1
Изобретение относится к двигателе- строению, в частности к пусковым устройствам двигателей внутреннего сгорания.
Цель изобретения - повышение надежности запуска двигателя внутреннего сгорания.
На чертеже приведена структурная схема устройства для реализации предлагаемого способа.
Устройство содержит аккумулятор 1, соединенный через пусковое реле 2 со стартером 3, через шунт 4 - с генератором 5 и блоком 6 контроля степени заряда аккумулятора 1. Выходы блока 6 контроля соединены с входами элемента ИЛИ 7, элементов И 8 и 9, вторые входы элементов 7 и 9 соединены с выходами термовыключателя 10, выход элемента ИЛИ 7 через мультивибратор 11, элемент И 8, счетчик 12 соединен с сигнальным устройством 13. Выход элемента И 9 соединен с реле 14 останова. Датчик 15 запуска соединен с входом элемента И 8, выход которого соединен с реле 2.
Шунт 4 служит для контроля степени заряда аккумулятора при работающем двигателе. По падению напряжения на нем можно судить о величине зарядного тока. Сопротивление шунта выбирается с учетом чувствительности блока 6 контроля и должно быть минимальным. Опенка степени заряда аккумулятора 1 может осуществлялся измерением напряжения на его клеммах и без шунта 4 путем кратковременного отключения генератора 5, т. е. разрыва зарядной цепи аккумулятора 1.
Блок 6 контроля степени заряда аккумулятора состоит из трех пороговых схем, одна из которых выдает «единичный сигнал на вход элемента ИЛИ 7 на запуск двигателя при снижении степени заряда аккумулятора 1 до заданного значения. Вторая пороговая схема блока 6 подключена также как и первая к клеммам аккумулятора 1 и контролирует его работу в стар- терном режиме - выдает чнулевой сигнал на вход элемента И 8, прерывающий попытку пуска при снижении степени заряда
4
СО
СО
сд
аккумулятора 1 до второго заданного значения. Третья пороговая схема блока 6 контролирует степень заряда аккумулятора 1 при работающем двигателе по падению напряжения на шунте 4 или по напряжению на его клеммах и выдает «единичный сигнал на останов двигателя при полном заряде аккумулятора 1.
Элемент ИЛИ 7 обеспечивает запуск двигателя или при его охлаждении до заданной температуры, или при снижении степени заряда аккумулятора до заданного значения.
Элемент II 8 служит для прерывания попытки пуска или по времени или при падении степени заряда аккумулятора в стар-4 терном режиме до второго заданного значении или в дачного пуска.
Элемент И 9 обеспечивает останов двигателя при его нагреве до заданной температуры и при полном заряде аккумулятора 1.
Термовыключатель 10 подключен к штатному датчику температуры охлаждающей жидкости (не показан) и состоит из пороговых схем, срабатывающих одна при охлаждении двигателя, другая - при его нагреве до заданных температур.
Мультивибратор 11 при подаче на его вход разрешающего сигнала генерирует положительные импульсы длительностью 5 - 10 с с интервалом 120 с.
Устройство для реализации способа может быть выполнено на электронных эле ментах.
Способ осуществляют следукгцич образом
При помощи блока 6 контроля измеряют напряжение к а ллсммах аккумулятора 1, которое характеризует степень заряда (разряда) аккумулятора 1. Одновременно измеряют температуру жидкости в системе охлаждения двигателя. Запускают двигатель при снижении степени заряда аккумулятора до заданного значения -- сигнал от блока 6 или при охлаждении двигателя до заданной температуры -- сигнал термовыключателя 10. Эти сигналы поступают на входы элемента ИЛИ 7, далее -- на вход мультивибратора 11, который формирует положительный импульс продолжительностью 5-10 с, проходящий через элемент И 8 (на других входах сигналы) на реле 2, включающее стартер 3.
Если двигатель не запустился, то длительность попытки ограничивают по времени - положительный импульс мультивибратора 11. или при снижении степени заряда аккумулятора до второго заданного значения блок 6 контроля выдает запрещающий сигнал на вход элемента И 8, что обеспечивает предупреждение глубокого разряда аккумулятора 1. После паузы 120 с попытка пуска повторяется, при шести неудачных попытках счетчик 12 вклю
0
5
0
5
0
5
5
чает сигнальное устройство 13 в виде звукового сигнала аварийного охлаждения двигателя.
