Способ обнаружения и устранения теплового дисбаланса ротора электрической машины Советский патент 1991 года по МПК H02K15/16 

Описание патента на изобретение SU1647784A1

Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при производстве, эксплуатации и ремонте крупных электрических машин, в частности мощных турбогенераторов с непосредственным охлаждением обмотки.

Целью изобретения является повышение качества и уменьшение трудоемкости изготовления и ремонта.

На фиг. 1 показана тепловая диаграмма ротора электрической машины до компенсации вектора теплового дисбаланса; на фиг. 2 - то же, после компенсации вектора теплового дисбаланса; на фиг. 3 - ротор электрической машины с установленными в

пазах ротора дросселями, вид сверху; на фиг. 4 - разрез А-А на фиг. 3.

Ротор электрической машины представляет собой массивный сердечник, в пазах которого размещена обмотка возбуждения с непосредственным охлаждением с помощью хладагента, проходящего по системе каналов обмотки, объединенных в несколько ветвей. Обмотка удерживается в пазах с помощью клиньев, в которых выполнены радиальные отверстия с установленными в них калибрами.

Способ обнаружения и устранения теплового дисбаланса ротора реализуется следующим образом.

О

Ь

4

00

4

Измеряют расходы хладагента в отдельных ветвях обмотки возбуждения. Результаты замера сравнивают между собой и строят по результатам этих замеров вектор теплового дисбаланса.

Допустимые значения вектора теплового дисбаланса выбирают на основе вибрационных испытаний и опыта эксплуатации электрических машин, а также исходя из допустимых норм.

При превышении вектора теплового дисбаланса допустимой выличины необходимо устранить тепловой дисбаланс ротора. Это осуществляется путем компенсации вектора теплового дисбаланса, для чего создают вектор компенсации

Ак -Ат,

где А - вектор компенсации теплового дисбаланса;

Ат - вектор тепловогр дисбаланса.

Вектор компенсации Ак создают за счет выборочного дросселирования отдельных каналов ветвей обмотки возбуждения.

Выбор пазов, выходных отверстий и внутренних диаметров дросселей осуществляется по зависимости:

Ак Кн -аи 4-К|2 + ..., где li, z - номера выбранных каналов охлаждения;

Кц ,Ki2 номера калибров, соответствующие необходимым внутренним диаметрам дросселей;

alt ,3i2- единичные векторы, направленные от центра поперечного сечения ротора к геометрическим центрам пазов h и 12.

Технико-экономическая эффективность предлагаемой) способа состоит втом, что по сравнению с известными способами появляется возможность контролировать качество системы охлаждения с точки зрения теплового дисбаланса на этапе изготовления и ремонта, что снижает трудоемкость периодических ремонтов. Кроме того, допустимый уровень вибрации обеспечивается без трудоемких и дорогостоящих операций типа перемотки или переклиновки ротора. В результате сокращаются простои

электрических машин на электростанциях и соответственно недовыработка электроэнергии на основных агрегатах.

Предлагаемый способ обнаружения и компенсации теплового дисбаланса ротора

электрической машины может быть внедрен при серийном изготовлении и ремонте турбогенераторов с непосредственным охлаждением обмотки.

Формула изобретения

Способ обнаружения и устранения теплового дисбаланса ротора электрической машины, преимущественно турбогенератора, содержащего массивный сердечник и состоящую из отдельных ветвей обмотку

возбуждений с непосредственным охлаждением с помощью хладагента, проходящего по системе каналов обмотки, включающий измерение параметров хладагента в отдельных ветвях обмотки, сравнение этих параметров, построение по этим параметрам вектора теплового дисбаланса и его корректировку, отличающийся тем, что, с целью повышения качества и уменьшения трудоемкости изготовления и ремонта, упомянутый вектор теплового дисбаланса определяют по расходу хладагента, а корректировку вектора теплового дисбаланса производят путем дросселирования отдельных каналов ветвей обмотки возбуждения, исходя из допустимых норм вибрации.

