-05-11—Подача