Если двигатель запустился, то датчик 15 запуска, который может быть подключен например, к генератору 5 между «нулем и одним из выводов, своим сигналом сбрасывает счетчик 12 и блокирует, прерывая пуск («нулевой сигнал на входе элемента И 8). При работе двигателя аккумулятор 1 заряжается генератором 5, температура двигателя повышается. Останавливают двигатель при выполнении обоих условий: нагреве двигателя до определенной температуры - сигнал от термовыключателя 10 на вход элемента И 9 и полном заряде аккумулятора - сигнал от блока 6 контроля на другой вход элемента И 9. в результате реле 14 останова срабатывает и размыкает цепь зажигания или отключают подачу топлива, и двигатель останавливается. Далее при охлаждении двигателя и разряде аккумулятора цикл работы устройства повторяется.
Аналоговые сигналы от термовыключателя 10 и блока 6 контроля характеризуют текущие значения энергозатрат на запуск двигателя и энергоотдачи аккумулятора.
Элемент сравнения выдает сигнал на пуск двигателя при определенном соотношении входных сигналов. Оптимальная величина превышения энергоотдачи аккумулятора над энергозатратами на пуск двигателя определяется эмпирически для конкретных условий эксплуатации и вводится в элемент сравнения при настройке устройства.
Предлагаемый способ повышает надежность запуска двигателя внутреннего сгорания за счет постоянного контроля за состоянием аккумулятора, поддержания его в заряженном состоянии, а также за счет исключения чрезмерного разряда аккумулятора.
Формула изобретения Способ автоматического поддержания двигателя внутреннего сгорания в прогретом состоянии, заключающийся в том, что измеряют температуру двигателя, запускают двигатель посредством электростартера от аккумуляторной батареи при снижении его температуры до критической, при этом ограничивают длительность попытки запуска по времени, останавливают двигатель после нпгрева его до заданной температуры, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, контролируют степень заряда аккумуляторной батареи по ее напряжению, дополнительно ограничивают длительность попытки запуска заданной величиной заряда батареи, причем запускают двигатель при снижении степени заряда батареи до критического значения, а остановку двигателя осуществляют при условии полного заряда аккумуляторной батареи.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для пуска двигателя внутреннего сгорания | 1989 |
|
SU1746045A1 |
БОРТОВАЯ СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2005 |
|
RU2293033C2 |
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСКОРЕННОГО ЗАРЯДА АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ АСИММЕТРИЧНЫМ ТОКОМ | 2006 |
|
RU2325015C1 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ЗАРЯДОМ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1992 |
|
RU2025862C1 |
СИСТЕМА ЗАПУСКА ДИЗЕЛЯ ТЕПЛОВОЗА | 2010 |
|
RU2446308C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИРОВАНИЯ СТАРТЕРА | 2019 |
|
RU2708527C1 |
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ С АГРЕГАТОМ БЕСПЕРЕБОЙНОГО ПИТАНИЯ | 2010 |
|
RU2438223C1 |
Способ проверки характеристик аккумуляторных батарей и устройство для его реализации | 2022 |
|
RU2813345C1 |
СИСТЕМА ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ЗАПУСКА ДИЗЕЛЯ | 1992 |
|
RU2042541C1 |
АККУМУЛЯТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ | 2002 |
|
RU2251764C2 |
Изобретение относится к двигателестроению и позволяет повысить надежность запуска двигателя. После измерения т-ры двигателя его запускают посредством электростартера от аккумуляторной батареи(АБ) при снижении его т-ры до критической. При этом контролируют степень заряда АБ по ее напряжению и ограничивают длительность попытки запуска по времени и по заданной величине заряда АБ. После нагрева двигателя до заданной т-ры его останавливают при условии полного заряда АБ. Надежность запуска повышается за счет постоянного контроля за состоянием АБ и поддержания ее в заряженном состоянии. 1 ил.
Устройство автоматического прогрева двигателя внутреннего сгорания | 1983 |
|
SU1225910A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1989-05-07—Публикация
1987-05-21—Подача