ю
и
to
00
СО 00
4
Изобретение относится к машиностроению, в частности к двухсекционным шестеренным насосам.
Цель изобретения - повышение КПД и надежности работы.
На чертеже представлен двухсекционный шестеренный насос, продольный разрез.
Двухсекционный шестеренный насос содержит корпус 1 с перегородкой 2 и торцовыми крышками 3 и 4, в цилиндрических расточках 5 которого размещены две пары ведущих 6 и 7 и ведомых 8 и 9 косозубых шестерен с цапфами 10, установленными в подшипниках 1 скольжения, и выходной вал 12, причем ведущие шестерни 6 и 7 вьтолнены с разным направлением зубьев 13, плавающую опору, выполненную в виде шайб 14 с вогнутой сферической поверхностью 15 и сухарей 16 с выпуклой сферической поверхностью 17, кольцевые проточки 18, выполненные в торцах 19 цапф 10 со стороны перегородки 2, при этом сферические поверхности 15 и 17 шайб 1А и сухарей 16 сопряжены между собой, плавающая опора размещена в . проточках 18 цапф 10, а максимальный зазор (не показан) между перегородкой 2 в корпусе 1 и торцовыми поверхностями 19 ведомых шестерен 8 и 9 вьшолнен больше максимального зазора (не показан) между торцовой крышкой 3 или 4 и торцовой поверхностью 20 ведомых шестерен 8 и 9,
Кроме того, выходной вал 12 выполнен в виде торсионного вала.
Ведущая шестерня 6, расположенная со стороны выходного вала 12 при его вращении слева направо, выполнена с правым направлением зубьев 13, а ведущая шестерня 1-е левым направлением зубьев 13.
Двухсекционный шестеренный насос работает следующим образом.
При вращении выходного вала 12 слева направо (если смотреть со стороны выходного конца вала 12) рабочая жидкость захватывается зубьями 13 шестерен 6 - 9 и переносится из полости всасывания в полость нагнетания. Одновременно осевые усилия от ведущих шестерен 6 и 7 воздействуют, за счет направления выполнения зубьев 13, соответственно на торцовые крышки 3 и 4, а осевые усилия от ведомых шестерен 8 и 9, в связи
1373874 2
с тем, что максимальный зазор между перегородкой 2 и торцовыми поверхностями 20 ведомых шестерен 8 и 9 g выполнены больше максимального зазора между торцовыми крышками 3 и 4 и соответствующими торцовыми поверхностями 20 ведомых шестерен 8 и 9, замыкаются на плавающую опору и 10 взаимоуничтожаются. Наличие в плавающей опоре контакта по сферическим поверхностям 15 и 17 между шайбами 14 и сухарями 16 обеспечивает самоустановку ведомых шестерен 8 и 9 и If исключает их перекос относительно подшипников 11 скольжения, торцовых крьш1ек 3 и 4 и перегородки 2 корпуса 1 .
35
20 Формула изобретения
1.Двухсекционный шестеренный насос, содержащий корпус с перегородкой и торцовыми крьш1ками, в цилин25 дрических расточках которого размещены две пары ведущих и ведомых косозубых шестерен с цапфами, установленными в подшипниках скольжения, и выходной вал, причем ведущие шестер30 ни выполнены с разным направлением зубьев, отличающийся тем, что, с целью повышения КПД и надежности работы, он снабжен плавающей опорой, выполненной в виде шайб, с вогнутой сферической поверхностью и сухарей с выпуклой сферической поверхностью, в торцах цапф ведомых шестерен со стороны перегородки выполнены кольцевые проточки, причем
40 сферические поверхности щайб и сухарей сопряжены между собой, плавающая опора размещена в проточках цапф, а максимальный зазор между перегородкой в корпусе и торцовыми по45 верхностями ведомых шестерен выполнены больше максимального зазора между торцовой крышкой и другой торцовой поверхностью ведомых шестерен.
2.Насос по п. 1, отлича 5Q ю щ и и с я тем, что выходной вал
выполнен в виде торсионного вала.
