/
Фиг.1
31507603
находящейся между полуосевыми шестернями, причем самоблокирование достигается уменьшением передаваемой силы от одной полуосевой шестерни к другой ; через РЯД шариков, находившихся в бесконечном канале. Для улучшения управляемости быстроходных транспортных средств рабочая часть бесконечного канала, где шарики прижаты друг к другу при ускорении -- увеличении скорости - транспортного средства, выполнена с большей кривизной, чем рабочая часть бесконечного канала, где шарики прижаты друг к другу при торможении транспортного средства двигателем. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
САМОБЛОКИРУЮЩИЙСЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2005 |
|
RU2319875C2 |
ДИФФЕРЕНЦИАЛ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2014 |
|
RU2548237C1 |
САМОБЛОКИРУЮЩИЙСЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 |
|
RU2321503C1 |
ВОЛНОВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2009 |
|
RU2413889C2 |
ДИФФЕРЕНЦИАЛ КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 |
|
RU2347123C2 |
ДИФФЕРЕНЦИАЛ В.П.ДЕМИНА | 1997 |
|
RU2129232C1 |
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПРОТИВОБУКСУЮЩАЯ ПЕРЕДАЧА | 1993 |
|
RU2091645C1 |
ДИФФЕРЕНЦИАЛ С АВТОМАТИЧЕСКОЙ БЛОКИРОВКОЙ КОЛЕС ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ДКС | 2008 |
|
RU2384775C1 |
Принудительно блокируемый конический дифференциал транспортного средства (варианты) | 2019 |
|
RU2706622C1 |
САМОБЛОКИРУЮЩИЙСЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛ С ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ СВОБОДНЫМИ САТЕЛЛИТАМИ | 2011 |
|
RU2465499C1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению , в частности, к трансмиссиям транспортных средств, и может быть применено на всех транспортных средствах, где требуется дифференциал, преимущественно на гоночных машинах, на вездеходах и тракторах. Цель изобретения - упрощение конструкции. Самоблокирующийся дифференциал состоит из корпуса 1 и полуосевых шестерен 5, 6 в нем, которые профилированы по шарикам 3, и шариков 3 в бесконечном(ых) канале (ах) 2 корпуса 1. С целью самораспределения силы между полуосевыми шестернями 5, 6 пропорционально передаваемому силовому моменту корпус дифференциала имеет минимум один бесконечный канал 2, заполненный рядом с минимальным суммарным зазором шариков 3, имеющих возможность перемещения в бесконечном канале и которые введены в зацепление в полуоткрытой параллельно оси части канала с соответствующими полуосевыми шестернями 5, 6. Шарики 3, которые передают силовой момент от корпуса дифференциала к полуосевым шестерням и одновременно от одной полуосевой шестерни к другой, прижаты друг к другу в одной из зон, находящейся между полуосевыми шестернями, причем самоблокирование достигается уменьшением передаваемой силы от одной полуосевой шестерни к другой через ряд шариков, находившихся в бесконечном канале. Для улучшения управляемости быстроходных транспортных средств рабочая часть бесконечного канала, где шарики прижаты друг к другу при ускорении - увеличении скорости - транспортного средства, выполнена с большей кривизной, чем рабочая часть бесконечного канала, где шарики прижаты друг к другу при торможении транспортного средства двигателем. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к трансмиссиям транспортных средств, и может быть применено во всех трансмиссиях транспортных средств, где требуется дифференциал, преимущественно на гоночных машинах,вездеходах и тракторах.
Цель изобретения - упрощение конструкции.
На фиг, .изображен дифференциал, разрез; на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг.З аксиометрическое изображение сил, возникающих при передаче силы от полуосевой шестерни ,к шарику, находящемуся в полуоткрытой части бесконечного канала;на фиг.4 - изображена часть торообразного канала; на фиг„5 часть, канала шириной 1-2 диаметра шарика.
Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства (фиг.1, 2) со- держит корпус 1, внутри которого в бесконечном(ых) канале(ах) 2 расположены шарики 3} имеющие возможность передвижения в канале(ах) 2 и введение в зацепление в полуоткрытой час- ти канала k с полуосевыми шестернями 5 и 6, имеюш.ими винтовые пазы 7 противоположного направления спиралей, профилированные по шарикам.
Дифференциал работает следующим образом.
