(21)4476889/24-24
(22)29.08.88
(46) 15.05.90. Бюл. № 18
(71)Азербайджанское производственное объединение вычислительной техники
и информатики
(72)А.И.Мамед-задс, Т.А.Бабаев, Р.Т.Алиев, С.В.Мкртычев ги А.С.Скрыпииков
(53)681.3.071 (088.8)
(56)Авторское свидетельство СССР № 1249567, кл. G 09 В 9/00, 1984.
(54)ОБУЧАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО
(57)Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к тренажерам. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства. Устройство содержит входные шины Пуск и Вв од, генераторы
1, 2 импульсов, блок 3 моделирования неисправностей, блок 4 ввода ответов, блок 5 памяти, элемент ИЛИ 6, блоки 7, 8 сравнения, блок 9 индикации, элемент И 10, формирователь 11 импульсon, генератор 12 тактовых импульсов, счетчик 13, блок 14 регистрации. Блок 14 содержит блок 15 памяти и индикатор 16. Формирователь 11 импульсов содержит элемент ИЛИ 17, одновибрато- ры и триггеры, элемент И и счетчик формирователя 11. Введение в устройство генераторов, элемента И 10, элемента ИЛИ 6, второго блока сравнения, счетчика 13 и блока 4 ввода ответов позволяет реализовать режим подсказки, постепенно приближающий обучаемого к правильному ответу. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
(Л
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Обучающее устройство | 1989 |
|
SU1658195A2 |
Устройство для тренировки памяти обучаемого | 1987 |
|
SU1545236A1 |
Устройство для тренировки памяти обучаемого | 1988 |
|
SU1524083A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ОПЕРАТОРА | 1991 |
|
RU2020603C1 |
Обучающее устройство | 1987 |
|
SU1501126A1 |
Устройство для тренировки памяти обучаемого | 1987 |
|
SU1462397A1 |
Устройство для обучения и контроля глубины знаний обучаемых | 1991 |
|
SU1789999A2 |
Устройство для тренировки памяти оператора | 1990 |
|
SU1730653A1 |
Устройство для тренировки и контроля профессиональных навыков оператора | 1990 |
|
SU1714650A1 |
Устройство для оценки и тренировки операторов | 1990 |
|
SU1774368A1 |
Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к тренажерам. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства. Устройство содержит входные шины "Пуск" и "Ввод", генераторы 1,2 импульсов, блок 3 моделирования неисправностей, блок 4 ввода ответов, блок 5 памяти, элемент ИЛИ 6, блоки 7,8 сравнения, блок 9 индикации, элемент И 10, формирователь 11 импульсов, генератор 12 тактовых импульсов, счетчик 13, блок 14 регистрации. Блок 14 содержит блок 15 памяти и индикатор 16. Формирователь 11 импульсов содержит элемент ИЛИ, одновибраторы и триггеры, элемент И и счетчик формирователя 11. Введение в устройство генераторов, элемента И 10, элемента ИЛИ 6, второго блока сравнения, счетчика 13 и блока 4 ввода ответов позволяет реализовать режим "подсказки", постепенно приближающий обучаемого к правильному ответу. 2 з.п.ф-лы, 2 ил.
12
СП
оэ
4ь
аъ
оо
фиг 1
I
Изобретение относится к автоматике вычислительной технике, в частности тренажерам, и может быть использовано для профессионального обучения Навыкам диагностирования и устранения неисправностей средств вычислительной Техники.
Цель изобретения - расширение дидактических возможностей обучающего устройства.
На фиг.1 показана структурная схема устройства; на фиг.2 - структурная схема формирователя импульсов.
Обучающее устройство (фиг.1) со- держит входные шины Пуск и Ввод, генераторы Т и 2 импульсов, блок 3 Моделирования неисправностей, блок 4 ответов, блок 5 памяти, элемент ИЛИ 6, первый и второй блоки 7 и 8 сравнения, блок 9 индикации, элемент И 10, формирователь 11 импульсов, генератор 12 тактовых импульсов, срчетчик 13, блок 14 регистрации.
Блок 14 регистрации содержит блок Т 5 памяти и индикатор 16.
Формирователь 11 импульсов (фиг.2) содержит элемент ИЛИ 17, первый и второй одновибраторы 18, 19, первый к второй триггеры 20, 21, элемент И 2j2 и счетчик 23.
Устройство работает следующим образом.
В исходном состоянии генератор 12 формирует тактовые импульсы, которые поступают на тактовый вход формирователя 11 импульсов, обнулены счетчики 13, 23 и триггеры 20, 21 устройства.
