Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при производстве, эксплуатации и ремонте крупных электрических машин, в частности мощных турбогенераторов с непосредственным охлаждением обмотки.
Целью изобретения является повышение качества и уменьшение трудоемкости изготовления и ремонта.
На фиг. 1 показана тепловая диаграмма ротора электрической машины до компенсации вектора теплового дисбаланса; на фиг. 2 - то же, после компенсации вектора теплового дисбаланса; на фиг. 3 - ротор электрической машины с установленными в
пазах ротора дросселями, вид сверху; на фиг. 4 - разрез А-А на фиг. 3.
Ротор электрической машины представляет собой массивный сердечник, в пазах которого размещена обмотка возбуждения с непосредственным охлаждением с помощью хладагента, проходящего по системе каналов обмотки, объединенных в несколько ветвей. Обмотка удерживается в пазах с помощью клиньев, в которых выполнены радиальные отверстия с установленными в них калибрами.
Способ обнаружения и устранения теплового дисбаланса ротора реализуется следующим образом.
О
Ь
4
00
4
Измеряют расходы хладагента в отдельных ветвях обмотки возбуждения. Результаты замера сравнивают между собой и строят по результатам этих замеров вектор теплового дисбаланса.
Допустимые значения вектора теплового дисбаланса выбирают на основе вибрационных испытаний и опыта эксплуатации электрических машин, а также исходя из допустимых норм.
При превышении вектора теплового дисбаланса допустимой выличины необходимо устранить тепловой дисбаланс ротора. Это осуществляется путем компенсации вектора теплового дисбаланса, для чего создают вектор компенсации
Ак -Ат,
где А - вектор компенсации теплового дисбаланса;
Ат - вектор тепловогр дисбаланса.
Вектор компенсации Ак создают за счет выборочного дросселирования отдельных каналов ветвей обмотки возбуждения.
Выбор пазов, выходных отверстий и внутренних диаметров дросселей осуществляется по зависимости:
Ак Кн -аи 4-К|2 + ..., где li, z - номера выбранных каналов охлаждения;
Кц ,Ki2 номера калибров, соответствующие необходимым внутренним диаметрам дросселей;
alt ,3i2- единичные векторы, направленные от центра поперечного сечения ротора к геометрическим центрам пазов h и 12.
Технико-экономическая эффективность предлагаемой) способа состоит втом, что по сравнению с известными способами появляется возможность контролировать качество системы охлаждения с точки зрения теплового дисбаланса на этапе изготовления и ремонта, что снижает трудоемкость периодических ремонтов. Кроме того, допустимый уровень вибрации обеспечивается без трудоемких и дорогостоящих операций типа перемотки или переклиновки ротора. В результате сокращаются простои
электрических машин на электростанциях и соответственно недовыработка электроэнергии на основных агрегатах.
Предлагаемый способ обнаружения и компенсации теплового дисбаланса ротора
электрической машины может быть внедрен при серийном изготовлении и ремонте турбогенераторов с непосредственным охлаждением обмотки.
Формула изобретения
Способ обнаружения и устранения теплового дисбаланса ротора электрической машины, преимущественно турбогенератора, содержащего массивный сердечник и состоящую из отдельных ветвей обмотку
возбуждений с непосредственным охлаждением с помощью хладагента, проходящего по системе каналов обмотки, включающий измерение параметров хладагента в отдельных ветвях обмотки, сравнение этих параметров, построение по этим параметрам вектора теплового дисбаланса и его корректировку, отличающийся тем, что, с целью повышения качества и уменьшения трудоемкости изготовления и ремонта, упомянутый вектор теплового дисбаланса определяют по расходу хладагента, а корректировку вектора теплового дисбаланса производят путем дросселирования отдельных каналов ветвей обмотки возбуждения, исходя из допустимых норм вибрации.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ НЕБАЛАНСА РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1988 |
|
SU1840560A1 |
ТЕРМОЭМИССИОННЫЙ МАГНИТОПРОВОД СТАТОРА | 2014 |
|
RU2581606C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ПОСАДОЧНОГО НАТЯГА БАНДАЖНЫХ КОЛЕЦ НА БОЧКУ РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2003 |
|
RU2249899C1 |
РОТОР НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1990 |
|
RU2054781C1 |
Ротор криогенной электрической машины | 1979 |
|
SU873338A1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ СТАТОРА | 2004 |
|
RU2283525C2 |
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С КРИОГЕННЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 1987 |
|
SU1517692A1 |
Ротор турбогенератора | 1980 |
|
SU936244A1 |
Ротор электрической машины | 1977 |
|
SU748681A1 |
Ротор электрической машины | 1980 |
|
SU1277300A1 |
Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения - повышение качества и снижение трудоемкости изготовления и ремонта. Вектор теплового дисбаланса строится по результатам замеров расхода хладагента в отдельных ветвях обмотки возбуждения ротора. Допустимые значения вектора дисбаланса выбирают на основе вибрационных испытаний, опыта эксплуатации и допустимых норм. При превышении допустимой величины вектора теплового дисбаланса создается вектор компенсации за счет выборочного дросселирования отдельных каналов ветвей обмотки возбуждения. Указанный способ позвбляет контролирозать качество системы охлаждения с точки зрения теплового дисбаланса на этапе изготовления и ремонта, что снижает трудоемкость периодических ремонтов. 4 ил.
Щиг.1
Щиг.2
Pt/Z4
Редактор М. Бланар
Составитель А. Воинов Техред М.Моргентал
Корректор И. Муска
Авторское свидетельство СССР № 915175, кл, Н 02 К 15/16, 1979, Брановский М.А | |||
и др | |||
Устранение тепловой неуравновешенности роторов с форсированным охлаждением обмоток | |||
- Электрические станции, 1964, №9, с | |||
Способ сужения чугунных изделий | 1922 |
|
SU38A1 |
Авторы
Даты
1991-05-07—Публикация
1989-02-22—Подача