Способ автоматического регулирования режима работы ведомого автотрансформатора энергосистемы Советский патент 1990 года по МПК H02J3/12 

Описание патента на изобретение SU1543495A1

Изобретение относится к автоматическому управлению режимом работы энергосистем.

Целью изобретения является оптимальное распределение реактивного тока между ведущим и ведомым автотрансформаторами системы и повышение экономичности работы энергосистемы.

На фиг. 1 показана структурная схема устройства, реализующего способ, на фиг. 2 - векторная диаграмма величин, поступающих на измерительный орган регулятора напряжения автотрансформатора .

Устройство, реализующее предлагаемый способ, содержит регулятор

1 напряжения ведомого автотрансформатора L шины 3, датчики 4 и 5 тока. На измерительный орган регулятора 1 напряжения ведомого автотрансформатора 2 поступает напряжение от блока 6 вычитания, в котором вычитаются напряжения, поступающие с выхода блока 7 суммирования и выхода датчика 5 тока, пропорциональное реактив ному току линии tf, идущей в направлении ведущего автотрансформатора связи, находящейся на другой подстанции энергосистемы. На вход датчики S тока поступает ток линии 8 или ДР, линии, подключенной к шинам подстанции, где находится автотрансформатор

сп

GO 4 СО СЛ

315

2, таким образом, чтобы напряжение На выходе датчика 5 тока характеризовало загрузку сети активной мощностью. В регуляторе 1 напряжения результирующее напряжение с выхода блока 6 вычитания сравнивается с уставкой 10 регулятора 1 напряжения . Если результирующее напряжение мень- о(е напряжения уставки с учетом зоны Нечувствительности регулятора, на выходе в канале 11 появляется сигнал на переключение устройства регулирования под нагрузкой (РПН) автотрансформатора на увеличение на- пряжения на шинах 3 и наоборот, если результирующее напряжение больше уставки, то в канале 12 появляется сигнал на переключение РПН в сторону снижения напряжения на шинах 3

Суммирование величин показано на фиг. 2. Напряжение 13 шин склады- с напряжением , пропорциональным реактивной составляющей тока и из этой суммы вычитается напряжени 15, пропорциональное активному току элемента сети, и полученный результа сравнивается с эталонным значением - уставкой 10.

Способ осуществляется следующим образом.

Оптимизационные расчеты режима свидетельствуют о том, что потоки реактивной мощности от автотрансформаторов связи в сторону узлов максимального напряжения сравнительно невелики и частично покрывают потребление нагрузок, присоединенных к сет низшего напряжения на участках между сйежными автотрансформаторами связи. 8 то же время их величина зависит от потоков активной мощности. При больших потоках активной мощности оказы- в$ется целесообразным поддерживать бЬлее высокие уровни напряжения, что приводит к увеличению обратных пото- реактивной мощности.

При снижении реактивного тока результирующее напряжение, поступаю- щфе на измерительный орган регулятору, снижается и регулятор действует в направлении его восстановления. Ефли увеличивается активный ток, то результирующее напряжение также уменши ется, коэффициент трансформации а6т©трансформатора также изменяется в направлении увеличения напряжения в сети низшего напряжения, эго приводит к росту потока реактивной

мощности в направлении ведущего автотрансформатора связи, что соответствует требованиям режима,,

Если предположить снижение коэффициента трансформации ведущего автотрансформатора 9, то напряжение на выводах низшего напряжения увеличится и поток реактивной мощности по линии 8 уменьшится, это вызывает действие регулятора 1 напряжения автотрансформатора 2 в направлении его восстановления, в результате чего ведомый автотрансформатор 2 следует за управлением ведущего автотрансформатора с точностью зоны нечувствительности регулятора.

Вслед за этим движению ведущего автотрансформатора следуют и другие ведомые автотрансформаторы, например находящийся от него дальше, чем автотрансформатор 2. В результате управление одним ведущим автотрансформатором может приводить к следованию за ним нескольких подчиненных ему ведомых.

Вследствие того, что в параметр регулирования входит напряжение, аварийное разделение сети не приведет к управлению, которое могло бы привести к недопустимым режимам

Таким образом, предлагаемый способ существенно упрощает управление режимом автотрансформаторами связи и повышает экономичность режима питающей сети энергосистемы.

