Устройство для контроля напряжения аккумуляторной батареи Советский патент 1991 года по МПК H01M10/48 

Описание патента на изобретение SU1642538A2

Изобретение относится к электротехнике и касается поэлементного контроля напряжения аккумуляторной батареи и является усовершенствованием устройства по авт.св. К° 1078505.

Целью изобретения является повышение точности контроля напряжения аккумуляторов и улучшение КПД устройства.

На чертеже представлена электрическая схема устройства.

Устройство содержит выходные клеммы 1, трансформатор 2, двухуровневый источник опорного напряжения (ИОН) 3, однофазный инвертор 4, диодный мост 5, пороговый датчик тока 6, усилитель 7, исполнительный орган (реле) 8,

датчик режима работы ч, двухпозицион- ный коммутатор 10, блоки диодов 11 и 12, блок тиристоров 13, Трансформатор 2 содержит первичную обмотку 14 и вторичные обмотки 15, число которых равно количеству аккумуляторов в батарее. Вторичные обмотки 15 имеют отвод от части витков, разделяющей их на две смежные (соединенные последовательно-согласно) обмотки 16 и 17. Исполнительными элементами датчика -режима работы 9 являются контакты коммутатора 10 и контакты переключателя 18. Вход датчика 9 соединен с шунтом 19 цепи АБ. Датчик режима работы 9 выполнен в виде компаратора 20 напряжения заданной пою

OI СО

лярности, подключенного через усилитель 21 к релейному элементу 22. Двухуровневый ИОН 3 выполнен в виде источника стабилизированного напряжения 23, выходом подключенного к регулируемому дискретно делителю напряжения на резисторах 24 и 25. Размыкающие контакты 26 исполнитель14 в это время протекает только ток перемагничивания сердечника трансфер-- матора 2, величина которого меньше порога срабатывания датчика тока 6. При уменьшении разрядного напряжения хотя бы на одном из аккумуляторов до уровня ЭДС обмоток 16 через соответствующей диод блока (11)

Похожие патенты SU1642538A2

название год авторы номер документа
Устройство для контроля напряжения аккумуляторной батареи 1982
  • Пугачев Вячеслав Владимирович
SU1078505A1
Устройство для контроля напряжения аккумуляторной батареи 1990
  • Пугачев Вячеслав Владимирович
SU1720110A2
Способ восстановления слабосульфатированной аккумуляторной батареи и система для его осуществления 1988
  • Изотов Владислав Николаевич
  • Мякушка Евгений Николаевич
  • Тимченко Владимир Константинович
  • Шемет Сергей Петрович
SU1727179A1
Устройство для контроля напряжения аккумуляторной батареи 1985
  • Пугачев Вячеслав Владимирович
SU1297135A1
Автоматическое зарядно-тренировочное устройство 1981
  • Кошев Вячеслав Петрович
SU974466A1
Устройство для заряда и разряда аккумуляторных батарей стабилизированным током 1974
  • Карпухин Григорий Парфенович
  • Богданов Валерий Терентьевич
  • Муханов Борис Николаевич
  • Дадыкин Валентин Николаевич
  • Солдатенков Вилин Андреевич
  • Простяков Виктор Николаевич
SU541226A1
Система электропитания 1990
  • Федоров Петр Федорович
SU1741227A1
Машина для контактной сварки 1990
  • Крепс Семен Исаакович
SU1756068A1
Автоматическое устройство для заряда и разряда аккумуляторной батареи 1977
  • Зорохович Александр Ефимович
  • Зилитинкевич Александр Яковлевич
  • Кадуба Юрий Николаевич
  • Скорик Виктор Кириллович
  • Эйгель Феликс Исаакович
SU658657A1
УСТРОЙСТВО ФОРСИРОВАННОГО ЗАРЯДА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ 1996
  • Звездов А.И.
  • Крылов Б.А.
  • Мартиросов Г.М.
  • Преснов В.В.
  • Сальников В.А.
  • Федик И.И.
  • Чернышев В.А.
RU2095911C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 642 538 A2

Реферат патента 1991 года Устройство для контроля напряжения аккумуляторной батареи

