Устройство для обучения и контроля глубины знаний обучаемых Советский патент 1993 года по МПК G09B9/00 

Описание патента на изобретение SU1789999A2

Si

00

I

Ю

юИзобретение относится к автоматике и вычислительной .технике и предназначено для обучения и контроля глубины знаний обучаемых при их подготовке к действиям в сложных условиях обстановки (жестком лимите времени на принятие решения) в качестве операторов специальных технических систем. Л

Известно устройство для оценки дея- тельнос и операторов, содержащее первую группу сумматоров, входы которых являются информационными входами устройства, вторую группу сумматоров, делители сумматора и блоки задания зоны регулирования параметров, входы которых подключены соответственно к первым входам соответствующих делителей и сумматоров второй группы, ограничители амплитуды, входы которых соединены с выходами соответствующих сумматоров первой группы, а выходы подключены к вторым входам соответствующих делителей, выходы которых подключены к входам сумматора, выход которого подключен к информационному входу интегратора и первому входу индикатора, второй вход которого подключен к выходу интегратора, вход запуска которого является управляющим входом устройства, усилители и блоки определения полярности сигналов, входы которых подключены к выходам сумматоров первой группы, а выходы соединены соответственно с первым и вторым информационными входами соответствующих усилителей, выходы которых соединены с вторыми входами соответствующих сумматоров второй группы, а управляющие входы являются входами начальной установки устройства.

Недостатком известного устройства яявляется его ограниченные функциональные возможности, отсутствие возможности достоверного контроля и дифференцированной оценки глубины знаний обучаемых при их подготовке к действиям в сложных условиях обстановки (жестком лимите времени) в качестве операторов специальных технических систем.

Известно также обучающее - контролирующее устройство, содержащее блок ввода ответов, один выход которого соединен с первым входом первого блока сравнения, второй выход которого подключен к первому выходу блока памяти, адресный вход которого подключен к выходу блока задания .режимов работы, коммутатор, индикатор результатов и индикатор оценки, дешифратор, блок ввода заданий, вход которого соединен с выходом блока задания режимов работы, а выход - с входом дешифратора, формирователь команд, входы которого

0

5

0

5

0

5

0

5

0

5

подключены к соответствующим выходам дешифратора, а первый и второй выходы - к первому и второму входам блока ввода ответов соответственно, и второй блок сравнения, первый вход которого соединен с выходом коммутатора, второй вход - с вторым выходом блока памяти, а третий вход - с третьим выходом формирователя команд, подключенным к управляющему входу коммутатора, входу опроса блока памяти и первому входу индикатора результатов, второй вход которого соединен с выходом второго блока сравнения, третий вход - с третьим выходом блока памяти, а четвертый вход - с вторым выходом блока ввода ответов, подключенным к информационному входу коммутатора, вход индикатора оценки соединен с выходом первого блока сравнения.

Недостатком известного устройства является его ограниченные функциональные возможности, обусловленные отсутствием возможности достоверного контроля и дифференцированной оценки глубины знаний обучаемых при их подготовке к действиям в качестве операторов специальных технических систем в сложных условиях обстановки (жестком лимите времени) при получении группой обучаемых равных оценок.

Из известных устройств наиболее близким по своей технической сущности является устройство для обучения и контроля знаний обучаемых, содержащее блок взода ответов, блок кодирования, коммутатор ответов, переключатель вопросов,преобразователи кода ответов, включающие формирователь кода ответов, блок сравнения, блок памяти, формирователи сигналов правильного и неправильного ответа, блок регистрации, переключатель режимов работы, формирователь импульсов блокировки повторного ввода ответов и формирователь импульсов сброса элементов ответа; причем выход блока ввода ответов подключен к входу блока кодирования, выход которого подключен к объединенным входам формирователя кода ответов и коммутатора ответов, выход которого подключен к первому входу блока сравнения, второй вход которого присоединен к выходу формирователя кода ответов, выход блока сравнения соединен с входом блока памяти, выход которого подключен к соединенным входам формирователей сигналов правильного и неправильного ответов, выходы которых подключены к соответствующим входам блока регистрации оценки, выход переключателя вопросов подключен к второму входу формирователя кода ответов, выход переключателя режимов работы подсоединен к

третьему входу блока сравнения, выход формирователя импульсов блокировки повторного ввода ответов подключен к соединенным между собой управляющему входу блока памяти и входу формирователя им- пульса сброса элементов ответа, выход которого подключен к входу сброса блока памяти.

