Предлагаемый прибор предназначается для Езиерения уклона и записи профиля как рельсового, так и любого, другого пути в продольной и в поперечной направлениях, и основан на принципе иостика Витстона. Изкенения величины переиенных сопротивлений мостика Витстона обусловливаются положением маятника прибора, измепяющимся соотйетствепно уклону пути.
Устройство изображеппого на схематияескои чертеже прибора для измерения уклоца рельсового пути состоит в следующей. На колесах Ki и Кг помещена платформа, на которой монтированы четыре сопротивления, при чем два из них-EI и EZ представляют постоянные сопротивления и по величине равны друг другу, а два других-Eg и Е. представляют два участка одного и того же сопротивления, имеющего вид топкой проволоки, натянутой на расположепной под нею шкале L в виде дуги АВ окружности, при чем ее длина подбирается в зависимости от тех предельных уклонов, для измерения которых предназначается прибор.
Относительная величина сопротивлений -Rg и устанавливается контактом К, который укреплен па конце соедипенпого с Пим металлического ыаятпика М, подвешенного
в точке Р, изоляровапной от остальных частей тележки прибора. При помощи провода PC ось маятника присоедипена к одному зажиму записывающего указателя тока (гальванометра) G, .другой зажим которого при помощи провода Ьн присоединеп /к точке Н, т.-е. к проводу, соединяющему оба сопротивления EZ. Таким образом, указатель Сг через контакт, К и маятник М включен в одну диагональ Витстоновского четырехугольника сопротивлений. В другую диагональ четырехугольника включен при помощи проводов QB и NA аккумулятор пли батарея аккумуляторов или гальванических элементов Е.;
Сила тока, проходящего но записывающему указателю тока (г, зависит от положения контакта К аа реохордном сопротивлении. Если сонротивления EI и -Й2 равны между собой, то, как известио, тока в указателе тока (т не будет лишь в том случае, если сопротивление участка АО реохорда равно сопротивлению участка ОБ, т.-е. когда контакт К находится посредине реохорда. Такое положение контакта при правильной установке платформы и прибора соответствует горизонтальному профилю пути. Если же на пути имеется уклон и, напр.,
колесо KZ расположено выше колеса Ki, то дуговая шкала L сдвинется по отношению к маятнику, т.-е. контакт К изменит свое положение на реохорде (передвинется влево). При этом сопротивление Е станет меньше сопротивления R, в результате чего в пень запясывающего указателя тока G пойдет ток, тем больший, чем больше нарушилось равенство сопротивлений RZ и Е, т.-е. чем больше уклон пути. Таким образом, показания прибора будут пропорциональны уклону пути.
Если уклон пути имеет обратный знак, т.-е. Ko.ieco i платформы расположено выше колеса К-2, то контакт К .сдвинется по шкале L вправо, при чем сопротивление Лз будет больше сопротивления Е. Ток, идуш,ий в указатель тока G. будет в этом с.чучае иметь обратный знак, т.-е. указатель тдка будет отмечать не только величину уклона, но и его знак. Таким образом, при движении по нивеллируемому пути на ленте заяисывав)ш;его указателя тока G. будет автоматически регистрироваться профиль пути.
При правильно собранной платформе к при нулевом профиле пути контакт К должен находиться посредине реохорда АВ и в этом случае для отсутствия тока в указателе тока G необходимо равенство сопротив.тенвй EI и EZ. Для регулировки прибора и быстрого компенсирования возможных неправильностей (несовпадение контакта К с серединою реохорда АВ при горизонтальном профиле) предназначается передвижной контакт 7, при помош;и которого можно несколько увеличить или уменьшить величину сопротив.чения EZ и этим нутам даже при перавепстве длин АО и ОВ привести к пулю ток в указателе тока G.
