Подшипниковый узел скольжения Советский патент 1981 года по МПК F16C17/06 

Описание патента на изобретение SU838128A1

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано и конструкциях подшипниковых узлов скольжения, смазка которых осуществляется из масляной ванны, например, в подшипниках гидрогенераторов. Известен подшипниковый узел сколь жения, содержащий смонтированные в корпусе самоустанавливающиеся сегменты на цe тpaльнo расположенных опорах и напорные щитки, установленные на опорныхповерхностях сегментов зеркально относительно опор в радиальной плоскости каждого сегмента и частично находящиеся вне контура сегментов. В процессе работы данного узла напорные щитки воспринимают кинетический напор смазки маслованны, обусловленный вращением подвижного элемента (пяты или вала), погруженного в масло маслованны. Энергия давления на щитках преобразуется в крутящий момент относительно точки опоры сегментов ij . Однако узел обладает ограниченным возможностями по несущей способности при повышенных нагрузках, так как напорные щитки расположены в области пониженного кинетического напора масла. Цель изобретения - повышение несущей способности, и надежности подшипникового узла скольжения. Поставленная цель достигается тем, что подшипниковый узел скольжения, содержащий самоустанавливающиеся сегменты на центрально расположенных опорах- и напорные щитки, размещенные зеркально относительно опор в радиальной плоскости симметрии каждого сегмента, снабжен установленными на подшипниках в корпусе коленчатыми валами, каждый из которых размещен под опорой сегмента В плоскости напорных щитков, а Кс1ждый сегмент имеет жестко закрепленные на его боковых поверхностях по обе стороны от опоры в его радиальной ПЛОСКО9ТИ симметрии рычаги с проушинами, охватывающими колена вала, при этом напорные щитки размещены с зазором относительно сегмента и жестко закреплены на коленчатом валу. На фиг.1 изображен сегмент подшипника скольжения с торца по радиусу; на фиг.2 - то же, вид сверхуj на фиг.З - сечГение А-А на фиг.1; на фиг.4 - сечение Б-Б на фиг.З; на фиг.З - сечение В-В на фиг.З.

Подшипниковый узел скольжения содержит самоустанавливающиеся сегменты 1, размещенные в масляной ванне (не показана) на упругих тарелках 2, опирающихся на центрально расположенные опоры 3. Напорные щитки 4 и 5 жестко закреплены на коленчатом, валу б, который установлен радиально под опорой 3 каждого сегмента 1. Коленчатый вал б опирается на подшипники 7 и 8 качения. При этом колена 9 и 10 вала б размещены в плоскости напорных щитков 4 и 5, и обращены к опорньлм поверхностям сегментов 1, Кроме того, колена 9 и 10 вала 6 входят в проушины 11 и 12 рычагов 13 и 14, которые закреплены на боковых поверхностях опорных тарелок 2 по обе стороны от опоры 3 в радиальной Плоскости симметрии сегмента 1. На сегмент 1 опирается подвижный элемент 15, Вся конструкция смонтирована на корпусе 16.

В установившемся режиме работы узла в маслованне формируется устойчивый поток масла, обусловленный,; вращением подвижного элемента 15, погруженного в масло. При этом тангенциальная, составляющая скорости V потока масла имеет значительную величину и направлена в сторону движения подвижного элемента 15.

Кинематическая энергия потока масла, набегающего на щитки 4 и 5 преобразуется в энергию давления, в результате чего на щитки 4 и 5 действует суммарное гидравлическое усилие F , которое на плече L создает крутящий момент относительно оси коленчатого вала б.

Под действием кинетического напора (момента ) напорные щитки 4 и 5 наклоняются в сторону вращения подвижного элемента 15, а так как они жестко связаны с коленчатым валом б, то он поворачивается в подшипниках 7 и 8 в ту же сторону. В результате этого колена 9 и 10 вала б,выбрав зазор в проушинах 11 и 12 рычагов 13 и 14 (фиг,3-5) поворачивают указанные рычаги на некоторый угол I фиг,5). Так как рычаги 13 и 14 жестко связаны с тарелкой 2, на которой установлен сегмент 1, то вся система поворачивается на некоторый угол.

В образовавшемся между сегментом 1 и подвижным элементом 15 клиновом зазоре генерируются гидродинамические давлений Р, которые уравновешивают действующую на сегмент нагрузку РО. При этом вектор нагрузки Р на сегмент 1 смещается от оси опоры 3 в сторону вращения подвижного элемента 15 на некоторую величину , Смещение вектора Р, будет иметь место до тех пор, пока момент от сил гидродинамических давлений в клиновом зазоре не будет уравновешен моментом от гидравлического давления потока масла на щитках 4 и 5, т.е.

