Транспортное средство повышенной проходимости Советский патент 1988 года по МПК B60K17/32 B62D49/08 

Описание патента на изобретение SU1428605A1

Л

К)

00 О)

о

ел

21

22

остова в вертикальное положение. Транспортное средство содержит остов 1, ходовую часть, шарнирно установленный на остове передний ведзшгий мост с приводом через раздаточную коробку, задний ведущий мост 2, снабженный устройством перемещения колес по высоте в виде поворотных редукторов 3, 4 с приводом от гНДРоцилиндра 1 б двухстороннего действия, полости которо™ го магистралями подключены к гидрораспределителю 20 автомата-стабилизатора, запитьшаемого от источника 22 давления. При стабилизации в вертикальное положение в приводе ведущих мостов возникает кинематическое несоответствие из-за относительного перемещения осей поворотных редукторов заднего моста Это является причиной возникновения паразитной мощности в приводе, ухудщения поворачиваемо- сти. Магистрали гидрораспределителя 20 .автомата-стабилизатора связаны с гидроцилиндрами управления трех фрикционных муфт, первая из которых осуществляет привод переднего моста с помощью одной пары шестерен раздаточной коробки при неработающем устройстве перемещения колес по высоте, а вторая и третья фрикционные муфты осуществляют привод переднего моста с помощью второй или третьей пары шестерен в зависимости от направления изменения наклона опорной поверхности, обеспечивая кинематически согласованную работу ведущих мостов, при стабилизации транспортного средства. 1 з,п.ф-лы, 2 ил.

Похожие патенты SU1428605A1

название год авторы номер документа
Транспортное средство повышенной проходимости 1987
  • Зарецкий Владимир Павлович
  • Амельченко Петр Адамович
  • Войтешонок Владимир Станиславович
  • Степанюк Петр Никифорович
SU1458252A1
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2005
  • Кодинцев Николай Александрович
RU2299136C2
Многоосное длиннобазное шасси 2020
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Шпитко Георгий Николаевич
RU2743769C1
Гидрообъемно-механическая трансмиссия тяжеловозного транспортного средства 2016
  • Карпухин Сергей Анатольевич
  • Сучугов Борис Николаевич
  • Васильченков Василий Федорович
  • Селюк Дмитрий Владимирович
  • Абрамов Вячеслав Николаевич
  • Кушнарев Андрей Владимирович
  • Иванов Роман Алексеевич
RU2613143C1
ТЯГОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО (ВАРИАНТЫ) 1999
  • Писаревский В.М.
  • Брагар В.В.
  • Котиев Г.О.
  • Смирнов А.А.
  • Сачивец В.В.
  • Шигаев А.Д.
RU2163209C1
Механизм поворота транспортного средства 1981
  • Шавель Анатолий Андреевич
  • Зеленый Петр Васильевич
  • Яцкевич Владимир Владимирович
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Балицкий Владимир Александрович
SU992255A1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ К АВТОТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ 2012
  • Рассоха Владимир Иванович
  • Исайчев Владимир Тимофеевич
RU2495301C1
МАЛОГАБАРИТНЫЙ ТРАКТОР 1992
  • Гамалеев П.П.
  • Ситников В.Р.
  • Бурдин В.В.
RU2104882C1
Трансмиссия транспортного средства 1986
  • Самойлов Сергей Александрович
SU1632816A1
ТРАНСМИССИЯ ВНЕДОРОЖНЫХ МАШИН, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ТРАКТОРОВ 1999
RU2162799C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 428 605 A1

Реферат патента 1988 года Транспортное средство повышенной проходимости

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения - повышение надежности путем уменьшения циркуляции паразитной мощности в приводе ведущих мостов и улучшение поворачиваемости транспортного средства на склоне при стабилизации

Формула изобретения SU 1 428 605 A1

t

Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к области горных тракторов и других самоходных колесных машин для работы в горных условиях.

Целью изобретения является повьше ние надежности путем уменьшения циркуляции паразитной мощности в приводе ведущих мостов и улучшение пово- рачиваемости транспортного средства на склоне при стабилизации остова в вертикальное положение,

На фиг.1 представлена кинематическая схема предлагаемого транспортного средства повьшенной проходимостиj на фиг,2 - схема, иллюстрирующая работу транспортного средства на . клонной опорной поверхности.