Недостатком данного устройства, принятого за прототип,, являются его ограни- ченные функциональные возможности, объясняемые отсутствием возможности достоверного контроля и оценки глубины знаний обучаемых при их подготовке к действиям в качестве операторов специаль- ных технических систем при жестком лимите времени на принятие решения (ответ) по каждой возникающей ситуации (вопросу).

Действительно, ввод вопросов преподавателем и выдача ответов обучаемым произ- водятся последовательно переключателем вопросов и коммутатором ответов, временной интервал между постановкой вопроса и выдачей ответа при этом не регистрируется и не оценивается, что не позволяет оценить глубину усвоения материала каждым из обучаемых в случае получения группой обучаемых одинаковых оценок.

Таким образом, схема устройства для обучения и контроля глубины знаний обуча- емых определяет его ограниченные функци- ональные возможности не позволяя оценить глубину знаний обучаемых и оперативность оценки ими обстановки при действиях в сложных условиях.

Целью изобретения является расширение функциональных возможностей устройства.

Указанная цель достигается тем, что в устройство для обучения и контроля глуби- ны знаний обучаемых, содержащее блок ввода ответов, блок кодирования, коммутатор отйетов, переключатель вопросов, преобразователи кода ответов, включающие формирователь кода ответов, блок сравне- ния, блок памяти, формирователи сигналов правильного и неправильного ответа, блок регистрации, переключатель режимов работы, формирователь импульсов блокировки повторного ввода ответов и формирователь импульсов сброса элементов ответа, причем выход блока ввода ответов подключен к входу блока кодирования, выход которого подключен к объединенным входам формирователя кода ответов и коммутатора отве- тов, выход которого подключен к первому входу блока сравнения, второй вход которого присоединен к выходу формирователя кода.ответов, выход блока сравнения соединен с входом блока памяти, выход которого подключен к соединенным входам формирователей сигналов правильного и неправильного ответов, выходы которых подключены к соответствующим входам блока регистрации оценки, выход переключателя вопросов подключен к второму входу формирователя кода ответов, выход переключателя режимов работы подсоединен к третьему входу блока сравнения, выход формирователя импульсов блокировки повторного ввода ответов подключен к соединенным между собой управляющему входу блока памяти и входу формирователя импульса сброса элементов ответа, выход которого подключен ко входу сброса блока памяти, введены генератор тактовых импульсов, триггер, первый и второй элементы И, элемент НЕ, первый и второй счетчики импульсов, переключатель и блок индикации, причем выход генератора тактовых импульсов подсоединен к информационному входу первого элемента И, выход которого подключен к объединенным тактовым входам первого и второго счетчиков импульсов, выходы которых подключены соответственно к первому и второму информационным входам переключателя, выход которого подключен к входу блока индикации, вход установки триггера в единичное состояние подключен к выходу переключателя вопросов, вход сброса триггера подключен к выходу коммутатора ответов, прямой выход триггера подключен к первому управляющему входу первого элемента И, инверсный выход триггера подключен к информационному входу второго элемента И, выход которого подключен к входу сброса второго счетчика импульсов, выход переполнения которого подключен к соединенным между собой управляющему входу переключателя и входу элемента НЕ, выход которого по$ ключей к соединенным между собой второму управляющему входу первого элемента И и управляющему входу второго элемента И.

Проведенный патентный поиск показал отсутствие устройств со сходными отличительными признаками, что позволяет сделать вывод о соответствии предложенного технического решения критерию новизна.