(1).

V - 0. SY,

де S. 1

(2)

или Р, . Y, (3)

i,Y

(4)

откуда смещение РО 1

где F..;, Рд гидравлическое усилие на

напорных щитках 4 и 5; L - расстояние от точки приложения силы FfA на щитках до оси коленчатого вала; I - расстояние от оси коленчатого вала б до оси колена 9 или 10;

S - усилие в точке контакта поверхности колена 9 или 10 . и рычага 13 или 14;

Y - расстояние точки контакта

.колена 9(10) и рычага 13 до точки самоустановки сегментов 1;

Р - гидродинамические давления - о Усилие на сегмент 1 (нагрузка) ;

- величина смещения вектора РО от точки самоустановки сегмента 1.

Чем больше момент будет передан относительно точки самоустановки тарелки 2 (момент SY), тем большую наогрузку РО может нести сегмент в формуле. (1) ,

Смещение в формуле (4) равноценно эксцентриситету в эксцентрично опертых сегментах.

Анализируя формулу (4),можно сделать вывод о том, что варьируя параметрами L ,1 и Y , можно в несколько раз увеличить передаваемый крутящий момент от напорных щитков 4 и 5 на сегмент 1, что позволит получить смещение и, соответственно угловое положение сегмента 1 также, как и у сегментов с эксцентричной опорой в подшипнике одностороннего действия.

Работа подшипника при реверсе подвижного элемента 15 аналогична описанной.

Формула изобретения

Подшипниковый узел скольжения, содержащий смонтированные в корпусе самоустанавливающиеся сегменты на центрально расположенных опорах и напорные щитки, размещенные зеркально относительно опор в радиальной плоскости симметрии каждого сегмента, отличающийся тем, что, с целью повышения несущей способности и надежности, он снабжен

установленными на подшипниказ в корпусе коленчатыми валами, каждый из которых размещен под опорой сегмента в плоскости напорных щитков, а каждый сегмент имйетжестко закрепленные на его боковых поверхностях но обе стороны от опоры в его радиальной плоскости симметрии рычаг с „проушинами, охватывающими колена вала, при этом напорные щитки размещены с зазором относительно сегмента и жестко закреплены на коленчатом

валу.

Источники информации, принятые во внииание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР №631703, кл, F 16 С 17/06, 1977.

Похожие патенты SU838128A1

название год авторы номер документа
Подшипниковый узел скольжения 1979
  • Терещенко Анатолий Васильевич
SU903599A1
Подшипниковый узел скольжения 1980
  • Терещенко Анатолий Васильевич
SU994825A1
Подшипник скольжения 1977
  • Терещенко Анатолий Васильевич
SU631703A1
Подшипниковый узел реверсивного ротора 1979
  • Терещенко А.В.
SU949994A1
ОПОРНЫЙ СЕГМЕНТНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 2016
  • Иванов Александр Николаевич
  • Слицкий Александр Евгеньевич
  • Иванов Николай Михайлович
RU2619408C1
Подшипник скольжения реверсивного ротора 1985
  • Терещенко Анатолий Васильевич
SU1249215A1
ВИБРОСИТО 2003
  • Вайсберг Л.А.
  • Зарогатский Л.П.
  • Трофимов В.А.
RU2236309C1
ВКЛАДЫШ ОПОРНОГО СЕГМЕНТНОГО ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2007
  • Лисянский Александр Степанович
  • Егоров Николай Павлович
  • Шкляров Михаил Иванович
  • Спиридонов Александр Федорович
  • Егоров Виталий Николаевич
  • Чупрова Лия Израйлевна
  • Козлов Сергей Константинович
RU2361126C1
Упорный подшипник скольжения 2017
  • Воронов Тимур Дмитриевич
  • Казанцев Родион Петрович
  • Лебедевич Владислав Олегович
  • Одинцов Николай Анатольевич
  • Пархомов Михаил Михайлович
RU2656747C1
РАДИАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 1994
  • Егоров Н.П.
  • Юрченко И.С.
  • Крупский Л.Г.
  • Захарова Л.А.
  • Ковалев И.А.
  • Пичугин И.И.
  • Фрагин М.С.
  • Иваницкий С.В.
RU2079739C1

Иллюстрации к изобретению SU 838 128 A1

Реферат патента 1981 года Подшипниковый узел скольжения

Формула изобретения SU 838 128 A1

.j

Фиг.

15

фиг.

SU 838 128 A1

Авторы

Терещенко Анатолий Васильевич

Даты

1981-06-15Публикация

1979-04-02Подача