Изобретение относится к области геофизических исследований скважин и может быть использовано в аппаратуре комплексного каротажа, включаю™ щей более десяти видов измерений.
Целью изобретения является расширение возможностей системы при работе на однойшльном каротажном кабеле.
На фиг,1 приведена функциональ- нал схема системы; на фнг.2 - временные диаграммы ее работы.
Система состоит из скважинного прибора 1 и наземного блока 2, соединенных между собой каротажным кабелем 3, Наземный блок содержит узел 4 синхронизации, переключатель 5, источники питания 6 и 7, коммутатор 8 аналоговых или цифровых сигналов и узлы 9-1 памяти. Скважинный блок .содержи;т . узел 12 синхронизации, датчики 13-15 информационных сигналов, коммутатор 16, оконечный усилитель 17, ключевые элементы 18 и 19 и источ ники питания 20 и 21, причем переключатель 5 под- соединен к узлу 4 синхрониз ации, источникам питания 6 и 7, коммутатору 8 аналоговых сигналов и - через каротажный кабель 3 - к узлу 12 синхронизации, источникам питания 20 к 21 н оконечному усилителю 17 Коммутатор 8 аналоговых сигналов подсоединен к узлу А синхронизации и узлам 9-1I цамяти. Коммутатор 16 подсоединен к Датчикам 13,-IS информационных сиг- и оконечному усилителю 17. Клю- евые элементы 18 и 19 подсоединены Соответственно к источникам питания 0 и 2i, оконечному усилителю 17 и у1злу 12 синхронизации, а последний соединен с-коммутатором 16.
Система работает следующим обра3iOM.
Узел 4 синхронизации генерирует импульсы 22 и 23, которые поступают нв управляющий вход переключателя 5, В течение импульса 22 переключатель 5 подсоединяет источник питания 6 через Каротажный кабель 3 к источнику питания 20. Конденсатор фильтра источника питания 20 заряжается до напряжения источника питания 6 В те чйние импульса 23 переключатель 5 подсоединяет источник питания 7 к источнику питания 21, заряжая его нако пительную емкость. Одновременно этот уаншульс поступает на узел 12 синхронизации, который формирует импульс 29. По заднему фронту этого импульса
формируется отрицательный импульс 32 (ek/i)j течение которого открываются ключевые элементы 18 и 19, включается оконечный усилитель 17, а также последовательность импульсов 30, 31, в течение которьк коммутатор 16 поочередно подключает датчики 13 - 15 сигналов к оконечному усилителю 17, На выходе усилителя 17 формируется информационный сигнал 24, где в зоне А положительный и отрицательный импульсы, сформированные в наземном блоке, подзаряжают накопительные конденсаторы источников питания 20 и 21. В зоне Б могут формироваться служебные импульсы команд, поступающие с поверхности в скважин- ный прибор. В течение зон А и Б оконечный усилитель 17 отключен, не потребляет энергии и не препятствует подзаряду конденсаторов источников питания 20 и 21 и прохождению импульсов команд (зона в). В течение зоны В оконечный усилитель 17 подключается и информационные сигналы от датчиков 13 - 15 через тор 16 и усилитель 17 поступают в наземный блок (напряжения U ,,,U), в течение зоны Г - режим ожидания.
В наземном блоке узел 4 синхронизации запускает коммутатор 8 аналоговых сигналов, в котором формируется последо вательность импульсов 25,. Эти импульсы совпадают по времени с импульсами 30 и 31, информационные сигналы записываются и запоминаются в соответствующих узлах 9-1 памяти.
На выходах узлов 9-П памяти формируются постоянные напряжения 27,28 равные постоянным напряжениям соответствующих датчиков 13 - 15, При изменении напряжений датчиков 13 - 15 напряжения на выходе узлов 9-11 памяти изменяются скачком (27,28) в момент действия импульсов 25,26 опроса коммутатора 8 аналоговых сигналов. Выходные напряжения узлов 9-П па- мяти поступают на регистрацию.
