Силовая установка Советский патент 1989 года по МПК F01K23/06 

Описание патента на изобретение SU1514966A1

«

СП

со

О5

О

15U

выхлопным газам с парогенератором 9. Распределительное устройство 37 охлаждающей жидкости установлено после конденсатного насоса 35 и имеет дв выхода 38 и 39, Выход 38 соединен с трубопроводом 29 подззода охлаждающей жидкости, в ряссечку которого последовательно включены вторая ступень 40 маслоохладителя 41, воздушный ра диатор 42 и охладитель 7 наддувочного воздуха. Выход 39 соединен с трактом 17 питательной воды, В рассечку между выходом 39 и трактом 17 питательной воды включена первая ступень 43 маслоохладителя 41, К промежуточному патрубку 19 отбора экономайзера 10 подключен расширитель 21., соеди- ненньй по пару и воде соответственно с выходом и входом системы 23 вы- сокотемпературного охлаждения двигателя 1, Выхлопные газы двигателя 1

поступают в газовую турбину 5, а после нее - в парогенератор 9, где генерируется пар, который перегревается и затем подается в паровую турбину 2, Дополнительная мощность вырабатывается паром, поступающим из расширителя 21 в турёину 2, источником теплоты для образования которого является система 23, В расщиритель 21 для поддержания баланса расходов по- jq;aeтcя вода из промежуточного патрубка 19 экономайзера 10. Распределительное устройство 37 распределяет воду на парогенератор 9 и конденсатор 28, перед подачей в которые вода нагревается и охлаждается соответственно. Максимальное использование теплоты отработанных газов и масла, а также теплоносителя из экономайзера IО по- вьшает экономичность установки. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Похожие патенты SU1514966A1

название год авторы номер документа
Паротурбинная установка 1983
  • Трифонов Николай Николаевич
  • Ермолов Виктор Федорович
  • Пермяков Владимир Андреевич
  • Кунтин Евгений Семенович
  • Нестеров Юрий Алексеевич
  • Ахтырский Анатолий Павлович
SU1201533A1
Способ работы теплоэлектроцентрали 1985
  • Шапиро Григорий Абрамович
  • Гуторов Владислав Фролович
  • Длугосельский Владимир Исидорович
  • Сивко Петр Емельянович
  • Захаров Юрий Владимирович
  • Карцев Виктор Михайлович
  • Эфрос Евгений Исаакович
  • Граубарт Велен Вульфович
  • Дуйцев Виктор Иванович
SU1252514A1
Газоперекачивающий агрегат 1974
  • Ложкин Александр Николаевич
  • Васильев Юрий Николаевич
  • Ванюшин Юрий Николаевич
SU729379A1
Парогазовая установка с полузамкнутой газотурбинной установкой 2022
  • Бирюк Владимир Васильевич
  • Шелудько Леонид Павлович
  • Лившиц Михаил Юрьевич
  • Ларин Евгений Александрович
  • Шиманова Александра Борисовна
  • Шиманов Артём Андреевич
RU2795147C1
Судовая силовая установка 1987
  • Данилов Виктор Сергеевич
  • Боровкова Анна Геннадьевна
  • Петухов Валерий Александрович
  • Овсянников Михаил Константинович
SU1560762A1
СХЕМА УТИЛИЗАЦИИ НИЗКОПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ТЕПЛОТЫ ДЛЯ КОТЕЛЬНОЙ СРЕДНЕЙ И МАЛОЙ МОЩНОСТИ 1995
  • Капишников А.П.
RU2141080C1
Способ регулирования электрической мощности теплофикационной паротурбинной установки 1985
  • Иванов Валерий Алексеевич
  • Кудрявый Виктор Васильевич
  • Кутахов Анатолий Григорьевич
  • Богомольный Давид Соломонович
  • Иванов Игорь Александрович
  • Рабинович Арон Вульфович
  • Тажиев Эдгар Ибдрагимович
  • Иванов Олег Александрович
  • Бененсон Евсей Исакович
  • Иванов Сергей Николаевич
  • Ивашов Владимир Дмитриевич
  • Осипенко Евгений Владимирович
SU1285163A1
ПАРОГАЗОВАЯ УСТАНОВКА 1991
  • Затуловский В.И.
  • Масленников В.В.
  • Каекин В.С.
  • Первовский Ю.А.
RU2034163C1
СПОСОБ РАБОТЫ И УСТРОЙСТВО ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМОЙ ГЛУБОКОЙ УТИЛИЗАЦИИ ТЕПЛОТЫ И СНИЖЕНИЯ ВРЕДНЫХ ВЫБРОСОВ В АТМОСФЕРУ 2001
  • Акчурин Х.И.
  • Миронычев М.А.
  • Голубев П.А.
  • Клочай В.В.
RU2232912C2
Способ эксплуатации теплоэлектроцентрали 1985
  • Онищенко Валерий Яковлевич
  • Мещеряков Александр Васильевич
  • Лутьянова Ольга Николаевна
SU1341358A1

