Изобретение относится к рыбной промышленности, направлено на выгрузку улова из кутка трала, находящегося в воде, и может использоваться при промысловом лове рыбы
Известен способ передачи улова из трала на судно, предусматривающий установку в кутке трала насоса, подвод к последнему энергии по силовой передаче и транспортировку рыбы в судовой рыбосборник по трубе, один конец которой связан с выходным отверстием насоса.
Известно и устройство для передачи улова из трала на судно, включающее закрепляемый на кутке трала насос, связанные с последним средства для подачи к нему . энергии и трубу для транспортировки улова, один конец которой сообщен с выходным отверстием насоса.
Известные способ и устройство позволяют осуществить выгрузку улова из кутка трала на судно Однако их реализация требует использования средств дпя подвода к насосу энергии и трубы для транспортировки улова, имеющих большую длину, что вызывает сопротивление при перемещении их в воде в процессе траления и влечет за собой вследствие этого увеличение энергетических затрат.
Кроме того, известные способ и устройство не обеспечивают выпивку улова из трала при неблагоприятной погоде.
Наиболее близким к описываемому является способ передачи улова из трала на судно, предусматривающий установку в кутке трала насоса, подсоединение к нему силовой передачи для подвода энергии и сообщенной одним концом с выходным отел о
10
о
101
верстием насоса трубы для транспортировки улова, оснащение свободных концов силовой передачи и трубы разьемными соединительными элементами, крепление их перед началом лова на трале впереди насоса, выборку трала после окончания лова на судно до подхода к нему участка крепления концов трубы и силовой передачи, подсоединение разъемных элементов соответственно к судовому рыбосборнику и судовому источнику энергии для подвода к насосу энергии и транспортировки улова, обеспечение заполнения насоса и трубы первоначально водой, а затем - рыбой, включение насоса, транспортировку улова по трубе, регулирование скорости перемещения судна, отсоединение трубы и силовой передачи после окончания перекачивания улова, крепление их на трале и перевод последнего в положение траления.
Известно также устройство для передачи улова из трала на судно, наиболее близкое к описываемому. включающее закрепляемый на кутке трала с возможностью съема насос, связанные с последним средства для подачи к нему энергии и сообщенную с выходным отверстием насоса трубу для транспортировки улова, имеющие одинаковую длину, оснащенные на свободных концах разъемными соединительными элементами для подключения их соответственно к судовому источнику энергии и рыбосборнику и прикрепленные к тралу перед насосом с возможностью их отсоединения, а также элементы, обеспечивающие корпусу насоса плавучесть для удержания на воде
Известные способ и устройство обеспечивают выливку улова при неблагоприятных погодных условиях и не требуют больших энергетических затрат.
Вместе с тем при передаче улова известными способом и устройством возможно его повреждение, что приводит к потере белковой массы. Целью настоящего изобретения является исключение вероятности повреждения рыбы при транспортировке.
Пример.
Перед погружением трала в воду для траления к кутку (траловому мешку) прикрепляют насос, а к последнему подсоединяют силовые передачи для подачи к насосу энергии, а также трубу для транспортировки рыбы, которую сообщают с выходным отверстием насоса. Свободные концы силовых передач и трубы оснащают разъемными соединительными элементами и крепят их к тралу перед насосом, располагая сверху трала в направлении к его устью.
В предпочтительном варианте осуществления способа концы трубы и силовых элементов можно крепить непосредственно около устья.
После этого трал спускают в воду и осуществляют траление обычным образом
В процессе траления насос не работает и рыба в него не поступает.
По сигналу индикатора наполнения кут0 ка, которым оснащают все тралы, прекращают лов и производят выборку трала до момента захода на борт судна концов силовых передач и трубы для транспортировки рыбы, оснащенных разъемными соедини5 тельными элементами, которые подключают к судовым источникам энергии например, гидравлической системе судня и к рыбосборнику.
