(Риг. ;
Тактовые импульсы с выхода генератора 18 поступают в счетчик 19 и через элемент 22 (время задержки которого равно времени срабатывания счетчика 19) - на ин- формационный вход элемента 21 запрета. Так как на управляющий вход элемента 21 поступает нулевой потенциал с выхода счетчика 19, то импульс с выхода элемента 21 подается на вход генератора 17 и на входы регистра 3 и регист25
Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано для тренировки оперативной памяти и профессионального отбора операторов систем управления.
Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства.
На фиг. 1 изображена структурная схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 - функциональная схема предлагаемого устройства; на фиг. 3 - функциональная 10 ра 14 блока 1. Импульсы с выхода гене- схема формирователя двоичных кодов; наратора 17 подаются на другие входы рефиг. 4 - функциональная схема блокагистра 8 и регистра 14, обеспечив в них
управления; на фиг. 5 - функциональ-запись двоичной кодовой комбинации,
ная схема блока анализа; на фиг. 6 -При поступлении девятого тактового имфункциональная схема пульта оператора; пульса на вход счетчика 19 на выходе на фиг. 7 - функциональная схема блокапоследнего появится импульс переполнения,
который поступает на вход элемента 23 задержки, на управляющий вход элемента 21 запрета, на вход регистра 32 блока 5 (сдвинув содержимое на один разряд), чисел), формирователь 2 двоичных кодов, 20 на первый вход блока 4, на второй вход блок 3 задания эталонов, блок 4 управ-элемента И 30 (но дальше не пройдет,
так как на его первом входе нулевой потенциал) и на первый (счетный) вход счетчика 25, зафиксировав запись первого числа в регистре 14 блока 1. На выходе элемента 21 формирователя 2 девятый тактовый импульс не появится. Продвижение кодовой последовательности в регистрах 8 и 14 задержится,на один такт. Задержанный импульс с выхода элемента 23 воз- ратор 18 тактовых импульсов, счетчик 19, 30 вратит счетчик 19 в исходное положение, элемент НЕ 20, элемент 21 запрета, перПоступление следующих восьми тактовых импульсов продолжает запись двоичной случайной последовательности в регистры 8 и 14, а девятый тактовый импульс вызы- 25 вает появление импульса переполнения (опроса) на выходе счетчика 19, который пройдет на вход счетчика 25 блока 4 (зафиксировав запись второго двухзначного числа в регистр 14 блока 1) и на второй вход элемента И 30. Так как на первом вхо39 «Ответ, триггер 40 кнопку 41 «Смена 0 де элемента И 30 имеется единичный и элемент ИЛИ 42.потенциал (за счет «единиц кодовой последовательности с выходов четвертой группы регистра 8), то импульс с выхода элемента И 30 пройдет на вторые входы g элементов И 11 и 12 блока 3, первые входы которых соединены с выходами компараторов 9 и 10 соответственно. К входам первых групп компараторов 9 и 10 приложены двоичные кодовые комбинации с выходов первой и второй групп регист- жение с его выхода подается на все 50 ра 8, а к входам вторых групп - с вы- блоки устройства, в том числе и на входходов третьей и четвертой групп регистодновибратора 50. Импульс с выхода од-ра 8 соответственно. В компараторах 9
новибратора 50 устанавливает триггеры 26,и 10 осуществляется последовательное срав38, 40 и 47, счетчики 25, 29, 43 и 45 и регист-нение двоичных кодовых комбинаций из соотры 8 и 14 в исходное состояние.ветствующих групп разрядов регистра 8,
Нулевой потенциал с выхода триггера 26 55 обеспечивающее появление единичного потек- блока 4 подается на вход элемента НЕ 20циала на выходе компаратора 9 (если формирователя 2, единичный потенциал спервая цифра первого числа меньше пер- выхода которого запускает генератор 18.вой цифры второго числа) или компарарегистрации: на фиг. 8 - функциональная схема узла включения питания.