Реферат патента 1989 года Силовая установка

Изобретение относится к машиностроению в частности к энерго- и транспортному машиностроению, используется для утилизации отводимой от систем двигателя внутреннего сгорания теплоты в паротурбинной установке и позволяет повысить экономичность, упростить конструкцию и снизить вес установки. Силовая установка содержит двигатель 1 внутреннего сгорания, соединенный с паровой турбиной 2, а по выхлопным газам сообщенный с газовой турбиной 5, которая служит приводом турбокомпрессора и сообщена по выхлопным газам с парогенератором 9. Распределительное устройство 37 охлаждающей жидкости установлено после конденсатного насоса 35 и имеет два выхода 38 и 39. Выход 38 соединен с трубопроводом 29 подвода охлаждающей жидкости, в рассечку которого последовательно включены вторая ступень 40 маслоохладителя 41, воздушный радиатор 42 и охладитель 7 наддувочного воздуха. Выход 39 соединен с трактом 17 питательной воды. В рассечку между выходом 39 и трактом 17 питательной воды включена первая ступень 43 маслоохладителя 41. К промежуточному патрубку 19 отбора экономайзера 10 подключен расширитель 21, соединенный по пару и воде соответственно с выходом и входом системы 23 высокотемпературного охлаждения двигателя 1. Выхлопные газы двигателя 1 поступают в газовую турбину 5, а после нее в парогенератор 9, где генерируется пар, который перегревается и затем подается в паровую турбину 2. Дополнительная мощность вырабатывается паром, поступающим из расширителя 21 в турбину 2, источником теплоты для образования которого является система 23. В расширитель 21 для поддержания баланса расходов подается вода из промежуточного патрубка 19 экономайзера 10. Распределительное устройство 37 распределяет воду на парогенератор 9 и конденсатор 28, перед подачей в которые вода нагревается и охлаждается соответственно. Максимальное использование теплоты отработанных газов и масла, а также теплоносителя из экономайзера 10 повышает экономичность установки. 1 з.п. ф-лы. 1 ил.

Формула изобретения SU 1 514 966 A1

Изобретение относится к машиностроению, в частности к энерго- и транс-, портному машиностроению, а именно к силовым установкам, утилизирующим теплоту, отводимую от систем двигателя внутреннего сгорания, в паротурбинной установке.

Цель изобретения - повьшение эко- номичности, упрощение конструкции и снижение веса установки.

На. чертеже представлена принципиальная тепловая схема силовой установки.

Силовая установка состоит из двигателя (дизеля) 1 внутреннего сгора- ния, соединенного через редуктор (не показан) с паровой турбиной 2, вклто- чающей в себя части 3 и 4 высокого и низкого давлений (ЧВД и ЧНД), По выхлопным газам дизель 1 соединен с газовой турбиной 5, служащей приводом турбокомпрессора 6, сообщенным с охладителем наддувочного воздуха (ОНВ) 7, Газовая турбина 5 по выхлопным газам через дроссельн:;,то заслонку 8 связана с парогенератором 9, состоящим из экономайзера 10, испарителя 11 с барабаном-сепаратором 12 и па- роперегре.вателя 13, Парогенератор 9 по свежему пару паропроводом 14 с ре- гулирующе-перепускным органом 15 сое- динен с ЧВД 3 турбины 2, Питательный

