щения под углом, равным угла наклона мачты от вертикали и проделана во вращательной опоре 4, выполненной в геометрическом центре паруса 5 перпендикулярно хорд его продольного профилей. С верхнего конца мачты 2 в сторону изгиба ее верхней части, посредством с жестко связанным с ней и перпендикулярным к ней консолью 6 вынесен жестко закрепленный на его конце вертикальный стабилизатор 7. Парус 5 установлен во вращательной опоре 4 посредством упругой связи 8, что дает возможность ограниченного осевого перемещения относительно его. Один конец 9 паруса связан с палубой 10 посредством троса 11 (обкатывающего ролика 12, расположенные на другие концы паруса 5 и на палубе 10, принятые к ним посредством упругих связей 13. Между проекциями центра парусности (вращательной опоры 4 и центром поверхности бокового сопротивления 14 сохраняется постоянное расстояние I.
Парусное вооружение плавсредства работает следующим образом.
По курсу левентик, т.е. когда ветер дует спереди - со стороны носа, вертикальный стабилизатор 7 ориентируется в сторону кормы корпуса 1 плавсредства и посредством консоли б поворачивает мачту 2 таким образом, что его верхняя часть занимает вертикальное, парус 5 - горизонтальное положения. Тем самым парус 5 оказывает минимальное (незначительное) сопротивление к набегающему потоку воздуха, что отвечает требованиям, предъявляемым к парусным вооружениям при следовании по курсу левентик. По курсу фордевинд, т.е. при попутном ветре, вертикальный стабилизатор 7 ориентируется в сторону носа корпуса 1 плавсредства и посредством консоли 6 поворачивает мачту 2 таким образом, что угол наклона его верхней часди от вертикали равно удвоенному углу наклона самой мачты 2 от вертикали, а в результате этого хорда продольного профиля паруса 5 также получает угол наклона от горизонтали равный углу наклона верхней части мачты 2 и соответственно углу наклона оси вращательной опоры 4 от вертикали. Тем самым парус 5 оказывает максимальное сопротивление к набегающему потоку воздуха, что отвечает требованиям предъявляемым к парусным сооружениям при следовании по курсу фордевинд.
По курсу гальфаинд, т.е. когда ветер дует с боку по прямому углу относительно плоскости симметрии корпуса 1 плавсредства, вертикальный стабилизатор 7 ориентируется в сторону другого бока и посредством консоли б.поворачивает мачту 2 таким образом, что угол наклона его верхней части от вертикали проецируется в поперечной плоскости. В результате этого хорда продольного профиля паруса 5 получает угол
наклона от горизонтали, равный углу наклона мачты 2 от вертикали, а хорда поперечного профиля паруса 5 получает угол наклона от горизонтали равный arctg(sin а), где а- угол наклона верхней части мачты 2 от его
оси, равный углу наклона самой мачты 2 от вертикали. Тем самым парус 5 изменяет направление ветра в сторону кормы корпуса 1 плавсредства, что отвечает требованиям, предъявляемым к парусным вооружениям
при следовании по курсу гальфвинд.Ло курсу бейдевинд, который является промежуточ- ным положением между левентик и гальфвинд вертикальный стабилизатор 7 посредством консоли 6 ориентирует парус 5
таким образом, что углы наклона хорд его продольного и поперечного профилей относительно горизонтали будут меньше, чем при положении гольфвинд, что отвечает требованиям предъявляемым к положению беидевинд.
В положении бакштаг, которое является промежуточным положением между положений гальфвинд и форлевмнд, вертикальный стабилизатор 7 посредством консоли б
ориентирует парус 5 таким образом, что угол наклона хорды его продольного профиля относительно горизонтали будет больше, чем в положении гальфвинд и меньше, чем в положении фордевинд, а угол наклона хорды его поперечного профиля относительно горизонтали будет меньше, чем в положении гальфвинд, что отвечает требованиям предъявляемым к положению бакштаг. Как было указано, во всех положениях ориентэции паруса 5, кроме положения левентик, его поверхность составляет определенный угол относительно горизонтальной плоскости, в результате чего возникает подъемная сила, что отвечает требованиям, предъявляемым к движителям типа парус - воздушный змей. Упругая связь 8 смягчает удары паруса 5 на мачту 2, появляющиеся в результате колебаний силы набегающего потока воздф- ха; а также упругие связи 13 служат для
смягчения ударных воздействий паруса 5 через трос 11 и ролики 12 на палубу 10 корпуса 2 плавсредства.
В предлагаемом парусном сооружении плавсредства парус 5 не выполняет вращательное движение вместе с мачтой 2, поворачивающейся посредством стабилизатора 7 через консоли 6, а в результате воздействий с мачтой меняет углы наклона в продольной и поперечной плоскостях, причем не меняется расположение центра парусности, а тем самым расстояние между ними и центром поверхности бокового сопротивления.
Формула изобретения
1. Парусное вооружение плавсредства, содержащее установленную на его палубе и наклонную в сторону носа мачту с возможностью поворота ее вокруг своей оси со смонтированным шарнирно на ее верхней части жестким парусом аэродинамического профиля с расположенным над ним стабилизатором, отличающееся тем, что, с целью повышения устойчивости плавсредства по курсу, верхняя часть мачты отклонена от ее оси поворота на угол наклона этой оси от вертикали в сторону носа, причем
шарнир, связывающий жесткий парус с мачтой, соосен с этой частью мачты и расположен в центре его парусности, а ось этого шарнира жестко связана с верхней частью мачты и снабжена жесткой консолью, перпендикулярной этой оси шарнира, причем вышеупомянутый стабилизатор установлен на этой консоли и жестко соединен с ней.
2. Парусное вооружение по п. 1, о т л и - чающееся тем, что жесткий парус упруго связан с упомянутым шарниром с возможностью перемещения вдоль оси этого шарнира,
3. Парусное вооружение по пп. 1 и 2, о т- личающееся тем, что жесткий парус выполнен-с трособлочной системой, блоки которой упруго связаны с палубой плавсредства. . .
. ;,.. :-:: .:
. - . .
.:. .. ., :. :..л
.. Vx-.
;,,:., .,1,,
.;.,Ґ
- - . :- -,, :----.;-V:.: :
:..- ,-;.,--, ..
фиг7
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Судно | 1988 |
|
SU1625779A1 |
ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ МАЧТОВОГО СУДНА | 1992 |
|
RU2050306C1 |
ПАРУС | 2021 |
|
RU2772291C1 |
ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ ГУСАКОВА (ПВГ) | 2012 |
|
RU2501707C1 |
ЛОПАСТЬ-ПАРУС ВЕТРЯНОГО АГРЕГАТА (ВАЮ) | 1997 |
|
RU2131996C1 |
Тримаран | 1983 |
|
SU1164149A1 |
Парусное вооружение | 1986 |
|
SU1481143A1 |
Парусное вооружение судна | 1980 |
|
SU1232567A1 |
Парусное плавсредство | 1991 |
|
SU1785950A1 |
УНИВЕРСАЛЬНАЯ ПАРУСНАЯ СИСТЕМА И СПОСОБ ЕЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ | 1999 |
|
RU2148524C1 |
Авторы
Даты
1993-03-07—Публикация
1990-07-17—Подача