(Л
4
4
4;
tij
Изобретение относится к тренажерам операторов систем управления и может быть использовано при профотборе и подготовке операторов,
Целью изобретения.является, повышение точности и быстродействия устройства
На чертеже представлена функциональная схема устройства для оценки профессиональной пригодности операторов АСУ.
Устройство содержит пульт 1 оператора с формирователями одиночных импульсов единиц 2 и нулей 3, эле- мент ИЛИ 4, делитель импульсов 5, триггер (Омитта 6, блок 7 памяти ответов, блок 8 ввода эталонов, блок 9 ввода ошибок, первый ключ 10, блок
11регистрации, первый распределител
12импульсов, второй распределитель
13импульсов, второй и третий ключи 1Д и 15, переключатель 16 и инвертор 17,
Блок ввода ошибок 9 содержит сум- маторы 18,,,,,18 по модулю два, входы которых являются первыми и вторыми входами блока, элементы И 19 1,,,,, 19.,, выходы которых подключены к многопозиционному переключа- телю 20, инвертор 21, выход которого подключен к информационному входу ключа 22, выход которого является первым выходом, а управляющий вход - Третьим -входом блока. Выход переклю- чателя 20 является вторым выходом блока.
Блок 11 регистрации содержит узел 23 индикации, подключенный к выходу элемента 19, счетчики циклов 24 и 25, подключенные к выходу распределителя 13 импульсов, и счетчики ошибок 26 и 27, подключенные к выходу распределителя 12 импульсов.
Блок 8 ввода эталонов содержит пе реключатель 16 и блок памяти 28.
После включения тренажер работает следующим образом,.
Преподаватель выбирает определенный алгоритм предъявления символов (нулей и единиц) обучаемому. Задача обучаемого - определить алгоритм преподавателя. Обучаемый по тактам формирует свой алгоритм, причем он на один такт опережает алгоритм препода вателя. Обучаемый сравнивает по тактам оба алгоритма и корректирует свой, добиваясь полного совпадения с алгоритмом экспериментатора, который
циклически повторяется. В блоке 9 ввода ошибки происходит сравнение алгоритмов преподавателя и обучаемого. Как только алгоритмы совпадут, на последнем шаге происходит инверсия одного стимула алгоритма преподавателя и обучаемый вынужден продолжать работу. Преподаватель определяет характеристики обучаемого по количеству циклов, необходимых для полного совпадения алгоритмов, и числу соверш.н- ных при этом ошибок до и после введения ошибки, ,
Перед началом работы обучаемого на тренажере преподаватель с помощью блока 28, представляющего собой кольцевой сдвигающий регистр, собранный на D-триггерах, устанавливает длину алгоритма предъявления стимулов путем ограничения ячеек регистра и характер структуры алгоритма путем записи в соответствующие ячейки единиц и нулей. Длина алгоритма устанавливается с помощью переключателя 16, через который информация с последнего задействованного триггера регистра коммутируется в первьй. Одновременно переключатель 20 блока 9 ввода ошибки устанавливается в такое положение, при котором обеспечивается коммутация сигналов с последнего задействованного триггера блока 28 через сумматор 18 по модулю два, элемент И 19 и переключатель 20 на выход блока 9, Ин- формация с выхода блока 8 ввода эталонов в блок 9 ввода ошибки поступает в прямом коде,
В исходном состоянии счетчики 24- 27 обнулены, на втором выходе блока 9 ввода ошибки сигнал отсутствует,- чем обеспечивается коммутация информационных входов распределителей 12 и 13 импульсов на счетчики 26 и 24, Этим же сигналом замкнут ключ 14 и разомкнут ключ 15, Нулевым потенциалом с второго выхода триггера Шит- та 6 разомкнуты ключи 10 и 22,
Обучаемьй произвольно нажимает кнопки О или 1 {не показаны).Допустим, он нажал кнопку О, При этом формирователь 3 одиночных импульсов нулей выдаст импульс, который запишет в первую ячейку блока 7 памяти ответов ноль и через элемент ИЛИ 4 поступит на вход триггера ИЫитта 6 и делителя 5 импульсов, коэффициент деления которого равен длине алгоритма и устанавливается 44
