Устройство для контроля знаний обучаемых Советский патент 1992 года по МПК G09B7/07 

Описание патента на изобретение SU1758658A1

ся

00

Оч

Похожие патенты SU1758658A1

название год авторы номер документа
Устройство для контроля знаний обучаемых 1986
  • Айзенцон Александр Ефимович
  • Гордеев Владимир Ильич
SU1444859A1
Пульт преподавателя для обучающих устройств 1984
  • Марков Алексей Викторович
SU1166163A1
Тренажер оператора радиоэлектронной аппаратуры 1989
  • Филимонов Анатолий Алексеевич
  • Романов Анатолий Николаевич
  • Козлов Петр Николаевич
  • Тарасов Николай Михайлович
SU1658193A1
Тренажер оператора радиоэлектронной аппаратуры 1988
  • Забелин Владимир Александрович
  • Козлов Петр Николаевич
  • Филимонов Анатолий Алексеевич
  • Багрецов Сергей Алексеевич
SU1524084A1
Устройство для ввода и вывода информации 1985
  • Ткаченко Владимир Николаевич
  • Шарапинский Валентин Николаевич
SU1265755A1
Обучающее устройство 1982
  • Александров Владимир Константинович
  • Зубко Виктор Иванович
  • Игнатьев Александр Николаевич
SU1024963A2
Автоматизированный класс дляОбучЕНия и КОНТРОля зНАНий ОбучАЕМыХ 1979
  • Мухин Николай Николаевич
  • Чистяков Юрий Сергеевич
  • Авраменко Вадим Павлович
SU842925A1
Устройство для обучения учащихся 1981
  • Булавенко Валерий Ульянович
  • Петрова Клара Евгеньевна
SU980118A1
Устройство для контроля знаний обучаемых 1987
  • Булавенко Валерий Ульянович
  • Петрова Клара Евгеньевна
SU1524082A1
Тренажер радиотелеграфистов 1989
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Карлов Александр Васильевич
  • Мухортов Василий Васильевич
  • Кирюхин Владимир Анатольевич
SU1601622A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 758 658 A1

Реферат патента 1992 года Устройство для контроля знаний обучаемых

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к обу- чающе-контролирующим устройствам. Цель изобретения - повышение надежности устройства. Устройство содержит пульт 1 преподавателя, пульты 2 обучаемых, генератор 3 импульсов, распределитель 4 импульсов, формирователь 5 кодов команд, блок 6 ввода задания, блок 7 шифраторов, блок 8 регистров, распределитель 9 кодов, блок 10 ключей, формирователь 12 кодов ответов обучаемого, индикаторы 22, формирователь 23 пачки импульсов, счетчик 24, блок 25 сравнения, блок 26 памяти, счетчик 27 и формирователь 28 команд. 3-4-6-7-5-23- 8-25-23-26-28- 27-5-15-16-17-22, 28-9- 10-11, 13-14-15, 9-17, 4-7, 23-24. Зил.

Формула изобретения SU 1 758 658 A1

Фиг. 1

00

1 j

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к обучающе-контролирующим устройствам, и может быть использовано в учебных заведениях.

Известно устройство для контроля знаний обучаемых, содержащее пульты обучаемых, содержащее пульты обучаемых и пульт преподавателя, включающий генератор импульсов, распределитель импульсов, блок ввода заданий, индикаторы, формирователь кодов команд, блок шифраторов и блок регистров, каждый пульт обучаемого содержит формирователь кодов ответов обучаемого, формирователь кодов оценки и дешифратор, первый выход которого соединен с информационным входом формирователя кодов ответов обучаемого, а второй и третий выходы - с управляющими входами формирователя кодов оценки, информационный вход которого соединен с выходом формирователя кодов ответов обучаемого, выход формирователя кодов оценки каждого пульта обучаемого соединен с входом соответствующего индикатора, первый выход генератора импульсов соединен с входом распределителя импульсов, выходы которого соединены суправляющим входом формирователя кодов команд, смнхровхо- дом блока шифраторов и блока ввода заданий, выходы которого соединены с входами формирователя кодов команд и информационным входом блока шифраторов, выходы которого соединены с информационными входами блока регистров, выход которого соединен с дешифраторами пультов обучаемых и формирователя кодов команд, выходы которого соединены с управляющими входами блока шифраторов и блоков дешифраторов пультов обучаемых.

