6
11
13
i5 б J i 2 3 7 9 7 f О
;о
Oi
со to
Изобретение относится к медицинской технике, а именно к стоматологическим инструментам, и может быть использовано в качестве привода режущих и шлифующих алмазных головок и боров.
Цель изобретения - снижение уровня щума.
На чертеже изображен двигатель стоматологического инструмента.
Двигатель турбинный пневматический содержит разъемный корпус 1, радиальную турбину 2, сопловый аппарат 3, расположенный в корпусе 1, НОДП1ИПНИКИ 4 и 5, звукоизоляционный кожух 6, дроссельную 1иайбу 7 с отверстиями 8, упругий воздухопроницаемый элемент 9, помещенный в корпусе 1 с возможпостью взаимодействия с дроссельной шайбой 7, подводяпп ю трубку 10, ротор 1 1 с поперечным отверстием 12 на нем и подпружиненную кнопку 13, причем дроссельная шайба 7 установлена с возможностью воз- вратно-поступательпого перемещения в осе- во.м направлении относительно упругого воздухопроницаемого элемента 9.
Стакан 14 предназначен для подсоединения двигателя к источнику сжатого воздуха. Присоединительные размеры унифицированы с серийно выпускаемыми турбинными наконечниками НТС 300, НТС -300-02 и микромоторами ЛАМП-20.
Сопловый аппарат 3 имеет спиральные расп иряюп1иеся каналы для подвода воздуха на радиальную турбину 2. Ротор 11 установлен в четырех подшипниках 4 и 5, при- че.м П1арикоподшипники 5 расположены в звукоизоляционном кожухе 6. который, в свою очередь, размещен в корпусе 1 на демпфи- руюп1их кольцах 15. Такое выполнение узла установки ротора по.зволяет демпфировать колебания ротора 11 нри прохождении им критических частот.
Система фиксации режущих и шлифующих инструментов позволяет использовать как инструменты для угловых }|аконечни- ков, так и для прямых. Она состоит пз цанги 16, установленной в резьбовом от- версти и ротора 11 и подпружиненной кнопки 13, которая своим концом при нажатии входит в отверстие 12 ротора 11, фиксируя его от угловых перемещений при установке и закреплении режущего инструмента.
Конец ротора 1 1 установлен на двух шарикопод1пипниках 4 для того, чтобы конец ротора был жестко закреплен от угловых не- ремепхений относительно корпуса 1. Сам же ротор 1 1 имеет бо.тьшую относительную длину. Установка конца ротора 11 па двух пшриконодпщпниках 4 допускает бо.чыпие радиальные нагрузки при работе алмазными инструментами с большими диаметрами.
Система г.1у111енпя шума состоит из пу.мо- поглощаюшей дроссе,1ьной шайбы 7 с отверстиями 8, упругого э,1емеп а 9 из многократно спутанной металлической упругой проволоки. 71россельпая шайб. свободно пере0
мещается по поверхности подводящей трубки 10. Между корпусом 1 и упругим э,пе- ментом 9 установлен ограничитель 17 с отверстиями, общая площадь сечений которых равна или больше сечения выхлопных отверстий в корпусе 1. Ограничитель 17 препятствует попаданию элемента 9 в вы- хло1тых отверстий в корпусе 1.
Двигатель турбинный пневматический рабогает следующим образом.
Двигатель подсоединяется к источнику сжатого воздуха и к турбине 2 через под- водяп1ую трубку 10 и центральный сопловой аппарат, где отдает свою энергию и заставляет вращаться турбину 2. Отрабо5 танпый воздух давит на дроссельную щай- бу 7 (отверстия в данной шайбе имеют плоп1.адь сечения несколько-меньше, чем выхлопные отверстия в корпусе 1) и, перемещая ее, снимает элемент из многократно спутанной упругой проволоки, сопротивление которого прохождению воздуха увеличивается. Кроме того, увеличивается его щумо- по лощающий эффект и спектр поглощаю- П1.ИХ частот. Этим достигается увеличенный П1умопогло1цающий эффект на всем диапа5 зоне рабочих давлений двигателя. При малых давлениях ц умопоглощающий эффект соответственно меньший и заглушается более низкий спектр частот, так как размеры ячеек и каналов большие. При больших дав- .лениях шумопоглощающий эффект за счет
0 увеличения противодавления на выхлопе увеличивается, соответственно njyM работы турбины 2 глушится больше и в более высоком спектре частот (ячейки и каналы стали меньше). Перепад давлений на турбине при изменении давления подводного воздуха из5 меняется более плавно.
