11
Изобретение относится к области электротехники, в частности к конструированию и изготовлению электрических машин.
Цель изобретения - повьшение эксплуатационной надежности машины путем повьпиения стабильности свойств защитного покрытия обмотки в условиях воздействия повышенной влажности при напряжениях свыше 18 кВ.
На чертеже представлена часть обмотки с защитным покрытием, предотвращающим развитие короны и поверхностных разрядов.
Проводник 1 с изоляцией 2 уложен в пазу магнитопровода 3. Поверх изоляции 2 нанесено проводящее покрытие 4. Защитное покрытие состоит из двух участков. Первый участок покрытия 5 примыкает к магнитопроводу 3 и гальванически соединен с ним че- рез проводящее покрытие 4. Второй участок покрытия 6 примыкает к первому участку 5 и гальванически с ним контактирует.
На первом участке 5 покрытие выполнено в виде слоя эмали с наполнителем из микропорошка черного карборунда с дисперсностью 20 - 28 мкм и содержанием наполнителя 75-80 мае.ч. к массе эмали. Длина первого участка 80-120 мм.
На втором участке 6 покрытие выполнено в виде слоя эмали с наполнителем из микропорошка зеленого карборунда с дисперсностью 20- 28 мкм и содержанием наполнителя 75- 80 мае.ч. К массе эмали. Длина, второго участка 250 мм.
При приложении к проводнику 1 высокого напряжения относительно магнитопровода 3, в частности испытательного напряжения, равного 60 кВ, вдоль поверхности изоляции 2 действует тангенциальная составляющая поля, приводящая к развитию короны и скользящих разрядов,разрушающих изоляцию.. Наличие двухступенчатого защитного покрытия из полупроводящего материала позволяет выравнить распределение напряженности электрического поля вдоль поверхности изоляции и исключить указанные процессы при рабочем напряжении машины и су
5
0
щественно снизить их интенсивность при испытательном напряжении.Введение черного карборунда в состав эмали на участке 5 обеспечивает при заданных размерах участков 5 и 6 и испытательном напряжении до 60 кВ величину удельных потерь в защитном покрытии не более 10 Вт/см . При указанной величине удельных потерь в покрытии выделяется тепло, недостаточное для развития тепловой неустойчивости и образования проводящих треков;
Использование предлагаемого покрытия в обмотках мощных электрических машин с рабочим напряжением до 27 кВ позволяет исключить корони- рование в лобовых частях обмотки в рабочем режиме и, тем самым,увеличитьток.
срок службы изоляции обмоФормула изобретения
Обмотка электрической машины высокого нaпpяжeнияJ содержащая расположенный в пазу магнитопровода, изолированный проводник с полупроводящим покрытием на выходе проводника из паза, состоящим из двух последовательно расположенных участков, один из которых примыкает к магнитопроводу и гальванически соединен с ним и содержит слой эмали с наполнителем из микропорошка карборунда с дисперсностью 20-28 мкм и содержанием последнего 75-80 мае.ч. при длине участка 80-120 мм, а второй участок примыкает к первому, гальванически соединен с ним и выполнен в виде слоя эмали с наполнителем из микропорошка зеленого карборунда с дисперсностью 20-28 мкм и содержанием последнего в эмали 75- 80 мае.ч., отличающаяся тем,что,с целью повышения эксплуатационной надежности машины путем по- вьшения стабильности свойств защит-, ного покрытия в условиях воздействия повышенной влажности при напряжениях свыше 18 кВ, Б качестве наполнителя эмали на первом участке покрытия введен микропорошок черного карборунда.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОБМОТКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ ВЫСОКОГО НАПРЯЖЕНИЯ | 2001 |
|
RU2187874C1 |
СТЕРЖЕНЬ ОБМОТКИ СТАТОРА ВЫСОКОВОЛЬТНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1993 |
|
RU2088024C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЭМАЛИ ДЛЯ ПОКРЫТИЯ, РЕГУЛИРУЮЩЕГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ | 1992 |
|
RU2010409C1 |
Статор высоковольтной электрической машины | 1989 |
|
SU1781779A1 |
Композиция для регулирования электрического поля | 1982 |
|
SU1072106A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ СТАТОРНОЙ ОБМОТКИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН ОТ ТЛЕЮЩЕГО РАЗРЯДА | 1993 |
|
RU2099843C1 |
Способ получения защитных покрытий | 1990 |
|
SU1804349A3 |
Статор многофазной высоковольтной электрической машины | 1982 |
|
SU1035730A1 |
УЗЕЛ И УСТРОЙСТВО КОРОНОСТОЙКОЙ ВЫСОКОВОЛЬТНОЙ ИЗОЛЯЦИОННОЙ ВТУЛКИ | 2013 |
|
RU2608836C2 |
СТАТОР ВЫСОКОВОЛЬТНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2002 |
|
RU2236740C2 |
Изобретение относится к электротехнике, в частности к электромашиностроению. Цель изобретения - повышение эксплуатационной надежности машины путем повьшгения стабильности свойств защитного покрытия в условиях воздействия повьш енной влажности при напряжениях свыше 18 кВ. На первом участке покрытие выполнено в виде слоя эмали с наполнителем из черного карборунда с дисперсностью 20-28 мкм и содержанием наполнителя 75-80 мае.ч. к массе эмали. Длина первого участка 80-120 мм.Введение черного карборунда в состав эмали на участке обеспечивает при заданных размерах и испытательном напряжении до 60 кВ величину удель- Q ных потерь в защитном покрытии не более 10 Вт/см. 1 ил. (Л со ел 4 СО 4
Патент США № 3210461, кл | |||
Способ прикрепления барашков к рогулькам мокрых ватеров | 1922 |
|
SU174A1 |
Патент США № 4207482, кл | |||
Приспособление для съемки жилетно-карманным фотографическим аппаратом со штатива | 1921 |
|
SU310A1 |
Авторы
Даты
1987-11-23—Публикация
1985-06-26—Подача