Устройство позволяет дистанционно вводить информацию в программируемые микрокалькуляторы (ПМК) пультов обучаемых, сравнивать ее с информацией, введенной обучаемыми, и в зависимости от результатов сравнения выставлять им оценку, индицируемую как на табло преподавателя, так и на пультах обучаемых.

Применение устройства показало, что оно имеет ряд преимуществ по сравнению с известными и позволяет проводить оперативный контроль знаний всей группы обучаемых.

Однако его применение выявило и ряд недостатков. Шестипозиционный код адреса с блока регистров и команда с формирователя кодов команд требуют семи проводов связи пульта преподавателя с каждым пультом обучаемых (не считая питания). Учитывая, что число пультов обучаемых порядка 30 и расположены они по всему периметру аудитории, это затрудняет монтаж устройства (крепление жгута, допускающего перемещение пультов, ввод и распайка проводов а каждый пульт). Кроме того, близко расположенные провода в длинной линии чреваты сбоями в результате как взаимных, так и внешних помех, что

требует дополнительной экранировки. Другие недостатки связаны с тем, что оператору центрального пульта свойственно ошибаться и ошибки эти различны как по характеру, так и по частоте у разных операторов, при

разном их состоянии и на разных стадиях занятия. Это же относится и ко времени, которое требуется на прочтение, осмысление и приведение в действие следующей команды.

В результате общее время введения массива информации с центрального пульта составляет 2-3 мин. При использовании разных вариантов заданий или (и) проведении нескольких контролен в течение одного занятия потери времени на контроль становятся более заметны. Наконец, при работе на устройстве требуется оператор, располагающий содержанием контролируемой информации - как на занятии, так и при

самоконтроле обучаемых вне занятий, что не всегда возможно и целесообразно.

Цель изобретения - повышение надежности устройства,

Поставленная цель достигается тем, что в пульт преподавателя введены блок сравнения, формирователь пачки импульсов, первый счетчик и блок памяти, управляющий вход которого соединен с

информационным входом первого счетчика и первым выходом формирователя пачки импульсов, информационный вход которого соединен с вторым выходом генератора импульсов, первый управляющий

вход подключен к выходу формирователя кодов команд, второй выход соединен с управляющим входом блока регистров, второй управляющий вход соединен с выходом блока сравнения, а выход - с

управляющим входом первого счетчика, выход которого соединен с первым входом блока сравнения, второй вход которого соединен с выходом блока регистров, в каждый пульт обучаемого введены второй счетчик и формирователь команд, информационные входы которых соединены с выходом блока памяти, а выходы - с входами дешифратора, второй выход формирователя команд соединен с управляющим входом второго счетчика.

Связь между новой совокупностью признаков и достигаемым положительным эффектом состоит в следующем. Формирователь пачки импульсов, блок памяти, первый счетчик и блок сравнения при названных выше связях между ними и другими блоками устройства позволяют сформировать такой код адресации команд, который требует, вместо семи, всего лишь одного провода между пультом преподавателя и пультами обучаемых. Это существенно упрощает монтаж таких устройств и повышает их надежность вследствие повышения помехоустойчивости.

При этом второй счетчик и формирователь команд, установленные на пульте обучаемого, служат для согласования видоизмененного кодирующего устройства с существующим распределителем кодов дешифратора.

Эти же существенные признаки позволяют исключить оператора центрального пульта, точнее, заменить его неквалифицированным оператором, который лишь включает и выключает блок памяти и клавишу Сброс оценки.

Это дополнительно повышает надежность устройства вследствие исключения ошибок оператора, так как, например, магнитная запись вводимой информации (блок памяти)отлаживается заранее,что исключает ошибки. Кроме того, это уменьшает время контроля, так как магнитная запись может иметь большую временную плотность, что достигается как с помощью наиболее быстрого оператора, так и путем воспроизведения записанной информации на большей скорости, чем при записи.

При необходимости дистанционного ввода информации на пульты обучаемых, отличной от записанной в блоке памяти (на магнитном носителе), используется переключатель, который соединяет формирователь пачки импульсов с информационным входом второго счетчика и формирователем команд не через блок памяти, а мимо него - напрямую.

На фиг. 1 представлена блок-схема устройства; на фиг. 2 - принципиальная схема пульта преподавателя; на фиг. 3 - то же, пульта обучаемого.

