Двухпоточная коробка передач Советский патент 1989 года по МПК B60K17/08 

Описание патента на изобретение SU1521620A1

/3

а Ч

Изобретение относится к транс- миссилм Tpas-tcnopTHbix мпшин.

Цель изобретения - упрощение конструкции,

На фиг, 1 представлена конструктивная схема двухпоточной коробки передач; на фиг. 2 - зубчатые колеса, установленные на первичном валу, разрез.

Коробка передач (фиг. 1) содержит картер 1, через который проходит первичный вал 2, на котором установлены с возможностью поворота одинаковые по диаметру зубчатые колеса 3-и k. Соос- но с первичным валом 2 расположен выходной вал 5, на конце которого имеется фланец 6,На выходном вплу закреплены переключающие зубчатые муфты 7 и 8 и ус- тановленные с возможностью вращения зубчатые колеса 9, Ю и 11.

Симметрично выходному валу 5 уста- нойлены два промежуточных вала 12 и 13. На промежуточном валу 12 закреп- лены зубчатые колеса . Зубчатое колесо 1 зацеплено с зубчатым колесом 3. Зубчатые колеса 15, 16 и 17 зацеплены соответственно с колесами 9,- 10 и 11. Зубчатые колеса 18-21 жестко закреплены на промежуточном валу 13 и имеют зацепления соответственно с зубчатыми колесами -11.

Первичный вал 2 имеет расположен- ,ный между зубчатыми колесами 3 и i фланец 22 (фиг. 2).

I

На фланце 22 и зубчатых колесах

3 и 4 имеются соосно располохсенные отверстия, в которые с небольшими зазорми вставлен палец 23. Палец 23 на KOH цах имеет бочкообразные поверхности 2 t, а в средней части бочкообразную поверхность 25, находящуюся в отверстии фланцп 22, Между бочкообразными поверхностями и 25 палец 23 имеет поверхность 26 меньшего диаметра. Палец 23 выполнен, например, из упругого материала (стали), а бочкообразные поверхности 2( и 25 имеют повышенную твердость.

Для предотвращения выскакивания пальца 23 и создания некоторого осевого поджатип зубчатых колес 3 и t к фланцу 22 установлены имеющие осевое пружинение кольца 27, фиксируемые на первичном валу 2j например, с помощью стопорного кольца 28. При этом наружный диаметр кольца 27 больше радиуса до оси пальца 23.

0

5

0

5

5

Q

0

0

э

При переводе- зубчатой муфты 7 влево выходной пал 5 жестко соединяется с первичным валом 2, т.е. включается прямая передача.

Если зубчатая.муфта 7-перемещается вправо или из своего нейтрального положения переводится в осевом направлении -зубчатая муфта 8, то включается одна из понижающих ступеней.

Для обеспечения возможности поочередного использования каждого из рядов зубчатых колес 21, 11, 17 или 20, 10, 1б или 19. 9, 15 без проявления циркуляции паразитной мощности в других рядах необходимо, чтобы меж- зубцовые зазоры в указанных рядах возрастали пропорционально увеличению диметра зубчатых колес на промежуточном валу. Таким образом, в ряду зубчатых колес 21, 11, 17 суммарный межзубцовый зазор берется за исходный, так как он является самым малым.

На зубчатом колесе 3 жестко установлен упругий штырь 29, свободно проходящий через широкий паз 30 в фланце 22. Противоположный от колеса 3 конец 31 упругого штыря 29 вставлен в отверстие колеса 4. Штырь 29 обеспечивает взаимное поло) зубчатых колес 3 и 4 при их сборке с первичным валом 2.

Если включить одну из понижающих ступеней, например, путем перевода вправо зубчатой муфты 8 и подвести к первичному валу 2 крутящий момент, то вал 2 начинает поворачиваться. Зубчатые зацепления всех зубчатых .колес коробки передач изготавливаются с определенными отклонениями, а угловое расположение зубчатых колес на промежуточных валах не может быть выполнено строго одинаковым. Поэтому суммарные зазоры в зубчатых зацеплениях всех работающих на кахадом из промежуточных валов зубчатых колес различны.

При повороте первичного вала одно из зубчатых колес (например, 3) быстрее выбирает все зазоры в связанных с ним зубчатых зацеплениях и при- .останавливается, пока зубчатое колесо не выберет всех зазоров в своей цепи зубчатых зацеплений.

Так как вал 2 продолжает вращение, то палец 23, работая 1сак рычаг, начинает поворачивать зубчатое колесо относительно вала 2 в направлении его вращения до выбора всех зазоров

в зубчатых З Тцепленилх, связанных с зубчатым колесом (. При этом палец 23 буде т повернут на некоторый угол относительно плоскости чертежа (фиг. 2) и произойдет упругая деформ ция штыря 29.

После выбора всех зазоров в зубчатых зацеплениях крутящий момент от фланца 22 на зубчатые колеса 3 и 4 передается через бочкообразные поверхности пальца 23. Каждое из колес 3 и будет нагружено крутящим моментом, приблизительно равным половине крутящего момента на первичном валу 2, Следовательно, будут практически одинаково нагружены крутящими моментами промежуточные валы 12 и 13, т.е будет осуществляться двухпоточная передача мощности к выходному валу 5

Благодаря бочкообразным поверхностям 2 и 25 в точках контакта пальца 23 с зубчатыми колесами 3 и t и по фланцу 22 не возникают значительные контактные напряжения, разрушающие эти детали.

