9 ff 13 & а 12
сл
00 О5 ел
to
СП
7 10
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Электровентилятор | 1979 |
|
SU870763A1 |
ОСЕВОЙ ЭЛЕКТРОВЕНТИЛЯТОР | 2000 |
|
RU2184274C1 |
ДВУСТОРОННИЙ ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ ЭЛЕКТРОВЕНТИЛЯТОР | 2000 |
|
RU2172869C1 |
СИСТЕМА СМАЗКИ ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОРА ПИТАНИЯ ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ | 2004 |
|
RU2265128C1 |
ОСЕВОЙ ЭЛЕКТРОВЕНТИЛЯТОР | 2004 |
|
RU2253045C1 |
Электровентилятор | 1989 |
|
SU1817193A2 |
Электродвигатель погружной установки для добычи пластовой жидкости и способ его изготовления и сборки | 2023 |
|
RU2815180C1 |
Миниатюрная опора скольжения | 1987 |
|
SU1511481A1 |
РОЛИК КОНВЕЙЕРНЫЙ | 2003 |
|
RU2265567C2 |
РОТОРНО-МАХОВИЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2019 |
|
RU2720574C1 |
Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения заключается в повьш ении ресурса работы путем сокращения потерь масла. Электровентилятор с внешним ротором содержит опору-3 для установки статора, подшипники 6, 7 и размещенную между ними пористую пропитанную маслом гильзу 11. Благодаря тому, что гильза 11 ограничена втулкой 12 с отверстиями и капсулой 14, обеспечивается достижение поставленной цели. 1 з.п. ф-лы. 3 ил.
Фиг.-f
11
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в отраслях промьшшенности, гд требуются малогабаритные электровен- тиляторы с повьппенньм ресурсом работы, например в устройствах вычислительной техники для охлаждения силовых элементов, в устройствах микрокриогенной техники.
Цель изобретения - повьшение ресурса работы электровентилятора путем сокращения потерь масла.
На фиг. 1 изображен электровентил тор с внешним ротором, разрез; на фиг. 2 и 3 - схемы перемещения масл под воздействием молекулярных сил сцепления до и после применения капсулы соответственно (подшипники.
втулка и пористая гильза условно раз
вернуты).
Электровентилятор содержит внешний ротор 1, корпус 2 с опорой 3, на внешнем диаметре которой размещен статор 4. Во внешней части опоры размещены вал 5, подшипники 6 и 7 качения, закрепленные на валу при помощи втулки 8 и гайки 9. Положение вала с подшипниками фиксируется в опоре 3 при помощи пружинного кольца 10.
Между подщипниками размещена пористая гильза, например, из пенополиуретана, пропитанная маслом входящим в состав пластичной смазки, заложенной в Подшипники 6 и 7 качения.
Объем пористой гильзы 11 ограничен жесткой тонкостенной втулкой 12 с прорезями 13 и капсулой 14, плотно прилегающей к торцовым стенкам втулки 12, обеспечив.ая тем самым выделение масла только через прорези 13 (фиг. 3).
Втулка 12 и капсула 14 выполнены из маслонепроницаемого материала с низкой теплопроводимостью. Например, капсула выполнена из стеклолакотка- ни, а втулка - из полиамида стекло- наполненного. Осевое положение втулки 12 зафиксировано уступом на опоре 3 и внешней обоймой подшипника 7.
Между опорой 3, втулкой 12 и капсулой 14 существует зазор, обеспечивающий установку в опору втулки с капсулой без деформации и зацепления. Наличие зазора между втулкой 12 и валом 5 обеспечивает свободу вращения ротора.
Количество вводимого в пористую гильзу масла и величина объема пористой гильзы для каждого конкретного значения заданной величины ресурса работы электровентилятора определяется по формулам.
Объем пористой гильзы определяется по формуле
Vr
К,
G
к
J
(1)
0
5
0
где К - коэффициент, учитывающий степень заполнения объема гильзы пористым материалом, значения которого, например, для пенополиуретана находятся в пределах 5-6; Ку - коэффициент, учитывающий
степень заполнения пористого материала маслом, значения которого, например, для пенополиуретана находятся в пределах 0,3-0,4; j - удельный вес применяемого
масла,
G - количество масла, необходимое для обеспечения заданного ресурса работы электровентилятора, г. При этом количество необходимого
масла, вводимого в пористую гильзу,
определяется из соотношения
V
pv
и(1
+ К
ост
),
(2)
где
.. в
скорость расхода масла подшипниках, г/ч; заданная величина ресурса работы злектровентилятора, ч;
К
ост
коэффициент, учитывающий остаточное количество масла, не участвующее в процессе подпитки подшипников, значения которого, нап- 45 ример, для пенополиуретана лежат в пределах 0.1 - 0,15.
