Способ испытаний шатунного подшипника двигателя внутреннего сгорания Советский патент 1990 года по МПК G01M15/00 

Описание патента на изобретение SU1561009A1

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для оценки работоспособности подшипников скольжения коленчатых валов при испытаниях двигателей внутреннего сгорания.

Цель изобретения - повышение точности испытаний.

На фиг.1 представлена общая схема установки для осуществления способа; на фиг.2 - схема установки датчиков для определения толщины масляного слоя в шатунную шейку коленчатого вала; на фиг.З - форма вкладыша; на фиг.4 - осциллограмма от датчика при нормальном режиме жидкостного трения

по фиг.З; на фиг.5 - то же, при нарушении режима жидкостного трения.

Установка для осуществления способа содержит испытуемый двигатель 1, связанный с тормозной установкой 2 (например, электрического или гидравлического типа) при помощи соединительной муфты, и токосъемник 3 в виде скользящего контакта, подсоединенный к носку коленчатого вала. К токосъемнику прикрепляются провода от датчиков для измерения толщины масляного слоя, которые прокладываются в элементах коленчатого вала по масляным каналам и щекам и закрепляются (например, скобами из металлической фольги, привариваемой к валу точечСП

G&

31

ной сваркой). К потенциометру 4 подключены термопары, установленные в поддоне и рубашке охлаждения испытуемого двигателя, К токосъемнику 3 подведен переключатель 5, связанный токонесущими проводами с измерителем 6 толщины масляного слоя (например, электронного типа, работающего по принципу частотной модуляции). К измерителю 6 подключены электронно-лучевой 7 и шлейфовый осциллографы, причем последний соединен с отметчиком верхней мертвой точки и отметчиком тактов, расположенными на испытуемом двигателе 1.

Способ осуществляется следующим образом.

Двигатель 1, подсоединенный к тормозной установке 2, выводят на режим максимальной мощности, отключают масляный радиатор и непрерывно фиксируе температуру масла в поддоне двигателя с помощью прибора потенциометра 4„ При повышении температуры масла происходят формоизменения по образующей вкладыша, которые могут быть обратимыми и необратимыми в зависимости от конструктивных особенностей подшипникового узла. После того, как температура масла в поддоне стабилизируется, снимают нагрузку и выводят двигатель 1 на минимальные устойчивые обороты холостого хода. На этом режиме температура масла постепенно понижается и после того, как она устанавливается постоянной, начинают фиксировать толщину масляного слоя в сопряжении шейка коленчатого вала - вкладыши. Сигнал от датчика через токосъемник 3 и переключатель 5 поступает к измерителю 6 толщины масляного слоя. В основу измерения может быть положен емкостный метод. Измеритель работает по принципу частотной модуляции. Измерение емкости датчика, включенного в контур генератора высокочастотных колебаний, вызывает отклонение частоты генератора о номинальной. Емкость датчика определяется расстоянием между обкладками

п

конденсатора, т.е, толщиной масляного слоя между датчиком, вмонтированным заподлицо в шатунную шейку, и вкладышем. Процесс изменения толщины масляного слоя фиксируется на осциллографах 1 и 8 и в это время судят о работоспособности шатунных подшипников. Если на минимальных оборотах холостого хода происходят нарушения режима жидкостного трения, то вкладыш претерпел необратимые формоизменения, а это значит, что сопряжение находится в предпроворотном состоя- нии, обладает низкой работоспособностью. В случае работы подшипника в режиме жидкостного трения считают, что шатунные вкладыши обладают достаточно большой работоспособностью и могут выдерживать работу даже в экстремальных условиях.

Формула изобретения

1.Способ испытаний шатунного подшипника двигателя внутреннего сгорания, включающий измерение параметра, характеризующего его работоспособность при помощи датчиков, установленных в шатунную шейку, отличающийся тем, что, с целью повышения точности в качестве контролируемого параметра оценивают толщину неразрывного масляного слоя в сопряжении шейка коленчатого вала - вкладыш, причем датчики устанавливают в зонах действия максимальных газовых

и инерционных сил, а двигатель выводят на режим максимальной мощности, после стабилизации температуры двигатель переводят на режим минимально устойчивых оборотов холостого хода и после стабилизации температуры оценивают толщину неразрывного масляного слоя.

2.Способ поп.1, отличающийся тем, что датчики устанавливают в плоскости оси шатуна.

3.Способ по пп.1 и 2, отличающийся тем, что перед выводом двигателя на режим максимальной мощности отключают масляный радиатор.