Транспортное средство повьш1енной проходимости содержит остов 1 и хо- довую часть (фиг.1). Задний ведзш ий мост 2 снабжен устройством перемещения колес на высоте в виде поворотны бортовых редукторов 3 и 4, корпус каждого из которых выполнен в виде двух шарнирно сочлененных рычагов 5 и 6, 7 и 8, направленных соответственно в разные стороны в редукторах 3 и 4 разных бортов. Рычаги 5 и 7 своими свободными концами шарнирно соединены с остовом 1 транспортного средства, а рычаги 6 и 8 со ступицами левого 9 и правого 10 колес транспортного средства, которые связаны с трансмиссией постредством планетарных механизмов 11 и 12, располо- жен1П)1Х в корпусах бортовых редукторов 3 и 4 соответственно. Рычаги 5 и 7 жестко соединены между собой поперечным валом 13 и связаны с остовом 1 посредством планетарных механизмов 14 и 15. Поперечный вал 13 имеет привод вращения от гидроцилиндра 16 двухстороннего действия, снабженного запорным клапаном 17, Штоковая и бес- штоковая полости гидроцилиндра 16 магистралями 18 и 19 подключены к гид- рораспределителю 20 автомата-стабилизатора, включающего, кроме гидрораспределителя 20, датчик 21, например, маятникового типа. Автомат-стабилизатор запитывается от источника 22 давления.

На остове 1 транспортного средства шарнирно установлен передний ведущий мост 23 с приводом от шестерни 24 вторичного вала коробки перемены передач. Привод переднего ведущего моста 23 включает промежуточную шестерню 25, раздаточную коробку 26 и карданную передачу 27, На валу 28 раздаточной коробки 26 установлены три шестерни 29-31, крайние из которых 29 и 31 связаны с валом 28 через непостоянно замкнутые фрикционные муфты 32 и 33 с управлением от гидро- .цилиндров 34 и 35 соответственно, а средняя шестерня 30 связана с валом 28 раздаточной коробки 26 через постоянно замкнутую фрикционную муфту 36 с гидравлическим выключением от двух независимых гидроцилиндров 37 и

38. Каждая из трех шестерен 29-31 на- ю вижном положении. Вследствие того.

ходится в постоянном зацеплении с шестернями 39-41 соответственно, жестко установленными на дополнительном валу 42 раздаточной коробки 26. Одна из шестерен, например, шестерня 39 дополнительного вала 42 находится в зацеплении с промежуточной шестерней 25 привода переднего ведущего мрс- та 23.

Рабочая полость одного независимо-2Q и 30 и раздаточной коробки. Передаго гидроцилиндра 37 выключения постоянно замкнутой фрикционной муфты 36 сообщена с рабочей полостью гидроцилиндра 34 управления непостоянно замкнутой фрикционной муфтой 3-2 крайней шестерни 29 и подключена к магистрали 19 гидрораспределителя 20 автомата-стабилизатора. Рабочая полость второго независимого гидроцштиндра 38 выключения постоянно замкнутой фрикционной муфты 36 сообщена с рабочей полостью гидроцилиндра 35 управления непостоянно замкнутой фрикционной муфтой 33 крайней шестерни 31 и подключена к магистрали 18 гидроточные числа шестерен привода переднего ведущего моста 23 и передаточные числа планетарных механизмов 11 и 12, оси шестерен которых в данном 25 режиме неподвижны, подобраны так, что кинематическое несоответствие в межосевом приводе транспортного средства равняется нулю. Вследствие этого циркуляция паразитной мощности в приводе ведущих мостов транспортного средства отсутствует.

При въезде транспортного средства колесами правого борта на наклоннзгю опорную поверхность маятник 21 автомата-стабилизатора перемещает золот30

распределителя 20 автомата-стабилиза-35ник распределителя 20 в такое положетора.ние, в котором к источнику 22 давлеПередаточное число одной крайнейния гидросистемы подключена магист- ,пары шестерен 29 и 39 раздаточнойраль 19, а со сливом сообщена ма- коробки 26 привода переднего ведуще-гистраль 18. Гидроцилиндр 16 повора- го моста 23 меньше, а второй крайней чивает поперечный вал 13, перемещая пары шестерен 31 и 41 больше переда-левое колесо 9 вниз, а правое колесо точного числа средней пары шестерен10 вверх относительно остова 1 тран- 30 и 40. Соотношение упомянутых пере-спортного средства посредством рыча- даточных чисел пропорционально угло-гов 5 и 6 левого борта и рычагов 7 вой скорости поворота поперечного 8 правого борта. Указанное перемела 13 при стабилизации в вертикальноещение сопровождается относительным положение, причем коэффициент пропор-перемещением осей планетарных меха- циональности зависит от соотношениянизмов 11 и 12, что приводит к обкату чисел зубьев шестерен планетарных ме-шестерен планетарных механизмов 11 ханизмов 11 и 12 привода вращения ко-50и 12 и изменению угловой скорости лес 9 и 10 заднего моста 2.вращения выходных звеньев, т.е. на-..