При вращении корпуса 1 дифференциала силы} воздействующие на шарики 3 и возникающие в зацеплении шариков 3 с соответствующими полуосевыми винтовыми шестернями 5 и 6, держат шарики в части Б или Б бесконечного канала 2 прижатом друг к другу состоянии и заставляют вращаться шестерни 5 и 6 с угловой скоростью, среднее значение которой равно угловой скорости корпуса 1 дифференциала.
При неравных угловых скоростях полуосевых шестерен 5 и 6, что обус5
5 0
0
5 0
5
ловлено изменением направления транспортного средства или неровностью дорожного покрытия, шарики 3 в канале 2 перемещаются, потому что связанная с отстающим колесом полуосевая шестерня при вращении корпуса 1 освобождает шарики в зоне Б, в то же время толкая шарики в зоне В канала 2 к другой шестерне и ликвидируя уравновешивающую силу совершающейся блокировки,
При увеличении скорости в случае попадания одного из колес транспортного средства на скользкую поверхность полуосевая шестерня, связанная с колесом, находящимся в хорошем контакте с дорожным покрытием, старается перемещать шарики в бесконечном канале корпуса дифференциала, тем самым заставляя вращаться другую полуосевую шестерню, а через нее и колесо на скользкой поверхности. Но сила, переданная шариками к другой полуосевой шестерне, уменьшается в основном в зЬне Б (фиг,1), где прижатие шариков 3 друг к- другу зависит от сил трения шариков о полуосевые шестерни Б, 6 и стенки канала 2, а также о шарики 3..
При торможении двигателем и использовании заднего хода полуОсевые винтовые шестерни прижимают шарики друг к другу на прямом участке, канала, отмеченном буквой В (фиг.1). Сила, передаваемая шариками от одной полуосевой шестерни к другой, уменьшается практически лишь за счет сил трения шариков в зацеплении с полуосевыми шестернями,
Для обоснования положительного эффекта от использования предлагаемой конструкции дифференциала приведем следующие расчеты.
На фиг.1 и 2 видно, что в данной конструкции бесконечный канал 2 состоит из двух участков торообразного
канала 180 и двух участков прямого канала, соединяющих торообразные участки канала, причем диаметр прямого полуоткрытого участка канала, где шарики введены в зацепление с полуосевыми шестернями, выполнен близким к диаметру шарика, обеспечивающая хорошее зацепление шариков с полуосевыми шестернями. Ширина (диаметр, овальность) остальной части канала больше одного и меньше двух диаметров шарика (в зависимости от нужного коэффициента блокировки).
Рассмотрим крайний случай, когда одно колесо, связанное с полуосевой шестерней дифференциала, находится в хорошем контакте с дорогой, а другое - в плохом, на грани буксования. В этом случае момент, приложенный к второму колесу, зависит от механического КПД п. передачи момента дифференциалом
мин мдкс 7т
КзОУбОЗ
Из отношения большего момента к меньшему, которое назыпают коэффициентом блокировки, получим связь между коэффициентом блокировки и КПД передачи дифференциалом силы:
К L -atfМмич
М,.
М КС
к -
1™
,.;
(М
к -. .-;
1- , ,в
Мм.
,„
:5)
где М
Мин
М
Считается,что применение диффе- 15 ренциалов с Kj- 2,5- рационально.
На фиг.З для определения КПД передачи силы РШ, влияющей на шарик(и) полуосевой шестерни к силе Р, передаваемой шарикам в зацеплении про- 20 продольно оси канала, с целью упрощения расчетов предположим, что компонент N силы FUJ перпендикулярен стенке канала и из-за конструктивных особенностей полуосевых шестерен момент, приложенный к по- 25 равен силе Р, действующей на шарики луосевой шестерне, свя- продольно оси канала, В этом случае
угол if между силой и его компонентом Р равен 5
Предположим также, что угол J луосевой шестерне, свя- о между силой N и его компонентом F,v, занной с колесом в хоро- равен 45. В этом случае , - КПД
при передаче силы от полуосевой шестерни к шарикам - практически равен 2„ - КПД при передаче силы от шариков к полуосевым шестерням
занной с колесом на скользкой дороге; д - момент, приложенный к пошем зацеплении с дорогой, причем суммарный момент, передаваемый дифференциалом
Mj- M,дкc + М мин (2)
Механический КПД 1 в предлагаемой конструкции зависит от раздельно взятых КПД составляющих элементов шариковой передачи:
1 , -li f i- (3) где 7i КПД при передаче силы от полуосевой шестерни к шарикам; Ч КПД при передаче силы шарикам в торообразной части
канала
Ч, - КПД при передаче силы шарикам в прямой части канала с шириной 1-2 диаметра шарика ;
1 - КПД при передаче силы шарикам во второй торообразной части канала 180 ; - КПД при передаче силы от шариков к полуосевой шестерне.