Устройство (фиг. 1) состоит из пульта 1 преподавателя и пультов 2 (2i-2n) обучаемых, подключенных к пульту преподавателе параллельно. Устройство содержит генератор 3 импульсов, распределитель 4 импульсов, формирователь 5 кодов команд, блок 6 ввода заданий блок 7 шифраторов, блок 8 регистров, дешифратор 20, содержащий распределитель 9 кодов и блок 10 ключей;

формирователь 12 кодов ответов обучаемого (программируемый микрокалькулятор) с клавиатурой 11 и индикатором 13; согласующий блок 14, логический блок 15, блок 16 фильтров и блок 17 регистров, составляющие формирователь 21 кодов оценки; ячейки 22 (22i-22n) индикации, содержащие преобразователь 18 кодов и индикатор 19. Существенно новыми элементами устройства по данному изобретению являются формирователь 23 пачки импульсов, первый счетчик 24, блок 25 сравнения, блок 26 памяти, второй счетчик 27 и формирователь 28 команд.

Принципиальная схема устройства представлена на фиг. 2-3. Генератор 3 импульсов имеет любое устройство. Распределитель 4 импульсов собран, например, содержит двоичный счетчик 4D1 (например.

К155ИЕ5) и дешифратор 4D2 4x16 (например. К155ИДЗ), информационные входы которого соединены с информационными входами счетчика.

Из шестнадцати выходов дешифратора

использованы четыре (через три), а именно О, 4, 8, 12. Три из них (0. 4. 8) подключены к горизонтальным шинам 0, 1, 2 блока 6 ввода заданий (матричной клавиатуры), а один (12) - к клавишам 5S1 Вызов оценки и 5S2

Сброс оценки формирователя 5 кодов команд. Этот же выход распределителя 4 импульсов и два из трех (4, 8), подключенных к горизонтальным шинам блока 6, соединены с информационными входами второго разряда блока 1 шифраторов.

Блок 6 представляет собой матрицу микропереключателей, аналогичную клавиатуре 11, входящей в состав формирователя

12 кодов ответов пульта 2 обучаемого, например 3 10. При этом три горизонтальных ряда (0. 1, 2) клавиатуры 6 подключены к трем выходам распределителя 4, а девять вертикальных рядов (1-9) - к информационным входам первого разряда блока 7 шифраторов.

Каждая клавиша блока 6 в конечном счете коммутирует соответствующую ей клавишу блока 11 и имеет свой номер от 01 до 30.

Первый (младший) разряд этого номера преобразуется элементами 7D9-7D12 (например, К155ЛА2) блока 7 шифраторов, второй (старший) разряд номера - элементами 7D7-7D8 (например, К155ЛАЗ) блока 7.

Элементы 7D9-7D12 являются логическими элементами соответственно 5И-НЕ, 4И-НЕ, 4И-НЕ и 2И-НЕ. Их входы соединены с вертикальными шинами блока 6, а выходы - с входами инверторов 7D13-7D16 (например, К155ЛН1). Входы инверторов

701-703(например, К155ЛН1), второго разряда шифратора подключены к трем горизонтальными шинам (1. 2, 3) блока 6, а их выходы - к первым входам логических элементов 2И-НЕ 7D4-7D6 (например, К155ЛАЗ).

Выходы элементов 7D4-7D6 соединены с входами элементов 7D7-7D8 2И-НЕ (К155ЛАЗ). Выходы элементов 7D7-7D8 соединены с входами инверторов 7D17-7D18 (К155ЛН1).

Выходы инверторов 7D14-7D16 первого разряда и инверторов 7D17-7D18 второго разряда блока 7 шифраторов подключены к информационным входам блока 8 регистров, выполненного на триггерах 8D1-8D6, например, К155ТМ2. Кроме того, выходы инверторов 7D13-7D16 первого разряда и вертикальная шина О блока 6 подключены к элементу 5D1 5И-НЕ (например, К155ЛА2) формирователя 5 кодов команд. Выход этого элемента подключен к вторым входам элементов 7D4-7D6 второго разряда блока 7 и ключу 5VT1 (КТ315). Его выход подключен через конденсатор 5С1 с токо- ограничивающим резистором 5R3 к эмит- терному повторителю 5VT2 (КТ608). Выход повторителя подключен к триггеру Шмидта 5D2 (К155ТЛ1), выход которого подключен к одновибратору 5D3, собранному на микросхеме К155АП.

Выход одновибратора 5D3 подключен к первому входу триггера 23D1 (управляющий вход формирователя пачки импульсов), Один из выходов этого триггера подключен к управляющему входу логического вентиля на элементах 2302,2303(К155ЛАЗ). Информационный вход этого вентиля подключен к выходу генератора 3 импульсов.