Введение указанных новых отличительных признаков (новых элементов и связей) непосредственно обеспечивает достижение поставленной цели - расширение функцио нальных возможностей устройства посредством обеспечения достоверного контроля и дифференцированный оценки глубины знаний обучаемых при их подготовке к действиям в качестве операторов специальных технических систем в сложных условиях обстановки (жестком лимите времени на принятие решения),.

Сущность предложенного технического решения заключается в том, .что введение генератора тактовых импульсов, триггера, первого и второго элементов И, элемента НЕ, первого и второго счетчиков импульсов, переключателя и блока индикации позволяет оценивать каждого из обучаемых по каж-. дому из заданных вопросов при соблюдении установленного лимита времени при ответе на каждый из вопросов.

Сущность изобретения поясняется чер- тежем. Устройство для обучения и контроля глубины знаний обучаемых, содержит блок 1 ввода ответов, блок 2 кодирования, коммутатор 3 ответов, переключатель 4 вопросов, преобразователи 14 кода ответов, включающие формирователь 5 кода ответов, блок 6 сравнения, блок 7 памяти, формирователи сигналов правильного ответа 8, и неправильного ответа 9, блок 10 регистрации, пе- реключатель 11 режимов работы, формирователь 12 импульсов блокировки повторного ввода ответов, формирователь 13 импульсов сброса элементов ответа, генератор 15 тактовых импульсов, триггер 16, первый 17 и второй 18 элементы И, элемент НЕ 19, первый(201и второй(2) счетчики импульсов переключатель 22 и блок 23 индикации, причем выход блока 1 ввода ответов подключен ко входу блока 3 кодирования, выход которого подключен к объединенным входам формирователя 5 кода ответов и коммутатора 3 ответов, выход которого подключен к первому входу блока 6 сравнения, второй вход которого присоединен к выходу формирователя 5 кода ответов, выход блока 6 сравнения соединен со входом блока 7 памяти, выход которого подключен к соединенным входам формирователей сигналов правильного 8 и неправильного 9 ответов, выходы которых подключены к соответствующим входам блока 10 регистрации оценки, выход переключателя 4 вопросов подключен ко второму входу формирователя 5 кода ответов, выход переключателя 11 режимов работы подсоединен к третьему входу блока 6 сравнения, выход формирователя 12 импульсов блокировки повторного ввода отве- трв подключен к соединенным между собой управляющему входу блока 7 памяти и входу формирователя 13 импульса сброса элементов ответа, выход которого подключен к входу сброса блока 7 памяти, выход генератора 15 тактовых импульсов подсоединен к информационному входу первого 17 элемента И, выход которого подключен к объединенным тактовым входам первого 20 и второго

21 счетчиков, выходы которых подключены соответственно к первому и второму информационным входам переключателя 22, выход которого подключен к входу блока 23

индикации, вход установки триггера 16 в единичное состояние подключен к выходу переключателя 4 вопросов, вход сброса триггера 16 подключен к выходу коммутатора 3 ответов, прямой выход триггера 16 под0 ключей к первому управляющему входу первого 17 элемента И, инверсный выход триггера 16 подключен к информационному входу второго 18 элемента И, выход которого подключен к входу сброса второго 21

5 счетчика, выход переполнения которого подключен к соединенным между собой управляющему входу переключателя 22 и входу элемента НЕ 19, выход которого подключен к соединенным между собой вто0 рому управляющему входу первого 17 элемента И и управляющему входу второго 18 элемента И.

Устройство для обучения и контроля глубины знаний обучаемых работает следу5 ющим образом.

Обучаемому предоставляется ряд вопросов, на каждый из которых имеется ряд неправильных ответов и правильный ответ, вводимые в устройство через блок 1 ввода

0 ответов. Код правильного ответа устанавливается при помощи блока 2 кодирования, формирующего прямые и инверсные сигналы с весами 1, 2, 4, подаваемые на вход формирователя 5 кода ответов. Если, напри5 мер, правильный ответ первый из ряда заданных в программе, то включается первый вход формирователя 5 кода ответов, если третий ответ правильный,, то включаются первый и второй входы, если пятый, то 0 первый и четвертый входы и т.д. Используя переключатель 4 вопросов, обучаемый последовательно отвечает на вопросы, правильность решения, которых определяется соответствующими преобразователями 14

5 кода ответов и индицируется лампочками двух цветов формирователей 8 правильного и 9 неправильного ответа, причем зеленым - правильный ответ, красным - неправильный.