Транспортное средство повьшеннойлов, связанных жестко с колесами 9 и

проходимости работает следующим обра-10. При принятом изменении наклона

зом.опорной поверхности (наклон опорной

При движении транспортного средст-55поверхности увеличивается под колесава по горизонтальной опорной поверх-ми правого борта) задние колеса 9 и

ности или на наклонной опорной повер-10 транспортного средства получают

хности постоянного наклона датчик 21приращение угловой скорости. Таким

изменения угла наклона (маятник) удерживает золотник гидрораспределителя 20 в нейтральном положении, обеспечивающем сообщение магистралей 18 и 19 со сливом. При этом запорньш клапан 17 заперт и гидрО1щлиндр 16 удерживает поперечный вал 13, а вместе с ним бортовые редукторы 3 и 4 в непод5

что магистрали 18 и. 19 сообщены со сливом, постоянно замкнутая фрикционная муфта 36 соединяет с валом 28 раздаточной коробки 26 среднюю шестерню 30. Привод переднего ведущего моста 23 осуществляется от mecrej)- ни 24 вторичного вала коробки перемены передач через промежуточную шестерню 25 посредством шестерен 39, 40

точные числа шестерен привода переднего ведущего моста 23 и передаточные числа планетарных механизмов 11 и 12, оси шестерен которых в данном 5 режиме неподвижны, подобраны так, что кинематическое несоответствие в межосевом приводе транспортного средства равняется нулю. Вследствие этого циркуляция паразитной мощности в приводе ведущих мостов транспортного средства отсутствует.

При въезде транспортного средства колесами правого борта на наклоннзгю опорную поверхность маятник 21 автомата-стабилизатора перемещает золот0

образом, передаточное число привода заднего моста 2 изменяется на величину, пропорциональную угловой скорости вращения поперечного вала 13, причем коэффициент пропорциональности зависит от соотношения чисел зубьев планетарных механизмов 11 и 12 и межцентровых расстояний между их звеньями.

Поскольку к источнику 23 давления подключена магистраль 19, независимый гидроципиндр 37 выключения постоянно замкнутой фрикционной муфты 36 отсоединяет от вала 28 раздаточной коробки 26 шестерню 30, а гидроцилиндр 34 управления непостоянно замкнутой фрикционной муфтой 32 связывает с валом 28 шестерню 29, Шестерня 31 свободно вращается на валу 28, по скольку магистраль 18, с которой связан гидроцилиндр 35 управления непостоянно з амкнутой фрикционной муфтой 33, сообщена со сливом, В этом

случае привод переднего ведущего мое-т ной поверхности постоянного наклона.

30

та 23 осуществляется с помощью шестерен 39 и 29 раздаточной коробки 26, числа зубьев которых подобраны с учетом упомянутого изменения передаточного числа привода заднего вед5пцего моста 2 так, что кинематическое несоответствие межосевого привода равняется нулю.

По окончании процесса стабилизации транспортного средства в вертикальное положение маятник 21.автомата- . 35 стабилизатора возвращает в нейтральное положение золотник гидрораспределителя 20, который сообщает обе магистрали 18 и 19 со сливом. Транспортное средство возвращается в сое тояние, в i oTopoM оно работало до въезда на склон при движении по горизонтальной опорной йоверхности.

При въезде на наклонную опорную поверхность колесами левого борта транспортное средство стабилизируется так же, как и при въезде колесами правого борта. Однако при стабилизации транспортного средства

- 40

45

так и в процессе стабилизации транспортного средства в вертикальное положение, что всегда имеет место при повороте транспортного средства на склоне, обеспечивается кинематически согласованный режим работы переднего 23 и заднего 2 ведущих мостов. Это позволяет снизить затраты мощности на передвижение транспортного средства, повысить КПД, улучшить поворачи- ваемость и топливную экономичность и снизить износ шин посредством уменьшения циркуляции паразитной мощности в приводе ведущих мостов.

Формул-а изобретения 1, Транспортное средство повьшген- ной проходимости преимущественно для работы на крутых склонах, содержащее остов, ходовую часть, шарнирно установленный на остове передний ведущий мост с приводом от шестерни вторичного вала коробки перемены пере дач, включающим промежуточную шестерню, шестерню раздаточной коробки, устаскорость вращения колес 9 и. 10 задне-50 новленную на валу раздаточной короб- го моста 2 уменьшается, так как направление вращения поперечного вала 13, а также направление перемещения осей планетарных механизмов 11 и 12 и обката их шестерен противоположно 55 описанному. Кроме того, скорость вращения валов 13.уменьшается, так йак источник 22 давления связывается с

ки, связанном с карданной передачей, задний ведущий мост, снабженный устройством перемещения колес по высоте в виде поворотных бортовых редукторов, корпус каждого из которых выполнен в виде двух шарнирно сочлененных рычагов, направленных соответственно в разные стороны в редукторах разных

о

5

бесштоковой полостью гидроцилиндра 16 через магистраль 18, При этом независимый гидроцилиндр 38 включает фрикционную муфту 36, отсоединяя шестерни 30 от вала 28 раздаточной коробки 26, а гидроцилиндр 35 включает фрикционную муфту 33, связьгоая с валом 28 шестерню 31, Привод переднего ведущего моста 23 осуществляется с помощью-шестерен 39, 41 и 31 раздаточной коробки 26, Числа зубьев шестерен 41 и 31 подобраны с учетом уменьшения скорости задних колес 9 и 10 так, что пневматическое несоответствие межосевого привода равняется нулю. По окончании процесса стабилизации транспортного средства в вертикальное положение оно возвращается в исходное состояние.

