ВОЛНОВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2011 года по МПК F16H48/00 F16H25/06 

Описание патента на изобретение RU2413889C2

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в дифференциальных приводах колесных транспортных средств с возможностью автоматической блокировки колес.

По патенту RU 2044942 известен дифференциал транспортного средства, содержащий корпус, установленные в нем полуосевые шестерни, размещенные на соосных полуосях со смещением одна относительно другой, при этом одна полуосевая шестерня связана с корпусом, отличающийся тем, что другая полуосевая шестерня выполнена с венцом, находящимся в зацеплении с внутренним венцом, закрепленным в корпусе, и установлена с возможностью вращения на оси, жестко закрепленной на полуоси, другая полуосевая шестерня, жестко закрепленная на полуоси, выполнена с внутренним зубчатым венцом с возможностью зацепления полуосевой шестерней, при этом оси этих шестерен расположены по разные стороны от оси полуосей.

Недостатками известного дифференциала являются:

- Неравномерность распределения момента на ведущие колеса.

- Увеличение частоты вращения одного из колес при приложении момента к корпусу, может вызвать буксование колеса при разных условиях сцепления с дорогой. Следовательно, более вероятен износ и поломка дифференциала.

Наиболее близким к заявленному техническому решению является выбранный в качестве прототипа известный по патенту RU 2125673 механизм распределения мощности для привода ведущих осей и колес транспортного средства, содержащий размещенные соосно друг другу два планетарных зубчатых редуктора, водила сателлитов, либо солнечные шестерни выполняют роли полуосевых элементов.

Недостатками прототипа являются:

- Сложность конструкции.

- Недостаточная прочность и надежность конструкции.

Техническим результатом заявленного изобретения является устранение указанных недостатков, а именно:

- Упрощение конструкции.

- Повышение прочности и надежности конструкции.

Технический результат достигается тем, что в волновом дифференциале транспортного средства, содержащем приводной корпус, в котором соосно друг другу размещены два редуктора, согласно изобретению используются два волновых редуктора с промежуточными телами качения, (шарики, ролики). Венец одного волнового редуктора и сепаратор другого волнового редуктора выполнены заодно с приводным корпусом, а сепаратор одного редуктора и венец другого редуктора выполнены как одна деталь.

При этом полуосевые элементы (генераторы волновых редукторов) кинематически связываются и получают возможность вращаться только в противоположных направлениях.

Тела качения (шарики, ролики) известны как самые прочные детали в механике. В процессе работы волнового дифференциала тела качения (шарики, ролики) расклиниваются между венцом и генератором, и момент мощности передается всеми телами качения одновременно, в отличие от планетарного зубчатого редуктора, где момент мощности передается лишь несколькими зубьями через сателлиты.

Применение в заявленном дифференциале волновых редукторов с промежуточными телами качения (шарики, ролики):

Существенно упрощает его конструкцию.

Увеличивает прочность и долговечность этого устройства.

Повышает КПД самоблокирования.

При производстве заявленного волнового дифференциала нет необходимости в трудоемком изготовлении эвольвентных зубчатых шестерен внутреннего зацепления. Не требуются и сложных зуборезных станков, как для планетарного зубчатого редуктора.

Все детали волнового дифференциала выполняются на типовых станках общего машиностроения. Производство тел качения (шариков, роликов) хорошо отлажено в шарикоподшипниковой индустрии.

При изготовлении и сборке узла используется и меньшее количество отдельных деталей.

Все перечисленные обстоятельства значительно упрощают изготовление и сборку заявленного устройства.

Габариты устройства, в этом случае не превышают размеров стандартного (классического) дифференциала, применяемого в настоящее время, что легко решает проблему замены и установки волнового дифференциала в любой автомобиль.

Момент на ведущие колеса передается главной передачей, вращающей корпус через фланец, за счет большого передаточного отношения волновых редукторов.

В управлении коэффициентом, (степенью) автоматического блокирования волнового дифференциала, участвует разность (неравномерность) сил сцепления ведущих колес с дорогой, а не разность скоростей вращения ведущих колес.