Сила тока, проходяп1;его в указатель G, кроме соотношения сопротивлении EI, EZ, и 4, зависит также от напряжения батареи Е, вследствие чего напряжение это необходимо контролировать. Для этой цели в указателе тока G предусматриваются добавочные зажимы Ci и DI. Перед началом
нивеллировки, напряжение батареи Е включается при помощи этих зажимов на указатель тока G и наблюдается отклонение егр, стрелки, которая нри нормальном напряжении батареи должна стоять па контрольной метке, нанесепнож на шкале. Что касается положения нулевой точки указателя тока G, то оно не зависит от напряжения батареи. Последнее оказывает влияние только на величину отклонения стрелки указате.м тока G при данной отклонении маятника, почему и необходим контроль напряжения батареи.
Шкала L. на которой укрештен реохорд, имеет деления в градусах, при помощи которых можно в, том случае, если записи профиля не требуется, непосредственным отсчетом определить уклон местности; в этом слу,чае прибор превращается в обыкновенный маятниковый ватерпас.
Для того, чтобы ослабить в жаксима.11ьновозможной степени произвольные и нежелательные качания маятника как при переходе от одного профиля к другому, так и вследствие случайных сотрясений платформы ши самого прибора,-последний снабжен соответствующим приспособлением для успокоения таких качаний. Маятник Ж движется между двумя направляющими брусками X X, дозволяющими ему двигаться только в том направлении, в котором производится нивеллировка, и предотвращающими поперечные раскачивания его. Кроме того, на одной из этих направляющих брусков расположен э.тектромагнитный тормоз Z, представляющий, катушку с железным сердечником, питаемую от батареи Е. При движении йаятника мимо сердечника катушки в металлической массе его индуктируются токи Фуко, тормозящие движение и нарушающие периодичность качания маятника. В случае применения такого приспособления, тело маятника необходимо делать из немагнитного металла, во избежание искажения показаний прибора, вследствие взаимного притяжения магнитных массмаятника и сердечника.
Один и тот же прибор может применяться
для нивеллировки профиля как в продольном, так и в поперечном направлениях. С этой целью шкала L ж маятник Ж со всеми поддерживающими их частями устанавливаются поворотно вокруг вертикальной оси ОР. Соединения QB и NA при этом выполняются в виде гибких проводов достаточной длины.
Предмет патента.
1. Прибор для измерения уклона рельсового пути, состоян;ий из маятника, подвешенного в раме, установленной поворотно вокруг вертикальной оси на платформе и имеющей дуговую с градусннии делениями
шкалу, характеризующийся тем, что ио дуговой шкале L уложена металлическая тонкая проволока, представляющая переменные сопротивления Л и И, схемы мостика Витстона, постоянными сопротивлениями которого служат сопротивления RI и , и маятник Ж которого снабжен контактом К, соединенным с включенны.м в мостик записывающим указателем тока.
2. В охарактеризованном в п. 1 приборе применение, для успокоения качания маятника, выполненного на проводящего электрический ток материала: а) двух направляющих брусков X X и б) электромагнитного тормоза Z в виде катушки с железным сердечником.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Электрический термометр | 1925 |
|
SU2245A1 |
Устройство для измерения температур при помощи электрических термометров | 1926 |
|
SU5254A1 |
Датчик угла наклона | 1976 |
|
SU682761A1 |
Прибор для записи звуковых колебаний | 1926 |
|
SU4438A1 |
Устройство для измерения электрических величин | 1925 |
|
SU2968A1 |
Терморегулятор для электрических печей | 1929 |
|
SU15231A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УКАЗАНИЯ НА РАССТОЯНИИ ИЗМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН | 1933 |
|
SU40198A1 |
Устройство для регулирования глубины выемки грунта канавокопателем | 1956 |
|
SU106406A1 |
Хроматограф | 1959 |
|
SU130235A1 |
Устройство для указания на расстояние количества воды или иной жидкости в баке | 1929 |
|
SU15460A1 |
Ж
(
Авторы
Даты
1930-07-31—Публикация
1928-06-28—Подача