Использование системы комплексного каротажа позволяет по одножильному кабелю Передавать более десяти квазнпостоянных информационньк сигналов от датчиков геофизических параметров и, таким образом, сократить количество спускоподъемных операций при достаточной точности передачи информации.
Формула изобретения
Система комплексного каротажа, содержащая скважинный прибор, включающий оконечный усилитель, узлы питания, узел синхронизации, датчики информационных сигналов и наземный блок, состоящий из источника напряжения, переключателя и узла синхронизации, а переключатель соединен с источниками напряжения, с узлом синхронизации и через каротажный кабель - с вькодом оконечного усилителя, узлами питания и узлом синхронизации скважинного прибора, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей системы при работе на одножильном каротажном кабеле, в скважинньгй прибор введены коммутатор информационных сигналов и ключевые элементы, а в наземный блок - коммутатор сигналов и блоки памяти, причем входы коммутатора соединены с датчиками информационных сигналов и с узлом синхронизации, а выход коммутатора - с входом оконечного
усилителя, ключевые элементы включены в цепь питания оконечного усилителя, а управляющие входы ключевых элемен- тов подсоединены к узлу синхронизации , .1Нформа1щонный вход коммутатора
наземного блока подсоединен к каротажному кабелю, управляющий вход - к узлу синхронизации, а выходы коммутатора - к блокам памяти.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система акустического каротажа | 1983 |
|
SU1132696A1 |
Многоканальное промыслово-геофизическое устройство | 1984 |
|
SU1287073A1 |
Комплексно-комбинированный прибор для каротажа скважин | 1980 |
|
SU911411A1 |
Устройство для акустического каротажа скважин | 1981 |
|
SU960696A1 |
Комплексная промыслово-геофизическая аппаратура | 1984 |
|
SU1293688A1 |
Аппаратура для каротажа скважин | 1981 |
|
SU947805A1 |
Устройство для акустического каротажа скважин | 1981 |
|
SU960695A1 |
Способ исследования скважин | 1985 |
|
SU1298361A1 |
Комплексно-комбинированный прибор для каротажа скважин | 1983 |
|
SU1087939A1 |
Система акустического каротажа | 1986 |
|
SU1467526A1 |
Изобретение относится к области геофизических исследований скважин и может быть использовано для передачи на поверхность по одножильному кабелю информации от комплексных скважинных приборов, которые производят измерения более десяти геофизических параметров. Целью изобрете- -ния является расширение функциональных возможностей устройства комплексного каротажа, обеспечение передачи большего количества геофизических параметров при работе на одножильном каротажном кабеле. В систему комплексного каротажа, содержар1ую скважинный прибор, включающий оконечный усилитель, узлы питания, узел синхронизации, датчики информаш1он- ных сигналов и наземный блок с источниками напряжения, переключателем и узлом синхронизации, дополнительно введены блоки коммутации сигналов. HoBbiM в системе комплексного каротажа является введение в скважинный прибор коммутатора информационных сигналов и ключевых злементов, а в наземный блок - коммутатора сигналов и блоков памяти. Входы коммутатора соединены с датчиками информационных сигналов и узлом синхронизации. Выход коммутатора соединен с входом оконечного усилителя. Клгчевые элементы включены в цепь питания оконечного усилителя. Управляющие входы ключевых злементов подсоединены к узлу синхронизации. Информационный вход коммутатора наземного блока подсоединен к каротажному кабелю. Управляющий вход подключен к узлу синхронизации, а выходы коммутатора - к узлам памяти. 2 ил. i (Л 1 о О)
фиг
A
A
75
т
.
Д.
teMff/7.
дуие.г
В
r
fffff/r.
Патент США № 4162400, кл | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Система акустического каротажа | 1983 |
|
SU1132696A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1988-06-15—Публикация
1986-06-18—Подача