Лопатка колеса центробежного насоса Советский патент 1990 года по МПК F04D29/24 

Описание патента на изобретение SU1605034A1

Изобретение относится к насосостроению, а именно к конструкциям лопаток центробежных колес.

Цель изобретения - повышение КПД и надежности работы насоса.

На фиг. 1 изображена предлагаемая лопатка; на фиг. 2 - то же, со скосом.

Лопатка колеса центробежного насоса содержит основной загнутый назад участок 1 крылового профиля и хвостовик 2, образованный рабочей 3 и тыльной 4 поверх- 10 ностями, первая из которых выполнена с кривизной, обратной по отношению к рабочей поверхности 5 основного участка 1, и имею- ший наклоненный назад и непрерывно су

последняя с увеличением радиуса интенсивно растет и на участке длины хвостовика 2 всегда превышает кориолисову силу (которая к выходу из колеса даже несколько снижается). Кроме того, кривизна поверхности 4 выбирается по возможности минимальной, что благодаря использованию крылового профиля для построения OCHOBHOJ го участка 1 обеспечивается определенной свободой выбора радиуса размещения перехода от поверхности 7 к поверхности 4. Этсхг радиус всегда меньше соответствующего радиуса размещения перехода от поверхности 5 к поверхности 3, что на фиг. 1 и 2 показано линией Г, отделяющей условжающийся выходной участок 6. Тыльная g но хвостовик 2 от участка 1. Геометрия по О ж11-т.г-.тт..лт1о гч лЛгч- гч viry-irtTT. 5 гтл гтГ Т П ЫПЯРТРО ППП KnHRH 4HV

поверхность 4 хвостовика 2 выполнена с обратной кривизной по отношению к тыльной поверхности 7 основного участка 1, при этом угол у установки ее на выходе не превышает прямого угла. Хвостовик 2 может быть выполнен непрерывно сужающимся к выходу по 20 всей его длине. Кроме того, на выходе хвостовика 2 со стороны его рабочей поверхности 3 может быть выполнен скос 8.

верхности 3 подстраивается под кривизну поверхности 4 так, что вместе они образуют непрерывно сужающийся к выходу криволинейный серповидный профиль хвостовика 2. При этом создаются предельно благоприятные условия для плавного слияния пото ков в отводе после их схода с поверхностей 3 и 4. . Как следует из теории о турбулентных отрывных течениях нестацио- .нарность процессов вихреобразования на стенке с плавной кривизной существенно ниже, чем на стенке с резким изломом. Именно благодаря последнему и отмеченному плавному слиянию потоков с поверхностей 3 и 4 в изобретении ликвидируются или существенно снижаются срывные кромочные явления за лопатками колеса с уменьшением не только потерь напора в насосе, но и пульсаций статического давления на «лопаточной частоте при установке колеса в лопаточный отвод многоступенчатого насоса. Перечисленные достоинства могут быть

Лопатка (фиг. 1) функционирует следующим образом.

При возникновении течения в рабочем колесе поток набегает на лопатку и растекается вдоль рабочих и тыльных поверхностей 3, 4, 5, 7 участка 1 и хвостовика 2 с приращением энергии в нем. При этом благодаря хорощей обтекаемости крылового профиля основного участка 1 и благоприятному перераспределению действующих на частицы жидкости сил поток прижимается к рабочей поверхности 3, за счет чего обеспечивает25

30

верхности 3 подстраивается под кривизну поверхности 4 так, что вместе они образуют непрерывно сужающийся к выходу криволинейный серповидный профиль хвостовика 2. При этом создаются предельно благоприятные условия для плавного слияния потоков в отводе после их схода с поверхностей 3 и 4. . Как следует из теории о турбулентных отрывных течениях нестацио- .нарность процессов вихреобразования на стенке с плавной кривизной существенно ниже, чем на стенке с резким изломом. Именно благодаря последнему и отмеченному плавному слиянию потоков с поверхностей 3 и 4 в изобретении ликвидируются или существенно снижаются срывные кромочные явления за лопатками колеса с уменьшением не только потерь напора в насосе, но и пульсаций статического давления на «лопаточной частоте при установке колеса в лопаточный отвод многоступенчатого насоса. Перечисленные достоинства могут быть