Этим достигается расп ирение рабочего числа оборотов выходного вала с одновременным глушением во всем рабочем диапазоне.
Q При вращении турбины 2 она достигает критического числа оборотов (порядка 45000 об/мин) и начинает вибрировать. В связи с тем, что турбина 2 установлена в звукоизоляционном кожухе 6 на демпфирующих кольцах 15, то она при вращении са5 моустанавливается, а вибрации и перемещения гасятся удлиненным жестким ротором 11, причем эти вибрации не передаются на режупхий инструмент, так как ротор 11 жестко на двух подшипниках устаповлен в корпусе. Таким образом, обес0 печено прохождение критического числа оборотов турбины без ее статической балансировки и снижения мощности на этих частотах. Ранее без статической балансировки преодолеть критические числа оборотов не удавалось без больших потерь воздуха и увеличения давления.
Таким образом, двигатель турбинный пневматический имеет пониженный уровень щума, может работать в широком диапазоне
5
давлений (2-4 кгс/см) и числа оборотов выходного вала (20-100 тыс. об/мин). Кроме того, двигатель не требует сложной и дорогостоящей операции по статической и динамической балансировке ротора.
Формула изобретения
Двигатель стоматологического инструмента, содержащий корпус, радиальную турбину и сопловый аппарат, помещенный в
корпус, дроссельную щайбу с выполненными в ней отверстиями, отличающийся тем, что, с целью снижения уровня шума, он снабжен упругим воздухопроницаемым элементом, помещенны.м в корпусе с возможностью взаимодействия с дроссельной шайбой, причем последняя установлена с возможностью возвратно-поступательного перемещения в осевом направлении относительно упругого воздухопроницаемого элемента.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Микромотор пневматический для стомато-лОгичЕСКиХ НАКОНЕчНиКОВ | 1979 |
|
SU848019A1 |
СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ НАКОНЕЧНИК | 1992 |
|
RU2033769C1 |
ТУРБОКОМПРЕССОР | 2003 |
|
RU2290543C2 |
РОТОРНАЯ МАШИНА | 2008 |
|
RU2388937C2 |
Пневматическая шлифовальная машина | 1982 |
|
SU1121105A1 |
Турбина двухконтурного газотурбинного двигателя с активным тепловым регулированием радиального зазора в турбине, способ активного теплового регулирования радиального зазора в турбине двухконтурного газотурбинного двигателя | 2017 |
|
RU2704056C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКОГО ДИСБАЛАНСА БЫСТРОВРАЩАЮЩИХСЯ ТЕЛ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1993 |
|
RU2085847C1 |
Способ сборки и балансировки высокооборотных роторов и валопроводов авиационных газотурбинных двигателей и газоперекачивающих агрегатов | 2022 |
|
RU2822671C2 |
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2013 |
|
RU2545110C1 |
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2013 |
|
RU2555928C2 |
Изобретение относится к медицинской технике, касается стоматологических инст- ру.ментов. Цель изобретения - снижение уровня шу.ма. Двигатель турбинный пневматический имеет разъемный корпус 1, радиальную турбину 2, сопловой аппарат 3, который и.меет спиральные, расширяющиеся каналы для подвода воздуха на радиальную турбину. Двигатель имеет подшипники 4 и 5, на которых установлен конец ротора 1 1 , звукоизоляционный кожух 6, размеш,ен- ный в корпусе 1 на демпфирующих кольцах 15. Система фиксации режущих и шлифующих инструментов состоит из цанги 16 в резьбовом отверстии ротора и подпружиненной кнопки 13, одним концом при нажатии входящей в отверстие 12 ротора, фиксируя его от угловых перемещений. Система глушения имеет шумопоглощающую дроссельную щайбу 7 с отверстиями 8, упругого элемента 9 (из многократно спутанной металлической упругой проволоки). Шайба свободно перемещается по поверхности подводящей трубки 10. Между корпусом и упругим элементом установлен ограничитель 17 с отверстиями, общая площадь сечений которых равна или больше сечения выхлопных отверстий в корпусе. Ограничитель препятствует попаданию упругого элемента в выхлопные отверстия в корпусе. J ил. (О (Л
Авторы
Даты
1988-08-30—Публикация
1986-03-27—Подача