Устройство содержит блок 1 предъявления учебной информации (двухзначных
ления, блок 5 анализа ответов, пульт 6 обучаемого и блок 7 регистрации.
Блок 3 содержит регистр 8, компараторы 9 и 10, элементы И 11 и 12 и элемент ИЛИ 13.
Блок 1 содержит регистр 14 сдвига, дешифраторы 15 и индикатор 16.
Формирователь 2 содержит генератор 17 псевдослучайной последовательности, геневый 22 и второй 23 элементы задержки и элемент ИЛИ 24.
Блок 5 содержит счетчик 25, триггер 26, первый - третий элементы ИЛИ 27-29, элемент И 30 и элемент 31 задержки.
Блок 6 включает регистр 32 памяти, элементы ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ 33-33, элемент ИЛИ 34, элемент И 35, элемент 36 запрета и элемент 37 задержки.
Пульт 7 содержит триггеры 38, кнопки
Блок 8 включает счетчик 43 (циклов) и таймер 44, состоящий из счетчика 45, генератора 46 временных меток, триггера 47 и элемента ИЛИ 48.
Узел включения памяти содержит тумблер 49 и потенциальный одновибратор 50.
Устройство работает следующим образом.
Включают тумблер 49 питания. НапряТактовые импульсы с выхода генератора 18 поступают в счетчик 19 и через элемент 22 (время задержки которого равно времени срабатывания счетчика 19) - на ин- формационный вход элемента 21 запрета. Так как на управляющий вход элемента 21 поступает нулевой потенциал с выхода счетчика 19, то импульс с выхода элемента 21 подается на вход генератора 17 и на входы регистра 3 и регистра 14 блока 1. Импульсы с выхода гене- ратора 17 подаются на другие входы ретора 10 (при равенстве первых цифр обоих чисел и если вторая цифра первого числа меньше второй цифры второго числа). Если второе число меньше первого или равно ему, то единичный потенциал на выходах компараторов 9 и 10 отсутствует. Импульс «опроса с выхода счетчика ,19 передвинет содержимое в регистре 32 блока 5 на один разряд.
Если второе число больше первого, то с выходов одного из компараторов (9 или 10) к соответствующему первому входу элемента И 11 или 12 будет приложен единичный потенциал. Импульс «опроса,.поступивший с выхода счетчика 19 формирователя 2 на вторые входы элементов И 11 и 12, пройдет через элемент ИЛИ 13 на вход регистра 32 блока 5. Импульс «опроса, поступивший несколько раньше на вход GI регистра 32, по заднему фронту синхроимпульса произведет запись «1 в регистр 32.
Поступление следуюшего импульса «опроса (при отсутствии сигнала на выходах компараторов 9 и 10) произведет сдвиг «Ь в регистре 32 на один разряд.
После записи в регистр 14 блока 1 десятого числа на выходе счетчика 25 блока 4 появится импульс переполнения, который поступит на вход элемента 31 задержки и на вход триггера 26, перебросив последний в единичное состояние. Единичный потенциал с выхода триггера 26 поступит на вход элемента НЕ 20 формирователя 2, включив генератор 18, на управляющий вход блока 1, высветив индикаторами 16 строку из десяти чисел, и на вход таймера 44 блока 7, перебросив триггер 47 в единичное состояние, и запустит генератор 46 временных меток. Счетчик 45 начинает отсчет времени. Задержанный импульс с выхода элемента 31 возвратит счетчик 25 в исходное состояние, а импульс, поданный на третий вход блока 7, зафиксирует в счетчике 43 первый цикл.
Испытуемый (оператор) в предъявленной строке двухзначных чисел последовательно (слева направо) сравнивает рядом расположенные числа между собой и при нахождении числа, большего предыдущего, нажимает кнопку 39 пульта 6, расположенную под этим числом.
При нажатии определенной кнопки 39 соответствующий ей триггер 38 перебрасывается и единичным потенциалом с его выхода прикладывается ко второму входу соответствующего элемента ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ 33 блока 5.