Изобретение относится к электротехнике, в частности к аппаратуре контроля параметров аккумуляторной батареи. Цель изобретения - повышение точности контроля напряжения аккумуляторов и улучшение КПД устройства. Устройство содержит трансформатор, двухуровневый источник опорного напряжения, пороговый датчик тока, исполнительный орган, датчик режима работы батареи, коммутатор блоки диодов и блок тиристоров. Элементами сравнения разрядного (зарядного) напряжения служат блоки диодов и блок тиристоров. Пороговый уровень напряжения задается инвертором и источником опорного напряжения. Достижение критического значения напряжения на аккумуляторах фиксируется по возрастанию тока в цепи питания инвертора и срабатыванию порогового датчика. Ча счет введения блока тиристоров, выполнения вторичной обмотки с отводом от части ВИТКОР и использования в качестве формирователя уровня опорного напряжения однофазного инвертора исключается подмагни- чивание сердечника трансформатора и достижение указанного положительного эффекта. 1 ил. « О

Формула изобретения SU 1 642 538 A2

ного органа 8 включены последователь- JQ начинает протекать ток. По первичной

15

25

30

но с цепью АН, Кнопка. 27 служит для возврата устройства в исходное положение после выключения зарядно-раз- рядного устройства.

Диагональ переменного тока выпрямительного моста 5 включена в цепь питания однофазного инвертора 4. Источником питания инвертора 4 является двухуровневый ИОН 3. Выходные клеммы I через размыкающие контакты ком- 20 мутйтора 10 и блок диодов 11 соединены с обмоткой 16. Блок тиристоров 13 связывает замыкающие контакты коммутатора 10 с анодами блока диодов 11. Управляющие входы тиристоров 13 подключены через блок диодов 12 к обмотке 17. В качестве исполнительного органа 8 может быть использован дистанционный переключатель.

Устройство работает следующим образом. При разряде аккумуляторов полярность сигнала с датчика тока компаратором 20 не воспринимается. Обмотка реле 22 обесточена. Размыкающие контакты коммутатора 10 и переключателя 18 находятся в замкнутом состоянии как показано на чертеже. Выходное напряжение ИОН 3 равно падению напряжения на резисторе 25, что соответствует минимально допустимому разрядному напряженияю АК (установка напряжения осуществляется при настройке).

Опорное напряжение ИОН 3 с частотой работы инвертора 4 подается на первичную обмотку 14 трансформатора 2. Во вторичных обмотках 16 индуцируется ЭДС, равная минимально допу- стимому разрядному напряжению одного аккумулятора при выборе значения коэффициента передачи по напряжению трансформатора 2, равному обратной величине числа включенных в батарею аккумуляторов.При нормальном протекании разряда АВ напряжение ее аккумуляторов превышает ЭДС на обмотках 16 и диоды 11 блока -смещены в обратном направлении. Ток в обмотках 16 не протекает. По первичной обмотке

35

40

45

50

55

обмотке 14 начинает протекать ток заряда, который в сумме с током перемагничивания превышает порог датчика 6. Датчик тока 6 срабатывает. Его выходной сигнал усиливается усилителем 7 и вызывает срабатывание реле 8. Контакты 26 размыкаются, и разряд АБ прекращается.

При заряде АВ датчик режима работы 9 срабатывает, вызывая переключение контактов реле 2, . Замыкающие контакты коммутатора 10 и переключателя 18 замыкаются. ИОН 3 вырабатывает уровень опорного напряжения, равный максимально допустимому зарядному напряжению АВ, путем подачи на выход ИОН 3 через замыкающие контакты переключателя 18 суммарного напряжения на резисторах 24 и 25.

В режиме заряда устройство работает аналогично. Отличие состоит в следующем. На вторичных обмотках 16 индуктируется ЭДС, равная максимально допустимому напряжению при заряде одного аккумулятора. Если полярность ЭДС обмотки 16 совпадает с направлением напряжения аккумуляторов, то тиристор 13 закрыт, так как ЭДС обмотки 17 не поступает на его управляющий вход, и напряжение аккумулятора в этот полупериод работы устройства не контролируется. Если ЭДС обмотки 16 направлено встречно напряжению аккумулятора, то ЭДС обмотки 1 7 приложена к управляющему входу (тиристора 13) в открывающем направлении. При нормальном протекании заряда батареи напряжение аккумуляторов не превышает ЭДС на обмотках 6, поэтому тиристоры 13 закрыты и ток в обмотках 16 не протекает.Если напряжение хотя бы на одном из аккумуляторов станет выше уровня ЭДС обмоток 16, то в соответствующий полупериод тиристор 13 будет открыт,а по обмотке 16 потечет постоянный ток. При этом напряжение на гбмотке 16 направлено встречно протекающему по ней току и имеет место рекуперация

5

0

0

5

0

5

0

5

обмотке 14 начинает протекать ток заряда, который в сумме с током перемагничивания превышает порог датчика 6. Датчик тока 6 срабатывает. Его выходной сигнал усиливается усилителем 7 и вызывает срабатывание реле 8. Контакты 26 размыкаются, и разряд АБ прекращается.