насос 16 трактом 17 питательной воды с регулирующим органом 18 соединен с экономайзером 10, К промежуточному патрубку 19 отбора экономайзера 10 трубопроводом 20 отвода теплоносителя подключен впрыскивающий расшири - тель 21, которьй по пару соединен линией 22 с выходом системы 23 высокотемпературного охлаждения (ВТО) дизеля 1. Вход системы 23 ВТО по воде связан линией 24 с расположенным на ней насосом 25 с расширителем 21 Привод насоса 25 и других, используемых в схеме .насосов, может осуществляться непосредственно от дизеля 1 или через редукторно-мультипликаторные передачи (не показаны). Расширитель 21 паропроводом 26 с регулирукяцим органом 27 связан по пару с входом ЧНД 4, выход из которой осуществляется в конденса- .тор 28 смещйвающего типа. Конденсатор 28 трубопроводом 29 подвода (впрыска) охлаждающей жидкости связан с ОНВ 7, а трубопровод 30 отсоса паровоздушной смеси из конденсатора 28 сообщен с водоструйным эжектором 31, к которому подключен атмосферный бак- накопитель 32, Кроме того, к конденсатору 28 подсоединена перепускная линия 33 от регулирующе-перепускного органа 15. Насос 34 водоструйного эжектора 31 и конденсатньй (конден

сатно-циркуляциониьй) насос всасе соединены соответственно с баком-накопителем 32 и конденсатором 28, а по напору соответственно с охладителем 36 конденсата водоструйного эжектора 31 и распределительным устройством 37 с двумя выходами .(трубопроводами) 38 и 39. Пер- вьй выход 38 распределительного устройства соединен с трубопроводом 29 подвода охлаждающей жидкости, в рассечку которого последовательно включены вторая ступень АО маслоохладителя 41, воздушньй радиатор 42 и ОНВ 7. Второй выход 39 распредели- тельного устройства 37 соединен с трактом 17 питательной воды парогенератора 9. В рассечку между вторым выходом 39 распределительного устрой ства 37 и трактом 17 питательной воды -включена первая ступень 43 маслоохладителя 41, подключенная по мдс ЛУ к входу второй ступени 40 маслоохладителя 41, т.е. последовательно с второй ступенью 40,

Силовая установка работает следующим образом.

Отходящие от дизеля 1 газы, пройдя газовую турбину 5, поступают в парогенератор 9, где используется теплота этих газов для получения водяного пара, образующегося из питательной воды, нагреваемой последовательно в экономайзере 10 и испарителе 11. В качестве питательной воды используется, например, дистиллат. Пар образовавшийся в испарителе 11, пройдя барабан-сепаратор 12, доводится до перегретого состояния в.пароперегревателе 13. Перегретый свежий пар поступает по паропроводу 14 с ре гулирующе-перепускным органом 15 в ЧВД 3, затем в ЧНД 4 паровой турбины 2, где вырабатывается мощность, передаваемая на дизель 1. Эта мощность вырабатьшается в результате расширения свежего пара от начальных параметров до давления в конденсаторе 28, Таким образом, утилизируется основная составляющая потерь энергии - теплота выхлопных газов.

В турбине 2, кроме того, происходит выработаса дополнительной мощности от пара, поступающего в ЧНД 4 по паропроводу 26 из расширителя 21, Источником теплоты для образования этого пара является система 23 ВТО, из которой перегретая относительно.

0

5

0

тe fflepaтypы насьт1ения, соответствующей давлению в расширителе 21, вода через впрыскивающие сопла (не показаны) поступает по линии 22 в этот расширитель 21. В последнем происходит вскипание этой воды и образуется сухой насьш1енньш пар, поступающий в ЧНД 4. Поддержание в расширителе 21 давления меньшего давления насыщения, соответствующего температуре впрыскиваемой воды, осуществляется регулирующим органом 27, Кроме того, регулирующим органом 27 поддерживается оптимальный температурный режим в системе 23 ВТО, Для поддержания баланса расходов в расширитель 21 из промежуточного патрубка 19 экономайзера 10 по трубопроводу 20 отвода теплоносителя отбирается вода в количестве, равном количеству пара, поступающего из расширителя 21 в ЧНД 4. Сигналом на регулирование является высота уровня воды в расширителе 21,

5 Промежуточный патрубок 19 экономайзера 10 выбирается так, что нагрев отобранной воды происходит только за счет дополнительного снижения температуры уходящих, газов из парогенератора 9 и не приводит к снижению температуры свежего пара к ЧВД турбины 2,

Откачка конденсата из конденсатора 28, расширителя 21, бака-накопителя 32 водоструйного эжектора 31 и конденсатора 28 осуществляется, соответственно, насосами 25, 34 и 35. Конденсат из конденсатора 28 после кон- денсатного насоса 35 поступает в распределительное устройство 37, из которого по выходам (трубопроводам) 38 и 39 распределяется в трубопровод 29 подвода охлаждающей жидкости и в тракт 17 питательной воды парогенератора 9, Часть воды, направляемая по-