Определив в строке индикаторов 16 блока 1 все числа, больше предыдущего и «вычеркнув их нажатием кнопок 39, испытуемый запоминает последнее в строке, чтобы сравнить его с первым числом
следующей строки, а затем нажимает кнопку 41 «Смена.
Если испытуемый все числа в строке определил («вычеркнул) правильно, то на
выходах элементов ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ 33 и на выходе элемента ИЛИ 34 будет присутствовать нулевой потенциал. Импульс с выхода триггера 40 после нажатия ки 41 через первый выход элемента 37 задержки блока 6 (задержка равна времени срабатывания элемента И 35) поступит на информационный вход элемента 36 запрета, на управляющий вход которого подается нулевой потенциал с выхода элемента И 35. Импульс с выхода элемента 36 запрета поступит через элемент ИЛИ 29 блока 4 на вход триггера 26, обеспечив появление на его выходе нулевого потенциала.
Высвечивание чисел на индикаторах
0 16 блока 1 прекращается, а на выходе элемента НЕ 20 формирователя 2 появляется единичный потенциал, который запускает генератор 18, в результате чего происходит формирование второй строки для
5 предъявления испытуемому и определение в ней чисел, больших предыдущего, с записью в регистре 32 памяти «блока 4, высвечивание второй строки и т. д., т. е. процесс повторяется аналогично вышеописанному. Задержанный импульс со второго
0 выхода элемента 37 поступит на вход элемента ИЛИ 42 пульта 6 и возвратит триггеры 38 и 40 в исходное состояние.
Если испытуемый хотя бы одно число в строке определил неправильное (нажал
5 не ту кнопку 39), то на выходе элемента ИЛИ 34 появится единичный потенциал, который прикладывается к первому входу элемента И 35. При нажатии кнопки 41 триггер 40 переходит в единичное состояние. Единичный импульс с выхода триггера 40 подается на второй вход элемента И 35 и на вход элемента 37 блока 5, импульс с первого выхода которого поступает на информационный вход элемента 36 запрета одновременно с им5 пульсом с выхода элемента И 35, поступающим на управляющий вход элемента 36. На выходе элемента 36 сигнал отсутствует, тем самым предотвращая предъявление (и формирование) следующей строки числовой информации. Импульс с выхода
0 элемента И 35 поступит на вход триггера 47 блока 7, перебросив его в нулевое состояние. Нулевой потенциал выключит генератор 46, прекратив подачу временных меток в счетчик 45. Таймер 44 фиксирует время от момента начала работы
5 (предъявления числовой строки) до выяв- лени пшибки, а счетчик 43 - число цикл. (ЧИСЛО предъявленных чисел за это время).
0
чальнои установки которого являются входы второго элемента ИЛИ, выход которого соединен с R-входом триггера, S-вход которого подключен к выходу счетчика.