Выход логического вентиля 23D2-23D3 соединен с информационным входом первого счетчика 24, выполненного на элементах 24D1,24D2 (К155ИЕ2) и одновременно - с входным согласующим узлом блока 26 памяти, например, через ключ 26S1. В данном случае этот узел представляет собой двигатель на резисторах 26R1, 26R2, согласующий выходное напряжение логического вентиля с входом магнитофона 26Мг, предназначенным, например, для звукоснимателя. Линейный выход магнитофона через выходной согласующий узел 26D1 соединен с информационным входом второго счетчика 27 и формирователем 28 команд, Узел 26D1 является усилителем (153УД4), согласующим по напряжению линейный выход магнитофона и входы второго счетчика 27 и формирователя 28 команд.

Ключ 26S1 имеет три положения. В положении 1 он соединяет выход логического вентиля 23D2-23D3 с входом блока 26 памяти и отключает выход. В положении

2 он отключает выход логического вентиля 23D2-23D3 от входа блока 26 и соединяет его выход с входами второго счетчика 27 и формирователя 28 команд.

В положении 3 ом соединяет выход ло0 гического вентиля 23D2-23D3 непосредственно с входами второго счетчика 27 и формирователя 28 команд, минуя блок 26 памяти,

Блок 25 сравнения содержит шесть

5 аналогичных ячеек, одна из которых - на элементах 2И-НЕ 25D1-25D5 (К155ЛАЗ) - показана на фиг. 2. Каждая ячейка имеет два входа, один из которых подключен к выходу блока 8 регистров, а другой - к

0 соответствующему ему выходу первого счетчика 24, то есть входы первой ячейки подключены к первому выходу блока 8 и первому выходу блока 24, входы второй ячейки - к вторым выходам этих

5 блоков и т.д.

Выходы всех шести ячеек подключены к йлементу 25D6 (К155ЛА1), выход которого подключен к входу генератора импульсов 23D4 на элементе К155АГ1

0 (управляющий вход формирователя пачки импульсов). Выход этого генератора соединен с вторым входом триггера 23D1, а второй выход этого триггера соединен с входом генератора импульсов 23D5 (

5 К155АГ1) Один выход генератора импульса 23D5 подключен к управляющему входу блока 8 регистров, а другой - к управляющему входу первого с :етчика 24.

Второй счетчик 27 (фиг. 3) на элемен0 тах 27D1-27D2 (К155ИЕ2) полностью аналогичен первому счетчику 24. Его выход подключен к информационному входу распределителя 9 кодов, принадлежащего дешифратору 20.

5 Формирователь 28 команд аналогичен части блока 5 (фиг. 2). Он содержит ключ 28VT1, эмиттерный повторитель 28vT2, триггер Шмидта 28D1, однпвибратора 28D2 и инвертор 28D3. Выход одновибра0 тора 28D2 подключен к управляющему оходу распределителя 9 кодов, а выход инвертора 28D3 - к управляющему входу второго счетчика 27.

Распределитель 9 кодов пульта обучае5 мого содержит дешифраторы 9D1-2D2 (К155ИДЗ), инверторы 9D3-9D5, 9D8 (К155ЛН1) и логические элементы 9D6-9D7 2И-НЕ(К155ЛАЗ).

Выход блока 9 соединен с блоком 10 ключей, например, герконовых реле РЭС64

724. При этом выходы 0, 1, 2 дешифратора 9D1 второго разряда подключены к обмоткам реле Р1-РЗ, коммутирующих горизонтальные шины клавиатуры 11 (фиг. 1).

Выходы 0-9 дешифратора 9D1 первого разряда подключены к обмоткам реле Р4- Р13, коммутирующих вертикальные шины клавиатуры 11. При этом один из контактов каждой пары подключен к общей шине, а другой - к горизонтальной или вертикальной шине клавиатуры 11 (в зависимости от того, какому реле принадлежат контакты).

Три выхода 9D1-9D2 через инверторы 9D3-9D6 подключены к логическим эле- ментам 9D6-9D7, как показано на фиг. 3. Выход 9D6 через инвертор 9D8 подключен к управляющим входам логических элементов блока 15. Выход 9D7 подключен к управляющим входам (установка О) реги- стра 17 оценки.

Формирование оценки осуществляется блоками 14-19. Входы согласующего блока 14 подключены к катоду К и трем сегментам, например, д, б, а (в обозначении описания МК-61) первого разряда индикатора программируемого микрокалькулятора (ПМК). Согласующий блок 14 содержит четыре идентичных каскада, в состав каждого из которых входят делитель 14R1-14R2, эмит- терный повторитель на элементе 14VT1 (К315), защитный диод 14УД1, ключ на элементе 14VT2 (КТ315) и инвертор 14D1 (К155ЛН1).

