Изобретение относится к области энергетического машиностроения и может быть использовано в энергетических установках летательных аппаратов.
Целью изобретения является повышение КПД и надежности работы.
На чертеже изображена схематически вспомогательная энергетическая установка летательного аппарата.
Вспомогательная энергетическая установка летательного аппарата содержит гидротрансформатор 1, рабочая 2 полость которого имеет канал 3 подвода жидкости и канал 4 отвода жидкости, и генератор 5 с системой охлаждения. Канал 3 подвода жидкости к рабочей полости 2 гидротрансформатора 1 подключен к насосу 6 системы топливоподачи двигателя 7. Система охлаждения генератора 5 содержит эжектор 8 и насос-сепаратор 9. При этом насос-сепаратор 9 установлен на роторе 10 генератора 5, выполнен в виде центробежного насоса с осевым подводом 11, сообщенным с внутренней полостью 12 генератора 5 каналом 13. В роторе 10 генератора 5 выполнены жиклеры 14, сообщенные каналом 15 с нагнетательным патрубком 16 насоса 6. Выход 17 из насоса-сепаратора 9 гидравлически связан с полостью всасывания насоса 6.
Эжектор 8 имеет сопло 18 для активной жидкости, подключенное к каналу 4 отвода жидкости из рабочей полости 2 гидротрансформатора 1. Пассивное сопло 19 эжектора 8 сообщено с полостями 12 генератора 5, а выход из него гидравлически связан с осевым подводом 11 насоса-сепаратора 9. Гидротрансформатор 1 закреплен на коробке приводов 20 двигателя 7. На коробке приводов 20 двигателя 7 установлен насос 6 системы топливоподачи, полость всасывания которого сообщена с подкачивающим насосом 21, установленным в баке 22.
Вспомогательная энергетическая установка работает следующим образом.
От коробки приводов 20 двигателя 7 приводится во вращение гидротрансформатор 1, обеспечивающий постоянство частоты вращения генератора 5. Топливо из нагнетательного патрубка 16 насоса 6 системы топливоподачи подается по каналу подвода 3 в рабочую полость 2 гидротрансформатора 1 и по каналу 15 в полый ротор 10 генератора 5 через жиклеры 14, распыляется на обмотки ротора и статора. В процессе взаимодействия с обмотками топливо частично испаряется, при этом образуется смесь с низким удельным весом, состоящая из паров топлива воздуха и жидкости.
В первоначальный момент времени до запуска двигателя 7 полости 12 генератора 5 заполнены топливом, затем при запуске двигателя и наборе оборотов гидротрансформатора и генератора 5 топливо из полости 12 генератора 5 начинает откачиваться эжектором 8 и насосом-сепаратором 9. Ротор 10 генератора 5 начинает вращаться в смеси топлива, его паров и воздуха. Смесь поступает в пассивное сопло 19 эжектора 8 за счет разрежения, создаваемого струей топлива, выходящего из активного сопла 18. В активное сопло 18 топливо поступает под давлением, равным давлению в рабочей полости 2 гидротрансформатора 1. С выхода пассивного сопла 19 эжектора 8 смесь поступает в осевой подвод 11 насоса-сепаратора 9. В результате закрутки смеси шнековым колесом, размещенным на периферии осевого подвода 11 жидкость под действием центробежной силы, как имеющая большую плотность, отбрасывается к периферии осевого подвода, а газообразная фаза (воздуха, паров, топлива) собирается в центральной части подвода 11.
Далее жидкость поступает в центробежное колесо насоса-сепаратора 9 и направляется в полость всасывания насоса 6 системы топливоподачи. Паровоздушная смесь по каналу 13 возвращается в полость 12 генератора 5. Топливо (рабочая жидкость), прошедшее через рабочую полость гидротрансформатора, направляется в активное сопло 19 эжектора, где потенциальная энергия давления жидкости обеспечивает откачивание смеси из полости генератора. Такое подключение рабочей полости гидротрансформатора позволило снизить расход жидкости через систему охлаждения генератора на величину расхода топлива через активное сопло эжектора.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРИВОД-ГЕНЕРАТОР | 2009 |
|
RU2408503C2 |
Система охлаждения электрической машины энергетической установки | 1982 |
|
SU1072185A1 |
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА | 1986 |
|
SU1478761A1 |
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА | 1986 |
|
SU1478762A1 |
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА | 2000 |
|
RU2156210C1 |
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА | 2002 |
|
RU2214349C1 |
ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ СТАРТЕРНЫЙ ПРИВОД-ГЕНЕРАТОР | 2014 |
|
RU2571895C1 |
СИСТЕМА ТОПЛИВОПОДАЧИ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2009 |
|
RU2413856C1 |
Центробежный насос | 2000 |
|
RU2671082C2 |
Способ работы форсажного комплекса турбореактивного двигателя (ТРД) и форсажный комплекс, работающий этим способом, способ работы насоса форсажного и насос форсажный, работающий этим способом, способ работы ТРД и ТРД, работающий этим способом | 2017 |
|
RU2656525C1 |
Изобретение относится к области энергетического машиностроения и может быть использовано в энергетических установках летательных аппаратов. Цель изобретения - повышение КПД и надежности работы. Вспомогательная энергетическая установка летательного аппарата содержит гидротрансформатор 1, рабочая полость 2 которого имеет канал 3 подвода жидкости и канал 4 отвода жидкости, и генератор 5 с системой охлаждения. Канал 3 подвода жидкости к рабочей полости 2 гидротрансформатора 1 подключен к насосу 6 системы топливоподачи двигателя 7. От коробки приводов 20 двигателя 7 приводится во вращение гидротрансформатор 1, обеспечивающий постоянство частоты вращения генератора 5. Толпиво из нагнетательного патрубка 15 насоса 6 системы топливоподачи подается по каналам подвода 3 в рабочую полость 2 гидротрансформатора и по каналу 15 в полый ротор 10 генератора 5 через жиклеры 14, распыляется на обмотки ротора и статора. В процессе взаимодействия с обмотками топливо частично испараяется, при этом образуется смесь с низким удельным весом, состоящая из паров топлива воздуха и жидкости. В первоначальный момент времени до запуска двигателя 7 полости генератора 5 заполнены топливом, затем при запуске двигателя и наборе оборотов гидротрансформатора и генератора 5 топливо из полости 12 генератора 5 начинает откачиваться эжектором 8 и насосом-сепаратором 9. 1 ил.
ВСПОМОГАТЕЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, содержащая гидротрансформатор, рабочая полость которого выполнена с каналами подвода и отвода жидкости, генератор и систему охлаждения, снабженную эжектором с пассивным и активным соплами, отличающаяся тем, что, с целью повышения КПД и надежности работы, активное сопло эжектора сообщено с каналом отвода жидкости из рабочей полости гидротрансформатора.
Система охлаждения электрической машины энергетической установки | 1982 |
|
SU1072185A1 |
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
Авторы
Даты
1994-07-15—Публикация
1987-01-12—Подача