со vj
со со
N5
Н:1обретение относится к машиностроению и может быть применено в конструкциях осевых подшипниковых узлов гидроагрегатов, насосов, паровых и газовых турбин и других машин.
Целью изобретения является повышение надежности подшипникового узла
На фиг.1 показан узел с элементом неподвижно закрепленным на основании осевой разрез; на фиг.2 - узел с самоустанавливающимся элементом (сегментами) , осевой разрез; на фиг.З - сечение А-А на фиг.1; на фиг.4 - то же, вариант исполнения; на фиг.З - подшипниковый узел с телами качения.
Упорный подшипниковый узел содержит вал 1, на котором установлена ступица 2 с прикрепленным к ней упорным диском 3, на котором выполнены открытые в чередующемся порядке в сторону наружной и внутренней поверхностей упорного диска 3 радиальные канавки 4. Упорный диск 3 может быть выполнен из отдельных дисков, свари- ваемых по кольцевым периферийным стыкам (фиг.1 и 2). Канавки 4 соединены с полостью подшипникового узла радиальными канавками 5. В канавках 4 установлены (например, приварены или припаяны) лопатки 6, по конструкции аналогичные лопаткам центробежного насоса. Лопатки 6 могут быть криволинейными (фиг.З) или прямолинейными (фиг. 4). Упорный диск 3 опирается на неподвижный элемент 7 выпол енный, например, в виде сегментов, который закрепляется неподвижно на кольцевом основании 8 (фиг.1) или самоустанавливается на сферах опорных болтов (фиг.2). Основание 8 подшипникового узла (фиг;1,2,5) по конструкции аналогично упорному диску 3.
Упругий упорный диск 9 (фиг.З) по конструкции аналогичен упорному дис- ку 3 (фиг.1 - 4). Между упорным диском 9 и закрепленным на основании 8 неподвижным элементом уста)ювлены тела качения (шарикоподшипник).
Стрелки на фиг.1-4 указывают направление охлаждающей среды, на фиг.З 4 указано направление вращения упорного диска 3 (против часовой стрел- ки), Д| - зазор между торцами лопаток 6 и горизонтальной стенкой радиальной канавки 4, высота лопатки 6. UJ - толщина упорного диска 3.
Упорный подшипниковый узел работает следующим образом.
.
jg 15
20 25 30 - 40
0
5
При вращении жестко соединенных межаду собой вала 1 , ступицы 2 и упорного диска 3 последний скользит по элементу 7, который может смазываться из маслованны или под давлением от насоса (не показаны). В зоне трения вьщеляется тепло, которое частично выносится в тангенциальном направлении конвективным потоком из клинового зазора между элементом (сегментами) 7 и упорным диском 3, а частично с помощью теплопередачи поступает в корпус элемента 7 и упорный диск 3. При смазке из- маслованны холодная смазка омывает упорный диск 3, поступает в каналы 3 и под действием центробежного эффекта, обусловленного вращением лопаток 6, прокачивается через канавки 4 в радиальных направлениях (фиг.1-4). Вследствие этого имеет место интенсивный теплоотвод от упорного диска, а следовательно, и из зоны трения. В данном случае лопатки 6, прокачивая смазку через канавки 4, одновременно выполняют функцию ребер радиатора охлаждения, обеспечивая более интенсивный отвод от диска 3 за счет увеличения площади теплоотводящей поверхности, зависящей от количества лопаток И их размеров.
Кроме того, активная циркуляция смазки в маслованне обеспечивает хорошее перемешивание холодных и подогретых ее масс и выравнивание ее температуры по объему.
Охлаждение подшипникового узла
может обеспечиваться и циркуляционной смазкой от насосов. В этом случае она под давлением подается во внутреннюю полость подшипникового узла (фиг.1,2) и под действием центробежного эффекта, создаваемого лопатками 6, проходит через каналы 3, канавки 4 и охлаждает упорный диск 3.
При работе подшипникового узла, в конструкцию которого входит подшипник качения, тепло поступает в кольцо шарикоподшипника (фиг.З), откуда путем теплопередачи поступает в упругий диск 9, жестко посаженный в шарикоподшипник по его внутреннему диаметру. Под действием центробежного эффекта по аналогии с описанным тепло отводится смазкой, циркулирующей от внутреннего диаметра в сторону периферии.