Похожие патенты SU1647784A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ НЕБАЛАНСА РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1988
  • Кади-Оглы Ибрагим Ахмедович
  • Перчанок Борис Хананович
  • Тимофеев Александр Владимирович
  • Терешонков Владимир Алексеевич
  • Меженный Юрий Яковлевич
  • Волошин Станислав Григорьевич
  • Бронштейн Григорий Самойлович
  • Черноносов Герман Александрович
  • Солнцев Владимир Яковлевич
SU1840560A1
ТЕРМОЭМИССИОННЫЙ МАГНИТОПРОВОД СТАТОРА 2014
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Хайруллин Ирек Ханифович
  • Вавилов Вячеслав Евгеньевич
  • Бекузин Владимир Игоревич
  • Якупов Айнур Махмутович
RU2581606C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ПОСАДОЧНОГО НАТЯГА БАНДАЖНЫХ КОЛЕЦ НА БОЧКУ РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2003
  • Аврух В.Ю.
RU2249899C1
РОТОР НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1990
  • Максимов Виталий Сергеевич
RU2054781C1
Ротор криогенной электрической машины 1979
  • Глебов Игорь Алексеевич
  • Данилевич Януш Брониславович
  • Иванов Сергей Александрович
  • Карымов Анатолий Анатольевич
  • Котлярова Галина Анатольевна
  • Сапожников Владимир Александрович
  • Шахтарин Валентин Николаевич
SU873338A1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ СТАТОРА 2004
  • Кравченко Александр Игнатьевич
  • Матвеев Лев Иванович
  • Федоренко Римма Ивановна
RU2283525C2
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С КРИОГЕННЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 1987
  • Барбашев Э.В.
  • Душков Н.С.
  • Коварский М.Е.
  • Матвейчук П.А.
  • Трусов Н.Б.
  • Цырлин А.Л.
SU1517692A1
Ротор турбогенератора 1980
  • Бригинец Анатолий Филиппович
  • Иванов Валерий Константинович
  • Масленников Константин Николаевич
  • Муравлев Владимир Александрович
  • Новосадов Александр Александрович
  • Чириков Валентин Федорович
SU936244A1
Ротор электрической машины 1977
  • Журавлев Геннадий Степанович
  • Обухов Виталий Арсентьевич
  • Суворкин Виталий Сергеевич
SU748681A1
Ротор электрической машины 1980
  • Гаврилов Роланд Владимирович
  • Гладкий Владимир Васильевич
  • Домбровский Вячеслав Вячеславович
  • Житомирский Иосиф Самуилович
  • Коротов Юрий Павлович
  • Тюрин Юрий Григорьевич
  • Филиппов Иосиф Филиппович
  • Хуторецкий Гарри Михайлович
  • Янов Анатолий Евгеньевич
SU1277300A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 647 784 A1

Реферат патента 1991 года Способ обнаружения и устранения теплового дисбаланса ротора электрической машины

Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения - повышение качества и снижение трудоемкости изготовления и ремонта. Вектор теплового дисбаланса строится по результатам замеров расхода хладагента в отдельных ветвях обмотки возбуждения ротора. Допустимые значения вектора дисбаланса выбирают на основе вибрационных испытаний, опыта эксплуатации и допустимых норм. При превышении допустимой величины вектора теплового дисбаланса создается вектор компенсации за счет выборочного дросселирования отдельных каналов ветвей обмотки возбуждения. Указанный способ позвбляет контролирозать качество системы охлаждения с точки зрения теплового дисбаланса на этапе изготовления и ремонта, что снижает трудоемкость периодических ремонтов. 4 ил.

Формула изобретения SU 1 647 784 A1

Щиг.1

Щиг.2

Pt/Z4

Редактор М. Бланар

Составитель А. Воинов Техред М.Моргентал

Корректор И. Муска

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1647784A1

Авторское свидетельство СССР № 915175, кл, Н 02 К 15/16, 1979, Брановский М.А
и др
Устранение тепловой неуравновешенности роторов с форсированным охлаждением обмоток
- Электрические станции, 1964, №9, с
Способ сужения чугунных изделий 1922
  • Парфенов Н.Н.
SU38A1

SU 1 647 784 A1

Авторы

Кацман Виталий Григорьевич

Кузьмин Виктор Владимирович

Лившиц Александр Лазаревич

Корецкий Александр Изявич

Даты

1991-05-07Публикация

1989-02-22Подача