Судно Советский патент 1991 года по МПК B63H9/00 

Описание патента на изобретение SU1625779A1

Фиг 2

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования его наружного вооружения.

Цель изобретения - повышение эффективности эксплуатации судна путем повы- шения его ходовых качеств и расширения диапазона эксплуатации.

На фиг. 1 показано судно, вид сбоку; на фиг.2 - то же, вид сверху; на фиг.З - то же, при курсе фордевинд; на фиг.4 - то же, при курсе бакштаг; на фиг,5 - то же, при курсе бейдвинд; на фиг.б - то же, при курсе галвинд; на фиг.7 - то же, при курсе бакштаг и вертикальном положении парусов; на фиг.8 - блок- схема автоматической системы управления (АСУ) наружным вооружением.

Корпус 1 судна содержит парусное вооружение, имеющее паруса 2, например, в виде жестких разрядных крыльев с концевыми шайбами 3. Мачты имеют горизон- тальную 4 и вертикальную 5 оси вращения с фиксирующими приводами 6 и 7. Концевые шайбы 3 имеют дополнительные части или секции 8 с приводом 9 изменения площадей шайб 3. Судно имеет подводное буксируе- мое устройство 10 с кабель-буксиром и носовой парус 11с изменяемым углом атаки посредством автоматической системы управления. Судно содержит руль 12 с рулевой машиной 13.

В автоматическую систему управления входят: ЭВМ 14, автоматическая метеостанция 15, навигационный комплекс 16, датчики 17 нагрузок и привод 18 лебедок. В нее входят также приводы 6 и 7.

Судно эксплуатируется следующим образом.

На основании данных, поступающих в бортовую ЭВМ от автоматизированной ме- т останции 15, навигационного комплекса 16 и при опущенном буксируемом устройстве 10 отдатчиков 17 нагрузок, автоматическая система выдает управляющие команды на рулевую машину 13, поворачивающую руль 12 на необходимый угол, фиксирующие приводы 7, устанавливающие и фиксирующие парус под оптимальным углом атаки к набегающему потоку на фиксирующие приводы 6, устанавливающие мачты с парусами 2 под оптимальными углами к вертикали, обеспечивающими максимальные значения тяговых характеристик . Носовой парус 11, установленный при помощи АСУ и механизма установки угла атаки (не показан) под свой оптимальный угол, компенсирует аэро- динамический момент, возникающий при изменении курсового угла судна по отношению к ветру. Отсутствие аэродинамической тени вследствие наклонного расположения по- бортно установленных парусов 2 приводит

к значительному увеличению суммарных тяговых характеристик и обеспечивает одновременное их изменение. При этом даже случайное мгновенное изменение направления ветра приводит к появлению значительно меньших дополнительных разворачивающих судно моментов, обусловленных изменением тяговых характеристик парусов.

Буксируемое устройство 10 существенно влияет на внешние нагрузки и может быть использовано в качестве дополнительной системы управления судном.

Тяговые характеристики парусов 2 в значительной мере зависят от формы и площади концевых шайб 3. Их отсутствие, а также малая площадь снижают эффективность парусного вооружения, что особенно характерно для предлагаемого технического решения, а следовательно, и эффективность эксплуатации судна. Однако побортная установка парусов 2 налагает жесткие ограничения на форму и размеры концевых шайб 3. Установка дополнительных секций 8, имеющих возможность перемещения хотя бы относительно одной, повышает эффективность парусного вооружения.

При отклонении паруса 2 от вертикали на угол больше 30° происходит заметное снижение тяги, увеличение угла между продольными осями парусов 2 более 30° не приводит к увеличению суммарной тяги парусного движителя. Максимальная тяга парусного вооружения, например, при курсе бакштаг достигается при угле между парусами приблизительно 20°.

При движении на острых курсах, в штормовых условиях, штилевой погоде или стоянке в порту паруса 2 могут быть убраны или (в случае жесткого паруса 2) уложены на палубу (фиг,2).

При использовании многосекционного крыла-паруса 2 повышается эффективность эксплуатации судна, работает его экономичность, улучшаются ходовые качества (по предварительным расчетам судно водоизмещением 7000 т с парусным вооружением площадью 160 м2 имеет скорость 5-6 уз, что равносильно, в случае парусно-моторного варианта, снижению расхода топлива на 20-30%).

Формула изобретения 1. Судно, содержащее корпус с поборт- но расположенными с возможностью вращения относительно вертикальных осей мачтами с парусами и приводами вращения, электрически связанными с автоматической системой управления, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности

эксплуатации судна путем улучшения его ходовых качеств и расширения диапазона эксплуатации, мачты установлены шарнирно с возможностью их отклоне- ния от вертикали на угол до 30° и снаб-- жены приводом отклонения, электрически связанным с автоматической системой управления, а паруса снабжены концевыми шайбами.