Затем проводят перекачивание уловя
0 начинающееся с ввода в действие клапана установленного между кутком и насосом который обеспечивает первоначально поступление воды до заполнения ею насоса и трубы, а затем - рыбы
5В момент выливки улова из кутка трала
насос, куток и передняя часть трала свисают с кормы судна, причем перекачивание рыбы продолжается даже в случае погружения кутка в воду
0Окончив перекачивание рыбы, отсоединяют разъемные соединительные элементы, концы труб крепят к тралу и последний переводят в положение траления.
В процессе перекачивания рыбы осуще5 ствляют регулировку скорости перемещения судна и положения клапана, что позволяет создавать на входе в насос смесь вода-рыба оптимального состава, что снижает травмирование рыбы.
0Чтобы исключить возможность закупоривания насоса в случаях когда судно развило слишком большую скорость часть мешка, расположенную перед кутком траля целесообразно сужать любым известным
5 способом, что позволяет контролировать вход рыбы в насос.
При осуществлении заявленного способа рыба смешивается с таким объемом воды, чтобы улов рыбы не мог засорять насос.
0 Образуемая смесь рыба-вода исключает вероятность повреждения рыбы в результате ее уплотнения, и на палубу судна рыба перекачивается живой.
Описываемый способ позволяет значи5 тельно повысить производительность судов, сочетающих траловый лов с кошельковым ловом, например, траулеров с боковым и кормовым тралением, а также траулеров, ведущих промысел рыбы частично тралением.
Способ может быть использован также для передачи улова с одного судна на другое. Это относится к случаям использования тралов с отделяемым кутком, который после заполнения рыбой отсоединяют и оставляют на плаву до подхода другого судна, которое забирает улов.
Способ может быть использован для передачи улова не только из плавучего повер- хностного трала, но также в случае использования для промысла придонного трала и кольцевых сетей.
На фиг. 1 изображен рыбопромысловый траулер с тралом в процессе промысла; на фиг. 2 - корма траулера с кормовым тралением с тралом в процессе передачи улова на судно; на фиг. 3 - поперечное сечение насоса на фиг. 2; на фиг. 4 - продольный разрез насоса по линии IV-IV на фиг. 3; на фиг. 5 - разрез переднего конца насоса по линии V-V на фиг. 3: на фиг. 6- 9 - соединительные разъемные элементы.
Устройство для передачи улова из трала на судно включает насос 1, который крепят к кутку (сетному мешку) трала 2, трубу 3 для транспортировки рыбы, один конец которой сообщен с насосом 1, и средства 4 для подачи энергии к насосу 1, которые могут быть выполнены в виде гидравлических труб. Трубу 3 и средства 4 крепят к тралу 2 и располагают в направлении к его устью.
Когда трал оснащают трубой 3 и средствами 4 для подачи энергии к насосу 1, то упрочняют узлы его соединения с этими элементами тросами, которые укрепляют по всей продольной длине трала (на чертеже не показаны), а трубу 3 и средства 4 прикрепляют к соответствующим тросам через интервал 2 м.
Если же используют материал с отрицательной плавучестью, то трубу 3 и средства 4 оснащают плавучими шарами, которые крепят к ним через требуемый интервал.
Поскольку трал обычно изготавливают из нескольких частей одинаковой длины, то и средства 4 имеют соответствующие длины с тем, чтобы эти части можно было легко соединить, заменить или разобрать-.
Труба 3 и средства 4 для подачи энергии к насосу 1 имеют на свободных концах разь- емные соединительные элементы, служащие для подключения их к судовому рыбосборнику 5, а также к судовым источникам энергии (на чертеже «е показан), а длину трубы 3 и средств 4 определяют, исходя из длины трала и свободного расстояния, образующегося между судном (траулером) 6 и тралом 2.
В устройстве могут быть использованы насосы различных конструкций, например.
насосы центробежного типа, обычно приме няемые для перекачивания рыбы
Насос 1 приводится в действие через зубчатое колесо 7 от гидропривода 8 1 руба
3 соединена с выходным отверстием 9 насоса 1, а входное отверстие 10 насоса 1 сообщено с патрубком 11. на котором укреплена коробка 12 кольцеообразной формы при этом полость патрубка 11 сообщена с
полостью коробки 12 через отверстия 13 Кроме того, на боковой поверхности коробки 12 выполнено отверстие 14 для впуска морской воды.