ся требуемый угол схода потока в отвод на- 35 реализованы с достаточным эффектом при ве- соса (последнее особенно важно для боль- личине угла установки-выходного участка А ших подач). Одновременно и на тыльных поверхностях 4 и 7 обеспечиваются условия безотрывного или близкого к нему обтекания в широком диапазоне режимов работы насоса. Вдоль поверхности 7 такой результат 40 достигается благодаря эффективности самого крыловидного профиля участка 1. Но этот эффект в данной схеме важен не только сам

по себе, но и в связи с тем, что, обестыльной поверхности 4, не превышающей чения прямого угла, т. е. (дальнейшее его увеличение исключает положительное действие центробежной сапы от вращения колеса на крайней части поверхности 4 с возникновением кромочных вихревых явлений). Таким образом, лопатка остается и в области хвостовика 2 наклоненной назад. Этим обуславливается определенное сужепечивая безотрывное натекания потока на по- ние области применения лопатки (фиг. 1)

следующую поверхность 4 обратной кривизны, он создает условия для последующего безотрывного обтекания самой поверхности 4. Эффективная реализация этих условий обеспечивается путем соответствующего выбора кривизны поверхности 4, а основное требование к такому выбору заключается в том, чтобы в любой точке поверхности 4 сумма отрывающих поток от последней кори- олисовой силы и центробежной силы (возникающей из-за выпуклой кривизны поверхности 4) не превосходила величины центробежной силы, вызываемой вращением колеса. Возможность выполнения данного требования обусловлена прежде всего тем, что

по углу выхода лопатки и развиваемому колесом напору. Однако этот минус в значительной мере компенсируется именно тем, что в области применимости данного решения (по углу 2) при использовании его в мно50 гоступенчатых насосах (с лопаточными отводами) удается не только несколько снизить потери напора и повысить КПД (на 1-2%) за счет снижения кромочных потерь, но и повысить надежность его работы за счет снижения интенсивности вибрационных явле55 НИИ. Благодаря плавной геометрии поверхностей хвостовика 5, данное решение существенно более приемлемо в технологическом плане - для литья.

последняя с увеличением радиуса интенсивно растет и на участке длины хвостовика 2 всегда превышает кориолисову силу (которая к выходу из колеса даже несколько снижается). Кроме того, кривизна поверхности 4 выбирается по возможности минимальной, что благодаря использованию крылового профиля для построения OCHOBHOJ го участка 1 обеспечивается определенной свободой выбора радиуса размещения перехода от поверхности 7 к поверхности 4. Этсхг радиус всегда меньше соответствующего радиуса размещения перехода от поверхности 5 к поверхности 3, что на фиг. 1 и 2 показано линией Г, отделяющей услов но хвостовик 2 от участка 1. Геометрия поно хвостовик 2 от участка 1. Геометрия погч- гч viry-irtTT. 5 гтл гтГ Т П ЫПЯРТРО ППП KnHRH 4HV

верхности 3 подстраивается под кривизну поверхности 4 так, что вместе они образуют непрерывно сужающийся к выходу криволинейный серповидный профиль хвостовика 2. При этом создаются предельно благоприятные условия для плавного слияния потоков в отводе после их схода с поверхностей 3 и 4. . Как следует из теории о турбулентных отрывных течениях нестацио- .нарность процессов вихреобразования на стенке с плавной кривизной существенно ниже, чем на стенке с резким изломом. Именно благодаря последнему и отмеченному плавному слиянию потоков с поверхностей 3 и 4 в изобретении ликвидируются или существенно снижаются срывные кромочные явления за лопатками колеса с уменьшением не только потерь напора в насосе, но и пульсаций статического давления на «лопаточной частоте при установке колеса в лопаточный отвод многоступенчатого насоса. Перечисленные достоинства могут быть

реализованы с достаточным эффектом при ве- личине угла установки-выходного участка А

