Способ сооружения тоннеля под железной дорогой Советский патент 1989 года по МПК E21D11/00 

Описание патента на изобретение SU1481417A1

i

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано в тоннеле- и метростроении при строительстве тоннелей мелкого заложения под путями железных дорог.

Цель изобретения - повышение индустриализации строительства и устойчивости железнодорожного полотна.

На фиг.1 изображена схема расположения железобетонных несущих элементов относительно железнодорожных путей, план; на фиг.2 и 3 - варианты поперечного сечения тоннеля; на фиг. 4 - схема расположения плитных элементов относительно железобетонных несущих элементов; на фиг.5 - схема ведения проходческих работ; на фиг.6 - схема объединения плитного и железобетонного несущего элементов; на фиг.7 - схема ведения продавливания плитных элементов относительно железобетонных несущих элементов перекрытия .

Работы по строительству тоннеля предлагаемым способом ведут в следующей технологической последовательности.

В пространстве между железнодорожными путями и по бокам от крайних путей устраивают железобетонные несущие конструкции, заглубляя их на глубину расположения свода тоннеля. Железобетонные конструкции могут быть двух типов: балочные 1 и рамные 2. При использовании балочных конструкций 1 предварительно по бокам от контура строящегося сооружения либо продавливают коробчатые элементы 3 на глубине, равной высоте несу- щего элемента, либо забуривают скважины, в которых устраивают сваи 4 из монолитного бетона или железобетона. На подготовленные таким образом сваи 4 или коробчатые элементы 3 опирают балочные железобетонные конструкции 1. При использовании рамных несущих железобетонных конструкций 2 в места проектируемого расположения вертикальных стоек этих элементов предварительно разбуривают скважины, в которые опускают рамные конструкции. Остающееся в скважине свободное пространство заполняют сыпучим материалом либо бетонным или цементным раствором. После установки в проектное положение всех несущих желеэо- бетонных конструкций по ним в продолном относительно оси строящегося сооружения направлении продавливают плитные элементы обделки 5. Направление их продавливания фиксируют предусмотренными в железобетонных несущих конструкциях направляющими или замковыми устройствами 6. При использовании рамных 2 или балочных 1 железобетонных несущих конструкций с опиранием на монолитные сваи 4 плитные элементы 5 продавливают по

Q , 5

0

0

перекрытию и по стенам тоннеля. При использовании балочных железобетонных несущих конструкций 1 с опиранием на продавливаемые коробчатые элементы 3 плитные элементы 5 продавливают только по перекрытию строящегося тоннеля. На торцах первых продавливаемых плит устанавливают направляю- щие ножи 7. Параллельно процессу продавливания, но с некоторым отставанием от него, ведут разработку грунтового ядра. После окончания процесса продавливания плитные элементы 5 занимают такое положение, чтобы предусмотренные в них отверстия 8 совпадали с отверстиями 9 железобетонных несущих конструкций. В отверстия 8 и 9 устанавливают тяжи 10, натягивают их домкратами и прикрепляют к элементам. Проводят мероприятия, служащие для защиты тяжей от коррозии в процессе эксплуатации тоннеля. В тоннеле бетонируют лоток, устраивают внутреннюю гидроизоляцию и наносят по ней покрытие из набрызг-бетона. Возможно использование варианта (фиг.26), по которому плитные элементы 5 продавливают в продольном направлении относительно железнодорожных путей. В этом случае сбоку от железобетонных несущих элементов перекрытия устраивают выработки, для чего целесообразно использовать продавливание цельносек- ционной конструкции, из которой через предусмотренные в конструкции ее обделки отверстия ведут продавливание плитных элементов 5.

Предлагаемый способ может быть использован для строительства тоннелей мелкого заложения под путями или станциями железных дорог, а также под улицами, площадями и автомобильными дорогами. Особенно эффективным он может оказаться при строительстве коротких проездов под железнодорожными линиями.

Предлагаемый способ позволяет значительно снизить нарушения движения поездов, исключив необходимость в разборке -и перекладке железнодорожных путей, снизить величины продольных смещений грунтового массива, возникающие при продавливании под путями элементов тоннельной обделки, использовать для продавливания силовые установки относительно небольшой мощности, снизить трудоем51

кость подготовительных работ и тре- Ьуемое для их проведения время, использовать преднапряженные несущие и облегченные плитные элементы перекрытия .

Формула изобретения

Способ сооружения тоннеля под железной дорогой, включающий установку вдоль железнодорожного полотна несущих конструкций, продавливание под его путями элементов обделки, развертку грунтового ядра и отделочные работы, отличающийся тем, что, с целью повышения индустриализации строительства и повыше81417 6

ния устойчивости железнодорожного полотна, в несущих конструкциях, оснащенных в нижней части направляющими, и элементах обделки выполняют сквозные отверстия, несущие конструкции оснащают и заглубляют в грунт между путями параллельно им на глубину расположения сооружаемого свода тоннеля, затем по направляющим несущих конструкций продавливают элементы обделки до совмещения в.них отверстий с отверстиями в несущих конструкциях, через которые после развертки грунтового ядра стягивают

10

15

между собой элементы обделки и несущие конструкции.

