Изобретение отнорится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых передачах.
Целью изобретения является повьше- ние надежности за счет поддержания постоянным натяга в соединении ступицы, венца и упругого элемента составного колеса передачи.
На фиг. 1 изображено составное зубчатое колесо , на фиг. 2 - А-А на фиг. 1, на фиг. 3 - вариант использования в колесе нескольких упругих элементов различной радиальной жесткости; на фиг. 4 - вариант выполнения упругого элемента.
Зубчатая передача содержит пару зацепляющихся зубчатых колес, одно из которых (второе не показано) выполнено составным из ступицы 1, венца 2 и соединяющих из упругих элементов 3. Элементы 3 выполнены в виде свернутых из упругих пластин втулок и размещены в соответствующих цилиндрических параллельных оси колеса пазах венца 2 и ступицы 1. В торцовом сечении втулки упругая пластина свернута в спираль. На одном, из концов пластины имеется ступенчатый участок 4, что обеспечивает равномерное прилегание наружной поверхности упругого элемента 3 к поверхности цилиндрического паза венца 2 и ступицы 1. Между концами свернутой во втулку пластины имеется зазор а .
В пластине параллельно оси втулки и с некоторым шагом по ее окружности могут быть выполнены чередующиеся по шагу открытые и закрытые с торцов втулки прорези 5 (фиг. 4)
В одном цилиндрическом пазу венца 2 и ступицы 1 (который может быть выполнен ступенчатым по диаметру) вдоль оси паза может размещаться несколько втулок (фиг. 3). При этом радиальная жесткость втулок 6 и 7, расположенных у торцов колеса, меньше жесткости втулки 8, расположенной в середине.
Цилиндрические пазы венца 2 и ступицы 1 глухие в осевом направлении, поэтому при сборке составного колеса свернутые в спираль упругие пластины элемента 3 раскручиваются, заполняя цилиндрический паз и обеспечивая одновременно осевую фиксацию венца 2. относительно ступицы 1.
При работе передачи требуемая податливость соединения венца 2 на
ступице 1 составного зубчатого колеса, необходимая для компенсации угла перекоса зубьев в зацеплении, возникающего из-за погрешностей изготовления и монтажа, а также деформации валов, подшипников и корпусньпс деталей, обеспечивается податливостью упругих элементов 3.
По мере износа цилиндрического паза венца 2 и ступицы 1 и наружного диаметра спирали элемента 3 она разворачивается, обеспечивая сохранение оптимальной жесткости сопряжения
венца 2 и ступицы 1 без каких-либо регулировок или замены упругих элементов 3.
При возникновения перегрузок концы пластины упругого элемента ,3 смыкаются,выбирая зазор л , что повьш1а- ёт жесткость -элемента 3, исключая его поломку. Прорези 5 обеспечивают осевую податливость упругих элементов 3, что повьш1ает их демпфирующие
свойства в передачах с осевым усилием (косозубых, конических). Размещение по ширине венца 2 нескольких упругих элементов 3 различной жесткости (фиг. 3) улучшает самоустановку венЦа 2 по сопрягаемому зубчатому колесу передачи.
Фо-рм.ула изобретения 1. Зубчатая передача, содержащая
пару зацепляющихся зубчатых колес,
одно из которых выполнено составным
из установленного на ступице и соединенного с ней упругими элементами венца, элементы выполнены в виде
0
свернутых из упругих пластин втулок
и размещены в соответствующих цилиндрических параллельных оси колеса пазах венца и ступицы, отличающаяся тем, что, с целью повьш1е- f. ния надежности, упругая пластина в торцовом сечении втулки свернута в спираль.
2.Зубчатая передача по п. 1, о т- л ичающаяся тем, что в пластине параллельно оси втулки и
с равным шагом по ее окружности выполнены чередующиеся по шагу открытые и закрытые с торцов втулки прорези
3.Зубчатая передача по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что
5
в пазу вдоль его оси размещены втул- ки различной радиальной жесткости, меньшей у втулок, расположенных у торцов колеса.
фиг.1
фиг.д
555 5 // /
/ / /
cfnjs.ltРедактор И.Рыбченко
Заказ 6135/37
Тираж 804Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и. открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5
Производственно
-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная, 4
Составитель М.Ленинский
Техред М.Моргентал Корректор С.Черни
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Зубчатое колесо | 1980 |
|
SU1025948A1 |
Составное зубчатое колесо | 1985 |
|
SU1240988A1 |
Зубчатое колесо | 1983 |
|
SU1135942A2 |
Упругое зубчатое колесо | 1983 |
|
SU1087727A1 |
СОСТАВНОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 1991 |
|
RU2019771C1 |
ВОЛНОВАЯ ПЕРЕДАЧА С ДВУМЯ ДЕФОРМИРУЕМЫМИ ЗУБЧАТЫМИ ИЛИ ФРИКЦИОННЫМИ КОЛЕСАМИ АБРАМОВА В.А. | 2015 |
|
RU2597055C1 |
Зубчатое колесо | 1976 |
|
SU696225A1 |
Составное зубчатое колесо | 1982 |
|
SU1070362A1 |
Зубчатое колесо | 1991 |
|
SU1825929A1 |
УПРУГОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО (ВАРИАНТЫ) | 2007 |
|
RU2341712C1 |
Изобретение относится к машиностроению, а именно к зубчатым передачам. Цель - повышение надежности. Это достигается поддержанием постоянного натяга в соединении ступицы, венц и упругого элемента составного колеса передачи. Упругий элемент 3 представляет собой втулку, свернутую из упругой пластины в спираль в торГ /I цовом сечении втулки. Элемент 3 помещен- в цилиндрический паз венца 2 и ступицы 1 составного колеса передачи. В пластине параллельно оси втулки могут быть выполнены прорези. В одном цилиндрическом пазу могут размещаться вдоль его оси несколько втулок различной радиальной жесткости, меньшей у втулок, расположенных у торцов колеса. При работе передачи износ контактирующих поверхностей упругого элемента 3 и цилиндрического паза компенсируется раскручиванием спирали. Тем самым сохраняется оптимальная жесткость соединен йя ступицы 1с венцом 2. Прорези в пластине обес- Q печивают осевую податливость соединения венца 2 со ступицей 1. Применение нескольких втулок различной жесткости улучшает самоустановку венца 2по сопрягаемому зубчатому колесу передачи. 2 з.п. ф-лы, 4 ил. s -4 ие.2
ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 0 |
|
SU238957A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1987-12-15—Публикация
1986-07-04—Подача