Изобретение относится к пожарной технике, а именно к стационарным тройствам для тушения пожаров водой, в частности, к гидрантам, установлен™ ным, например, в -колодцах.
Цель изобретения повьпиение на - дежности в эксплуатации пожарного гт дранта при низких температурах.
На фиг.1 показан подземный пожар ный гидрант московского типа, осна - щенный змеевиком, разрез; на фиг.2 металлический шланг с шаровы да шарниг рными соединениями его частей, раз рез.
Пожарный гидрант состоит из поло го стояка, имеющего верхннюю часть 1 и нижнюю часть 2, имеющие на концах фланцы соответственно 3 и 4, скрепленные между собой болтами и гайками
5и уплотнением между ними (не обоз начено).
Внутри стояка имеется шток, также состоящий из верхней 6 и нижней 7 частей, соединенных между собой, на пример, как показано. Верхняя часть
6штока закреплена в хсрестовине 8 с возможностью враще нйя в ней верхней части 6 штока и снятия верхней части
I.стояка. Внутри нижней части 2 стояка имеются также грушевидный клапан 9, посаженный на нижнюю часть 7 штока и закрывающий стояк снизу, обратный клапан 10 с выпускным патрубком
II.Нижняя часть 2 стояка имеет еще один фланец. 12 для установки гидранта на пожарную подставку 13, а верх- ляя часть 1 стояка имеет установочну головку 14 для закрепления на ней пожарной колонки (не показана) при во- доотборе. Сверху пожарный гидрант.оснащен откидной крышкой 15, Шпиндель (не обозначен), соединяющий верхнюю
6 и нижнюю 7 части штока, подвижно закреплен в нижней крестовине 16,
Внутри стояка (в его верхней 1 и нижней 2 частях) постоянно размещен змеевик 17, концы которого выведены сквозь отверстия в верхней части 1 стояка и закреплены пожарными гайками 18. Змеевик 17 и гайки 18 выполнены, например,-из меди или из стали (хотя допустимо в некоторых случаях выполнение пожарных гаек 18 из миния, т.е. использование стандартных пожарных гаек). Змеевик 17 выполнен из трубки, например, диаметром 15-20 мм (внутренний диаметр стояка 125 мм как и у прототипа).
5
0
5
0
5
0
5
0
5
Изготовление гидранта, как и прототипа, возможно в заводских условиях. При этом отличием в его изготовлении является оснащение змеевиком 17 и закрепление гайками 18 через дополнительные отверстия (не обозначены) в стенке стояка.
Змеевик 17 имеет также ветвь 19, входящую и выходящую через одно и то же отверстие крестовины 16 в полость нижней части 2 стояка. Ветвь 19 подключена к змеевику 17 параллельно (хотя возможно и последовательное подключение). Выполнена она из трубки диаметром на несколько миллимет- ров меньше трубки, из которой выполнен змеевик 17, Витки последнего раз мещены по вертикали вдоль верхней части 6 штока.
Монтируют пожарный гидрант при установке его на рабочее место следующим образом.
Сначала устанавливают на пожарной подставке 13 нижнюю часть 2 стояка с закрепленными в ней деталями. За тем соединяют между собой верхннюю 6 и нижнюю 7 части штока. После этого верхнюю часть 1 стояка вместе с закрепленными в ней змеевиком 17 и гайками 18, а также другими деталями, устанавливают на фланец 4, следя за тем, чтобы не повредить ветви 19 змеевика и чтобы конец верхней части 6 штока вышел в отверстие (не обозначено) крестовины 8, Фланцы соединяют друг с другом, как показано, т.е. монтаж предлагаемого гидранта не на много отличается от монтажа прототипа.
Возможна также установка полное-, тью собранного в заводских условиях гидранта на пожарную подставку 13 (как это часто осуществляют на практике) .
Пользуются гидрантом следующим образом.
Приехав на пожар и убедившись,что гидрант заморожен, подсоединяют к одной из гаек 18 металлический шланг 20 (фиг.2) состоящий из отдельных участков, соединенных между собой шаровыми шарнирами 21, и имеющий на концах пожарные гайки 22. Подсоединений осуществляют изогнутым участком шланга. Сам шланг выполнен из того же материала, что .и змеевик 17, при этом его противоположный конец (с
петлями 23) может быть дополнительно усилен.