Похожие патенты SU1481417A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ И РАЗГРУЗКИ ПАССАЖИРСКИХ, ГРУЗОПАССАЖИРСКИХ И ГРУЗОВЫХ ПОТОКОВ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА ГОРОДА 2001
RU2181399C1
Способ строительства тоннеля под существующим сооружением 1986
  • Маковский Лев Вениаминович
  • Чеботарев Сергей Витальевич
  • Лушников Александр Вениаминович
  • Лучковский Илья Яковлевич
  • Перцель Юрий Константинович
  • Меркин Валерий Евсеевич
SU1465584A1
Способ строительства подземного сооружения 1982
  • Маковский Лев Вениаминович
  • Чеботарев Сергей Витальевич
SU1273572A1
СПОСОБ РЕКОНСТРУКЦИИ ПОДЗЕМНОГО ТРАНСПОРТНОГО СООРУЖЕНИЯ 2001
RU2181418C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ И РАЗГРУЗКИ ПАССАЖИРСКИХ, ГРУЗОПАССАЖИРСКИХ И ГРУЗОВЫХ ПОТОКОВ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА ГОРОДА (ВАРИАНТЫ) 2001
RU2181398C1
ТОННЕЛЬ И СПОСОБ ЕГО СООРУЖЕНИЯ 2013
  • Гончаров Виктор Викторович
RU2558551C2
Способ реконструкции железнодорожного тоннеля 2023
  • Мукмагомедов Шамиль Муслимович
  • Кавказский Владимир Николаевич
RU2810978C1
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ АВТОДОРОЖНОГО ТОННЕЛЯ ВНУТРИГОРОДСКОЙ КОЛЬЦЕВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ МАГИСТРАЛИ МЕГАПОЛИСА 1999
  • Аксенова О.И.
  • Алексеенко Е.И.
  • Бессолов В.А.
  • Лубоцкий С.Ю.
  • Максимова В.Н.
  • Миллерман С.И.
  • Морозов И.А.
  • Николаев С.В.
  • Селиванов Н.П.
  • Синицкий Г.М.
  • Чуверина С.Г.
RU2152473C1
ТРЕХСВОДЧАТАЯ СТАНЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА КОЛОННОГО ТИПА И СПОСОБЫ ЕЕ ВОЗВЕДЕНИЯ (УСТРОЙСТВО И СПОСОБЫ ЮРКЕВИЧА П.Б.) 2012
  • Юркевич Павел Борисович
RU2510444C2
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ВНУТРИГОРОДСКОЙ СКОРОСТНОЙ КОЛЬЦЕВОЙ АВТОМАГИСТРАЛИ МЕГАПОЛИСА 1999
RU2175367C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 481 417 A1

Реферат патента 1989 года Способ сооружения тоннеля под железной дорогой

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано в тоннеле - и метростроении при сооружении выработок мелкого заложения под путями железных дорог. Цель изобретения - повышение индустриализации строительства и устойчивости железнодорожного полотна. Между железнодорожными путями устраивают железобетонные несущие конструкции, заглубляя их на глубину расположения свода тоннеля. Затем по расположенной на них направляющей продавливают плитные элементы и с некоторым отставанием ведут разработку грунтового ядра. После окончания продавливания плитные элементы занимают такое положение, что имеющиеся в них отверстия совпадают с отверстиями железобетонных несущих конструкций. В отверстия устанавливают тяжи, натягивают их и прикрепляют к элементам. Несущие конструкции могут быть двух типов: балонные и рамные. При использовании балочных предварительно по бокам от контура сооружения устанавливают сваи. И в том и в другом случае в местах их расположения пробуривают скважины. Проводят мероприятия, служащие для защиты тяжей от коррозии. В тоннеле бетонируют лоток, устраивают внутреннюю гидроизоляцию и наносят на нее покрытие из набрызгов бетона. Возможно использование варианта, по которому плитные элементы продавливают в продольном направлении относительно железодорожных путей. В этом случае сбоку от железобетонных несущих элементов устраивают выработку. Для этого целесообразно использовать продавливание цельносекционной конструкции, из которой через специальные отверстия ведут продавливание плитных элементов. 7 ил.

Формула изобретения SU 1 481 417 A1

фиг.1

Фие2

7-ГТ

////, $ z $

%

&

Ж

Г

/////////////// / ///// /k ///}/// /щ

h S S

,fi iJ.

/// /// /

ТП

Qi Ql

01

Ј-гпф

Ж

Г

/ ///// /k ///}/// /щ

h S S

,fi iJ. j

4

i7 с JTS

Y/ /// //S

. f f

N

- J

а

:сгя миля к;«ЕД1г э с жт «гэгогжда с«:хдж1Г.

11

I ,,I

/77 /// //777/ S7/

/// S/S SS/ S/S //,

УУ

ш

//УЛ/7 /7 ЖШ $ //

P

/

Фаг.1

s.sv

/

P

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1989 года SU1481417A1

Крюков К.И., Марченко Б.Ф., Шашкин И.Л
Проводка тоннеля под железнодорожными путями методом про- давливания
Техническая информация
Оргтрансстрой, 1971, с.11
Nirmal К Basu
Pipe jacking - а technigue for soft ground tunnelling
- Indian concrete journal, September, 1973, p
Способ переработки сплавов меди и цинка (латуни) 1922
  • Смирнов Н.П.
SU328A1

SU 1 481 417 A1

Авторы

Маковский Лев Вениаминович

Чеботарев Сергей Витальевич

Лушников Александр Вениаминович

Асратян Даниел Размикович

Даты

1989-05-23Публикация

1987-01-27Подача