Электронная система зажигания для двигателей внутреннего сгорания Советский патент 1988 года по МПК F02P3/04 

Описание патента на изобретение SU1372092A1

Изобретение относится к электрооборудованию автомобилей, в частности к системам зажигания горючей смеси в двигателях внутреннего сгорания о

Цель изобретения - упрощение и повьшение надежности работы системы зажигания в многоискровом режиме.

На чертеже показана схема предлагаемой системы.

Система зажигания содержит преобразователь напряжения, выполненный на транзисторе 1 в виде блокинг- генератора по схеме с общим коллектором, трансформатор 2 преобразователя с обмоткой 3 обратной связи, силовую обмотку 4 и выходную обмотку 5, подключенную через вьтрямитель 6 к накопительному конденсатору 7, соединенному одной обкладкой с первичной обмоткой катушки 8 зажигания, а другой обкладкой - с тиристором 9 Преобразователь напряжения включен между первой и второй шинами питания

Параллельно переходу база - коллектор транзистора 1 преобразователя подсоединены последовательно включенные конденсатор 10 и стабилитрон 11, к Точке соединения которых подключен эмиттер транзистора 1 преобразователя напряжения через диод 12 в прямом направлении.

Последовательно соединенные резисторы 13 и 14 смещения рабочей точки транзистора 1 преобразователя соединены общей своей точкой с базой транзистора 1 через обмотку 3 обратной связи. Формирователь 15 импульсов управления тиристором 9 состоит из соединяющих катод и управляющий электрод тиристора 9 последовательно включенных резистора 16 и диода 17, между точкой соединения которых и первой шиной питания включены последовательно соединенные конденсатор 18 и резистор 19. Общая их точка соединена с первым контактом прерывателя 20. Между первой и второй шинами питания включены последовательно соединенные диод 21 и резистор 22, общая точка которых подключена к управляющему электроду тиристора 9„ Последовательно включенные резистор 23 и диод 24, соединяющие эмиттер транзистора 1 преобразователя с первым контактом прерывателя и стабилитрон 25, включенный . между контактами прерывателя, являются деталями формирователя 15 импульсов управления тиристором 9 в работе системы зажигания в многоискровом режиме при снижении напряжения питания. Диод 26 увеличивает длительность искры

Система зажигания работает следующим образом.

Импульсы обратного хода с частотой 2-3 кГц ступенчато заряжают через выпрямитель 6 накопительный конденсатор 7, по мере заряда которого амплитуда обратных импульсов растет.

Когда амплитуда обратных импульсов на обмотке 3 обратной связи достигает напряжения стабилизации стабилитрона 11, током его заряжается конденсатор 10. При спаде обратного

хода заряженный конденсатор 10 через диод 12 включается между базой и эмит - тером транзистора 1, задерживая запуск блокинг-генератора. Время задержки определяется емкостью конденсатора 10 В итоге при заряженном конденсаторе 7 в 5-10 раз снижаются частота блокинг-генератора и потребляемый схемой ток

После разряда конденсатора 7 на

катушку 8 зажигания через тиристор 9 блокинг-генератор снова полной мощностью заряжает конденсатор 7 до открытия стабилитрона 11 и заряда конденсатора 10 и т.д. Напряжение на

конденсаторе 7 связано с амплитудой обратных импульсов на обмотке 3 обратной связи коэффициентом трансформации и, следовательно, стабилизируется стабилитроном 11, достигая

400В к открытию последнего. Максимальная амплитуда обратных импульсов на обмотке 3 является разностью между напряжением стабилизации стабилитрона 4 и напряжением питания и

растет с уменьшением последнего, т.е. схема стабилизации перекомпенсирована. Диод 12 снижает сопротивление цепи заряда конденсатора 10, делая более жестким уровень стабилизации.

Диод 26 позволяет совершиться полному циклу колебаний в контуре, образованном катушкой 8 зажигания и конденсатором 7, вдвое увеличивая длительность искры.