2, Судно по п. 1,отличающееся тем. что оно снабжено кабель-буксиром для подводного буксируемого устройства и дат0

чиками нагрузки, электрически связанными с автоматической системой управления.

3.Судно по пп.1 и 2, о т л и ч а ю щ е е- с я тем, что каждая концевая шайба выполнена составной из двух частей с возможностью их взаимного перемещения посредством привода и изменения площади этой шайбы.

4.Судно по пп.1-3, отличающее- с я тем, что оно снабжено носовым парусом с изменяемым углом атаки посредством автоматической системы управления.

Похожие патенты SU1625779A1

название год авторы номер документа
ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ МАЧТОВОГО СУДНА 1992
  • Петров Сергей Львович
RU2050306C1
ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ ГУСАКОВА (ПВГ) 2012
  • Гусаков Павел Борисович
RU2501707C1
МОРСКОЙ ПАРОМ 2002
  • Буланова Юлия Викторовна
  • Киселёв Виктор Александрович
  • Мельников Алексей Андреевич
  • Меншагин Александр Олегович
  • Меншагин Владимир Олегович
RU2276645C2
ПАРУС 2021
  • Тишкевич Александр Викторович
RU2772291C1
ПАРУСНОЕ СУДНО 1997
  • Макаров Ю.В.
  • Кирильченко Л.Г.
RU2178756C2
Парусное вооружение 1991
  • Кудреватый Георгий Михайлович
  • Шайдоров Владимир Васильевич
  • Таупеко Юрий Георгиевич
  • Захаров Бронислав Николаевич
  • Юшин Виталий Иванович
SU1791277A1
ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ 1992
  • Шестиперов Виктор Александрович
RU2057682C1
ПАРУС -КРЫЛО 2012
  • Баранов Сергей Александрович
RU2520211C2
Парусное вооружение плавсредства 1990
  • Гегучадзе Арчил Чичикоевич
  • Джишкариани Гено Лукич
  • Цилосани Валтер Сергеевич
  • Сихарулидзе Гиви Александрович
SU1799813A1
Судовой волновой движитель 1990
  • Якимов Юрий Львович
  • Сенькин Юрий Федорович
  • Сенькин Андрей Юрьевич
  • Якимов Андрей Юрьевич
SU1794801A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 625 779 A1

Реферат патента 1991 года Судно

Изобретение относится к судостроению и касается конструирования его парусного вооружения. Цель изобретения - повышение эффективности эксплуатации судна путем улучшения его ходовых качеств и расширения диапазона эксплуатации. Судно содержит корпус 1 с поворотно расположенными с возможностью вращения относительно вертикальных осей мачтами и фиксирующими приводами 7 вращения, электрически связанными с автоматической системой управления (АСУ). Мачты установлены шарнирно с возможностью их отклонения от вертикали на угол до 30° и снабжены фиксирующим приводом 6 отклонения, электрически связанным с АСУ, причем паруса снабжены концевыми шайбами 3. Судно имеет кабель-буксир с подводным буксируемым устройством и датчики нагрузки, электрически связанные с АСУ. Каждая шайба 3 является составной из двух частей в виде секций с приводом 9 для изменения площади шайбы 3, Судно имеет носовой парус с изменяемым углом атаки посредством работы АСУ. 3 з.п. ф-лы, 8 ил. Ё

Формула изобретения SU 1 625 779 A1

-ХЫлЧ-ЧМ-Ч

Фиг.З Фиг. Фиг. 5 Фиг. 6 Фиг.7

Xi 3 ЛЬоГ

2гп

Фиг.1

Фиг 8

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1625779A1

Ветровой движитель 1981
  • Исачков Виктор Григорьевич
SU1039809A1
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета 1915
  • Настюков А.М.
SU63A1

SU 1 625 779 A1

Авторы

Пономарев Андрей Васильевич

Трещевский Вячеслав Никитич

Русецкий Алексей Александрович

Дмитроченко Михаил Дмитриевич

Юшин Виталий Иванович

Сало Ристо

Ринтала Тиммо

Тамми Пекка

Мордвинов Баррикадо Георгиевич

Житковский Юрий Юрьевич

Новиков Александр Александрович

Лебедев Виктор Леонидович

Шайдоров Владимир Васильевич

Захаров Бронислав Николаевич

Даты

1991-02-07Публикация

1988-07-31Подача