Похожие патенты SU1561009A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ТОЛЩИНЫ МАСЛЯНОГО СЛОЯ ШАТУННОГО ПОДШИПНИКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1991
  • Косырев С.П.
  • Гребнев В.М.
RU2028594C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ РЕЖИМОВ ТРЕНИЯ В СОПРЯЖЕНИЯХ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ И КРИВОШИПНО-ШАТУННОЙ ГРУПП ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2008
  • Никитин Юрий Николаевич
  • Финкельберг Лев Аронович
  • Костюченков Александр Николаевич
  • Астахов Александр Анатольевич
RU2391642C2
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1990
  • Ищенко В.И.
RU2036452C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Грабовский А.А.
RU2146010C1
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ ИЗНОСА ПОДШИПНИКОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2013
  • Макушин Александр Александрович
  • Кулаков Олег Александрович
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Барыльникова Елена Петровна
  • Гафиятуллин Асхат Асадуллович
RU2560972C2
СПОСОБ ОБКАТКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2000
  • Дейнека А.В.
  • Горностаев А.И.
  • Семеренко И.П.
RU2183756C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАЗОРА В ШАТУННОМ ПОДШИПНИКЕ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ПРИ ИСПЫТАНИИ И ДИАГНОСТИКЕ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ, ТРАНСПОРТНЫХ И ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН 2018
  • Макушин Александр Александрович
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Кулаков Олег Александрович
  • Илюхин Алексей Николаевич
RU2691259C1
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОГО КОНТРОЛЯ ПРЕДОТКАЗНОГО СОСТОЯНИЯ ШАТУННЫХ ПОДШИПНИКОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2021
  • Шерстнев Николай Александрович
  • Гафиятуллин Асхат Асадуллович
  • Мухаметдинов Эдуард Мухаматзакиевич
  • Фахруллин Ильшат Рафисович
  • Калимуллин Руслан Флюрович
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Кулаков Олег Александрович
  • Барыльникова Елена Петровна
  • Назаров Федор Леонидович
RU2782036C1
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ ИЗНОСА КОРЕННЫХ ПОДШИПНИКОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2012
  • Чмиль Владимир Павлович
  • Чмиль Юрий Владимирович
RU2517968C2
Способ эксплуатационного контроля зазора в шатунных подшипниках коленчатого вала при диагностике двигателя внутреннего сгорания автомобилей, транспортных и транспортно-технологических машин 2020
  • Макушин Александр Александрович
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Нуретдинов Дамир Имамутдинович
  • Кулаков Олег Александрович
  • Мухаметдинов Эдуард Мухаматзакиевич
  • Гафиятуллин Асхат Асадуллович
  • Казанцев Роман Алексеевич
RU2739657C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 561 009 A1

Реферат патента 1990 года Способ испытаний шатунного подшипника двигателя внутреннего сгорания

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к испытаниям двигателей внутреннего сгорания, и позволяет повысить достоверность оценки работоспособности шатунных вкладышей за счет того, что в качестве параметра, характеризующего работоспособность сопряжения коленчатый вал - вкладыши, выбирается наличие неразрывности масляного слоя. При этом датчики контролируемого параметра устанавливают в шатунную шейку коленчатого вала по оси шатуна в зонах преобладающего действия газовых и инерционных сил. Отключают масляный радиатор, а двигатель выводят сначала на режим максимальной мощности до момента наступления установившегося температурного режима, затем на минимально устойчивые обороты холостого хода, после момента наступления установившегося температурного режима судят о наличии неразрывности масляного слоя. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.

Формула изобретения SU 1 561 009 A1

Фиг. 1

Фиг. 2

Фиг.З

}

пкм 60

Впуск

Сжатие Pacu/upefnie выпуск

w

20 О

3Z

180

Ь

мкп QHUCK 60lk- -

Сжатие

w

20

130

36О

Ф1&.5

5W

72О У°п.к,й

Расширение

Выпуск

А

5W

о 720 У,ги.8

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1990 года SU1561009A1

Захаров С.М, и др
Подшипники коленчатых валов тепловозных дизелей
- М.: Транспорт, 1981.

SU 1 561 009 A1

Авторы

Никитин Юрий Николаевич

Коротеев Сергей Валентинович

Безруков Борис Борисович

Бондарев Александр Иванович

Арустамов Левон Христофорович

Неволин Сергей Владиславович

Даты

1990-04-30Публикация

1988-06-28Подача