5 еле распределительного устройства 37 в трубопровод 29, пройдя вторую CTJT- пень 40, маслоохладителя 41, воздушный радиатор 42, охладитель 36 конденсата водоструйного эжектора 31 и

0 ОНВ 7, поступает по трубопроводу 29 через сопла (не показаны) в конденсатор 28, Другая часть воды, направляемая после распределительного устройства 37 в тракт 17 питательной воды, пройдя первую ступень 43 маслоохладителя 41, питательным насосом 16 подает.ся в парогенератор 9, Регулирующим органом 18 осуществляется изменение подачи питательной воды в

0

5

0

5

парогенератор 9 в зависимости от уровня воды в барабане-сепараторе 12, Тем самым-поддерживается баланс между количеством отводимого от пароге- 1 ератора 9 свежего пара и поступаю-- щей в него питательной воды, которая подается в питательный насос 16 подогретой в маслоохладителе 41 первой ступени 43 маслоохладителя 41 до ,тем- пературы выше точки росы, вследствие чего исключается возможность сернистой коррозии парогенератора 9. После насоса 25 вода поступает по линии 24 в систему-23 ВТО, охлаждая дизель 1.

Конденсат из бака-накопителя 32 насосом 34 подается в охладитель 36 конденсата, после охлгждения в котором в качестве эжектирующей среды по ступает в водоструйный эжектор 31, которьй по трубопроводу 30 отсоса паровоздушной смеси отсасывает паровоздушную смесь из конденсатора 28. Регулирующе-перепускной орган 15 вы- полняет защитную функцию, при необходимости перепуская пар по линии 33 из парогенератора 9 в конденсатор 28, защищая тем самым турбину 2 от попадания в нее возможной влаги. Ра- ботает регулирующе-перепу скной орган i5 в зависимости от величины разности между температурой свежего пара перед ЧВД 3 и температурой воды в барабане-сепараторе 12. В период пус ков, остановов или других переходных режимов регулирующе-перепускной орга 15 перекрывает доступ пара в турбину 2, перепуская его в конденсатор 28.

В результате данного размещения распределительного устройства 37 и отвода в расширитель 21 только части теплоносителя из промежуточного патрубка 19 экономайзера 10 максимально используется теплота отрабо- танных газов дизеля для получения высокопотенциального пара и выработки мопщости, что повышает экономичность установки

Формула изобретения

I. Силовая установка, содержащая двигатель внутреннего сгорания с охладителем наддувочного воздуха и системой высокотемпературного охлаждения его цилиндров, магистраль выпуска отработанных газов которого сообщена с парогенератором, пароперегреватель которого подключен к части высокого давления паровой турбины, сообщенной с частью низкого давления к входу которой по пару подключен расширитель, а к выходу - конденсатор с трубопроводами подвода и отвода охлаждающей жидкости, сообщенный трактом конденсата через конденсат- ньй насос с трактом питательной воды подключенным к экономайзеру с промежуточным патрубком отбора, распределительное устройство охлаждающей жидкости, двухступенчатый маслоохладитель и воздушный радиатор, отличающаяся тем, что, с целью повьш1ения экономичности, упрощения конструкции и снижения веса, распределительное устройство охлаждающей жидкости установлено в тракте конденсата после конденсатного насоса и два выхода, первый из которых соединен с трубопроводом подвода охлаждающей жидкости конденсатора, в рассечку которого последовательно включены вторая ступень маслоохладителя, воздушный радиатор и охладител наддувочного воздзгха, а второй выход - с трактом питательной воды парогенератора, промежуточньй патрубок отбора экономгшзера которого подключен к расширителю.

2. Установка по п. 1, отличающая с я тем, -что в рассечку между выходом распределительного устройства и трактом питательной воды включена первая ступень маслоохладитля, подключенная по маслу к входу второй ступени маслоохладителя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1989 года SU1514966A1

Заявка ФРГ № 2847028, кл
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Способ получения фтористых солей 1914
  • Коробочкин З.Х.
SU1980A1

SU 1 514 966 A1

Авторы

Иванов Сергей Николаевич

Липчук Владимир Абрамович

Рабинович Арон Вульфович

Лещинский Анатолий Моисеевич

Зубов Павел Анатольевич

Баринберг Григорий Давидович

Гольдберг Александр Азикович

Белов Владимир Петрович

Можжов Виктор Николаевич

Маркелов Евгений Васильевич

Лашманов Виктор Васильевич

Юрасов Геннадий Семенович

Даты

1989-10-15Публикация

1987-09-14Подача