0 При переходе на решение следующе гб вопроса результаты ответа на предыдущие сохраняются блоком 7 памяти, выполненным по схеме трехустойчивого триггера на трех элементах И-НЕ (см, а.с. СССР №

5 1072085, кл. G 09 В 7/02, 1984).

По окончании ответа на все вопросы по программе в устройстве автоматически выставляется общая оценка при помощи блока 10 регистрации, Устройство работает в режимах обучения и контроля, устанавливавмых при помощи переключателя 11 режимов работы, соединенного с входами формирователя 5 кода ответов и блока 6 сравнения.

Для повышения объективности оценки знаний обучаемого в устройстве имеется формирователь 12 импульсов блокировки повторного ввода ответов, который в режиме контроля исключает возможность повторного ввода ответов в случае сброса введенных, например, ошибочных ответов путем выключения питания или другими способами. В режиме обучения учащийся может проверить свои знания путем последовательного включения блока 1 ввода ответов и слеженая за индикацией формирователей 8 правильного и 9 неправильного ответов. При этом исходное состояние устанавливается при помощи кнопок формирователя 13 импульсов сброса элементов ответа. Контроль за соблюдением установленного лимита времени проводится по блоку 23 индикации.

При контроле и оценке глубины знаний обучаемых в ходе их подготовки к выполнению обязанностей операторов специальных технических систем в сложных условиях обстановки преподаватель задает лимит времени на принятие решения установкой коэффициента деления счетчика 20 импульсов.

Генератор 15 тактовых импульсов выдает последовательность импульсов с периодом следования, кратным шкдле времени, например секундным меткам.

Задавая номер очередного вопроса переключателем 4 вопросов, преподаватель устанавливает импульсом с его выхода триггер 16 в единичное состояние, открывая высоким потенциалом с его прямого выхода (при наличии ьысокого потенциала на выходе элемента НЕ 2-1) элемент И 17 для прохождения импульсов с его выхода на тактовые входы счетчиков импульсов 19, 20.

При выдаче обучаемым ответа импульс с выхода коммутатора 3 номеров ответов сбрасывает триггер 16 и запирает элемент И 17, запрещая прохождение через него импульсов на входы счетчиков 19, 20 импульсов. Передний фронт положительного потенциала, формируемый при этом на инверсном выходе триггера 16 при наличии на управляющем входе элемента И 18 высокого потенциала с выхода элемента НЕ 21, поступает через элемент И 18 на вход сброса счетчика 20 импульсов и устанавливает его в исходное состояние.

Число импульсов, поступившее на счетные входы счетчиков импульсов 19, 20, пропорционально длительности временного

интервала между постановкой вопроса и выдачей ответа. Если этот интервал меньше установленного лимита времени, то это число импульсов записывается в первый и вто- 5 рой счетчики импульсов 19, 20. При поступлении следующего вопроса счетчик 20 импульсов сбрасывается, а содержимое счетчика 19 импульсов сохраняется.

Если обучаемый превысит установлен0 ный лимит времени, то потенциал переполнения с выхода счетчика 2.0 импульсов, поступая на вход элемента НЕ 21, формирует на его выходе низкий потенциал, запирающий элементы И 17, 18. Тем самым

5 прекращается подача импульсов на тактовые входы счетчиков 19, 20 и предотвращается сброс второго счетчика 20 при выдаче обучаемым ответа. В ходе ответа обучаемого на вопрос на блоке индикации высвечи0 вается содержимое второго счетчика 20 импульсов, что позволяет обучаемому самостоятельно контролировать текущий временной интервал и проверять его соответствие установленному лимиту вре5 мени.

При превышении обучаемым установленного лимита времени потенциал переполнения с выхода второго счетчика 20 импульсов поступает на управляющий вход

0 переключателя, подключая вход блока 23 индикации к выходу первого счетчика 19 импульсов и обеспечивая тем самым индикацию суммарного времени реакции обуча- . емого на все заданные до этого вопросы.