Для получения одиночных положи

тельных импульсов на управляющем электроде тиристора 9 при размыкании контактов прерывателя 20 между контактами прерывателя 20 и упоавляющим электродом тиристора 9 включен бестрансформаторный формирователь 15 импульсов, состоящий из диодов 17 и 21, резисторов 16 и 22 и конденсатора 18.

Для получения многоискрового режима при снижении напряжения питания в схеме имеется связь между преобразователем напряжения и формирователем импульсов по цепи диод 24, резистор 23 и стабилитрон 25, включенный между контактами прерывателя 20. При нормальном напряжении питания 12-14,5 В и разомкнутых контактах прерывателя 20 с эмиттера транзистора 1 преобразователя через резистор 23 и диод 24 на контакт прерывателя 20 поступают импульсы, амплитуда которых равна разности между напряжением стабилизации стабилитрона 25 (15-17В) и напряжением питания. Величины амплитуды этих импульсов недостаточно для нормальной работы формирователя импульсов, , для открывания тиристора 9, и блок работает в обычном, не многоискровом режиме о При понижении напряжения питания во время включения стартера разность напряжением стабилизации стабилитрона 25 и напряжением питания увеличивается и становится вьше некоторого порога, при котором величина импульса, поступающего с формирователя импульсов на управляющий электрод тиристора 9, становится достаточной для открывания последнего, причем, чем ниже напряжение питания схемы, тем больше амплитуда импульсов, поступающих на контакт прерывателя 20 и, следовательно, мощнее импульс на управляющем электроде тиристора 9. Напряжение стабилизации стабилитрона 25 и детали формирователя импульсов по - добраны так, что система зажигания переходит в многоискровой режим при снижении напряжения питания до 11-11,5 В и ниже.

Многоискровой режим возникает только при разомкнутых контактах прерывателя 20, так как замкнутые контакты прерывателя 20 шунтируют импульс, поступающий с эмиттера транзистора 1 через цепочку резистор 23, диод 24, что необходимо для правильной работы распределителя зажигания двигателя.

50

При отключении стабилитрона 25 от контактов прерывателя 20 блок работает в многоискровом режиме как g при нормальном, так и при пониженном напряжении питания.

При отключении цепочки резистор 23, диод 24 блок работает в обычном режиме как при пониженном, так и при 10 нормальном напряжении питания.

Кроме того, стабилитрон 25 предохраняет блок зажигания от ложного срабатывания при появлении в бортовой сети автомобиля случайных импуль- 15 сов, возникающих при включении и выключении индуктивных нагрузок источника тока о

Таким образом, включение стартера, снижая напряжение аккумулятора, 20 переводит систему в многоискровой режим, что обеспечивает надежный запуск двигателя. Надежность работы и упрощение самой системы зажигания достигается за счет исключения им- 25 пульсного трансформатора и одной из обмоток трансформатора однотактного преобразователя.

Формула изобретения

30

1. Электронная система зажигания для двигателей внутреннего сгорания, содержащая однотактный транзисторный преобразователь, подсоединенный меж35 ДУ первой и второй щинами питания, трансформатор которого содержит обмотку обратной связи, соединенную одним выводом с базой транзистора, а другим - со средней точкой резистив40 ного делителя, включенного между шинами питания, силовую обмотку, включенную между первой шиной питания и эмиттером транзистора, коллектор которого соединен с второй шиной пи45 тания, и выходную обмотку, выводы которой подсоединены через выпрямитель к накопительному конденсатору, соединенному одной обкладкой с первым выводом первичной обмотки катушки зажигания, другой обкладкой - с точкой соединения катода выпрямителя с анодом тиристора, катод которого соединен с вторым выводом первичной обмотки катушки зажигания и с

eg первой шиной питания, параллельно переходу база - коллектор транзистора однотактного преобразователя подсоединены последовательно включенные конденсатор и стабилитрон, к точке соединения которых подсоединен катод диода, анод которого соединен с эмиттером транзистора преобразователя, формирователь напряжения, вход которого подсоединен к первому кон- такту прерьгаателя, соединенному через с первой шиной питания, второй контакт прерывателя соединен с второй шиной питания, а выход формирователя напряжения подсоединен к управляющему электроду тиристора, отличающаяся тем, что, с целью упрощения и повышения надежности, введены последовательно включенные между эмиттером транзисто ра и первым контактом прерывателя резистор и диод, катод которого подсоединен к входу формирователя напряжения, а параллельно контактам прерывателя подсоединен стабилитрон,

