Изобретение относится к автоматике и может быть использовано для профессионального отбора и тренировки памяти операторов различных сие- тем управления.
Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства.
На фиг. 1 представлена структурная схема устройства; на фиг. 2 - функциональная схема устройства.
Устройство для тренировки памяти обучаемого содержит блок 1 генераторов, блок 2 предъявления учебной ин- формации, блок 3 задания эталонов, пульт А обучаемого, блок 5 анализа . ответов, блок 6 управления, блок .7 регистрации.
Блок 1 генераторов включает гене- ратор 8 случайных чисел и генератора 9 тактовых импульсов.
Блок 2 предъявления учебной информации содержит регистры 10 и 11, |Дешифратор 12 и индикатор 13.
Блок 3 задания эталонов содержит устройства 14 и 15 контроля четности, устройство 16 сравнения, компаратор 17, элемент 2ИЛИ 18, элемент 19 2И.
Пульт А обучаемого включает пере- ключатель Серия, состоящий из двух кнопок 20 и 21, переключатели 22 Гашение и 23 Результат.
Блок 5 анализа ответов содержит инвертор 2А, элементы 2И 25-28.
Блок 6 управления имеет регистр 29, D-триггер 30, триггер 31 Шмитта, элементы 2ИЛИ 32 и 33, элементы 2И 34 и 35.
Блок 7 регистрации содержит счет- чики 36-39, дешифраторы 40-43, индикаторы 44-47.
Устройство работает следующим образом.
Включают питание. Запускаются ге- нераторы 8 случайных чисел и 9 тактовых импульсов блока 1 генераторов.
При нажатии на кнопку 20 (Серия 1 высокий потенциал поступает на первы вход регистра 29 и на второй вход элемента 2ИЛИ 32, При этом на выходе элемента 2ИПИ 32 появляется высокий потенциал, который поступает на входы установки в О двоично-десятичных счетчиков 36-39 блока 7 и на вхо установки в О триггера 31 блока 6.
Соответственно счетчики 36-39 блока 7 обнуляются, на выходе триггера 31 устанавливается низкий потенциал.
О
5
0
5
5
который поступая на входы Г гашения дешифраторов 40-43, выключает индикаторы 45-47.
Кроме того, импульс с выхода элемента 2ИЛИ 32 поступает на вход С записи регистра 29, при этом по заднему фронту импульса (при отпускании кнопки 20) на выходе регистра 29 устанавливается высокий потенциал, который через элемент 2ИЛИ 33 поступает на второй вход элемента 2И 34 и разрешает тем самым прохождение тактовых импульсов с выхода генератора 9 блока 1 через элемент 2И 34 на вход С записи регистра 10.
По заднему фронту каждого тактового импульса восьмиразрядный двоично-десятичный код случайного числа с выхода генератора 8 записывается в регистр 10. При этом предшествующее содержание регистра 10 (если цикл предъявления стимула не первый) пере- письгоается в регистр 11.
Одновременно содержимое регистра 10 подается на информационный вход дешифратора 12. Тактовый импульс, поступая на вход записи триггера 30, вызывает появление на его выходе высокого потенциала (поскольку на информационный вХод триггера 30 постоянно подан высокий потенциал), который подается на вход дешифратора 12, разрешая прохождение четырнадцатиразрядного кода на вход индикатора 13. Таким образом, на индикаторе 13 высвечивается стимул в виде двухзначного десятичного числа, предъявляемый испытуемому.Кроме того, тактовые импульсы с выхода генератора 9 блока 1, поступая на вход записи 36 блока 7, через дешифратор 40 фиксируют количество стимулов, предъявленных оператору, на индикаторе 44 блока 7.
После поступления двух первых тактовых импульсов на входы записи регистров 10 и 11, с их выходов поступают восьмиразрядные коды первого и второго стимулов на устройства 14 и 15 контроля четности соответстве- но и на соответствующие входы устройства 16 сравнения. Для первого режима (Серия 1), когда оператор не производит анализа на четность предъявленных стимулов, она не влияет на результат сравнения. Это достигается тем, что на второй вход элемента 2ИЛИ 18 с первого выхода регистра 29
515
подается высокий noreHunaj;. Следовательно, независимо от результата проверки стимулов на четность, т.е. независимо от сигнала на выходе компаратора 17, поступающего на первый вход элемента 2ИЛИ 18, на выходе элемента 2ИЛИ 18 будет высокий потенциал.