5 При получении группой обучаемых равных оценок преподаватель со своего пульта устанавливает высокий потенциал на всех управляющих входах переключателей 22 пультов обучаемых, При этом происходит

0 подключение входа блока 23 индикации к выходу первого счетчика 19 и обеспечивается контроль суммарного времени реакции каждого из обучаемых по всей совокупности заданных вопросов, что позволяет препода5 вателю после ряда аналогичных проверок ,. отобрать из группы наиболее подготовленных обучаемых.| Введение генератора 15 тактовых импульсов, триггера 16 первого элемента

0 необходимо для преобразования длительности временных интервалов между постановкой преподавателем вопросов и выдачей обучаемым ответа в пропорциональное ей число импульсов.

5 Введение первого счетчика 19 импульсов необходимо для подсчета числа импульсов пропорционального суммарному времени принятия решения по всем в заданным вопросам и преобразования его в код счетчика 19 импульсов.

Введение второго счетчика 20 импульсов необходимо для контроля соответствия длительности временного интервала между постановкой вопроса и выдачей на него ответа установленному лимиту времени.

Введение второго элемента И 18 и элемента НЕ 21 необходимо для управления работой счетчиков 19, 20 импульсов при превышении обучаемым установленного лимита времени.

Введение переключателя 22 и блока 23 индикации необходимо для контроля длительности интервала принятия решения как по каждому из вопросов (при оценке соответствия его длительности установленному лимиту времени) так и по всей совокупности заданных вопросов (при получении группой равных оценок).

Генератор 15 тактовых импульсов выполнен на базе отечественной микросхемы 176 ИЕ по известной схеме. Элементы И 17, 18 выполнены на базе отечественной микросхемы 561 ЛА 8, причём Для получения функции И элементы Ч-И-Н Е соединены попарно, а лишние входы закорочены.

Триггер 16 выполнен на базе отечественной микросхемы 176 ТМ 2.

Счетчик 19 импульсов выполнен на базе отечественной микросхемы 176 ИЕ 8, представляющей десятичный счетчик-делитель с дешифратором. ;

Счетчик 20 выполнен на базе микросхемы 562 ИЕ Ъ.

Переключатель 22 выполнен на базе отечественной микросхемы 176 ЛП1 по схеме двунаправленного ключа.

Блок 23 индикации выполнен на базе типовых цифровых индикаторов ИН-1.

Таким образом, предложенное техническое решение за счет введения генератора

тактовых импульсов, триггера, первого и второго элементов И, элемента НЕ, первого и второго счетчиков импульсов, переключателя и блока индикации дает возможность не только контролировать знания обучаемых, но и производить оценку глубины знаний каждого из обучаемых при подготовке их к выполнению обязанностей операторов технических система в сложных условиях даже при получении группой обучаемых

равных оценок.

Технико-экономическая эффективность предложенного технического решения обеспечивается возможностью оценки глубины знаний каждого из обучаемых даже

при получений всей группой равных оценок, давая возможность отобрать наиболее подготовленных для выполнения обязанностей операторов, снижая тем самым вероятность ошибки операторов.

Полезность-предложенного устройства для обучения и контроля глубины знаний обучаемых заключается в том, что оно позволяет более качественно оценить уровень подготовки и глубину знаний обучаемых даже при получении группой равных оценок и отобрать наиболее подготовленных для работы в качестве операторов специальных технических систем, что может быть использовано при подготовке специалистов-операторов для широкого класса специальных технических систем.