Выходы согласующего блока 14 под- ключены к информационным входам логического блока 15, выполненного на элементах 15D1-15D3 (К155ЛА4), выходы которых соединены с блоком 16 фильтров. Каждый из трех аналогичных фильтров со- держит интегрирующую цепь на элементах 16R1,16С1, ключи на элементах 16VT1 (КТ315) и инверторы 16D1 (К155ЛН1). Выходы фильтров подключены к информационным входам триггеров 17D1-17D3 (К155ТМ2) регистра 17 оценки. Выходы регистра оценки подключены к преобразователю 18 кодов на дешифраторе 18D1 (К15514Д1)(фиг. 2). Выходы преобразователя 18 подключены к индикатору 19 оценки, например к катодам газоразрядного индикатора ИН12.

Работа устройства в основном описана. С учетом введения новых блоков оно работает следующим образом. Импульсы гене- ратора 3 поступают на счетчик 4D1. Результат счета в двоичном коде поступает на вход дешифратора 4D2. По мере увеличения числа импульсов на его выходах последовательно появляются импульсы, временная пауза между которыми определяется числом пропущенных выводов дешифратора. В данном случае используется каждый четвертый вывод.

При нажатии и отпускании одной из клавиш блока 6 в блоке 8 формируется код ее номера раздельно для первого (младшего) и второго (старшего) разрядов (номер двузначный от 01 до 30). Старший разряд определяется номером (0-2) горизонтальной, а младший - номером (0-9) вертикальной шин блока 6.

Код младшего разряда формируется следующим образом.

При замыкании пересечения шин (нажатии клавиши) на вертикальной шине появляется импульс, поступающий на входы тех логических элементов 7D9-7D12, которые соединены с этой шиной. Поступление импульса на любой из входов каждого из этих логических элементов вызывает появление импульса на его выходе. В результате на выходах 7D9-7D12 формируется четырехпо- зиционный код первого разряда номера нажатой клавиши. После инвертирования элементами 7D13-7D16 этот код поступает на S-входы элементов 8U1-8D4 блока 8.

В результате на их выходах формируется тот же код в виде уровней логической 1. Например, если первый разряд номера клавиши соответствует цифре 5, то на выходах 8D1 и 8D3 установятся уровни логической 1, а на выходах 8D2 и 8D4 - уровни логического О (1010).

Код старшего разряда номера клавиши формируется элементами 7D7-7D8, на которые поступают импульсы с горизонтальных шин 1.2 после инвертирования элементами 7D1-7D2. Однако поступают они не непосредственно, а через логические вентили 7D4-7D5, вторые входы которых подключены к выходу элемента 5D1. На этом выходе импульсы логической 1 появляются в те моменты времени, когда на любом входе 5D1 есть импульсы логического О, то есть когда нажата любая клавиша. По этому вентили 7D4-7D6 открываются только при временном совпадении импульсов, поступающих непосредственно с горизонтальных шин блока 6, и импульсов с выхода 5D1. Следовательно, на логические элементы 7D7-7D8 поступают импульсы только с той горизонтальной шины блока 6, у которой нажата связанная с ней клавиша. В противном случае сканирование по горизонтальным шинам не позволило бы шифратору выделить старший разряд номера нажатой клавиши.

На выходах 7D7, 7D8 формируется двоичный код второго (старшего) разряда номера клавиши, который далее преобразуется так же, как и код первого разряда, то есть инвертируется элементами 7D17, 7D18 и затем поступает на триггеры 8D5, 8D6, на выходах которых формируется в виде комбинации уровней О и 1.

Таким образом, на выходах блока 8 регистров формируется шестипозиционный код номера клавиши, который поступает на блок 25 сравнения. Он сравнивает этот код с другим, который создается блоками 23, 24, и при совпадении позволяет сформировать пачку, содержащую определенное число импульсов, соответствующее номеру клавиши.

Формирование пачки импульсов начинается после того, как нажатая клавиша блока 6 будет отпущена, чтобы избежать сбоев информации из-за помех. С этой целью блок 5 запускает формирователь 23 пачки импульсов только после отпускания клавиши.

Пока клавиша блока 6 нажата, на вход элемента 5D1 поступают импульсы логического О, а с его выхода импульсы логической 1 поступают на ключ 5VT1. Первый же такой импульс открывает этот ключ, и конденсатор 5С1. первоначально заряженный до напряжения источника питания, быстро разряжается через открытый ключ 5VT1 и токоограничивающий резистор 5R3.

