Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для оценки работоспособности подшипников скольжения коленчатых валов при испытаниях двигателей внутреннего сгорания.
Цель изобретения - повышение точности испытаний.
На фиг.1 представлена общая схема установки для осуществления способа; на фиг.2 - схема установки датчиков для определения толщины масляного слоя в шатунную шейку коленчатого вала; на фиг.З - форма вкладыша; на фиг.4 - осциллограмма от датчика при нормальном режиме жидкостного трения
по фиг.З; на фиг.5 - то же, при нарушении режима жидкостного трения.
Установка для осуществления способа содержит испытуемый двигатель 1, связанный с тормозной установкой 2 (например, электрического или гидравлического типа) при помощи соединительной муфты, и токосъемник 3 в виде скользящего контакта, подсоединенный к носку коленчатого вала. К токосъемнику прикрепляются провода от датчиков для измерения толщины масляного слоя, которые прокладываются в элементах коленчатого вала по масляным каналам и щекам и закрепляются (например, скобами из металлической фольги, привариваемой к валу точечСП
G&
31
ной сваркой). К потенциометру 4 подключены термопары, установленные в поддоне и рубашке охлаждения испытуемого двигателя, К токосъемнику 3 подведен переключатель 5, связанный токонесущими проводами с измерителем 6 толщины масляного слоя (например, электронного типа, работающего по принципу частотной модуляции). К измерителю 6 подключены электронно-лучевой 7 и шлейфовый осциллографы, причем последний соединен с отметчиком верхней мертвой точки и отметчиком тактов, расположенными на испытуемом двигателе 1.
Способ осуществляется следующим образом.
Двигатель 1, подсоединенный к тормозной установке 2, выводят на режим максимальной мощности, отключают масляный радиатор и непрерывно фиксируе температуру масла в поддоне двигателя с помощью прибора потенциометра 4„ При повышении температуры масла происходят формоизменения по образующей вкладыша, которые могут быть обратимыми и необратимыми в зависимости от конструктивных особенностей подшипникового узла. После того, как температура масла в поддоне стабилизируется, снимают нагрузку и выводят двигатель 1 на минимальные устойчивые обороты холостого хода. На этом режиме температура масла постепенно понижается и после того, как она устанавливается постоянной, начинают фиксировать толщину масляного слоя в сопряжении шейка коленчатого вала - вкладыши. Сигнал от датчика через токосъемник 3 и переключатель 5 поступает к измерителю 6 толщины масляного слоя. В основу измерения может быть положен емкостный метод. Измеритель работает по принципу частотной модуляции. Измерение емкости датчика, включенного в контур генератора высокочастотных колебаний, вызывает отклонение частоты генератора о номинальной. Емкость датчика определяется расстоянием между обкладками
п
конденсатора, т.е, толщиной масляного слоя между датчиком, вмонтированным заподлицо в шатунную шейку, и вкладышем. Процесс изменения толщины масляного слоя фиксируется на осциллографах 1 и 8 и в это время судят о работоспособности шатунных подшипников. Если на минимальных оборотах холостого хода происходят нарушения режима жидкостного трения, то вкладыш претерпел необратимые формоизменения, а это значит, что сопряжение находится в предпроворотном состоя- нии, обладает низкой работоспособностью. В случае работы подшипника в режиме жидкостного трения считают, что шатунные вкладыши обладают достаточно большой работоспособностью и могут выдерживать работу даже в экстремальных условиях.
Формула изобретения
1.Способ испытаний шатунного подшипника двигателя внутреннего сгорания, включающий измерение параметра, характеризующего его работоспособность при помощи датчиков, установленных в шатунную шейку, отличающийся тем, что, с целью повышения точности в качестве контролируемого параметра оценивают толщину неразрывного масляного слоя в сопряжении шейка коленчатого вала - вкладыш, причем датчики устанавливают в зонах действия максимальных газовых
и инерционных сил, а двигатель выводят на режим максимальной мощности, после стабилизации температуры двигатель переводят на режим минимально устойчивых оборотов холостого хода и после стабилизации температуры оценивают толщину неразрывного масляного слоя.
2.Способ поп.1, отличающийся тем, что датчики устанавливают в плоскости оси шатуна.
3.Способ по пп.1 и 2, отличающийся тем, что перед выводом двигателя на режим максимальной мощности отключают масляный радиатор.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ТОЛЩИНЫ МАСЛЯНОГО СЛОЯ ШАТУННОГО ПОДШИПНИКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1991 |
|
RU2028594C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ РЕЖИМОВ ТРЕНИЯ В СОПРЯЖЕНИЯХ ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ И КРИВОШИПНО-ШАТУННОЙ ГРУПП ПОРШНЕВОГО ДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2008 |
|
RU2391642C2 |
СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1990 |
|
RU2036452C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2146010C1 |
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ ИЗНОСА ПОДШИПНИКОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2013 |
|
RU2560972C2 |
СПОСОБ ОБКАТКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2000 |
|
RU2183756C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАЗОРА В ШАТУННОМ ПОДШИПНИКЕ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ПРИ ИСПЫТАНИИ И ДИАГНОСТИКЕ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ, ТРАНСПОРТНЫХ И ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН | 2018 |
|
RU2691259C1 |
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОГО КОНТРОЛЯ ПРЕДОТКАЗНОГО СОСТОЯНИЯ ШАТУННЫХ ПОДШИПНИКОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2021 |
|
RU2782036C1 |
СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ СТЕПЕНИ ИЗНОСА КОРЕННЫХ ПОДШИПНИКОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2012 |
|
RU2517968C2 |
Способ эксплуатационного контроля зазора в шатунных подшипниках коленчатого вала при диагностике двигателя внутреннего сгорания автомобилей, транспортных и транспортно-технологических машин | 2020 |
|
RU2739657C1 |
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к испытаниям двигателей внутреннего сгорания, и позволяет повысить достоверность оценки работоспособности шатунных вкладышей за счет того, что в качестве параметра, характеризующего работоспособность сопряжения коленчатый вал - вкладыши, выбирается наличие неразрывности масляного слоя. При этом датчики контролируемого параметра устанавливают в шатунную шейку коленчатого вала по оси шатуна в зонах преобладающего действия газовых и инерционных сил. Отключают масляный радиатор, а двигатель выводят сначала на режим максимальной мощности до момента наступления установившегося температурного режима, затем на минимально устойчивые обороты холостого хода, после момента наступления установившегося температурного режима судят о наличии неразрывности масляного слоя. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
Фиг. 1
Фиг. 2
Фиг.З
}
пкм 60
Впуск
Сжатие Pacu/upefnie выпуск
w
20 О
3Z
180
Ь
мкп QHUCK 60lk- -
Сжатие
w
20
130
36О
Ф1&.5
5W
72О У°п.к,й
Расширение
Выпуск
А
5W
о 720 У,ги.8
Захаров С.М, и др | |||
Подшипники коленчатых валов тепловозных дизелей | |||
- М.: Транспорт, 1981. |
Авторы
Даты
1990-04-30—Публикация
1988-06-28—Подача