периментатором заранее. Триггер та 6 переключается в единичное (.неустойчивое) состояние, при котором сигналом с его второго выхода замыкается ключ 10 и сигнал с первого выхода блока 8 ввода эталонов поступает на узел 23 индикации, на индикаторе которого (не показан) высветится состояние выхода. Кроме того, этим же сигналом замкнется ключ 22 блока 9 ввода ошибки. Возвращение триггера 11Ь1Итта 6 в исходное состояние отсоединяет узел 23 индикации от блока 8, а сигнал с его инверсного выхода, поступая на первые входы блоков 7 и 8, сдвинет содержимое их регистров вправо на один разряд, причем информация из последнего задействованного
по модулю два появится ноль, чем снимается единица с выходов элементов И 19, даже если предьщуиме прогноз и алгоритм совпадали. Кроме того, нулевой сигнал с выхода су тматора 18 инвертируется на инверторе 21. Через ключ 22, на управляющий вход которого с триггера 1 митта 6 поступает сигнал на включение, и распределитель 12 импульс поступает на счетчик 26, который фиксирует ошибку,
. Таким образом, сигнал на втором выходе блока 9 ввода ошибки появится только в том случае, если алгоритмы преподавателя и обучаемого полностью совпали. Под действием этого сигнала распределители 12 и 13 импульсов перекоммутируют свои информационные вхо
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер для обучения операторов систем управления | 1983 |
|
SU1121694A1 |
Тренажер операторов систем управления | 1981 |
|
SU968841A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1990 |
|
SU1758658A1 |
Устройство для тренировки памяти обучаемого | 1988 |
|
SU1580421A1 |
Тренажер операторов автоматизированных систем управления | 1981 |
|
SU991482A1 |
Устройство для контроля профессиональной пригодности радиотелеграфистов | 1987 |
|
SU1538181A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1981 |
|
SU1001152A1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления | 1981 |
|
SU1029214A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РАДИОТЕЛЕГРАФИСТОВ | 1991 |
|
RU2020538C1 |
Устройство для контроля знаний обучаемого | 1983 |
|
SU1108483A1 |
Изобретение относится к тренажерам операторов систем управления и может быть использовано при профотборе и подготовке операторов. Цель изобретения - повышение точности и быстродействия устройства. Достигается введением блока 7 памяти ответов, распределителей 12 и 13 импульсов, ключей 14 и 15, инвертора 17, а также новым техническим решением блока 9 ввода ошибки. Сущность изобретения заключается в возможности определения профессиональной пригодности без процесса снятия промежуточных характеристик оператора, чем ускоряется процесс получения конечного результата. 1 3.п. ф-лы, 1 ил.
в данном эксперименте триггера регист-2о ды на вторые выходы и теперь информара блока 8 через замкнутый ключ 14 перепишется в первый.
Число циклов алгоритма, предъявляемых обучаемому через распределитель 13, фиксируется счетчиком 24,
Обучаемый визуально фиксирует первый член алгоритма преподавателя и снова нажимает по своему усмотрению одну из кнопок нуль или
единица,
ция о количестве предъявляемых обучаемому циклов и количестве допущенных, при этом ошибок будет фиксироваться счетчиками 25 и 27. Одновременно этим 25 же сигналом размывается ключ 14 и замыкается ключ 15, Поэтому информа - ция с последнего задействованного триггера блока 28 в первый триггер под действием сигнала с первого выхо-
При этом работа всех блоков и элемен- зо да триггера ГЧмитта 6 запишется в интов схемы осуг1ествляется аналогично описанному и происходит заполнение блока 7 памяти ответов. Информация с выходов блоков 7 и 8 поступает на сумматоры 18 по модулю два блока 9 ввода ошибки. Так как информация с блока 7 поступает в инверсном коде, на выходе сумматора 18 будет единица в том случае, если первый член алгоритма обучаемого совпал с первым членом алгоритма преподавателя. При следующем действии обучаемого совпавший член алгоритма одновременно перемещается на следующую ячейку памяти
в блоках 7 и 8, а новый прогноз обу- ра что слугсит обучаемому сигналом
чаемого снова сравнивается с новым членом последовательности алгоритма экспериментатора на сумматоре 18 по модулю два. Если совпали два члена алгоритма, то включается элемент И 19 и на его выходе появляется единица, которая поступает на первый вход переключателя 20 и на первый вход элемента И 192, единица на выходе которого появляется только при совпадении третьего члена алгоритма.
