Известные тренажеры для обучения вождению танков включают кабину, представляющую собой макет отделения управления танка, кинодешифратор для зрительной имитации движения танка и пульт управления, обеспечивающий контроль за действиями обучаемого на тренажере.
Однако эти тренажеры не воспроизводят тех явлений и условий работы, с которыми встречается водитель в танке.
Отличительной особенностью описываемого тренал ера является применение электрогидроме.ханического привода, который соединен кинематически с органами управления.
Наличие такого привода позволяет воспроизводить колебания кабины, возникающие при движении и поворотах танка.
Кроме того, для воспроизведения шума работающего двигателя применяется магнитофон, у которого в цепь якоря электродвигателя и регулятора громкости включены переменные сопротивления, связанны..с органами управления, а для изменения мелькания кадров на экране при трогании и остановке танка в цепь электродвигателя киноаппарата введены сопротивления, реле, автоматически шунтируемое при переключении низших и задней передач, и электродинамический тормоз.
На чертеже изображен общий вид тренажера с экраном.
Кабина 1, состоящая из каркаса и общивок, по своим габаритам соответствует отделению управления среднего танка. Внутри кабины смонтировано такое же оборудование, какое имеется в отделении управления среднего танка. Кабина посредством люльки шарнирно связана с кронштейном, который крепится неподвижно к раме. Кабина подрессорена двумя торсионами, с которыми она связана посредством люльки,
№ 14431. 2 полых осей, звеньев и балансиров. Соотношение длин звеньев и плеч балансиров, а также углов взаимного расположения рассчитаны так, что кабина практически находится в равновесном состоянии при любом повороте ее в пределах 20°. На раме крепится устройство, создающее боковые толчки на кабину для имитации процесса поворота, а также буферное устройство, дублирующее ограничение максимального угла склонения кабины и смягчающее ее удары о раму.
Гидропривод 2 крепится на раме позади кабины. Он обеспечивает поворот кабины на соответствующий угол с определенной скоростью в вертикальной плоскости. Гидропривод представляет собой гидронасос с перепускным устройством и электромотором. Он создает рабочее давление в силовых цилиндрах. На крыщке гидропривода смонтирован исполнительный механизм, который состоит из двух тяговых реле, электродвигателя с ходовым винтом п служит для изменения, размаха и резкости колебаний кабины, путем воздействия на золотник гидронасоса.
Исполнительный механизм электрически связан с задающим механизмом, состоящим из подвижного контактного устройства, профильной щайбы, электродвигателя и рычага управления подъемом и опусканием кабины. Задающий механизм установлен на пульте управления 3.
Пульт управления 5, устанавливающийся справа (по ходу) от кабины, представляет собой своеобразный стол, снаружи и внутри которого кренятся необходимые приборы и агрегаты.
Звуковая имитация запуска и работы танкового двигателя осуществлена при помощи магнитофона, специально приспособленного для этой цели. Использование магнитофона позволило с минимальными искажениями обеспечить звуковую имитацию проворачивания коленчатого вала двигателя стартером н имитацию запуска двигателя и его работы с различными оборотами. В случае неправильных действий обучаемого, которые в реальных условиях приводят к незапуску двигателя, данная схема обеспечивает то же самое. Шум стартера и шум двигателя записаны па отдельных звуковых дорожках одной пленки. Для этого у магитофона вместо записывающей и воспроизводящей головок установлены две универсальные головки, одна из которых обеспечивает запись щума стартера и его воспроизведение, другая - запись и воспроизведение щума двигателя. Пленка склеена в кольцо, что исключает перемотку целого рулона. Для натяжения пленки на панели магнитофона установлено натяжное приспособление.
Продолжительность запуска двигателя по желанию инструктора может изменяться в диапазоне от одной секунды до десяти секунд. Магнитофон при работе тренажера управляется от выключателя батарей, кнопки стартера, педали подачи топлива. Схема управления магнитофоном связана также с кулисой переключения передач, с педалями фрикциона и тормоза. Динамики вынесены из магнитофона. Один из них установлен в кормовой части кабины, а другой - иа правом борту, впереди механика-водителя.
.Для создания зрительного ощущения трогания, движения и остановки танка на тренажере имеется система зрительной имитации движения танка. Она состоит из кинодещифратора 4, укрепленного на основании, обеспечивающем возможность поворотов его в вертикальной и горизонтальной плоскостях, устройств, обеспечивающих изменение скорости перемотки ленты, быструю остановку ее и киноэкрана 5.
Кинодеолифратор создает изображение дорожных условий, местности на киноэкране аналогично той, которую видит механик-водитель из танка через смотровой прибор. Привод вертикального поворота кинодещифратора обеспечивает смещение изобрал ения местности на
экране при значительных подъемах и опуеканнях кабины для того, чтобы поле зрения смотрового прнбора водителя не выходило полноетью за пределы проектируемого изображения меетности.
Привод горизонтального поворота кинодешифрг то 1а обеспечивает смещение изображения местности на экране в сторону, противоположную повороту при пользовании механиком-водителем рычагами управления.
Смещение изображения местности в сторону, противоположную повороту, и боковые толчки при де1 ствии рычагами поворота создают имитацию поворота. Оба привода, вертикальный и горизонтальный, работают независимо друг от друга.
Устройства, создающие имитацию трогания, движения на различных передачах и останогок, включают в себя элсм тролвигятель, устройство для обеспечения динамического торможения электродвигателем, устройство доворота и фиксации положения обтюратора кинодещифратора з определенном положении, а также реле, обеспечивающее дополнительное повышение тока в моменты пуска электродвигателя.
Для того, чтобы и.м 1тировать изменение скорости движения и управлять ею, в зависимости от включения различных передач и нажатие педали подачи топлива, предусмотрено изменение скорости перемотки киноленты.
Для обеспечения надежного трогаиия электродвигателя в пульте управления поставлены три реле, работа которых обеспечивает в начальный момент трогания возрастание тока в цепи электродвигателя за счет шунтирования сопротивления передач.
Для еогласования всех явлений, имитируемых тренажером его системы запуска двигателя, работы контрольно-измерительных приборов, работы двигателя при различных оборотах, зрительной имитации движения танка, системы имитации поворотов, колебаиий, подъемов и спусков танка, а также работы блокирующих устройств---объединены в одну электрическую схему.
П р е л м е т и з о б р е т о н п я
1.Треиажер, содержащий кабину, вынолненную в виде макета отделения уп)авления танка, кинодешифратор, пульт управления, отличаю щ и и с я тем, что, е целью воспроизведения колебаний кабины при движении и поворотах танка, он снабжен электрогидромеханичееким приводом, кинематичееки соединенным с органами управления.
2.Тренажер по п. 1, отличающийся тем, что, с целью воспроизведения шума двигателя на различных режимах, в нем применен магнитофон, в цепь якоря электродвигателя и регулятора гро.мкости которого включены переменные сопротивления, механически связаршые с органами управления.
3.Тренажер по п. 1, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью уменьшения мелькания кадров на экране при трогании и остановке танка, в цепь электродвигателя киноаппарата включены сопротивление, автоматически шунтируемое реле при переключении низших и задней передач, и электродинамический тормоз.
- 3 -№ 14431
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ПОДГОТОВКИ МЕХАНИКОВ-ВОДИТЕЛЕЙ ПОДВИЖНЫХ КОМПЛЕКСОВ ВООРУЖЕНИЯ | 2019 |
|
RU2711047C1 |
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ОПЕРАТОРОВ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ | 2024 |
|
RU2826147C1 |
Авторы
Даты
1962-01-01—Публикация
1960-12-08—Подача