Таким образом, в транспортном средстве повьппенной проходимости как при движении по горизонтальной опорной поверхности или по наклонной опор30

35 40

45

так и в процессе стабилизации транспортного средства в вертикальное положение, что всегда имеет место при повороте транспортного средства на склоне, обеспечивается кинематически согласованный режим работы переднего 23 и заднего 2 ведущих мостов. Это позволяет снизить затраты мощности на передвижение транспортного средства, повысить КПД, улучшить поворачи- ваемость и топливную экономичность и снизить износ шин посредством уменьшения циркуляции паразитной мощности в приводе ведущих мостов.

Формул-а изобретения 1, Транспортное средство повьшген- ной проходимости преимущественно для работы на крутых склонах, содержащее остов, ходовую часть, шарнирно установленный на остове передний ведущий мост с приводом от шестерни вторичного вала коробки перемены пере дач, включающим промежуточную шестерню, шестерню раздаточной коробки, установленную на валу раздаточной короб-

ки, связанном с карданной передачей, задний ведущий мост, снабженный устройством перемещения колес по высоте в виде поворотных бортовых редукторов, корпус каждого из которых выполнен в виде двух шарнирно сочлененных рычагов, направленных соответственно в разные стороны в редукторах разных

бортов, первый из которых своим свободным концом шарнирно соединен с остовом транспортного средства, а второй - со ступицей колеса, связан- ного посредством расположенного в корпусе бортового редуктора планетарного механизма с трансмиссией, при-, чем свободные концы первых редукторов противоположных бортов жестко со-

единены между собой поперечным валом с приводом от гидроцилиндра двусто- - роннего действия, штоковая и бесшто- ковая полости которого магистралями подключены к гидрораспределителю, записываемому от источника давления, при этом подвижной элемент гидрораспределителя кинематически связан с датчиком в виде маятника, отличающееся тем,что,с цельюповы- шения надежности путем уменьшения циркуляции паразитной мощности в приводе ведущих мостов и улучшения поворачива- емости транспортного средства на склоне при стабилизации остова в верти- кальное положение, на валу раздаточной коробки установлены три шестерни, крайние из которых связаны с этим валом через постоянно замкнутые фрикционные муфты с управлением от гидроци

линдров, а средняя шестерня связана с валом раздаточной коробки через постоянно замкнутую фрикционную муфту с гидравлическим выключением от двух независимых гидроцилиндров, каждая из трех упомянутых шестерен на- ходится в постоянном зацеплении с шестернями, жестко установленными на

Q

г Q 5

0

5

дополнительном валу, и одна из шестерен дополнительного вала находится в зацеплении с промежуточной шестерней привода переднего моста, причем рабочая полость одного из независимых гидроцилиндров выключения постоянно замкнутой фрикционной муфты сообщена с рабочей полостью гидроцилиндра управления непостоянно замкнутой фрикционной муфтой одной крайней шестерни и подключена к одной магистрали гидрораспределителя, а рабочая полость второго независимого гидроцилиндра выключения постоянно замкнутой фрикционной зависимости гидро- цилиндра выключения постоянно замкнутой фрикционной муфты сообщена с рабочей полостью гидр о цилиндр) а управления непостоянно замкнутой фрикционной муфтой второй крайней шестерни и подключена к другой магистрали гидрораспределителя,

2. Транспортное средство по п.1, отличающееся тем, что передаточное число одной крайней пары шестерен раздаточной коробки привода переднего моста меньше, а другой крайней пары шестерен больше передаточного числа средней пары шестерен, причем соотношение упомянутых передаточных чисел пропорционально угловой скорости поворота поперечного вала при стабилизации трактора в вертикальное положение и соотношению чисел зубьев планетарного механизма привода вращения задних колес.

LLZ.l

10

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1988 года SU1428605A1

Авторское свидетельство СССР № 755665, кл
Способ крашения тканей 1922
  • Костин И.Д.
SU62A1

SU 1 428 605 A1

Авторы

Войтешонок Владимир Станиславович

Зарецкий Владимир Павлович

Зеленый Петр Васильевич

Скуртул Анатолий Иванович

Даты

1988-10-07Публикация

1987-04-16Подача