В формуле (3) не учтены потери трения в подшипниках и потери при изменении направления движения шариков в канале.
35
40
45
50
55
Ь .- (6) Равны также 7 ., + , - КПД при передаче силы шарикам в двух полуторо- идах 18С° и / - КПД передачи шариками силы в тороиде ЗЬП°;
Чг гr ,(7)
Заменяя и 7.2. +1 из (6) и (7) соответственно в выражении (3) с if и f получим:
, (8) где 1 - КПД передачи силы от одной полуосевой шестерни к другой;
Ч - КПД передачи силы от полуосевой шестерни к шарикам и от шариков к шестерне; - КПД передачи силы шарикам в ториде 7 - КПД передаче силы шариками в прямой части канала с шириной 1-2 диаметра шарика.
, ух
КзОУбОЗ
Из отношения большего момента к меньшему, которое назыпают коэффициентом блокировки, получим связь между коэффициентом блокировки и КПД передачи дифференциалом силы:
К L -atfМмич
(М
М,.
М КС
,.;
к -. .-;
1- , ,в
Мм.
,„
к -
1™
:5)
35
0
5
0
5
Ь .- (6) Равны также 7 ., + , - КПД при передаче силы шарикам в двух полуторо- идах 18С° и / - КПД передачи шариками силы в тороиде ЗЬП°;
Чг гr ,(7)
Заменяя и 7.2. +1 из (6) и (7) соответственно в выражении (3) с if и f получим:
, (8) где 1 - КПД передачи силы от одной полуосевой шестерни к другой;
Ч - КПД передачи силы от полуосевой шестерни к шарикам и от шариков к шестерне; - КПД передачи силы шарикам в ториде 7 - КПД передаче силы шариками в прямой части канала с шириной 1-2 диаметра шарика.
Сила трения Н в точке контакта шарика с каналом (фиг.З)
Н f-N,
где f - коэффициент трения N РЯ, sinf; Н f . sin/ . В точке контакта шарика с шестерней действует сила, равная и противоположная силе N.
Исходя из этого суммарные потери Н на трение в зацеплении практически равны двукратной потере трения в точке контакта шарика с каналом Н 2f-N
и
Р 1
р
- 2-f-N „
- 2f
Р N I
N() N
(9)
Для определения определим КПД передачи шарикам силы в торооб- разном канале, изображенном .на фиг,4 кривизну которого характеризует отношение
2 tgoin
(10)
D - диаметр тороида по оси; d - диаметр шарика;
360
2п
80 п
(11)
п число шариков, вмещаемых в торо- ид 360
На фиг.А видно, что половина угла между двумя лучами, выходящими .из , центра тороида О и проходящими через центр находящихся рядом шариков, а также угол между силами , и Р, , Р и F|2. равны о/„ , как углы между пе- рекрещивающимися прямыми.
Найдем силу PIJ, , передаваемую шариком 1 к шарику 2, через заданную ;Силу F, , приложенную к шарику 1 и совпадающую с направлением возмож-
F,,,(1 f .) f .tg./,) F,,,, (1
ТГ P ( 1
W(K)1 + -() . (,vl--| J l-n
где m - порядковый номер шарика, считая по направлению передаваемой силы Phi, приложенной к первому шарику.
НОИ силы, передаваемой шариком п к шарику 1 , и через заданный угол «f, .
Исходя из суммирования сил фиг, 1, где указана сила Р , ее компоненты N и Р, сила трения Н, суммарная сила RI от сил Н и N и суммарная сила R 2 от сил R( и Р, проекция которой перпендикулярна силе Р, укажем на прямой, проходящей через центры шариков 1 и 2, величину силы F/j
Р - Н
F,, Р - Н; Р
II
где Н - сила трения;
Р - компонент силы F,,
cos dy
(г2),
направлен в сторону движения шарика перпендикулярен силе Nj
1 и
Р Р,
П.(
COSD,
20
, 180
«л
где п - число шариков в тороиде
Н f N ; где f коэффициент трения;
збо
5
N компонент силы , перпен0 N
дикулярен стенке торообраз- ного канала и направлению прямой, проходящей через центр О торообразного канала и центр шарика 1 , sin « ; Н f sin с-, Подставляя в формулу (12) найденные значения Р и Hf получим
E«t..Z n
F,t
(1з;
Р„.(1 - f. tgo,,);
17 - Si
Ч1
I iJ- ). Fni ij 1 - f. tgo(,, ,
(й
где , КПД передачи силы от первого шарика к второму. При помощи выражения (13) найдем силы, которые передаются вторым шариком третьему, третьим шарикрм четвертому и т.д., с соответствующими индексами через заданные величины
f- tg,)2 ; ,
f-tgc J ;
tgb n)
55
- f-tg.r, (15)
Уравновешивающая сила к силе Pj,, , приложенная к шарику т, шариком (т + + 1) уменьшается согласно формуле (15).