Упругие свойства пальца 23 и меньший диаметр поверхности 2б позволяют пальцу 23 при работе упруго деформироваться вдоль своей оси, что предотвращает его поломки при передаче крутящего момента на зубчатые колеса 3 и t, особенно .если в подводимом к первичному валу крутящем моменте имеются гармонические составляющие, что характерно для применяемых на транспортных машинах двигателях внутреннего сгорания.

Если 6 коробке передач выключить зубчатую муфту 8 или снять крутящий момент на первичном валу 2, то дефор- .мированный ранее упругий штырь 29 пооернет зубчатые колеса 3 и to исходное положение, показанное на фиг. 2..

При движении тр.анспортной машины на прямой передаче в переходных режимах благодаря упругому штырю 29 предотвращается возможность цикличес

1521620

- ма-

0

5

0

5

0

5

0

5

кого выбора межзубцовых зазоров в контуре, состоящем из зубчатых колес 3, 14, 17, 11, 21, 18 и , и появления в нем циркуляции паразитной мощности.

Благодаря возможности обработки отверстий поц установку пальца 23 в зубчатых колесах 3, и на фланце 22 совместно и пружинным свойствам пальца 23 может быть одновременно .установлено несколько пальцев 23. Это позволяет разгрузить бочкообразные опорные поверхности и 25, что повышает долговечность коробки передач.

Формула изобретения

1.Лвухпоточная коробка передач, содержащая первичный вал, соединенный зубчатым зацеплением с двумя симметрично расположенными промежуточными валами, установленный соосно с первичным валом выходной вал с соединяемыми с ним с помощью муфт зубчатыми колесами, каждое из которых зацеплено с зубчатыми колесами, установленными на разных промежуточных валах, отличающаяся тем, что,

с целью упрощения конструкции, на первичном вплу выполнен фланец, с цвух сторон от которого установлены зубчатые колеса, соединенные с фланцем посредством свободно установленного пальца, проходящего через фланец, а концы этого пальца имеют опоры на упомянутых зубчатых колесах, при этом между зубчатыми колесами установлен упругий элемент для взаимной угловой ориентации зубчатых колес.

2.Коробка передач по п. 1, отличающаяся тем, что палец выполнен из упругого материала и имеет по краям и в средней части бочкообразные поверхности, контактирующие с фланцем и зубчатыми колесами первичного вала.

Ill29

Похожие патенты SU1521620A1

название год авторы номер документа
ДВУХПОТОЧНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 1994
RU2108925C1
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ГРУЗОВОГО АВТОМОБИЛЯ 1992
  • Лившиц И.П.
  • Лиходедов И.Г.
RU2026208C1
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1992
  • Лившиц И.П.
  • Лиходедов И.Г.
RU2023600C1
Механизм подачи шпинделя сверлильного станка 1980
  • Нагорняк Степан Григорьевич
SU933292A1
ТРАНСМИССИЯ КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1992
  • Лившиц И.П.
  • Фрумкин К.А.
RU2025300C1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ С ПЛАНЕТАРНЫМ ДЕМУЛЬТИПЛИКАТОРОМ 2018
  • Гумеров Ирек Флорович
  • Горбатовский Алексей Владимирович
  • Рябев Александр Васильевич
  • Палеев Дмитрий Николаевич
  • Евтодеев Юрий Леонидович
  • Вязников Максим Валерьевич
  • Гаев Сергей Викторович
  • Репин Алексей Радиевич
RU2686416C1
Раздаточная коробка многоосного транспортного средства 2019
  • Горбунов Алексей Юрьевич
  • Марохин Антон Сергеевич
  • Смирнов Александр Анатольевич
  • Федотов Михаил Владимирович
RU2698590C1
КОРОБКА ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2014
  • Маньковский Василий Владимирович
RU2577927C1
ДЕВЯТИСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ С ДВУМЯ СЦЕПЛЕНИЯМИ 2018
  • Гумеров Ирек Флорович
  • Горбатовский Алексей Владимирович
  • Рябев Александр Васильевич
  • Палеев Дмитрий Николаевич
  • Якомульский Петр Дмитриевич
RU2692132C1
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1999
  • Кузнецов В.И.
  • Кузнецов А.И.
  • Королев К.Р.
RU2160192C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 521 620 A1

Реферат патента 1989 года Двухпоточная коробка передач

Изобретение относится к трансмиссиям транспортных машин. Цель - упрощение конструкции. Коробка передач содержит первичный вал 2, соосно расположенный с ним выходной вал 5, на котором установлены переключающие муфты 7,8 и включаемые ими зубчатые колеса 9, 10, 11, зацепленные с зубчатыми колесами, жестко закрепленными на двух промежуточных валах 12, 13. Первичный вал имеет фланец, с двух сторон от которого установлены зубчатые колеса 3,4, зацепленные с зубчатыми колесами промежуточных валов. Крутящий момент от фланца к зубчатым колесам 3,4 передается посредством самоустанавливающегося пальца. При этом между зубчатыми колесами 3,4 установлен пружинный элемент. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения SU 1 521 620 A1

дза. 2

4

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1989 года SU1521620A1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПРИКАСАНИЯ К НАХОДЯЩИМСЯ ПОД НАПРЯЖЕНИЕМ ЧАСТЯМ РАДИОПРИБОРОВ 1929
  • А. Шмидт
SU11962A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 521 620 A1

Авторы

Румянцев Леонид Александрович

Даты

1989-11-15Публикация

1988-02-19Подача