катод которого соединен с второй шиной питания,

2. Система зажигания по п. 1, отличающаяся тем, что, формирователь напряжения образован первой последовательной цепью из диода и резистора, включенной между шинами питания, причем анод диода подсоединен к первой шине питания, и второй последовательной цепью из резистора, первый вывод которого подсодинен к первой шине питания, а второй через диод - к точке соединения катода диода и резистора первой цепи, с которой соединен выход формирователя напряжения, причем точка соединения анода диода и второго вывода резистора второй цепи подсоединена через конденсатор к входу формирователя напряжения.

Похожие патенты SU1372092A1

название год авторы номер документа
Электронная система зажигания для двигателей внутреннего сгорания 1990
  • Сигалов Александр Давыдович
SU1714184A1
Электронная система зажигания 1974
  • Сверчков Юрий Николаевич
SU812955A1
УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРОННОГО ЗАЖИГАНИЯ 1995
  • Котов Л.Н.
  • Воробьев А.С.
RU2117817C1
ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ 1992
  • Татауров Валерий Федорович
RU2010104C1
СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ 1996
  • Антонов А.А.
  • Фролов С.Г.
RU2129663C1
СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1991
  • Бойко Н.С.
  • Шаймарданов М.А.
RU2029882C1
Система зажигания для двигателей внутреннего сгорания 1986
  • Боричев Б.Г.
  • Гоптарев О.Н.
SU1433129A1
Батарейная система зажигания 1981
  • Синельников Александр Хананович
  • Пиратинский Валерий Исаакович
SU976122A1
Батарейная система зажигания для двигателей внутреннего сгорания 1985
  • Боричев Б.Г.
  • Курченко А.Г.
SU1332952A2
Электронная система зажигания 1981
  • Негода Анатолий Данилович
SU992791A1

Реферат патента 1988 года Электронная система зажигания для двигателей внутреннего сгорания

Изобретение относится к электрооборудованию автомобилей, в частности, к системам зажигания горючей смеси в двигателях внутреннего сгорания. Целью изобретения является упрощение и повьшение надежности работы системы зажигания в многоискровом режиме. Система зажигания содержит преобразователь напряжения на транзисторе 1, выполненный по схеме блокинг-ге- нератора, трансформатор 2 преобразователя с обмоткой 3 обратной связи, силовую обмотку 4 и выходную обмотку 5, выпрямитель 6, накопительный конденсатор 7, катушку 8 зажигания, тиристор 9, конденсатор 10, стабилитрон 11, диод 12, резисторы 13 и 14 смещения, формирователь 15 импульсов управления тиристором 9, выполненный на диоде 17 и резисторе 16, диоды 24 и 26, стабилитрон 25, резисторы 19, 22, 23 конденсатор 18 диод 21 и прерыватель 20. Стабилитрон 25 предохраняет блок зажигания от ложного срабатывания при появлении в бортовой сети автомобиля случайных импульсных сигналов. Надежность работы и упрощение системы зажигания по сравнению с прототипом достигается в результате исключения импульсного трансформатора и одной из обмоток трансформатора однотактного преобразователя. 1 з.п. ф-лы, 1 ил. 8 (Л

Формула изобретения SU 1 372 092 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1988 года SU1372092A1

Способ смешанной растительной и животной проклейки бумаги 1922
  • Иванов Н.Д.
SU49A1
Способ запрессовки не выдержавших гидравлической пробы отливок 1923
  • Лучинский Д.Д.
SU51A1
Электронная система зажигания 1974
  • Сверчков Юрий Николаевич
SU812955A1

SU 1 372 092 A1

Авторы

Иутин Александр Евгеньевич

Даты

1988-02-07Публикация

1986-04-01Подача