Изобретение относится к электротехнике и может найти применение в системах запуска газотурбинных двигателей от нерегулируемых источников питания.
Целью изобретения является снижение расхода энергии при запуске газотурбинного двигателя.
На чертеже представлена схема устройства управления электростартером газотурбинного двигателя, реализующего способ.
Устройство содержит электростартер 1 с параллельной 2, последовательной 3 и дополнительной 4 обмотками возбуткдения и восьмью щетками 5-12 источник 13 питания, к которому через кнопку 14 запуска, подключен блок 15 управления с группой из четырех реле 16-19.
Положительный вывод 20 источника 13 питания соединен через первые затыкающие контакты 21 первого реле 16 и последовательную обмотку возбуждения 3 непосредственно с первой 5 и тр этьей 7 щетками и дополнительно через первые замьжающ ие контакты 22 и 23, соответственно второго 17 и третьего 18 реле с пятой 9 и седьмой 11 щетками электростартера 1.
Отрицательный вьшод источника 13 питания через дополнительную обмотку 4 возбуждения соединен с второй щеткой 6, кроме этого через вторые замыкающие контакты 24 и 25 второго 17 и третьего 18 реле соответственно с четвертой 8 и шестой 10 щетками, а через замыкающие контакты 26 четвертого реле 19 - с восьмой щеткой 12 электростартера 1.
Параллельная обмотка 2 возбуждения подключена к источнику 13 питания через вторые замыкающие контакты 27первого реле 16.
Устройство работает следующим образом.
При замыкании кнопки 14 запуска блок 15 управления включает первое реле 16, которое своими контактами 21 и 27 подключает к источнику 13 питания цепь якоря и параллельной обмотки 2 возбуждения электростартера 1. При этом в якорной цепи оказьша- ются включенными только первые три щетки 5-7, крайние из которых 5 и 7 подключены к положительному вьшоду 20 источника 13 питания, а средняя 6 - к отрицательному.
0
Ток начинает протекать через щетки 5-7 по двум параллельным ветвям обмотки якоря. При этом сопротивление обмотки якоря в четыре раза больше, а пусковой ток в четыре раза меньше, чем это было бы при подключении всех щеток..
Через установленный промежуток времени блок управления включает второе реле 17 и его контакты 22 и 24 подключают к источнику питания дополнительна четвертую 8 и шестую 9 щетки, расположенные рядом с уже 5 включенными щетками 5-7, причем четвертую 8 - к отрицательному вьюоду источника 13 питания.
Сопротивление якоря при этом уменьшается.
0 Затем с помощью третьего реле 18 к источнику подключаются следующие две щетки - шестая 10 и седьмая 11. Продолжается раскрутка механизма. Наконец, на последней ступени с по- 5 мощью четвертого реле 19 его контак- , тами 26 к отрицательному вьгооду источника 13 питания подключается последняя, восьмая щетка 12. При этом величина сопротивления якоря становится минимальной, а ток электростартера достигает номинального значения.
Подключение щеток в указанной последовательности не вызьшает появления в некоторых параллельных ветвях то ков, направленных встречно рабочему току, что вызывало бы лишние потери энергии. Способ позволяет сократить, потери энергии в пусковых реостатах, чем достигается поставленная цель.
0
5
Формула изобретения
Способ управления электростартером газотурбинного двигателя путем последовательного ступенчатого уве
ичения его вращающего момента за счет дискретного повьш1ения величины тока якоря через п щеток до.номинальной, отличающийся тем, что, с целью снижения расхода энергии при запуске, щетки подключают к источнику питания ступенями, при этом на первой ступени к источнику питания подключают три соседние лю- бые щетки, крайние из которых подключают к положительному, а среднюю - к отрицательному выводам источника питания, на каждой последующей ступени дополнительно подключают к источнику
31359876
питания две соседние к уже подключен- положительному вьгоодам источника пи- ным щетки с одной стороны, причем тания, а на последней ступени подклю- ближнюю.к подключенным щетку подклю- чают к отрицательному выводу источ- чают к отрицательному, а другую - к ника питания последнюю щетку.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ И СИСТЕМА ДЛЯ ЗАПУСКА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2003 |
|
RU2233989C1 |
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСТАРТЕРНОГО ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1995 |
|
RU2096653C1 |
Система управления электростартером для запуска газотурбинного двигателя | 1988 |
|
SU1610543A1 |
Стартер-генератор | 1981 |
|
SU1050056A1 |
Устройство для электродинамического торможения автономного локомотива | 1987 |
|
SU1527031A1 |
РЕПУЛЬСИОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1998 |
|
RU2142192C1 |
УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОСТАРТЕРНОГО ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1992 |
|
RU2045680C1 |
Устройство для пуска электродвигателя смешанного возбуждения | 1981 |
|
SU983948A1 |
СИСТЕМА ИНЕРЦИОННО-ЭЛЕКТРОСТАРТЕРНОГО ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2016 |
|
RU2638957C1 |
Электростартер для запуска газотурбинных установок | 2017 |
|
RU2694555C2 |
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах запуска газотурбинных двигателей. Целью изобретения является снижение расхода энергии при запуске газотурбинного двигателя. В устройстве, реализующем способ, щетки электростартера 1 с помощью контактов 21- 26 в определенной последовательности подключаются к источнику питания. В результате этого ток через якорь электростартера 1 ступенчато увеличивается от начального до номинального без использования пускового реостата. 1 ил. (Л со ел со 00 С5
Воскресенский Ю.Е | |||
и др | |||
Авиационный электропривод | |||
М.: Воениздат, 1972, с.275 | |||
Ка-ц Б.М | |||
Жаров Э.С | |||
Винокуров В.К | |||
Пусковые системы авиационных газотурбинных двигателей М.: Машиностроение, 1976, с.95 |
Авторы
Даты
1987-12-15—Публикация
1985-10-02—Подача