Устройство содержит также кольцевую
пластину 15. служащую для перекрытия хвостовой части 16 трала 2. а насос 1 прикреплен к последней, при этом в отверстие 17 пластины 15 вмонтирован патрубок 11 а коробка 12 закреплена на пластине 15 болтами 18. Коробку 12 при помощи распорных трубок 19, окружающих болты 18 устанавливают на некотором расстоянии от плагли- ны 15с образованием между ними полости Насос 1. трубу 3 и средства 4 крепят на
трале 2 с возможностью их отсоединения, а трубу 3 и средства 4 выполняют одинаковой длины Насос 1 снабжен корпусом в виде рамы, образованной из трубчатых элементов 20 изогнутой формь, концы которых крепят к пластине 15.
В задней части рамо располагают коль цевую пластину 21, к которой также крепя трубчатые элементы 20 Насос 1 устанавпи- вают в раме так, чтобы зубчатое кспесо 7 и
гидропривод 8 можно было прикрепить болтами к кольцевЬй пластине 21 через кольцевой фланец 22 и чтобы при этом гидропривод 8 был зафиксирован в отверстии кольцевой пластины 21. Рчма защища
ет насос 1 от повреждений возможных при перемещении трала по дну и при подъеме на борт судна
Для придания насосу 1 плавучести и для исключения утяжеления кутка трала 2 раму
оснащают элементами, обеспечивающими плавучесть, которые могут быть выполнены в виде шаров 22, аналогичными тем. которыми обычнооснащают верхнюю подбору трала. Шары 22 частично размещают в коробке
12, а частично на кольцевой пластине 21 прикрепив их посредством болтов 23
Насос 1 оснащают дроссельным клапаном 24, который монтируют с возможностью вращения в полости, образованной между коробкой 12 и пластиной 15 Дроссельный клапан 24 приводится в действие гидравлическим цилиндром 25 и служит для поочередного перекрывания отверстия 14 на боковой поверхности коробки 12 и отверстия 17 пластины 15, через которое вода и рыба поступают в патрубок 11.
Средства 4 для подачи энергии к насосу 1. которые, как указывалось выше, выполнены в виде гидравлических труб, могут включать три трубы, одну из которых подсоединяют к дроссельному клапану 24, а две к насосу 1.
Разъемные соединительные элементы, которые служат для соединения средств 4 для передачи энергии с судовыми источниками энергии могут быть выполнены в виде гидравлической муфты, образованной из двух половин 26 и 27. с соответствующими концами 28 и 29, предназначенными для подсоединения их к гидравлическим трубам. Каждая половина 26 и 27 муфты в свою очередь образована из двух деталей 30, 31 и 32 и 33 соответственно, которые соединены между собой попарно винтами (на чертеже не изображены) с уплотнением при помощи колец 34 и 35 соответственно. В детали 32 на ее выступающей части 36 образована канавка 37, а половина 26 муфты имеет втулку 38, подпружиненную пружиной 39 сжатия для взаимодействия с шариками 40, располагаемыми в канавке 37 при соединении обеих половин 26 и 27 муфты, а во втулке 38 выполнена канавка 41 для захода шариков 40 при рассоединении половин 26 и 27 муфты.
Для предотвращения утечки при рассоединении половин 26 и 27 муфты они уплотняются кольцами 42 и 43. смонтированными на сердечниках 44 и 45, которые пружиной (на чертежах не показано) поджимаются к седлам 46 и 47 на деталях 31 и 32 соответственно.
Когда половины 26 и 27 муфты соединены между собой, сердечникм 44 и 45 распо- лэгаются один напротив другого и обеспечивают сообщение между деталями 30 и 33.