При вращении вала 1 в реальной машине под действием неуравновешенЕ1ых масс ротора вал 1 имеет сложное движение, С одной стороны вал 1 имеет колебания типа маятниковых, а с другой он вращается. В результате ось вала вращается по окружности некоторого радиуса. Это приводит к торцовому биению упорного диска (фиг.1-4) или упругого диска 9 (фиг.5). Благодаря выполнению деталей 3 и 9 с повышенной осевой и иэгибной податливостью удается компенсировать существующие перекосы вала 1 и повысить надежность подшипникового узла. Зазор Д| между торцами лопаток 6 и стенкой канавки А выбирается так, что при любых деформациях диска 3 исключается касание последнего о торцы лопаток 6 (фиг.2). Одновременн ввиду высокой изгибной податливости упорного 3 и упругого 9 дисков происходит демпфирование динамической нагрузки, связанной с торцовым биением упорного диска 3 или упругого диска 9 (фиг.1-5).
Эффект демпфирования нагрузки и компенсации перекосов вала 1 значительно вьщ1е при выполнении основания подшипникового узла с радиальными канавками, как и в деталях 3 и 9, так как увеличивается осевая и из- гибная податливость узла.
Изобретение позволяет компенсировать перекосы упорного диска 3 (фиг.1- А) или упругого диска 9 (фиг.5) и демпфировать нагрузку при сложном колебательном движении вала с большей надежностью, охлаждать подшипниковый узел, упростить конструкцию узла путем замены отдельных сильфонов-опор, выполненных для каждого сегмента в отдельности,на общее для всех сегментов кольцевое основание, выполненное в виде сильфона.
с ю
15 Формула изобретения
с ю
1.Упорный подшипниковый узел, содержащий жестко соединенный с валом, упорный диск и расположенный на кольцевом основании неподвижный элемент, отличающийся тем, что,
с целью повьш1ения надежности, в упорном диске и кольцевом основании выполнены открытые в чередующемся порядке в сторону наружной и внутренней поверхностей упорного диска и основания кольцевые радиальные канавки, при этом в радиальных канавках упорного диска установлены лопатки,
2.Узел поп,1, отличающийся тем, что, с целью снижения потерь на трение, между упорным диском и неподвижным элементом установлены тела качения.
0
5
0
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОДНОПОТОЧНЫЙ ЧЕТЫРЕХСТУПЕНЧАТЫЙ ТУРБОМОЛЕКУЛЯРНЫЙ НАСОС | 2014 |
|
RU2560133C1 |
Подшипниковый узел вертикального вала | 1983 |
|
SU1247593A1 |
ТУРБОМОЛЕКУЛЯРНЫЙ НАСОС С ОДНОПОТОЧНОЙ ТУРБОМОЛЕКУЛЯРНОЙ ПРОТОЧНОЙ ЧАСТЬЮ | 2012 |
|
RU2490519C1 |
ТУРБОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ И СПОСОБ ПЕРЕКАЧИВАНИЯ ХОЛОДНОЙ, ГОРЯЧЕЙ И ПРОМЫШЛЕННОЙ ВОДЫ | 2013 |
|
RU2511983C1 |
ТУРБОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ И СПОСОБ ПЕРЕКАЧИВАНИЯ ХОЛОДНОЙ, ГОРЯЧЕЙ И ПРОМЫШЛЕННОЙ ВОДЫ | 2013 |
|
RU2511970C1 |
ТУРБОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ И СПОСОБ ПЕРЕКАЧИВАНИЯ ХОЛОДНОЙ, ГОРЯЧЕЙ И ПРОМЫШЛЕННОЙ ВОДЫ | 2013 |
|
RU2511967C1 |
ТУРБОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ И СПОСОБ ПЕРЕКАЧИВАНИЯ ХОЛОДНОЙ, ГОРЯЧЕЙ И ПРОМЫШЛЕННОЙ ВОДЫ | 2013 |
|
RU2511963C1 |
Подшипниковый узел (его варианты) | 1988 |
|
SU1734579A3 |
Подшипниковый узел скольжения | 1979 |
|
SU838128A1 |
СМАЗОЧНАЯ СИСТЕМА С РАСХОДОМЕРНОЙ ДИАФРАГМОЙ ДЛЯ ПОДШИПНИКОВ | 2014 |
|
RU2701024C2 |
Изобретение относится к области машиностроения и может быть применено в конструкциях упорных подшипниковых узлов о Цель изобретения - повышение надежности. В упорном диске и кольцевом основании выполнены открытые в чередующемся порядке в сторону наружной и внутренней поверхностей упорного диска и основания кольцевые радиальные канавки. В радиальных канавках упорного диска установлены лопатки. Между упорным диском и неподвижным элементом могут быть установлены тела качения. При работе подшипникового узла смазка под действием центробежного эффекта прокачивается от внутренней части узла через канавки и каналы. 1 з.п, ф-лы, 6 ил.
/
Фиг.2
А-А
Фиг.З
А-А
Фиг.
Фиг.5
Патент США № 3829179, кл | |||
Распределительный механизм для паровых машин | 1921 |
|
SU308A1 |
Авторы
Даты
1988-02-15—Публикация
1985-12-27—Подача