Способ контроля режима работы породоразрушающего инструмента при бурении скважин винтовыми забойными двигателями Советский патент 1990 года по МПК E21B4/02 

Описание патента на изобретение SU1376649A1

Изобретение относится к бурению . иефтяньЬс и газовых , а более конкретно к способам бурения с ис- пользованием винтовых забойных двигателей.

Целью изобретения является повышение надежности контроля за износом породоразрушанидего инструмента в процессе буре1даяо

На чертеже приведена рабочая стендовая характеристика винтового забойного двигателя.

Здесь 1 - зависимость, частоты вращения вьпсодного вала от нагрузки; 2 - кривая изменения перепада давления а двигателе от нагрузки; 3 - изменение перепада давления в нагнетательной линии.

Способ осуществляется следующим образом.

При бурении скважин с использова- imeM в качестве привода породоразру- шаклцегр инструмента забойного винтового двигателя выбирают режим буре-- ния, обеспечивазощий наиболее эффективную отработку псродораэрушаю- щего инструмента,

Забойный винтовой двигатель с закрепленным на нем породоразрушаю- щин инструментом опускают в скважину на колонне бурильных труб Спуск колонны приостанавливается в момент нахождения породоразрушающего инструмента непосредственно над забоем и по колонне бурильных труб в двигатель подается технологически необходимое количество жидкости. После промывки забоя при стабилизации перепада давлений в нагнетательной линии фиксируется величина давления P.j соответствующая режиму работы двигателя на забое без нагрузки,

Затем колонна бурильных труб с двигателем и породоразрушающим инструментом подается вниз до контакта с забоем: осуществляется приработка породоразруша ощего инструмента и в результате мехагшческого каротажа определяется осевая 1 агрузка на породрразрушактщй инструмент., обеспечивающая максимум механической скорости В этот момент фиксируется давление в нагнетательной линии Рд о

Дальнейшее бурение ведут при.постоянной нагрузке, и фиксируют давление Р в нагнетательной линии. По мере углубления скважины долото изнашивается и в результате износа опо

0

5

0

5

0

шарошек и вооружения возрастает мо- ментоемкость долотцо РХ.Х замеряют в конце бурения при условиях, соответствующих замеру Pjijjj.

Опыт эксплуатации шарошечных долот показывает что при значительном износе, близком к аварийному, момен- тоемкость долот возрастает в 1,3Q 1,7 раза.

При бурении скважин с приводом от винтового забойного двигателя по мере увеличения моментоемкости долота линейно возрастает перепад

5 давлений на двигателе и, следовательно, давление в нагнетательной линии. Давление в нагнетательной линии фиксируют в процессе бурения, и при достижении значения, вытекагацего из - формулы

Г-Е-. 1.3- 1,7 , о .it . :

процесс долбления.прерывают и колонну бурильных труб поднимают на дневную поверхность.

Пример практического осуществления способа контроля режима работа породоразрушающего инструмента. Перед началом очередного долбле0 1ШЯ замеряют величину давления Р. при приподнятом над забоем инструменте Затем выбирают оптимальный режим отработки породоразрушающего инструмента, после чего фиксируют

5 величину давления в начале долбления Рд, Прирост давления определяется характеристикой забойного двигателя и соответствует созданию крутящего момента на выходном валу.

В процессе долбления с ростом глубины скважины растут и гидравлические путевые потери, величина которых непосредственно влияет на величину фз кснруемо го давления, текущее значение которого растет как по мере углубления ствола скважины, так и в процессе сработки породоразрушающего инструмента. Поэтому постоянно в процессе бурения корректируется либо путем замеров в процессе нарал(ивания колонны, либо зпи- зодическим подъемом инструмента, либо расчетным путем, прогнознрующим увеличение путекых гидравлических

J потерь. Когда разница текущих значений Р и РХ. , замереннь:х в процессе долбления, отнесенная к границе Р, - Р, будет определяться величиной указанного диапазона, процесс бурекия Lедут предельно осторожно. Решение о подъеме инст1 умемта принимают в ервокупности с оценкой снижения механической скорости, а также в зависимости от буримости породы. Однако вне зависимости от сопутству- кяцих факторов, если отношение указанных величин достигает значения U7 то инструмент поднимают во избежание аварии..

Таким образом, способ обеспечивает простой и надежный контроль износа породоразрушаюцего инструмента в процессе бурения винтовым двигателем.

Формула изобретения

Способ контроля режима работы породораэрушающего инструмента при

бурении скважин винтовыми забойными двигателями, вкпччакиций регистрацию давления в нагнетательной линии при работе двигателя под нагрузкой и без нее, о т л и ч а ю ц и и с я тем, что, с целью аовыш аия надежности контроля за износом породораз- рушахяцего инструмента в процессе бурения, регистрацию давления в нагнетательной лннии производят при работе двигателя при постоянной нагрузке, при этом допустимей износ инструмента определяют из соотношения величин давлений, замеренных при различных условиях работы двига- теля, и заменяют ннструмент при величинах этого соотношения, не превы- шанхцих указанных пределов .