При заряде АВ датчик режима работы 9 срабатывает, вызывая переключение контактов реле 2, . Замыкающие контакты коммутатора 10 и переключателя 18 замыкаются. ИОН 3 вырабатывает уровень опорного напряжения, равный максимально допустимому зарядному напряжению АВ, путем подачи на выход ИОН 3 через замыкающие контакты переключателя 18 суммарного напряжения на резисторах 24 и 25.

В режиме заряда устройство работает аналогично. Отличие состоит в сле- дующем. На вторичных обмотках 16 индуктируется ЭДС, равная максимально допустимому напряжению при заряде одного аккумулятора. Если полярность ЭДС обмотки 16 совпадает с направлением напряжения аккумуляторов, то тиристор 13 закрыт, так как ЭДС обмотки 17 не поступает на его управляющий вход, и напряжение аккумулятора в этот полупериод работы устройства не контролируется. Если ЭДС обмотки 16 направлено встречно напряжению аккумулятора, то ЭДС обмотки 1 7 приложена к управляющему входу (тиристора 13) в открывающем направлении. При нормальном протекании заряда батареи напряжение аккумуляторов не превышает ЭДС на обмотках 6, поэтому тиристоры 13 закрыты и ток в обмотках 16 не протекает.Если напряжение хотя бы на одном из аккумуляторов станет выше уровня ЭДС обмоток 16, то в соответствующий полупериод тиристор 13 будет открыт,а по обмотке 16 потечет постоянный ток. При этом напряжение на гбмотке 16 направлено встречно протекающему по ней току и имеет место рекуперация

энергии в цепь первичной обмотки 14. Под действием ЭДС ток в первичной обмотке изменяет направление на противоположное, а его величина превышает порог срабатывания датчика тока 6, включенного в диагональ постоянного тока выпрямительного моста 5. Выходной, сигнал датчика 6 усиливается и вызывает срабатывание реле 8. Контакты 26 размыкаются, и дальнейший заряд батареи прекращается.

Контроль напряжения аккумуляторов при любых возможных значениях зарядного и разрядного токов обеспечива- ется путем выбора и регулировки величин резисторов, включенных в делитель напряжения ИОН 3. Выбор значения порога срабатывания датчика тока 6 производится при условии обеспече- ния его надежного срабатывания по достижении напряжения хотя бы на одном из аккумуляторов критического значения.

Таким образом,устройство обеспечивает поаккумуляторный контроль зарядного и разрядного напряжения АН. Благодаря отличительным признакам устройства исключается подмагни-

чивание сердечника трансформатора до момента достижения напряжения на аккумуляторе порогового значения, в ре .зультате чего повышается точность момента регистрации окончания заряда (разряда) и увеличивается КПД.

Формула изобретения

Устройство для контроля напряжения аккумуляторной батареи по авт.св V° 10785.05, отличающееся тем, что, с целью повышения точности контроля напряжения аккумуляторов и улучшения КПД, дополнительный блок диодов анодами подключен к одному из выводов вторичной обмотки трансформатора, а катодами соединен с управляющими входами введенного блока тиристоров, которые связывают замыкаюгще контакты двухпозиционного коммутатора с обгчей точкой анодов основного блока диодов и отвода от части витков вторичной обмотки трансформатора, причем формирователь импульсов напряжения заданного уровня выполнен в виде однофазного инвертора, подключенного к двухуровневому источнику опорного напряжения.

«si ,

f

(Ed in

7

«o

CM

JO

2MZ

I

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1642538A2

Устройство для контроля напряжения аккумуляторной батареи 1982
  • Пугачев Вячеслав Владимирович
SU1078505A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

SU 1 642 538 A2

Авторы

Пугачев Вячеслав Владимирович

Даты

1991-04-15Публикация

1989-04-04Подача