В паузе между импульсами, поступающими на вход 5VT1, этот ключ закрыт, и конденсатор 5С1 заряжается от источника питания через резисторы 5R2, 5R3. Однако из-за относительной величины сопротивлений 5R2 и 5R3 постоянная времени заряда конденсатора 5С1 много больше, чем постоянная времени его разряда.

Напряжение конденсатора 5С1 через эмиттерный повторитель на 5VT2 поступает на вход триггера Шмидта 5D2. Пока импульсы поступают на входной ключ 5VT1, напряжение конденсатора 5С1 остается ниже порога срабатывания триггера Шмидта 5D2 и на его выходе остается уровень логического О.

Как только клавиша блока 6 будет отпущена (разомкнута), импульсы на вход 5VT1 поступать перестанут, ключ закроется и конденсатор 5С1 будет заряжаться от источника питания, Когда его напряжение достигнет порога срабатывания триггера Шмидта 5D2, на его выходе появится логическая 1, и этот перепад напряжений запускает одно- вибратор 5D3. На его выходе появляется импульс логического О, который поступает на вход триггера 23D1 (управляющий вход формирователя пачки импульсов). На втором выходе триггера 23D1 появляется уровень логической 1, который открывает логический вентиль 23D2-23D3. В результате импульсы генератора начинают поступать

через этот вентиль одновременно на блок 25 памяти (в положении 1 ключа 26S1) и на информационный вход первого счетчика 24. На выходах блока 24 появляется двоично- десятичный код числа импульсов. При его

0 совпадении с кодом номера клавиши на выходах блока 8 блок 25 сравнения по выходу элемента 25D6 запускает генератор на элементе 23D4. Импульс с выхода генератора поступает на второй вход триггера 23D1,

5 вследствие чего он возвращается в исходное состояние. При этом на втором выходе триггера возникает уровень логического нуля, логический вентиль 23D2-23D3 закрывается и импульсы от генератора 3 перестают

0 поступать как на первый счетчик 24, так и на блок 26 памяти.

Одновременно на другом выходе триггера появляется уровень логической единицы, который запускает генератор на

5 элементе 23D5. В результате на первом его выходе появляется импульс логического нуля, обнуляющий регистры (по управляющему входу блока 8), на втором выходе - импульс логической 1, обнуляющий пер0 вый счетчик (по управляющему входу блока 24). Тем самым устройство подготавливается к новому циклу, то есть записи нового номера клавиши.

При положенииЗ ключа 26S1 сформиро5 ванная пачка импульсов поступает непосредственно на дешифраторы 20 пультов обучаемых, а при положении 1 - на блок 26 памяти, Пои необходимости использования блока памяти (магнитофонной записи) ключ

0 26S1 переводится в положение 2, и тогда импульсы с линейного выхода магнитофона через операционный усилитель на элементе 26D1 также поступают на дешифратор 20 пультов обучаемых. Усилитель согласует на5 пряжение на линейном выходе магнитофона с уровнем логической единицы в системе. Диод 26УД1 устраняет отрицательные выбросы на входе усилителя, обусловленные разрядом емкости 26СЗ в паузе между им0 пульсами.

Пачка импульсов поступает одновременно на второй счетчик 27 и формирователь 28 команд пульта обучаемого. Формирователь 28 работает аналогично

5 блоку 5. Первый же импульс пачки открывает ключ 28VT1 и конденсатор 28С1, первоначально заряженный до напряжения питания, быстро разряжается через открытый ключ 28VT1 и токоограничивающий ре- зисгор 28R3. В паузе между импульсами

28VT1 закрыт, ко конденсатор 28С1 не успевает заметно зарядиться через сопротивления 28R2, 28R3 (из-за относительной величины), Напряжение конденсатора 28С1 через эмиттерный повторитель (на 28VT2) поступает на вход триггера Шмидта 28D1 и остается ниже порога его срабатывания. По окончании последнего импульса пачки ключ 28VT1 закрывается и конденсатор 28С1 заряжается от источника питания. Когда его напряжение достигает порога срабатывания триггера Шмидта 28D1, на его выходе появляется перепад напряжений, поступающий на одновибратор 28D2. На выходе одновибратора формируется импульс, который поступает одновременно на управляющий вход распределителя 9 кодов и через инвертор 28D3 - на управляющий вход счетчика 27D1. Этот счетчик подсчитываетчисло импульсов в пачке, и код этого числа с выхода счетчика поступает на входы распределителя 9 кодов. Во время действия на его управляющем входе стробирующего импульса с выхода одновибратора 28D2 коды с блока 9 распределяются по ключевым элементам блока 10 ключей. Импульс с одно- оибратора 28D3 обнуляет счетчик 27D1, подготавливая его к приему следующей пачки.