Р - Pi

Г. к

Н-.- J.3- 1,7.

Ре- Р.

Похожие патенты SU1376649A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ СОЗДАНИЯ И КОНТРОЛЯ НЕОБХОДИМОЙ НАГРУЗКИ НА ДОЛОТО ПРИ БУРЕНИИ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ И НАКЛОННО НАПРАВЛЕННЫХ СКВАЖИН ВИНТОВЫМ ЗАБОЙНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ С БОЛЬШИМИ СМЕЩЕНИЯМИ ЗАБОЕВ ОТ УСТЬЯ СКВАЖИНЫ 2006
  • Бикчурин Талгат Назметдинович
  • Студенский Михаил Николаевич
  • Вакула Андрей Ярославович
  • Замалиев Тагир Халафович
  • Кашапов Сайфутдин Авзалович
RU2313667C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ РЕЖИМА РАБОТЫ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ В ЗАБОЙНЫХ УСЛОВИЯХ 2013
  • Молодило Владимир Иванович
  • Коротаев Сергей Николаевич
  • Дьяконов Григорий Анатольевич
RU2508447C1
Способ определения степени износа породоразрушающего инструмента 1988
  • Ишемгужин Евгений Измайлович
  • Султанов Байрак Закиевич
  • Ямалиев Виль Узбекович
  • Заикина Ольга Анатольевна
  • Жулаев Валерий Петрович
SU1555469A1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСЕВОЙ НАГРУЗКИ НА ДОЛОТО ПРИ БУРЕНИИ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ И НАКЛОННО-НАПРАВЛЕННЫХ СКВАЖИН ВИНТОВЫМ ЗАБОЙНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2007
  • Двойников Михаил Владимирович
RU2361055C1
СПОСОБ И СИСТЕМА ДЛЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ БУРЕНИЕМ СКВАЖИНЫ 2019
  • Молодило Владимир Иванович
RU2697988C1
Способ контроля режима работы винтового двигателя в забойных условиях 1983
  • Балденко Д.Ф.
  • Бикчурин Т.Н.
  • Вадецкий Ю.В.
  • Гусман М.Т.
  • Каплун В.А.
  • Кочнев А.М.
  • Никомаров С.С.
  • Семенец В.И.
SU1128646A1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ОСЕВОЙ НАГРУЗКИ НА ДОЛОТО ПРИ БУРЕНИИ НАКЛОННО НАПРАВЛЕННЫХ СКВАЖИН ВИНТОВЫМ ЗАБОЙНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 2017
  • Двойников Михаил Владимирович
  • Блинов Павел Александрович
  • Кадочников Вячеслав Григорьевич
RU2646651C1
СПОСОБ ПОДАЧИ ПОРОДОРАЗРУШАЮЩЕГО ИНСТРУМЕНТА В СКВАЖИНЕ 1990
  • Гусман М.Т.[Ru]
  • Эскин М.Г.[Ru]
  • Миракян В.И.[Ru]
  • Балаш И.[Hu]
  • Косо Ф.[Hu]
SU1800864A1
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ОСЕВОЙ НАГРУЗКИ НА ЗАБОЙ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ СКВАЖИНЫ 2011
  • Габзалилова Альфира Хамитовна
  • Янтурин Руслан Альфредович
RU2481461C1
Устройство для бурения скважин 1988
  • Будянский Вигдор Соломонович
  • Брудный-Челядинов Сергей Юльевич
SU1579971A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 376 649 A1

Реферат патента 1990 года Способ контроля режима работы породоразрушающего инструмента при бурении скважин винтовыми забойными двигателями

Изобретение относится к бурению нефтяных и газовых скважин. Цель изобретения повьшение надежности контроля за износом породоразрушаю- щего инструмента в процессе бурения. После промывки забоя скважины при стабилизации перепада давления в нагнетательной линии фиксируют величину РХ,У , соответствующую релмму двигателя на забое без нагрузки. Регистрируют давление в нагнетательной линии при работе двигателя при постоянной нагрузке. Допустимый износ бурового инструмента определяют из соотношения величин давлений, замеренных при. различных условиях работы двигателя. Заменяют инструмент при величинах этого соотношения, не превышающих указанных пределов: (Р- Pi.x)/(Po-P.ic) - 1,3 - 1,7, где Р„ - давление в нагнетательной линии в начале долбления; РХ.Х давление, соответствующее режиму работы двигателя на забое под нагрузкой. В процессе долблегшя с IJOCTOM глубины растут и гидравлические путевые потери, величина которых влияет на величину фиксируемого давления. I ил

Формула изобретения SU 1 376 649 A1

SU 1 376 649 A1

Авторы

Балденко Д.Ф.

Бикчурин Т.Н.

Вадецкий Ю.В.

Гусман М.Т.

Семенец В.И.

Даты

1990-09-30Публикация

1985-02-22Подача