реализованы с достаточным эффектом при ве- личине угла установки-выходного участка А

тыльной поверхности 4, не превышающей чения прямого угла, т. е. (дальнейшее его увеличение исключает положительное действие центробежной сапы от вращения колеса на крайней части поверхности 4 с возникновением кромочных вихревых явлений). Таким образом, лопатка остается и в области хвостовика 2 наклоненной назад. Этим обуславливается определенное суже ние области применения лопатки (фиг. 1)

ние области применения лопатки (фиг. 1)

по углу выхода лопатки и развиваемому колесом напору. Однако этот минус в значительной мере компенсируется именно тем, что в области применимости данного решения (по углу 2) при использовании его в многоступенчатых насосах (с лопаточными отводами) удается не только несколько снизить потери напора и повысить КПД (на 1-2%) за счет снижения кромочных потерь, но и повысить надежность его работы за счет снижения интенсивности вибрационных явлеНИИ. Благодаря плавной геометрии поверхностей хвостовика 5, данное решение существенно более приемлемо в технологическом плане - для литья.

й

При использовании лопатки (фиг. 1) загнутая назад поверхность 7 заканчивается до хвостовика 2. Благодаря этому обеспечивается возможность более гибкого согласования геометрии участка 1 и хвостовика 2 между собой. Последнее связано с тем, что на выбор угла установки рр (фиг. 1) и толщины лопатки в месте перехода от участка 1 к хвостовику 5 (сечение, обозначенное линией Г) теперь не накладываются требования, обусловленные наличием загнутой назад тыльной поверхности хвостовика 2. Поэтому, варьируя этими параметрами, совокупно с кривизной и длилой участков 3 и 4 можно добиться дополнительного выигрыша в экономичности.

Отличие функционирования лопатки по фиг. 2 заключается в том, что угол схода потока с рабочей поверхности 3 (при прочих равных условиях) увеличен, а наружный диаметр ее уменьшен. Действие этих факторов в отношении величины создаваемого напора противоположно. Поэтому в зависимости от их соотношения напор колеса может быть сохранен, повышен или понижен по сравнению с предыдущим вариантом. Однако во всех этих случаях путем соответствующего выбора наклона скоса 8 назад и сужения хвостовика 2 к выходу можно обеспечить достаточно благоприятные условия слияния потоков на выходе из колеса.

Сходящие непосредственно с поверхности 3 слои жидкости сразу после начала скоса 8 еще в пределах колеса начинают отклоняться назад. Благодаря последнему интенсивность возможного отрыва потока за скосом 8 в любом случае невелика. При этом повышаются прочность и жесткость колеса на выходе. Благодаря увеличению тол- щины профиля хвостовика 2 и угла между поверхностью 3 и скосом 8 резко повышается его износоустойчивость при перекачивании гидроабразивных сред. Такое усиление хвостовика 2 выполнено со стороны рабочей

Ю

15

5

20

35

25

30

поверхности 3 (п-оскольку масса твердых частиц на выходе из колеса концентрируется в этой области), причем именно в той точке, где угол выхода и скорость гидроабразивной среды максимальны. Благодаря действию сил инерции на твердые частицы они не воздействуют на скос 8. В целом, все вместе эти факторы весьма важны потому, что в конечном итоге для сохранения в эксплуатации рабочих характеристик насоса наиболее существенно сохранение геометрии лопаток на выходе.

Таким образом, в варианте лопатки по фиг. 2,практически без снижения экономичности, по сравнению с вариантом лопатки по фиг. 1, имеет место дополнительное по- выщение показателей надежности за счет повышения износоустойчивости хвостовика 2 при сохранении большой прочности и жесткости колеса.

Формула изобретения

1.Лопатка колеса центробежного насоса, содержащая основной загнутый назад участок крылового профиля и хвостовик, образованный рабочей и тыльной поверхностями, первая из которых выполнена с кривизной, обратной по отнощению к рабочей поверхности основного участка, и имеющий наклоненный назад и непрерывно сужающийся выходной участок, отличающаяся тем, что, с целью повышения КПД и надежности работы насоса, тыльная поверхность хвостовика выполнена с обратной кривизной по отношению к тыльной поверхности основного участка, при этом угол установки ее на выходе не превышает прямого угла.