Это является положительным фактором, недостижимым для других, даже электронных, автоматических блокирующих устройств.

Т.е. налицо четкая обратная связь с поверхностью дороги, автоматического волнового дифференциала, через ведущие колеса транспортного средства.

Таким образом:

при движении транспортного средства передача момента силы на ведущие колеса в неблагоприятных дорожных условиях постоянно изменяется в соответствии с изменениями коэффициента сцепления ведущих колес с поверхностью дороги и всегда устанавливается оптимально.

При утрате контакта с дорогой одного, либо обоих ведущих колес, дифференциал мгновенно блокируется и вращение (буксование) ведущих колес всегда происходит синхронно (равномерно). Внутреннее вращение деталей волнового дифференциала прекращается, следовательно, прекращается и его износ.

Процесс блокирования и разблокирования (дифференциация) устройства происходит дискретно и очень быстро. Таким образом, можно говорить об обратной связи устройства с дорогой, по которой движется транспортное средство. Все это делает автомобиль устойчивым и проходимым по любым сложным дорогам.

При торможении двигателем самоблокирование волнового дифференциала улучшает эффективную безопасность торможения транспортного средства.

Максимальный КПД блокирования не позволяет деталям перемещаться относительно друг друга с большой скоростью. Это исключает интенсивный разогрев, износ и поломку механизма при любом буксовании транспортного средства.

Сборку дифференциала можно выполнить обычными общепринятыми в технике средствами, например путем выполнения разъёма корпуса, соединения частей корпуса резьбовыми элементами, сваркой и т.д. Собрать устройство можно любым известным, приемлемым способом.

Пример конкретного применения заявленного дифференциала приведен в акте испытаний от 12.09.2008 (акт прилагается). В процессе испытаний автомобилем пройдено до 22 тыс. км. На основании полученных данных комиссия пришла к заключению, что использование заявленного дифференциала позволяет повысить безопасность и эксплуатационные качества автомобиля.

Сущность изобретения поясняется чертежами

На фиг.1 изображен продольный разрез А-А волнового дифференциала колесного транспортного средства.

На фиг.2 изображен поперечный разрез Б-Б волнового дифференциала колесного транспортного средства.

Волновой дифференциал транспортного средства содержит приводной корпус 1, в котором соосно друг другу размещены два волновых редуктора 2 и 3 на телах качения 4 (шарики, ролики), венец 5 одного редуктора 2 и сепаратор 6 другого редуктора 3 выполнены заодно с приводным корпусом 1, а сепаратор 7 одного редуктора 2 и венец 8 другого редуктора 3 выполнены как одна деталь.

При прямолинейном движении транспортного средства по хорошей дороге вращение от ведущего корпуса, соединенного с венцом одного волнового редуктора и сепаратором другого волнового редуктора, через (шарики, ролики), контактирующие с эксцентрическими полуосевыми элементами, передается на полуоси автомобиля и далее на ведущие колеса, обеспечивая им одинаковую угловую скорость.

При повороте автомобиля или попадании одного из ведущих колес транспортного средства на неровности дороги колеса, а следовательно, и полуоси с полуосевыми элементами стремятся вращаться с разными угловыми скоростями.

Шарики начинают перемещаться по внутренним поверхностям зубьев венцов волновых редукторов, (описанных совокупностью гипоциклоид), в противоположные стороны. Волновой дифференциал разблокируется, не препятствуя повороту транспортного средства.

При попадании какого-либо ведущего колеса на скользкий участок дороги происходит снижение его сцепления с дорогой, тела качения (шарики, ролики) в устройстве расклиниваются, зажимая полуосевой элемент, дифференциал блокируется и автоматически передает мощность на то колесо, у которого лучшее сцепление с дорогой. Автомобиль продолжает движение без пробуксовывания.

При движении транспортного средства как вперед, так и назад, устройство безупречно работает как обычный дифференциал (классической) схемы, не мешающий управлению и поворотам.

Улучшилась проходимость транспортного средства по бездорожью и его надежность при езде в непогоду. Повысилась безопасность и устойчивость движения в гололедицу, особенно на поворотах. За счет оптимального распределения тягового усилия между ведущими колесами транспортное средство перестало юзить на скользких дорогах.