Формула изобретениявый элемент ИЛИ, входы которого являют- 1. Устройство для тренировки памяти,ся информационными входами блока, а вы- содержащее блок предъявления учебнойход соединен с первым входом элемента И, информации, пульт обучаемого, блок зада-второй вход которого соединен со счет- ния эталонов, блок управления, блок ре- ным входом счетчика и является синхро- гистрации и блок анализа ответов, пер-низирующим входом блока, входами на- вый информационный вход которого соединен с выходом блока задания эталонов, а первый выход соединен с первым информационным входом блока регистрации, , , ,
второй и третий информационные входы соединенному через элемент задержки с вхо- которого подключены к первому и второмудом третьего элемента ИЛИ, выход кото- выходам блока управления, первый выходрого подключен к входу начальной установ- которого соединен с управляющим входомки счетчика, выходы элемента И, элемен- блока предъявления учебной информации,та задержки и триггера являются выхо- отличающееся тем, что, с целью расти-15 дами блока, рения дидактических возможностей устройства, в него введен формирователь двоич-3. Устройство по п. 1, отличающееся ных кодов, первый и второй выходы ко-тем, что блок анализа учебной информации торого подключены к информационным вхо-содержит регистр, информационный вход дам блока предъявления учебной информа-и входы записи которого являются соот- ции и блока задания эталонов, а тре-20 ветственно информационным и синхронизи- тий выход соединен с синхронизирующимирующим входами блока, а выходы соедивходами блока управления и блока анализа учебной информации, информационные входы группы и вход считывания подключены к соответствующим выходам пульта «с обучаемого, а второй и третий выходы соединены соответственно с информационным входом пульта и входом начальной установки блока управления, информационные входы группы которого соединены с
нены с первыми входами элементов ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ, вторые входы которого являются информационными входами группы блока, а выходы соединены с входами элемента ИЛИ, выход которого соединен с первым входом элемента И, второй вход которого является считывающим входом блока и через элемент задержки подключен к информационному входу элевыходами группы блока задания эталонов, зомента ЗАПРЕТ, управляющий вход которовход считывания которого соединен с третьимго соединен с выходом элемента И, вывыходом блока управления.ходы элемента И, элемента задержки и эле2. Устройство по п. 1, отличающеесямента ЗАПРЕТ являются выходами блока, тем, что блок управления содержит перчальнои установки которого являются входы второго элемента ИЛИ, выход которого соединен с R-входом триггера, S-вход которого подключен к выходу счетчика.
вый элемент ИЛИ, входы которого являют- ся информационными входами блока, а вы- ход соединен с первым входом элемента И, второй вход которого соединен со счет- ным входом счетчика и является синхро- низирующим входом блока, входами на- , , ,
соединенному через элемент задержки с вхо- дом третьего элемента ИЛИ, выход кото- рого подключен к входу начальной установ- ки счетчика, выходы элемента И, элемен- та задержки и триггера являются выхо- дами блока, 3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что блок анализа учебной информации содержит регистр, информационный вход и входы записи которого являются соот- ветственно информационным и синхронизи- рующим входами блока, а выходы соединены с первыми входами элементов ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ, вторые входы которого являются информационными входами группы блока, а выходы соединены с входами элемента ИЛИ, выход которого соединен с первым входом элемента И, второй вход которого является считывающим входом блока и через элемент задержки подключен к информационному входу элемента ЗАПРЕТ, управляющий вход которо
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для тренировки памяти обучаемого | 1989 |
|
SU1683050A1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности оператора | 1990 |
|
SU1753485A1 |
Устройство для психологических исследований | 1988 |
|
SU1600701A1 |
Устройство для тренировки памяти обучаемого | 1988 |
|
SU1524083A1 |
Устройство для тренировки памяти | 1988 |
|
SU1525721A1 |
Устройство для тренировки памяти | 1989 |
|
SU1647622A1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов | 1989 |
|
SU1683052A1 |
Устройство для психофизиологических исследований оператора | 1990 |
|
SU1751794A1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов АСУ | 1988 |
|
SU1559365A2 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности оператора | 1990 |
|
SU1751803A1 |
Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано для тренировки оперативной памяти и профессионального отбора операторов систем управления. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства за счет определения длительности хранения информации в оперативной памяти. Устройство содержит блок 1 предъявления учебной информации, формирователь 2 двоичных кодов, блок 3 задания эталонов, блок 4 управления, блок 5 анализа ответов, пультр 6 оператора и блок 7 регистрации. Введение формирователя 2 двоичных кодов, а также выполнение блока 4 управления и блока 5 анализа ответов позволяет определить длительность хранения материала в оперативной памяти испытуемого. 2 з.п. ф-лы, 8 ил.
fPiie 2
иг. 3
29
Ч
I
Vuz 4
Фиг. 5
азиг.6
Фие.7
Авторское свидетельство СССР № 1201863, кл | |||
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Устройство для тренировки памяти обучаемого | 1988 |
|
SU1531125A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1990-10-30—Публикация
1988-04-11—Подача