Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, работающим с повышенной плавностью, и может быть использовано в редукторах быстроходных машин.
Целью изобретения - повышение технологичности и плавности работы, а также повышение надежности путем снижения концентрации напряжений на зубьях дисков.
На фиг. 1 приведена схема зубчатой передачи ; на фиг. 2 - схема распределения толщин зубчатых дисков и их угловых смещений на примере зубчатого колеса, содео- жащего четыре зубчатых диска.
Зубчатая передача содержит зацепляющиеся друг с другом зубчатые колеса 1 и 2, составленные из соосно установленных на общих ступицах 3 и 4 с угловыми смещениями и жестко закрепленных на них соответственно зубчатых дисков 5-8 И 9-12. Эги диски соединены со ступицами 3 и 4 шлице- выми соединениями. Толщины зубчатых дисков5-8 и9-12 выполнены возрастающими, начиная от крайних дисков 5 и 9, входящих первыми в зацепление друг с другом при нереверсивном вращении, и образуют геометрический ряд со знаменателем 1,3. В частности, если зубчатые колеса составлены из четырех дисков, то при первом диске толщиной а толщины последующих трех дисков образуют: 1,30а; 1,69а; 2,197а. Угловые смещения зубчатых дисков 5-8 и 9-12 размещены в интервале углового шага т в порядке возрастания от наиболее тонких дисков 5 и 9 и образуют геометрический ряд со знаменателем 1,5. Для зубчатых колес, составленных из четырех дисков, угловые смещения зубчатых дисков 5-8 и 9-12 размещены в интервале углового шага от наиболее тонких дисков 5 и 9 колес 1 и 2 в следующем порядке0,2Юг; 0,316г; 0,474г. Приведенные цифровые значения получены экспериментально и соответствует минимальному значению уровня шума и вибраций.
В частном случае с целью повышения надежности зубчатой передачи путем снижения концентрации напряжений на зубьях дисков зубья шлицевых отверстий зубчатых дисков 5-12 и зубья дисков выполнены боч- кообразны ми. Оси вращения колеса 1-0i- Oi, колеса 2-02-02, угловая скорость колеса 1 равна со 1, колеса 2 -со 2.
При работе зубчатой передачи вращение зубчатого колеса 1 вокруг оси с угловой скоростью ш преобразуется во
вращение зубчатого колеса 2 вокруг оси 02- 02 с угловой скоростью 0)2. Первыми в зацепление входят зубчатые диски 5 и 9, затем последовательно диски 6 и 10, 7 и 11, 8 и 12,
За счет малой толщины первых дисков 5 и 9 и, следовательно, достаточно малой их угловой жесткости происходит демпфирование колебаний, возникающих за счет ударного взаимодействия сопряженных поверхностей зубьев дисков 5 и 7 в момент их входа в зацепление. Это приводит к повышению плавности работы зубчатой передачи. f
Технологичность повышается вследствие того, что каждый зубчатый диск сопряженных зубчатых колес 1 и 2 обрабатывают пакетом на шлицевой оправке, идентичной шлицевым ступицам колес, а угловое смещение зубчатых дисков колес достигается за счет углового смещения на необходимую величину звеньев кинематичской цепи деления зуборезного станка при обработке пакетов зубчатых дисков последующих номеров. Затем зубчатые диски отбираются из каждого пакета по одному и устанавливаются на общей шлицевой ступице соответствующего зубчатого колеса.
Надежность работь( предлагаемой зубчатой передачи повышается путем снижения концентрации контактных напряжений за счет исключения кромочного контактазубьев дисков. Это достигается применением бочкообразных зубьев в шлицевых отверстиях дисков и бочкообразных зубьев дисков колес.
Формула изобретения
1.Зубчатая передача, содержащая зацепляющиеся друг с другом зубчатые колеса, составленные из соосно установленных на общих ступицах с угловыми смещениями
и жестко закрепленных на них зубчатых дисков с прямыми зубьями, отличающая- с я тем, что, с целью повышения технологичности и плавности в работе, зубчатые диски соединены со ступицей шлицевым соединением, их толщины выполнены возрастающими, начиная от крайнего зубчатого диска, входящего первым в зацепление с дисками сопряженного колеса, и образуют геометрический ряд со знаменателем 1,3,
а угловые смещения дисков распределены в интервале углового шага в порядке возрастания от наиболее тонкого диска и образуют геометрический ряд со знаменателем 1,5.
2.Зубчатая передача по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем снижения концентрации
напряжений на зубьях дисков, зубья в их шлицевых отверстиях выполнены бочкообразными.
3. Зубчатая передача по пп. 1 и 2 о т - л ичающаяся тем, что зубья дисков выполнены бочкообразными.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЦИКЛОИДАЛЬНОЕ ЗУБЧАТОЕ ЗАЦЕПЛЕНИЕ | 2008 |
|
RU2390670C1 |
Зубчатая передача | 1985 |
|
SU1295110A1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2007 |
|
RU2345257C1 |
Зубчатое колесо | 1977 |
|
SU688752A1 |
СОСТАВНОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО | 1991 |
|
RU2067704C1 |
МУФТА ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ | 2007 |
|
RU2336447C1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА | 2023 |
|
RU2821404C1 |
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА СИДОРА | 1992 |
|
RU2057975C1 |
Способ изготовления зубчатой передачи | 1988 |
|
SU1567834A1 |
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2007 |
|
RU2427744C2 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к зубчатым передачам, работающим с повышенной плавностью, и может быть использовано в редукторах быстроходных машин. Целью изобретения является повышение технологичности и плавности работы, а также повышение надежности путем снижения концентрации напряжений на зубьях дисков. В зубчатой передаче содержатся зацепляющиеся друг с другом зубчатые колеса 1, 2, составленные из соосно установленных на общих ступицах 3, 4 с угловыми смещениями и жестко закрепленных на них зубчатых дисков соответственно 5 - 8 и 9 - 12. Эти зубчатые диски соединены со ступицами 3 и 4 шлицевыми соединениями. Толщины зубчатых дисков выполнены возрастающими, начиная от крайних дисков 5 и 9, входящих первыми в зацепление друг с другом при непрерывном вращении, и образуют геометрический ряд со знаменателем 1,30. Угловые смещения зубчатых дисков 5-8 и 9-12 размещены в интервале углового шага Τ в порядке возрастания от наиболее тонких дисков 5 и 9 и образуют геометрический ряд со знаменателем 1,50. В зубчатой передаче повышается технологичность за счет того, что каждый зубчатый диск сопряженных зубчатых колес обрабатывают пакетом на шлицевой оправке, идентичной шлицевым ступицам колес, и плавность работы вследствие снижения угловой жесткости зубчатых дисков, входящих первыми в зацепление друг с другом. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
а 1,50а 1,69а 2,197а
Фиг. 2
Зубчатая передача | 1979 |
|
SU911069A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1990-07-30—Публикация
1988-09-23—Подача