Дальнейшее прохождение сигналов состоит в следующем. Блок 9 распределяет код номера клавиши по ключам Р1-РЗ, коммутирующим горизонтальные шины 0-2 клавиатуры 11 микрокалькулятора 12, и по ключам Р4-Р13, коммутирующим вертикальные шины 0-9 этой клавиатуры. Замыкание контактов какого-либо из реле Р1-РЗ и какого-либо из реле Р4-Р13 приводит к замыканию пересечения соответствующих горизонтальной и вертикальной шин наборного поля микрокалькулятора, что эквивалентно нажатию его клавиши. Таким образом, преподаватель с центрального пульта вводит в ПМК массив правильных ответов и программу их сравнения с ответами обучаемых. Результат в виде числа правильных ответов обучаемого высвечивается в виде цифры 0-5 в первом разряде индикатора МПК.

Далее клавишей 5S1 формируется команда Вызов оценки, код номера которой (31) формируется точно так же, как и остальных клавиш. Сигналы этой команды с выходов 9D1 и 9D2 после инвертирования элементами 9D3 и 9D4 поступают на схему 2И-НЕ (9D6), с выхода которой после инвертирования элементов 9D8 управляющий сигнал поступает на входы логически,, элементов 15D1-15D3, открывая их для прохождения сигналов оценки с индикатора,

которые поступают с общего электрода (катода) и сегментов первого разряда индикатора 13 на согласующий блок 14.

Схема сконструирована так, что оценка распознается всего лишь по трем сегментам (фиг. 3), например дн, б, а (в обозначениях описания к микрокалькулятору МК-61). Засвеченные сегменты при разных оценках: О (д, б, а); 1 (- - -); 2 (д, - . а): 3 (- - а); 4 (- б -);

0 5 (-6, а).

Сигналы с шин управления каждым сегментом и катодом поступают на четыре идентичных согласующих каскада. На фиг. 3 показан такой каскад для катода. Делитель

5 на 14R1-14R2 подобран так, что при отсутствии на сегментах сигналов засветки транзистор 14VT1 закрыт. При засветке какого-либо сегмента на нем и на катоде первого разряда индикатора имеется им0 пульс напряжения, который открывает транзистор 14VT1. Импульс, который выделяется на 14R3, усиливается ключом на транзисторе 14VT2 и после инвертирования элементом 14D1 поступает на логические

5 элементы блока 15. Согласующий каскад каждого сегмента подключен к второму входу одного из элементов блока 15, а согласующий каскад катода - к первым входам всех трех элементов 15D1-15D3, так как импульс

0 на катоде имеется при засветке любого сегмента.

Если на третьих входах логических элементов 15D1-15D3 имеется сигнал Вызов оценки, поступающий с 9D8, то сигнал бу5 дет появляться на выходе того элемента из 15D1-15D3, который подключен к засвеченному сегменту.

С выходов логических элементов 15D1- 15D3 сигналы поступают через три интегри0 рующих фильтра на входы триггеров блока 17 регистра оценки. На их выходах появляются уровни (логической 1), которые по линии связи поступают на блок 18 преобразователя кода в соответствующей ячейке ин5 дикации пульта преподавателя. Он преобразует трехпозиционный код оценки в шестипозиционный, соответствующий цифрам 0-5 индикатора 19 оценки. Для этого сигналы с регистров 17 поступают на входы

0 1, 2, 4 дешифратора 18D1, выходы 7. 0. 5, 4,

2,6 которого подключены к катодам 0, 1, 2,

3,4, 5 индикатора ИН-12.

Выявив оценки на индивидуальных пультах, оператор переводит ключ 26S1 в 5 положение 3 (если до этого управление индивидуальными пультами осуществлялось с магнитофона) и нажимает клавишу 5S2 Сброс оценки, имеющую номер 32. Код этого номера формируется так же, как и остальных. Соответствующие ему сигналы с

выходов 9D1 и 9D2 после инвертирования элементами 9D4 и 9D5 поступают на схему 9D7 (2И-НЕ) и далее - на вторые входы блока 17, обнуляя регистры оценки. После этого система подготовлена как к новому вводу информации, так и к съему результатов с индикаторов ПМК.