Формулы позволяют связать объем пористой гильзы и закладываемое в нее количество масла с заданным ресурсом 50 работы электровентилятора.
При этом, например, для условий работы электровентиляторов серии ЭВ на частоту 50 Гц экспериментально установлены следующие значения коэф- 55 фициентов: Кп 5 для пенополиуретана с размером ячеек 0,8 мм, К „ 0,4 для температуры 20-70°С, К 0,15 для пенополиуретана с размером ячеек 0,8 мм и температуры 20-70 с, а также
скорость расхода масла Vp,2-Ю г/ч для подшипников качения с габаритными размерами 3x10x4 и 4x13x5,
Оптимальная величина суммарной площади прорезей 8,покоторьм масло из пористой гильзы поступает в подшипники, должна находиться в пределах
S Ф
(D2 - d )
(3)
где D и d - диаметры по бортикам
наружного и внутреннего колец подшипника; - коэффициент, зависящий от рабочей температуры подшипника и конструктивных особенностей втулки и капсулы. При работе электровентилятора мас- ло из пористой гильзы в подшипники перемещается через прорези 13. за счет двух основных факторов: испарения и перемещения в тонкой пленке за счет молекулярных сил сцепления масла с поверхностью металла, растекаясь по ней.
Испарение масла из объема, ограниченного втулкой 12 и капсулой 14, удерживаемое материалом пористой гильзы 11J происходит под воздействием нагрева подшипников 6 и 7 по мере расхода жидкой фазы в пластичной смазке, заложенной в них.
При этом между каждым из подшипников 6 и 7 и торцами втулки 12 образуется зона повьш1енного давления масляных паров, а в полости каждого из подшипников 6 и 7 - зона пониженного давления. При выравнивании давления масляных паров осуществляется перемещение масла из объема пористой гильзы в полости подшипников 6 и 7.
Масло,, соприкасаясь с пластичной смазкой, покрывающей рабочие поверхности подшипников, впитывается в нее и восполняет утраченную жидкую фазу пластичной смазки. Интенсивность испарения определяется степенью наг- рева подшипников и при изменении температура режимов регулируется автоматически.
Материал с низкой теплопроводностью, использованньш для изготовления втулки 12 и капсулы 14, выполняет тепловую защиту пористой гильзы 11, пропитанной маслом, от воздействия температуры нагрева обмотки статора.
0
5
0
0 5
0
5 0
5
снижая тем самым непроизводительньш расход масла,
Маслонепроницаемый материал, из которого изготовлены втулка 12 и капсула 14, а также плотное прилегание капсулы к торцовым стенкам втулки позволяют исключить контакт материала пористой гильзы 11 с поверхностями опоры 3, вала 5 и подшипников 6 и 7, имеюпщй место на фиг. 2. При этом площадь сечения, через которую из пористой гильзы масло под воздействием молекулярных сил сцепления и динамической вытяжки перемещается в тонкой пленке, уменьшена до величины суммарной площади прорезей (фиг. 3). Следовательно, непроизводительньш расход масла снижается и существует возможность его регулирования, изменяя число и площадь прорезей.
Таким образом, предлагаемая конструкция электровентилятора с внешним ротором благодаря использованию жесткой тонкостенной втулки с прорезями в торцовых стенках и капсулы, плотно прилегающей в торцовым стенкам втулки, выполненных из маслонепроницаемого материала с низкой теплопроводностью, дает возможность избежать или значительно сократить непроизводительные потери масла, возникающие от воздействия нагрева обмотки статора, а также от воздействия молекулярных сил сцепления масла в тонкой пленке и динамической вытяжки, что в конечном итоге позволяет повысить ресурс работы электровентилятора без увеличения его габаритов в среднем на 20-30%.
При этом исключается необходимость проведения регламентных работ с целью пополнения масла.
Одновременно происходит экономия масла, так как оно закладывается в пористую гильзу в оптимальном количестве.
Формула изобретения
втулкой с прорезями в торцовых стенках, а с наружной стороны - капсулой, прилегающей к торцовым стенкам втулки, выполненными из маслонепроница- емого материала с низкой теплопро- водимостью, а между опорой для статора, подшипниками и валом образован зазор, обеспечивающий свободу вращения ротора, и между втулкой и капсулой образован зазор для установки втулки с капсулой в опору,
2, Электровентилятор по п. 1, отличающийся тем, что капсула выполнена из стеклоткани, а втулка из стеклонаполненного полиамида .
Патент США № 3747191, кл | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Приборные шариковые подшипники: Справочник,/Под ред | |||
К.Н.Явленского и др | |||
- М,: 1981, с | |||
Деревянный коленчатый рычаг | 1919 |
|
SU150A1 |
Авторы
Даты
1988-01-07—Публикация
1986-01-07—Подача