Похожие патенты RU2413889C2

название год авторы номер документа
САМОБЛОКИРУЮЩИЙСЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2005
  • Красиков Валерий Николаевич
RU2319875C2
ДИФФЕРЕНЦИАЛ С АВТОМАТИЧЕСКОЙ БЛОКИРОВКОЙ КОЛЕС ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ДКС 2008
  • Красиков Валерий Николаевич
RU2384775C1
ДИФФЕРЕНЦИАЛ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1992
  • Снегарь Олег Тарасович[Ua]
  • Ракша Сергей Владимирович[Ua]
  • Шелудько Александр Павлович[Ru]
RU2040721C1
Дифференциал транспортного средства 1990
  • Демин Виктор Петрович
  • Рубашов Евгений Анатольевич
  • Сербин Владимир Тарасович
SU1714250A1
Дифференциал с автоматический блокировкой колес транспортного средства 2019
  • Красиков Валерий Николаевич
  • Хлабыстин Александр Вениаминович
RU2733174C1
Безынерционная дифференциальная передача 1988
  • Демин Виктор Петрович
  • Головенков Виктор Николаевич
  • Рубашов Евгений Анатольевич
SU1576362A1
ДИФФЕРЕНЦИАЛ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1992
  • Снегарь Олег Тарасович[Ua]
  • Ракша Сергей Владимирович[Ua]
RU2029901C1
ДИФФЕРЕНЦИАЛ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1992
  • Снегарь Олег Тарасович[Ua]
  • Ракша Сергей Владимирович[Ua]
RU2044942C1
Дифференциал транспортного средства 1986
  • Демин Виктор Петрович
  • Демин Борис Петрович
  • Шмелев Юрий Петрович
SU1361038A1
ДИФФЕРЕНЦИАЛ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1992
  • Снегарь Олег Тарасович[Ua]
  • Ракша Светлана Сергеевна[Ua]
RU2029900C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 413 889 C2

Реферат патента 2011 года ВОЛНОВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к автомобилестроению и может быть использовано в дифференциальных приводах колесных транспортных средств с возможностью автоматической блокировки колес. Дифференциал транспортного средства содержит приводной корпус (1), в котором соосно друг другу размещены два волновых редуктора (2, 3) с промежуточными телами (4) качения (шарики, ролики), сепараторами (6, 7) и венцами (5, 8). Венцы контактируют через промежуточные тела качения с эксцентрическими полуосевыми элементами. Венец (5) волнового редуктора (2) и сепаратор (6) волнового редуктора (3) выполнены заодно с приводным корпусом (1). Сепаратор (7) волнового редуктора (2) и венец (8) волнового редуктора (3) выполнены как одна деталь. Изобретение позволяет упростить конструкцию, повысить прочность и надежность. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 413 889 C2

Дифференциал транспортного средства, содержащий приводной корпус, в котором соосно друг другу размещены два редуктора, отличающийся тем, что редукторы выполнены волновыми с промежуточными телами качения, сепараторами и венцами, контактирующими через промежуточные тела качения с эксцентрическими полуосевыми элементами, при этом венец одного волнового редуктора и сепаратор другого волнового редуктора выполнены заодно с приводным корпусом, а сепаратор одного волнового редуктора и венец другого волнового редуктора выполнены как одна деталь.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2011 года RU2413889C2

Дифференциал 1986
  • Демин Виктор Петрович
  • Демин Александр Петрович
SU1395872A1
ВОЛКОВ Д.П., КРАЙНЕВ А.Ф
Планетарные, волновые и комбинированные передачи строительных и дорожных машин
- М.: Машиностроение, 1968, с.174, рис.89б
US 5904073 А, 18.05.1999
Зубчатая дифференциальная передача 1988
  • Демин Виктор Петрович
  • Кучеров Николай Владимирович
  • Степанов Александр Михайлович
  • Власов Валерий Васильевич
SU1551885A1

RU 2 413 889 C2

Авторы

Красиков Валерий Николаевич

Даты

2011-03-10Публикация

2009-03-24Подача