При положении 3 ключа 26S1 порядок работы точно такой же. Однако при этом реализуется только часть преимуществ настоящего предложения.

При использования блока 26 памяти (которое стало возможным, благодаря изменению кода номеров клавиш) в положении 1 ключа 26S1 осуществляется предварительная запись на магнитофон программы и мас- сива правильных ответов опытным оператором, который набирает их на клавиатуре блока 6. Программа выверяется пробными прогонами, и при наличии ошибок осуществляется перезапись. При необходимости ее можно затем уплотнить во времени перезаписью на меньшей скорости или последующим произведением на большей скорости во время работы. После того как в пульты обучаемых введены массивы контролируемой информации, оператор ставит ключ 26S1 в положение 2 и запускает магнитофон. Тем самым в пульты обучаемых вводятся массив правильных ответов, программа контроля команды Вызов оценки. Окончание ввода этой информации легко определяется на слух и по появлению оценок на табло центрального пульта. После этого магнитофон выключается, оценки заносятся в журнал и нажатием клавиши 5S2 выдается команда Сброс оценки.

ПМК на пультах обучаемых в отсутствие команде центрального пульта используется по прямому назначению, то есть для текущих расчетов, в том числе программируемых.

Технико-экономические преимущества предложенного решения состоят в том, что облегчается монтаж устройства вследствие существенного уменьшения числа линий связи между центральным и индивидуальными пультами. Повышается его надежность вследствие повышения помехоустойчивости (из-за взаимных наводок между линиями связи и от внешних помех), а также исключения ошибок оператора центрального пульта, который в основном заменяется выверенной программой на магнитном носителе. По этой же причине уменьшается время контроля и может быть использован менее квалифицированный труд, так как оператор не обязан знать программу, а должен только осуществлять общее включение устройства, менять положения ключа 26S1, включать и останавливать магнитофон и нажимать клавишу Сброс оценки. Это позволяет применять устройства не только для контроля, но и для самоконтроля.

Формула изобретения

Устройство для контроля знаний обучаемых, содержащее пульты обучаемых и пульт преподавателя, включающий генератор импульсов, распределитель импульсов, блок ввода заданий, индикаторы, формирователь кодов (команд), блок шифраторов,

блок регистров, каждый пульт обучаемого содержит формирователь кодов ответов обучаемого, формирователь кодов оценки и дешифратор, первый выход которого соединен с информационным входом формирователя кодов ответов обучаемого, а второй и третий выходы соединены с управляющими входами формирователя кодов оценки, информационный вход которого соединен с выходом формирователя кодов ответов обучаемого, выход формирователя кодов ответов обучаемого каждого пульта обучаемого соединен с входами соответствующих индикаторов, первый выход генератора импульсов соединен с входом распределителя

импульсов, выходы которого соединены соответственно с управляющим входом формирователя кодов команд, синхровходом блока шифраторов и блока ввода заданий, выход которого соединен с информационным входом блока шифраторов, выходы которого соединены соответственно с информационными входами блока регистров и формирователя кодов команд, отличающееся тем, что. с целью повышения

надежности устройства, в пульт преподавателя введены блок сравнения, формирователь пачки импульсов, первый счетчик и блок памяти, управляющий вход которого соединен с информационным входом первого счетчика и первым выходом формирователя пачки импульсов, информационный вход которого соединен с вторым выходом генератора импульсов, первый управляющий вход подключен к выходу формирователя кодов команд, второй выход соединен с управляющим входом блока регистров, второй управляющий вход соединен с выходом блока сравнения, а выход - с управляющим входом первого счетчика, выход которого

соединен с первым входом блока сравнения, второй вход которого соединен с выходом блока регистров, в каждый пульт обучаемого введены второй счетчик и формирователь команд, информационные входы которых соединены с выходом блока

памяти, а выходы соединены с входами де- команд соединен с управляющим входом шифратора, второй выход формирователя второго счетчика.

«т

р-Г

+58 I I22

0Ш я

Ера- -I (

3m

f(7JB

%г.

Л

8998SU

8S989II

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1758658A1

Устройство для контроля знаний обучаемых 1986
  • Айзенцон Александр Ефимович
  • Гордеев Владимир Ильич
SU1444859A1
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1

SU 1 758 658 A1

Авторы

Айзенцон Александр Ефимович

Кудинов Владимир Иванович

Даты

1992-08-30Публикация

1990-07-02Подача