Усиленный (прямой) конец металли ческого шланга при помощи такой же гайки подсоединяют к оснащенному ана логичной гайкой (не показана) выходу газоструйного вакуум-аппарата пожар™ ноге автомобиля (не показан). Затем переключают подачу выхлопных газов не на глущитель выхлопной трубы, а на подачу их в газоструйный в акуум- аппарат (действуя в соответствии с инструкцией),
Выхлопные газы автомобиля темпера- турой несколько сот градусов по ме таплическому шлангу 20 поступают в змеевик 17 и ветвь 19 и выходят на- ружу через его открытый конец, Прохо ждение горячих выхлопных газов ри змеевика 17 приводит к нагреву последнего и таянию льда внутри стоят ка. Это приводит, прежде всего, к от делению льда от подвижных и неподвиж ных деталей гидранта и восстановлен нию подвижности грушевидного клааапа 9 и штока 6, 7, Последнее обстоятель™ ство создает предпосылку водоподачи из водопроводной сети и отбору ее для нужд пожаротуш.ения, Реализацию этой предпосылки осуществляют уста™ новкой пожарной колонки (не показана на гидрант и вращением ее маховика, действуя при этом в соответствии с инструкцией,
В процессе последующего таяния льда (под действием продолжающего нагрева его змеевиком 17 пропускаемыми выхлопными газами) пропускная спо собность гидранта продолжает посте пенно восстанавливаться и достигает предела с завершением таяния льда,
После этого отсоединяют металлический шланг 20 от гайки вывода газоструйного вакуум-аппарата, соблюдая определенную осторожность, чтобы не ожечь руки. Для этого кратковременно переключают подачу выхлопных газов с газоструйного вакуум аппарата на глушитель автомобиля, отсоединяемый от автомобиля конец шланга 20 обливают холодной водой, поступившей из гидранта, и встановленным в петлю 23 ломом, монтировкой или прутом враща- ют отсоединяемый конец. Затем снова переключают подачу выхлопных газов на газоструйный ватсуум-аппарат.
По окончании пожаротушения метал лический шланг 20 охлаждают из
гидранта (если шланг 20 еще не остыл), складьшают его, вращая в шаровых шарнирах 21, что увеличивает компактность шланга 20, и укладывают его, закрепляя, например, на крыше пожарного автомобиля,
В нижней части 2 стояка может отсутствовать нижняя крестовина 16, Это позволяет упростить конструкцию змеевика 17, выполнив его без ветви 19 и увеличив число витков змеевика, расположить их почти по всей высоте штока. Одновременно уменьшается и заполнение просвета стояка трубкой змеевика (примерно с 6% до 3%),
Возможны и другие примеры осуществления изобретения, в частности, с упрощением конструкции за счет исключения витков у змеевика, т,е, выполнения его в форме U-образной трубки с заходом ветви 19 в нижнюю часть 2 стояка через одно из существующих отверстий в нижней крестовине 16 (как и в предыдущем примере),.
Некоторая ожогоопас1 ость металлического шлянга 20 может быть снижена его теплоизоляцией. Однако то, что им пользуются сравнительно кратковременно, в зоне его размещения отсутствуют посторонние люди, и степень его нагревгГ (особенно снижение его нагрева после оттаивания гидранта) может быть осуществлена регулировкой режима работы двигателя автомобиля известным путем, обливом холодной дои из гидранта И использованием для его .снятия петель 23 и монтировки (прута, лома) делает допустимым использование металлического шланга 20,
5
0
5
Формула изобретения
1,Пожарный гидрант, состоящий из полого стояка, в котором расположен механизм управления клапаном, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности в эксплуатации в условиях низких температур, он имеет теплообменник, установленный
в верхней части стояка гидранта, а стояк имеет средства для закрепления входного и выходного патрубков теплообменников на поверхности стояка,
2,Гидрант поп,1,о тличаю- щ и и с я тем, что входной патрубок теплообменника имеет шланг для подключения к выхлопной трубе пожарного ; автомобиля.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГИДРОВАКУУМНАЯ СМЕСИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ЖИДКИХ КОМПОНЕНТОВ | 1991 |
|
RU2015701C1 |
НЕЗАМЕРЗАЮЩЕЕ ВОДОЗАБОРНОЕ УСТРОЙСТВО | 1992 |
|
RU2031674C1 |
ПОЖАРНЫЙ КОЛОДЕЦ | 2018 |
|
RU2686823C1 |
Способ восстановления работоспособности замерзшего пожарного гидранта после консервации и устройство для его осуществления | 1988 |
|
SU1740014A1 |
СТЕНДЕР ДЛЯ ПРОВЕРКИ ПОЖАРНЫХ ГИДРАНТОВ | 2001 |
|
RU2196204C2 |
Пожарная колонка | 1987 |
|
SU1414394A1 |
ПОЖАРНЫЙ ГИДРАНТ | 2004 |
|
RU2259219C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТКАЧКИ СТВОЛОВ ПОЖАРНЫХ ГИДРАНТОВ | 2017 |
|
RU2637526C1 |
ПОДЗЕМНЫЙ ГИДРАНТ | 2010 |
|
RU2459045C2 |
Устройство для тушения пожара в зданиях | 1983 |
|
SU1210859A1 |
Изобретение относится к пожарной технике. Цель изобретения - повышение надежности при низких температурах. Гидрант состоит из полого стояка 1 и 2, размещенного внутри него механизма 6 и 7 управления клапаном 9, змеевика 17, 19. Для отогревания гидранта в змеевик 17, 19 подают выхлопные газы от газоструйного вакуум-аппарата пожарного автомобиля. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
22
a Фиг.г
Г
/J
Пожарный гидрант..ГОСТ , 1962. |
Авторы
Даты
1990-12-30—Публикация
1988-12-01—Подача