Найдем КПД передачи шариками силы F| к шарику (п + 1) в тороиде 360°.
п
Тп
FuLll : f tS n). F.,
. (1 - f.tgc(j
(16)
где п - число шариков, помещенные в тороид ЗбО ,
180
п --- ;
f - коэффициент трения.
Определим - КПД передачи силы F, шариками в прямой части канала с шириной 1-2 диаметра.
Исходя из фиг.З и 4 можно сделать вывод, что сложение и обозначение си на них совпадает, кроме , который по фиг, определяется из соотноше- .Ния:
sinc -т , откуда ( d-sino, (17)
где сГ В - d (где В - ширина канала и d - диаметр шарика),
Совмещая в формуле (16) л с «с , п , получим
., (1 - f tg() , (18) где m - число шариков в прямой части канала,
Для конкретного примера найдем ширину В части канала, где В ( i-2) в конструктивном варианте предлагаемого дифференциала с корпусом, диаметр которого 0 95 мм, а длина 95 мм дающая возможность использовать в корпусе четыре замкнутых канала, состоящих из двух полутороидов 180 вместимостью 5 шариков в тороид ЗбО и прямых участков канала, соединяющи полутороиды, причем общая вместимост одного бесконечного канала составляет 11 шариков с диаметром .16 мм, где 6 шариков находятся в части канала шириной 1-2 диаметра шарика (плавный переход ширины выполнен в торо- образной части канала).
Желаемый коэффициент блокировки КсГ 3,5 при ускорении (увеличении скорости двигателем). Дифференциал изготовлен из закаленной стали и работает в масле, причем коэффициент трения равен 0,08.
Ширина части канала равна
В d + сГ,
где d - диаме.тр шарика и сГ d-sin Б d + d (19)
Неизвестный угол найдем из выражения (18) через заданные величины ,. и f:
507603
где и где
10
К
(5)
Подставляя цифровые величины в приведенные выражения (9), (16), (5), (В), (20) и (19), найдем ширину части канала: ( 1 - 20,08 0,84;
20
5
0
5
3,5 0,842 0,741
«« --о%----- .
50,
В 16 + 16 sin50,14 28,28 мм Из выражений (5) и (6) найдем коэффициент блокировки Kj-, обуслоБ ленный зацеплением шариков с двумя полуосевыми шестернями, который покажет отношение моментов большего к меньшему при торможении двигателем и использовании заднего хода:
1
г
1
к т
0,84
К42
0
5
В случае, когда диаметр бесконечного канала близко к диаметру шарика и перпендикулярной силой к стенке канала N в прямых участках канала можно пренебречь, коэффициент блокировки при ускорении KJ7,- равен :
ins
Krf-,
, 1
ITf
к,
1
1,91.
0,842,о7741 0 Самоблокирование дифференциалом осуществляется в основном при ускорении (увеличении скорости) транспортного средства, причем силы, передаваемые шарикам от одной полуосевой г шестерни к другой, уменьшаются на участке бесконечного канала, имеющего конструктивно выбираемые кривизну и ширину части канала в зависимости от нужного коэффициента блокировки, a при торможении двигателем и движении назад самоблокирование меньше и зависит практически от КПД передачи силы от одной полуосевой шестерни к шарикам и от КПД передачи силы от шариков к полуосевой шестерне.
Формула изобретения ю ментов и корпусом, а другая, также
что ширина второй ветви больше одного диаметра шарика и меньше двух диаметров шарика.
Фи&.2
р
Фыг.З
f F
Редактор А.Маковская
Составитель С.Белоусько
Техред М.Моргентал Корректор Б.Кабаций
Заказ 5501/20
Тираж 528
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат Патент, г. Ужгород, ул. Гагарина, 101
Подписное
Патент США № , кл | |||
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов | 1921 |
|
SU7A1 |
() САМОБЛОКИРУЮЩИЙСЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА |
Авторы
Даты
1989-09-15—Публикация
1987-11-17—Подача