Если же на любом такте обучаемый неправильно предсказал алгоритм преподавателя, то на выходе сумматора 18.
ция о количестве предъявляемых обучаемому циклов и количестве допущенных, при этом ошибок будет фиксироваться счетчиками 25 и 27. Одновременно этим же сигналом размывается ключ 14 и замыкается ключ 15, Поэтому информа - ция с последнего задействованного триггера блока 28 в первый триггер под действием сигнала с первого выхо-
версном виде, чем снимается сигнал с второго выхода блока 9 ввода ошибки. При этом распределители 12 и 13 импульсов остаются в переключенном состоянии, ключ 14 снова замыкается, а ключ 15 размыкается.
Обучаемый работает с устройством до следующего полного совпадения алгоритмов. Работа.всех элеме нтов и
блоков устройства осуществляется аналогично описанному. При повторном появлении сигнала на втором выходе бло ка 9 ввода ошибки предусматривается блокировка кнопок на пульте операто0
5
окончания работы с устройством. Анализируя информацию счетчиков 25-27, преподаватель определяет характеристики обучаемого, по которым оценивается возможность использования его в качестве оператора систем управления, затем переводит устройство в исходное состояние,
Формула изобретения1. Устройство для оценки про-- фессиональной пригодности операторов АСУ, содержащее пульт оператора, элемент ИЛИ, делитель импульсов, триг5 .
rep Шмитта, блок ввода эталонов блок ввода ошибок, блок регистрации и первый ключ, выход которого соединен с первым информационным входом блока регистрации 5 а информационный вход первого ключа соединен с одним из выходов блока ввода эталонов, первый выход триггера ЦЫитта соединен с управляющими входами первого ключа, а вход соединен с выходом элемента ИЛИ и входом делителя импульсов, первый выход пульта оператора соединен с первым входом элемента ИЛИ, второй вход которого соединен с вторым выходом пульта оператора, отличающееся тем, что, с целью повышения точности и быстродействия устройства, в него введены инверторj второй и третий ключи, первый и второй распределители импульсов, блок памяти, первый и второй информационные входы которого соединены с первым и вторым выходами пульта оператора, вход записи блока памяти соединен с вторым выходом триггера та, выходы блока памяти соединены с первой группой информационных входов блока ввода ошибок, первый выход которого соединен с информационным вхо.дом первого распределителя импульсов первый и второй выходы которого соединены с вторым и третьим информаци- онньми входами блока регистрации. Четвертый и пятый информационные входы которого соединены с первым и вторым выходами второго распределителя импульсов, информационньш вход которого соединен с выходом делителя импульсов, а управляющий вход соединен с вторым выходом блока ввода ошибок,
46
управляющими входами первого распределителя импульсов, второго и третьего ключей, информационный вход второго ключа соединен с выходом блока ввода эталонов и входом инвертора, выход которого соединен с информационным входом третьего ключа, выход которого соединен с адресным входом блока ввода этанолов и с выходом второго ключа, выходы блока ввода эталонов соедине}1ы с второй группой ин- форма11ионных входов блока ввода ошибок, а вход чтения соединен с вторым
выходом триггера Шмитта, первый выход которого соединен с управляющим входом блока ввода ошибок,
2, Устройство по п. Г, отличающееся тем, что блок ввода
ошибок содержит переключатель, инвертор, ключ, элементы И и сумматоры, первые и вторые входы которых являются первой и второй группами информационных входов блока соответственно,
выход первого сумматора соединен с первым входом первого элемента И, второй вход первого элемента И сое- динен с выходом второго сумматора, а выходы элементов И соединены с
входами переключателя, каждый выход предыдущего элемента И соединен с первым входом последующего элемента И, вторые входы которого соединены с выходами соответствующих сумматоров,
вход инвертора соединен с выходом
первого сумматора, а выход соединен с
информационньм входом ключа, управляющий вход которого является управляющим входом блока, а выход является первым выходом блока, выход переключателя является вторым выходом блока.
Тренажер операторов систем управления | 1981 |
|
SU968841A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1988-11-30—Публикация
1987-06-19—Подача