Разъемные соединительные элементы, которые служат для соединения трубы 3 с рыбосборникомб, представляют собой муфту, состоящую из двух деталей 48 и 49, соединенных посредством шарнира 50 и запирающего приспособления, содержащего рычаг 51, шарнирно прикрепленный к концу детали 48, и запорную планку 52, один конец которой шарнирно связан с рычагом 51 в точке 53, а другой имеет ушко 54 для взаимодействия с крючком 55, установленным на конце детали 49.
. Каждая из деталей 48 и 49 выполнена с каналом 56, имеющим дно 57 конусообразной формы.
Конец трубы 3 и конец трубы рыбосбор- ника 5 выполняют из резины и путем вулканизации скрепляют с переходными деталями 58 и 59, имеющими скошенные фланцы 60 и 61, которые при размещении в канале 56 плотно прижимаются один к другому,
обеспечивая полную стыковку трубы 3 с ры- босборником 5.
Работу устройства осуществляют следующим образом.
Насос 1 соединяют с кутком трала 2
0 иперед спуском последнего в воду прикрепляют концы трубы 3 и средств 4 для подачи энергии к насосу к тралу 2. После этого производят спуск трала за борт судна 6 и облов рыбы. За наполнением кутка трала 2 рыбой
5 следят по показаниям установленного в кутке индикатора наполнения, который вместе с прибором обнаружения дефектов сети со- единен с приборами, установленными на мостике.
0При получении от индикатора показаний, свидетельствующих о заполнении кутка, лов заканчивают и производят выборку трала, наматывая его сетную часть на барабан 62. Выборку трала приостанавливают
5 при подходе к палубе участка, на котором закреплены концы трубы 3 и средств 4, затем их отсоединяют от трала 2 и с помощью разъемных соединительных элементов подключают соответственно к рыбосборнику 5
0 и к судовым источникам энергии, включают в работу насос 1 и осуществляют перекачивание улова из кутка трала 2 в рыбосборник 5.
Когда перекачивание рыбы заканчива5 ется, трубу 3 и средства 4 отсоединяют, вновь крепят на трале и последний спускают за борт для проведения очередного траления.
Наличие дроссельного клапана 24 обее0 печивает при тралении перекрытие отверстия 17 и следовательно входного отверстия 10 насоса 1, в результате чего рыба не поступает в насос 1. При включении же насоса 1 в работу вода начинает первоначально
5 поступать в него через отверстие 14 и отверстие 13 в патрубке 11. Когда же насос I и труба 3 будут заполнены водой, с помощью гидравлического цилиндра 25 поворачивают на оси дроссельный клапан 24, открывая
0 отверстие 17 и обеспечивая тем самым проход рыбы через насос 1 в трубу 3.
Наличие шаров 22 позволяет обеспечить положительную плавучесть раме с кольцевой пластиной 15, к которой крепят
5 насос 1, и компенсировать таким образом вес последнего. Пластина 15, кроме того, перегораживает хвостовую часть трала 2 и препятствует подходу рыбы к насосу 1.
Насос 1 связан с кутком трала 2 с воз- можностью его отсоединения, что позволяет, как указывалось выше, крепить его непосредственно перед началом лова. Формула изобретения 1. Способ передачи улова из трала на судно, предусматривающий установку в кут- ке трала насоса, подсоединение к нему силовой передачи для подвода энергии и сообщаемой одним концом с выходным отверстием насоса трубы для транспортировки улова, оснащение свободных концов силовой передачи и трубы разъемными соединительными элементами, крепление их перед началом лова на трале впереди насоса, выборку трала после окончания лова на судно до подхода к нему участка крепления концов трубы и силовой передачи, подсоединение разъемных соединительных элементов соответственно к судовому рыбосборнику и судовому источнику энергии для подвода к насосу энергии и транс- портировки улова, обеспечение заполнения первоначально насоса и трубы водой, а затем - рыбой, включение насоса, транспортировку улова по трубе, регулирование скорости перемещения судна, отсоедине- ние трубы и силовой передачи после окончания перекачивания улова, крепление их на трале и перевод последнего в положение траления, отличающийся тем, что, с целью исключения вероятности поврежде- ния рыбы при транспортировке, заполнение насоса и трубы первоначально водой, а затем - рыбой обеспечивают с помощью клапана, а при регулировании скорости перемещения судна регулируют положение клапана для получения на входе в насос смеси рыба-вода, оптимального для транспортировки состава,
2.Способ по п. 1,отличающийся тем. что осуществляют сужение мешка трала на участке, расположенном перед насосом.