3.Насос попп. 1и2, отличающийся тем, что, с целью разгрузки перегородки, ведущая шесgg терня, расположенная со стороны выходного вала при его вращении слева направо, выполнена с правым направлением зубьев, а другая ведущая шестерня - с левым направлением зубьев.
Формула изобретения
1.Двухсекционный шестеренный насос, содержащий корпус с перегородкой и торцовыми крьш1ками, в цилиндрических расточках которого размещены две пары ведущих и ведомых косозубых шестерен с цапфами, установленными в подшипниках скольжения, и выходной вал, причем ведущие шестерни выполнены с разным направлением зубьев, отличающийся тем, что, с целью повышения КПД и надежности работы, он снабжен плавающей опорой, выполненной в виде шайб, с вогнутой сферической поверхностью и сухарей с выпуклой сферической поверхностью, в торцах цапф ведомых шестерен со стороны перегородки выполнены кольцевые проточки, причем
сферические поверхности щайб и сухарей сопряжены между собой, плавающая опора размещена в проточках цапф, а максимальный зазор между перегородкой в корпусе и торцовыми поверхностями ведомых шестерен выполнены больше максимального зазора между торцовой крышкой и другой торцовой поверхностью ведомых шестерен.
2.Насос по п. 1, отлича ю щ и и с я тем, что выходной вал
выполнен в виде торсионного вала.
3.Насос попп. 1и2, отличающийся тем, что, с целью разгрузки перегородки, ведущая шестерня, расположенная со стороны выходного вала при его вращении слева направо, выполнена с правым направлением зубьев, а другая ведущая шестерня - с левым направлением зубьев.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Шестерённая машина объёмного действия | 2023 |
|
RU2810851C1 |
НАСОС ШЕСТЕРЕННЫЙ | 2001 |
|
RU2209342C2 |
ШЕСТЕРЕННЫЙ ГИДРОНАСОС | 2002 |
|
RU2210005C1 |
ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС ДЛЯ ПЕРЕКАЧКИ ЖИДКОСТИ | 2013 |
|
RU2536736C1 |
ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС С ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ СМАЗКОЙ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ | 2008 |
|
RU2395719C1 |
Способ работы откачивающего насоса маслоагрегата турбореактивного двигателя (ТРД) и откачивающий насос маслоагрегата ТРД, работающий по этому способу, рабочее колесо откачивающего насоса маслоагрегата ТРД | 2017 |
|
RU2656523C1 |
Способ работы нагнетающего насоса маслоагрегата турбореактивного двигателя (ТРД), нагнетающий насос и его рабочее колесо | 2017 |
|
RU2663783C1 |
НАСОС СЕКЦИОННЫЙ | 2016 |
|
RU2633727C2 |
ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС | 2005 |
|
RU2278300C1 |
Способ работы маслоагрегата турбореактивного двигателя (ТРД) и маслоагрегат ТРД, работающий этим способом (варианты) | 2017 |
|
RU2656479C1 |
Изобретение позволяет повысить КПД и надежность работы насоса. Плавающая опора вьшолнена в виде шайб 14 и сухарей 16, поверхности 15 и 17 которых сопряжены. Такое выполнение обеспечивает самоустановку ведомых шестерен 8 и 9 и исключает их перекос относительно подшипников 1I скольжения, торцовых крышек 3 и 4 и перегородки 2 корпуса 1. Максимальный зазор между перегородкой корпуса и торцовыми поверхностями 20 шестерен 8 и 9 выполнен больше максимального зазора между торцовыми крышками и соответствукяцими торцо- вьми поверхностями шестерен 8 и 9. При таком выполнении осевые усилия от ведущих 6, 7 и ведомых 8, 9 шестерен замыкаются на плавающую опору и взаимоуничтожаются. 2 з.п. ф-лы, 1 ил. (Л
СЕПАРАТОР | 2000 |
|
RU2233709C2 |
Авторы
Даты
1988-02-15—Публикация
1986-06-27—Подача