При появлении сигнала Пуск генератор 1 формирует код, который запи- оываетсй в блок 3 моделирования неисправностей, что приводит к имитации выхода из строя диагностируемого оборудования. После определения характера неисправности обучаемый вводит с блока 4 ввода ответов код, однозначно характеризующий, например, отсутствующий или неправильно формируемый сигнал, .который поступает на первый адресный вход блока 5. Зона выборки данных из блока 5 задается старшими разрядами его адресной шины, подклю- ченными к выходу генератора 1. Если выходной код блока 5 совпадает с выходной информацией генератора 1, что м ожет иметь место при точном определении неисправности, то при появлении сигнала Ввод, подтверждающего нали- чИе ответа, на выходе блока 7 сравнения формируется сигнал, который приводит к высвечиванию соответствующей информации на табло блока 9 индикации, сбросу формирователя 11 импульсов и гашению индикатора 16. В противном случае под действием выходного импульса одновибратора 18 записывается установочная информация в счетчик 23, а выходным сигналом одновибратора 19 запускается формирователь 11 импульсов. Выходные импульсы формирователя 11 через элемент ИЛИ 6 поступают на тактовый вход генератора 2, исходное состояние регистра которого задается генератором 1. Выходная информация генератора 2 сравнивается в блоке 8 сравнения с выходным кодом блока 5. Каждое состояние генератора 2, изменяющееся под действием тактовых импульсов, однозначно соответствует элементам (сигналам для приводимого случая) объединенным в одну общую зону поиска по каким-либо признакам (например, сигналы управления, разряды шины данных или шины адреса микропроцессорной системы). Количество этих элементов каждой зоны может быть неодинаковым и задается предварительной установкой счетчика 23. Если после прохождения заданного количества импульсов коды в блоке 8 не совпадут, на выходе переполнения счетчика 23 формируется импульс, который сбрасывает триггер 20. При этом на выходе блока 15 появляется информация, вызывающая высвечивание на индикаторе 16 сообщения о неправильном определении характера Неисправности.
Если в какой-то момент коды в блоке 8 совпадут, происходит запирание элемента И 10, выходное состояние счетчика 13, поступающее на первый адресный вход блока 15, старшие разряды которого также управляются генератором 1, вызовет появление на индикаторе сообщения о степени удаленности ответа обучаемого от правильного.
Следующим сигналом Ввод, сопровождающим ответ обучаемого, сбрасывается счетчик 13, далее устройство работает по указанному алгоритму.
В предлагаемом изобретении обеспечивается режим подсказки, постепенно приближающий обучаемого к правильному ответу, что облегчает поиск не-- исправностей и усвоение навыков диагностирования, а следовательно, и расширяет дидактические возможности обучающего устройства.
Формула изобретения
расширения дидактических возможностей $ два одновибратора,. два триггера, элемент И и счетчик, выход которого соединен с первым входом элемента ИЛИ, выход которого соединен -с С-входом первого триггера, прямой выход которого соединен с R-входом второго триггера, С-вход которого объединен с первым входом элемента И и является тактовым входом формирователя, выход второго триггера соединен с вторым входом элемента и, выход которого соединен с С-входом счетчика и является выходом формирователя, инверсный выход первого триггера соединен с его D-входом и с R-входом счетчика, вход параллельной записи которого соединен с выходом первого одновибратора и с входом второго одновибратора, выход которого соединен с вторым входом элемента ИЛИ, R-вход первого триггера является R-входом формирователя, С-вход которого является входом первого одновибратора, а D-вход - информационным входом счетчика.
устройства, в него введены два генератора импульсов, блок памяти, элемент ИЛИ, второй блок сравнения, генератор тактовых импульсов,элемент И и счетчик, выход которого соединен с первым адресным входом блока регистрации, второй адресный вход которого соединен с выходом первого генератора импульсов, с первым,, входом первого блока сравнения и с информацией- ным входом блока моделирования неисправностей, выход которого является выходом устройства, а С-вход соединен с С-входом первого генератора импульсов и с первым входом элемента ИЛИ и является пусковым входом устройства выход блока ввода ответов соединен с первым адресным входом блока памяти, второй адресный вход которого соединен с выходом первого генератора импульсов, с D-входом формирователя импульсов и с установочным входом - второго генератора импульсов, С-вход которого соединен с выходом элемента ИЛИ, второй вход которого соединен с выходом формирователя импульсов и с первым входом элемента И, второй вход которого соединен с выходом второго блока сравнения, первый вход которого соединен с выходом блока памя- ти и с вторым входом первого блока сравнения, W-вход которого соединен
с С-входом формирователя импульсов и R-входом счетчика и является входом ввода устройства, выход элемента И соединен с С-входом счетчика, выход тактового генератора соединен с тактовым входом формирователя имщ льсов R-вход которого объединен с управляющим входом блока регистрации, выход первого блока сравнения соединен с входом блока индикации.
два одновибратора,. два триггера, эле
мент И и счетчик, выход которого соединен с первым входом элемента ИЛИ, выход которого соединен -с С-входом первого триггера, прямой выход которого соединен с R-входом второго триггера, С-вход которого объединен с первым входом элемента И и является тактовым входом формирователя, выход второго триггера соединен с вторым входом элемента и, выход которого соединен с С-входом счетчика и является выходом формирователя, инверсный выход первого триггера соединен с его D-входом и с R-входом счетчика, вход параллельной записи которого соединен с выходом первого одновибратора и с входом второго одновибратора, выход которого соединен с вторым входом элемента ИЛИ, R-вход первого триггера является R-входом формирователя, С-вход которого является входом первого одновибратора, а D-вход - информационным входом счетчика.
Фиг. 2
//
Авторы
Даты
1990-05-15—Публикация
1988-08-29—Подача