Формула изобретения

Способ автоматического регулирова.- ния режима работы ведомого автотрансформатора энергосистемы, согласно которому измеряют напряжение шин низшего напряжения автотрансформатора, реактивный ток линии сети низшего напряжения, идущий в направлении ведущего автотрансформатора, преобразуют этот ток в пропорциональное ему напряжение, суммируют его с напряжением шин низкого напряжения, формируют результирующее напряжение, сравнивают его с уставкой и, если результирующее напряжение меньше уставки, увеличивают напряжение автотрансформатора, а если больше уставки, снижают указанное напряжение, отличающийся тем, что, с целью повышения экономичное и работы энергосистемы, измеряют активный ток линии |

сети низшего напряжения, идущий в направлении ведущего автотрансформатора, или активный ток другого присоединения отходящего от шин низкого напряжения ведомого автотрансформатора, наиболее полно характеризующий

загрузку сети активной мощностью, преобразуют его в пропорциональное ему напряжение, вычитают из упомянутой суммы и используют полученную разность в качестве результирующего напряжения.

Похожие патенты SU1543495A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РЕЖИМОМ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ 1992
  • Каленик Владимир Анатольевич
RU2025019C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ УСТАНОВКОЙ 1992
  • Рогальский Бронислав Станиславович[Ua]
  • Непейвода Василий Моисеевич[Ua]
RU2051405C1
Способ автоматического регулирования напряжения в электрических сетях 1973
  • Баркан Яков Давыдович
SU653676A1
Устройство ограничения регулирования режима трансформатора связи 1983
  • Баркан Яков Давыдович
SU1166220A1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РЕЖИМОМ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ 1992
  • Каленик Владимир Анатольевич
RU2025017C1
ЭНЕРГОБЛОК С РАСШИРЕННЫМ ДИАПАЗОНОМ РЕГУЛИРОВАНИЯ 2007
  • Макаровский Сергей Николаевич
  • Подъячев Виктор Николаевич
RU2352053C1
Устройство для автоматического регулирования напряжения 1972
  • Артемьев Юрий Васильевич
  • Росман Лев Владимирович
SU447793A1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РЕЖИМОМ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ 1992
  • Каленик Владимир Анатольевич
RU2025018C1
УСТРОЙСТВО для РЕГУЛИРОВАНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ПОДСТАНЦИИ 1972
SU331469A1
Способ интеллектуального управления напряжением и реактивной мощностью энергосистемы 2022
  • Замула Кирилл Валериевич
  • Домышев Александр Владимирович
  • Осак Алексей Борисович
RU2793231C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 543 495 A1

Реферат патента 1990 года Способ автоматического регулирования режима работы ведомого автотрансформатора энергосистемы

Изобретение касается автоматического управления режимом работы энергосистем. Цель изобретения - оптимальное распределение реактивного тока между ведущим и ведомым автотрансформаторами системы и повышение экономичности сети. В устройстве, реализующем способ, предусматривается подача на измерительный орган автоматического регулятора напряжения суммы трех напряжений: напряжения вторичных выводов автотрансформатора, второго напряжения, пропорционального реактивной составляющей тока линии, идущей в направлении ведущего автотрансформатора связи, совпадающего с напряжением автотрансформатора по фазе, и третьего напряжения, пропорционального активному току элемента сети, характеризующего режим прилегающего участка питающей сети, находящегося в противофазе с напряжением выводов автотрансформатора. 2 ил.

Формула изобретения SU 1 543 495 A1

1У,ю

Фие.1

JJL

Фиг. 2

1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1990 года SU1543495A1

Баркан Я.Д
Автоматизация режимов по напряжению и реактивной мощности
М.: Энергоатомиздат,-1984, с
Кровля из глиняных обожженных плит с арматурой из проволочной сетки 1921
  • Курныгин П.С.
SU120A1

SU 1 543 495 A1

Авторы

Баркан Яков Давыдович

Денщиков Виктор Николаевич

Даты

1990-02-15Публикация

1988-12-08Подача