Поэтому для первого режима работы устройства (Серия 1) применяются восьмиразрядные коды стимулов устройства 16 сравнения. В этом случае если код стимула, поступающего на вход устройства 16 сравнения, больше по величине кода стимула, поступающего на вход, на выходе устройства 16 сраннения появляется высокий потенциал. И наоборот, если меньше, то на выходе устройства 16 сравнения будет низкий потенциал.
Таким образом, в случае, если второй стимул больше первого, на обоих входах элемента 2И 19 будет высокий потенциал, а следовательно, и на выходе элемента 2И 19,-откуда он поступает на первые входы элементов 2И 28 и 26 и на вход инвертора 24.
После предъявления оператору двух первых стимулов он производит сравнение их числовых значений. Если второй стимул больше первого, то оператор должен погасить второй стимул нажатием кнопки 22 Гашение. При этом высокий поступает на вход установки в ноль триггера 30, а также на второй вход элемента 2И 35. На вькоде элемента 2И 35 вырабатывается импульс гашения, который поступает на вторые входы элементов 2И 28 и 27. Если оператор правильно погасил стимул, то на первом входе элемента 2И 27 - нулевой потенциал, поступающий с выхода инвертора 2А.
Таким образом, на выходе элемента 2И 28 появляется высокий потенциал, поступающий на счетный вход С счетчика 37 блока 7, который фиксирует правильное решение оператора.
Если оператор ошибся, нажал на кнопку 22 Гашение при условии, то на выходе элемента 27 появляется единичный потенциал, поступающий на выход счетчика 39, который фиксирует количество неправильных решений оператора.
После окончания первой части эксперимента, оператор нажимает на кнопку 23 Результат пульта 4 обучаемо1256
го. Высокий потенциал поступает на вход установки в нуль регистра 7.9, прекращая предъявление стимулов на индикаторе 13 блока 2. и на единичный вход триггера 31 блока 6. При этом на выходе триггера 31 появляется высокий потенциал, который поступает на входы Гашение депшфратод ров 41-43 блока 7, высвечивая на индикаторах 45-47 блока 7 информацию, зафиксированную счетчиками 36-39 блока 7.
Далее начинается вторая часть экс, перимента. Теперь оператор должен
производить сравнение по величине для четных и нечетных чисел отдельно. Если последуюпц1Й предъявленный стимул будет больше по величине, чем
0 предыдущий стимул, и одной с ним четности, оператор должен погасить его, нажав на кнопку пульта 3.
Для начала второй части эксперимента оператор нажимает на кнопку 21
5 переключателя Серия. Единичный импульс поступает на второй вход регистра 29 и через элемент 2ИЛИ 32 на вход с записи регистра 29, вызывая появление на его втором выходе
Q высокого потенциала, который через элемент 2ИЛИ 33 разрешает прохождение импульсов с генератора 9 на входы С записи регистро-в 10 и 11 блока 2 и счетчика 36 блока 7.
Оператору предъявляются случайные
двухзначные десятичные числа, поступающие с генератора 8 блока 1.
Восьмиразрядный код первого числа .поступает с выхода регистра 11 на вход устройства 16 сравнения и на вход устройства 15 контроля четности, а восьмиразрядный код второго числа поступает с выхода регистра 10 на другой вход у устройства 16 сравнения и на вход устройства 14 конт5 1
роля четности. Если оба числа четные
на выходах устройств 14 и 15 будут 1, поступающие на входы компаратора 17. На выходе компаратора 17 так- П же появляется единичный потенциал. Если оба числа будут нечетными, на выходах устройств 14 и 15 будут О, которые, поступая на входы компаратора 17. также вызывают появление 1 на его выходе. Единичный потенциал через элемент 2ИЛИ 18 поступает на второй вход элемента 2И 19, на первый вход которого поступает сигнал с выхода устройства 16 сравнения. Если
0
второе число больше первого, на выходе устройства 16 будет 1. Следовательно, на выходе элемента 2И 19 появляется высокий потенциал. Если one- ратор принял правильное решение и при появлении на индикаторе 13 второго стимула нажал кнопку 22, то счетчик 37 через элемент 2И 28 зафиксирует правильный ответ.