2.Лопатка по п. 1, отличающаяся тем, что хвостовик выполнен непрерывно сужающимся к выходу по всей его длине.

3.Лопатка по п. 1, отличающаяся тем, что на выходе хвостовика со стороны его рабочей поверхности выполнен скос.

Похожие патенты SU1605034A1

название год авторы номер документа
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ЦЕНТРОБЕЖНОГО ВЕНТИЛЯТОРА 1992
  • Гончаров Ю.А.
  • Макаров В.Н.
RU2034176C1
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ЦЕНТРОБЕЖНОГО ВЕНТИЛЯТОРА 1993
  • Макаров В.Н.
  • Черевков Ю.А.
RU2061910C1
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ЦЕНТРОБЕЖНОГО ГРУНТОВОГО НАСОСА 1999
  • Кобелев Н.С.
  • Викторов Г.В.
RU2159360C2
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ВТОРОЙ СТУПЕНИ РОТОРА КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) 2015
  • Артюхов Александр Викторович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Коновалова Тамара Петровна
  • Узбеков Андрей Валерьевич
  • Шишкова Ольга Владимировна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2603383C1
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ТРЕТЬЕЙ СТУПЕНИ РОТОРА КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) 2015
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Скарякина Регина Юрьевна
  • Селиванов Николай Павлович
RU2603384C1
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО РОТОРА КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) 2015
  • Балабан Юрий Николаевич
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Манапов Ирик Усманович
  • Шишкова Ольга Владимировна
  • Кузнецов Игорь Сергеевич
RU2603379C1
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ЧЕТВЁРТОЙ СТУПЕНИ РОТОРА КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2015
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Коновалова Тамара Петровна
  • Скарякина Регина Юрьевна
  • Шишкова Ольга Владимировна
  • Кузнецов Игорь Сергеевич
RU2612282C1
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ ВЕНТИЛЯТОР 1993
  • Рубинов Владимир Юльевич
RU2061188C1
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО РОТОРА КОМПРЕССОРА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) 2015
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Куприк Виктор Викторович
  • Коновалова Тамара Петровна
  • Поляков Константин Сергеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Скарякина Регина Юрьевна
  • Узбеков Андрей Валерьевич
  • Селиванов Николай Павлович
RU2611497C1
СТУПЕНЬ ЦЕНТРОБЕЖНОГО КОМПРЕССОРА 2007
  • Безымянников Михаил Валерьевич
  • Литвиненко Эдуард Григорьевич
RU2334901C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 605 034 A1

Реферат патента 1990 года Лопатка колеса центробежного насоса

Изобретение относится предназначено для повышения КПД и надежности работы рабочих колес центробежных насосов за счет улучшения обтекаемости профиля лопаток. Лопатка содержит основной загнутый назад участок 1 крылового профиля и хвостовик 2, загнутый вперед. Хвостовик 2 выполнен непрерывно сужающимся, а его тыльная 4 и рабочая 3 стороны имеют обратную кривизну по отношению соответственно к тыльной 7 и рабочей 5 сторонам основного участка. Благодаря такой конструкции и плавному сопряжению тыльных 4 и 7 и рабочих 3 и 5 поверхностей обеспечивается высокий КПД. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения SU 1 605 034 A1

W 8

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1990 года SU1605034A1

Рабочее колесо центробежного вентилятора 1986
  • Ковалевская Виктория Ионовна
  • Пак Витольд Витольдович
  • Бабак Григорий Алексеевич
  • Ковалевская Маргарита Михайловна
  • Лелека Валентина Витальевна
SU1321934A1
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1

SU 1 605 034 A1

Авторы

Антонов Эдуард Иванович

Ковалевская Виктория Ионовна

Пак Витольд Витольдович

Даты

1990-11-07Публикация

1988-08-11Подача