3.Устройство для передачи уловка из трала на судно, включающее закрепляемый на кутке трала с возможностью съема, насос, связанные с последним средства для подачи к нему энергии и сообщенную с выходным отверстием насоса трубу для транспортировки улова, имеющие одинаковую длину, оснащенные на свободных концах разъемными соединительными элементами для подключения их соответственно к судовому источнику энергии и рыбосборнику и прикрепленные к тралу перед насосом с возможностью их отсоединения, а также элементы, обеспечивающие корпусу насоса плавучесть для удержания на воде, отличающееся тем, что, с целью исключения вероятности повреждения рыбы при транспортировке, оно снабжено кольцевой пластиной, служащей для перекрытия хвостовой части трала и крепления насоса, а последний оснащен дроссельным клапаном с приводом для перекрытия его входного отверстия при тралении и открытия его при перекачивании рыбы
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМА ОБРАБОТКИ УЛОВА | 2018 |
|
RU2768323C2 |
Трал для лова рыбы | 1989 |
|
SU1722340A1 |
Трал для лова рыбы | 1987 |
|
SU1540757A1 |
НАСОСНАЯ СИСТЕМА И СПОСОБ | 2018 |
|
RU2759135C2 |
Трал для лова рыбы | 1986 |
|
SU1433444A1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАЛОВОГО ПРОМЫСЛА | 2008 |
|
RU2377773C2 |
Трал для облова морских организмов | 1984 |
|
SU1243662A1 |
Трал для лова рыбы | 1974 |
|
SU480385A1 |
Устройство для подъема трала на суда кормового траления и выливки из него улова | 1986 |
|
SU1375211A1 |
ПЛАВСРЕДСТВО РЫБОПРОМЫСЛОВОЕ ДЛЯ ОБОРУДОВАНИЯ АМФИБИЙНЫХ ГУСЕНИЧНЫХ МАШИН | 2011 |
|
RU2482002C1 |
Изобретение относится к рыбной промышленности и позволяет обеспечить выливку улова из трала при неблагоприятных погодных условиях и снизить энергетические затраты, а также уменьшить травмирование рыбы при перекачивании. Для этого рыбу транспортируют из кутка трала 2, к которому прикреплен насос (Н) 1, по трубе (Т) 3, а к Н 1 подают энергию с помощью средств (С) 4. Концы Т 3 и С 4 оснащают разъемными соединительными элементами и крепят на трале 2 впереди Н 1. При окончании лова трал 2 выбирают на судно 6 до момента подхода концов Т 3 и С 4, соединяют их соответственно с судовым рыбосборником 5 и судовым источником энергии, запускают Н 1 и выливают улов. Н 1 крепят с возможностью съема. Т 3 и С 4 имеют одинаковую длину, и выполнение их в виде отрезков труб небольшой длины облегчает работу по выливке улова. Состав смеси рыба-вода на входе в Н 1 измеряют путем регулировки скорости судна и положения клапана Н 1. Участок трала перед Н 1 при выливке улова сужают, что улучшает работу Н 1. Н 1 снабжен рамой с элементами, обеспечивающими его плавучесть. Клапан Н 1 имеет привод для регулировки его положения относительно входного отверстия Н 1. 2 с.п. и 7 з.п. ф-лы, 9 ил.
Я Л//ГТ-Х
// Я1 Y
1И
25
22
Фиг. 5 „f
М 42 MJ6I 4543 #
31 4$ jg 4038Я41
Фиг.6
г-
фигЛ
29
л л
51
Фиг.8
Фиг.9
Авторы
Даты
1990-04-23—Публикация
1982-10-04—Подача