Если оператор не нажал кнопку 22, т.е. по каким-то причинам не принял правильного решения, на обоих входах элемента 2И 37 будут единичные потенциалы и соответственно на его вы- ходе также будет 1. Это приводит к появлению 1 на выходе эдемента 2И 26 и счетчик 38 зафиксигует пропуск правильного решения.
В том случае, если одно из предъя ленных оператору чисел будет четным, а другое нечетным, на выходе устройства 15 контроля четности будет 0 Следовательно, на выходе компаратора 16 будет О, что приводит к появлению О на выходе элемента 2И 19.
Если второй стимул будет равен или меньше первого то на выходе уст ройства .16 сравнения и на выходе элемента 2И 19 также будет О.
1
t
Если оператор не заметил хотя бы одно из условий правильного решения (одинаковой четности, у, х), и нажал кнопку 22 Гашение, то на выходе элемента 2И 27 появляется высокий потенциал и счетчик 39 блока 7 зафиксирует неправильное решение оператора.
Для завершения второй части эксперимента оператору необходимо нажат на кнопку 23 Результат. По результатам эксперимента, считываемым с индикаторов 44-47, судят о таких важнейших характеристиках оперативной памяти, как объем запоминания, длительность сохранения и точность воспроизведения материала.
Формула изобретения
Устройство для тренировки памяти обучаемого, содержащее пульт обучаемого, блок управления, блок предъявления учебной информации, блок задания эталонов и блок генераторов, выходы группы которого соединены с информационными входами блока предъявления учебной информации, выходы первой группы которого соединены с информационными входами первой группы блока задания эталонов, о т л и ч а- ю щ е е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введен блок анализа ответов, выходы которого подключены к входам группы блока регистрации, управляющий вход которого соединен с первым выходом блока управления, второй, третий и четвертый выходы которого соединены с управляющими входами блока анализа ответов, информационный вход которого подключен к выходу блока задания эталонов, информационные входы второй группы которого подключены к выходам второй группы блока предъявления учебной информации, управляющий вход и вход записи которого подключены соответственно к второму и пятому выходам блока управления, информационные входы которого соединены с выходами пульта обучаемого, а синхронизирующий вход соединен с выходом блока генераторов .
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для тренировки памяти обучаемого | 1988 |
|
SU1580421A1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления | 1981 |
|
SU1029214A1 |
Устройство для тренировки памяти обучаемого | 1987 |
|
SU1462397A1 |
Устройство для обучения операторов | 1986 |
|
SU1399801A1 |
Тренажер операторов систем управления | 1988 |
|
SU1520573A1 |
Устройство для тренировки памяти обучаемого | 1985 |
|
SU1305757A1 |
Устройство для тренировки памяти обучаемого | 1986 |
|
SU1388933A2 |
Устройство для профессионального отбора операторов | 1990 |
|
SU1778768A1 |
Устройство для тренировки памяти обучаемого | 1989 |
|
SU1683050A1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления | 1981 |
|
SU972553A1 |
Изобретение относится к автоматике, в частности к устройствам для профессионального отбора операторов различных систем управления. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства путем обеспечения возможности тренировки и исследования длительности сохранения материала за счет постоянного сравнения оператором предъявляемых стимулов между собой по величине с учетом их четности. Устройство содержит блок 1 генераторов, блок 2 предъявления учебной информации, блок 3 заданий эталонов, пульт 4 обучаемого, блок 5 анализа ответов, блок 6 управления, блок 7 регистрации. Устройство обеспечивает возможность контроля действий оператора по определению большего из предъявляемых ему двоичных двухзначных чисел (стимулов) без учета и с учетом их четности и тем самым исследовать и тренировать оперативную память оператора. 2 ил.
Авторское свидетельство СССР № 1201863, кл | |||
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1989-12-23—Публикация
1988-03-09—Подача