Похожие патенты SU1789999A2

название год авторы номер документа
Автоматизированный класс для контроля знаний обучаемых 1981
  • Кишинец Алексей Моисеевич
  • Еремеев Сергей Матвеевич
  • Иванова Татьяна Владимировна
  • Сурин Борис Сергеевич
  • Кобылин Анатолий Михайлович
SU1012318A1
Устройство для обучения и контроля знаний обучаемых 1982
  • Исматуллаев Патхулла Рахматович
  • Икрамов Гани Икрамович
  • Шакамалов Абдукахар Шакамалович
SU1072085A1
Автоматизированный класс для обучения и контроля знаний обучаемых 1981
  • Исматуллаев Патхулла Рахматович
  • Икрамов Гани Икрамович
  • Шакамалов Кахар
SU960902A1
Устройство для обучения и контроля знаний учащихся "квант 1983
  • Пудовкин Виктор Константинович
  • Корчик Сергей Аркадьевич
SU1145359A2
Устройство для контроля знаний обучаемых 1980
  • Петров Николай Стефанович
  • Медведев Валерий Петрович
  • Сальников Борис Александрович
  • Князев Юрий Михайлович
SU943809A1
Автоматизированный класс для контроля знаний обучаемых 1990
  • Андронов Виктор Геннадьевич
  • Гокинаев Виктор Александрович
  • Юдин Алексей Алексеевич
  • Филиппов Валерий Николаевич
  • Ткачев Василий Павлович
SU1742785A1
Устройство для контроля знаний обучаемых 1987
  • Булавенко Валерий Ульянович
  • Петрова Клара Евгеньевна
SU1524082A1
Устройство для контроля знаний обучаемых 1984
  • Толубко Владимир Борисович
  • Пятыхин Юрий Леонидович
  • Пятыхин Леонид Илларионович
SU1277170A1
Устройство для контроля знаний обучаемых 1983
  • Булавенко Валерий Ульянович
SU1176362A1
ФОРМИРОВАТЕЛЬ ЭТАЛОННЫХ ОТВЕТОВ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХ УСТРОЙСТВ 1993
  • Вертлиб М.Я.
  • Гордон Ф.Г.
RU2109024C1

Реферат патента 1993 года Устройство для обучения и контроля глубины знаний обучаемых

Изобретение относится к автоматика и вычислительной технике и предназначено для обучения и контроля глубины знаний обучаемых при их подготовке к действиям в сложных условиях обстановки, в частности 2 при жестком лимите времени на принятие решения, в качестве операторов специальных технических систем. Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства. Устройство содержит блоки 1, 2. 10, 23 ввода ответов, кодирования, регистрации, индикации, коммутатор 3 ответов, переключатель 4 вопросов, преобразователи 14 кода ответов, формирователи 12 и 13 импульсов блокировки повторного ввода ответов, импульсов сброса элементов ответа, генератор 15 тактовых импульсов, триггер 16, элемент НЕ 19, два счетчика 20 и 21 импульсов и элементы И 17 и 18. 1 ил.

Формула изобретения SU 1 789 999 A2

Ф о р м у л а и з о б р е т е н и я Устройство для обучения и контроля глубины знаний обучаемых по авт. св. № 10725)85, отличающееся тем, что, с целью увеличения Дидактических возможностей устр эйЬтйаТ в Него введены генератор тактовых импульсов, два элемента И, элемент НЕ, два счетчика, блок индикации и триггер, R- и S-входы которого соединены соответственно с выходами переключателя вопросов и блока ввода ответов, а прямой и инверсный вйходы соединены с первыми входами первого и второго элементов И,

вторые входы которых соединены с выходом первого счетчика и первым информационным входом блока индикации, а второй и третий информационные входы которого подключены к выходу элемента НЕ и первому выходу второго счетчика, второй выход которого соединен с входом первого счетчика, установочный вход соединен с выходом второго элемента И, а счетный вход соединен с входом элемента НЕ и выходом первого элемента И, третий вход которого соединен с выходом генератора тактовых импульсов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1993 года SU1789999A2

Устройство для обучения и контроля знаний обучаемых 1982
  • Исматуллаев Патхулла Рахматович
  • Икрамов Гани Икрамович
  • Шакамалов Абдукахар Шакамалович
SU1072085A1
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1

SU 1 789 999 A2

Авторы

Карпенко Сергей Степанович

Козелков Сергей Викторович

Пархоменко Николай Григорьевич

Каменев Евгений Геннадьевич

Даты

1993-01-23Публикация

1991-02-01Подача