1
(21)4707803/11 (22) 20 06 89 (46)070691 Бюл №21
(71)Курганский машиностроительный институт
(72)В И Некрасов (53)629 113585 1(0888)
(56)Гришкевич АИ и др Автомобили - Минск Вышейшая школа 1985, с 75, рис 3 2г
(54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
(57)Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств Целью изобретения является упрощение конструкции Изобретение позволяет уменьшить стоимость и металлоемкость а также повысить КПД коробки передач (КП) за счет уменьшения количества шестерен внешнего зацепления В корпусе 1 двухвальной коробки передач расположены первичный 2 и вторичный 3 валы На первичном валу свободно установлены шестерня 4 и блок шестерен 5, 6 между отдельной шестерней и блоком на валу жестко закреплена ступица 12 с подвижной трехпозиционной муфтой 14 переключения передач На вторичном валу расположены аналогичные элементы 8 9 10,13,15 Блоки шестерен взаимозацеплены одной парой шестерен 5 и 9, вторые шестерни блоков зацеплены с отдельными шестернями б и 8, 10 и 4 Два задних ходя обеспечиваются шестернями 17, 18 15 ил
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Коробка передач транспортного средства | 1989 |
|
SU1654040A1 |
Коробка передач траспортного средства | 1989 |
|
SU1654039A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2008230C1 |
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ СООСНАЯ ВАЛЬНО-ДВУХПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2005 |
|
RU2295457C1 |
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ НЕСООСНАЯ ВАЛЬНОДВУХПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2005 |
|
RU2304054C1 |
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2004 |
|
RU2261184C1 |
ЧЕТЫРЕХСТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ КОЛЕСА | 2015 |
|
RU2599138C1 |
Соосная шестнадцатиступенчатая реверсивная раздаточная коробка с двумя сцеплениями | 2023 |
|
RU2799871C1 |
ШЕСТНАДЦАТИСТУПЕНЧАТАЯ НЕСООСНАЯ ВАЛЬНОПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2006 |
|
RU2323105C1 |
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2004 |
|
RU2268164C1 |
СО
С
сх
СП
о
OJ 00
Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств.
Целью изобретения является упрощение конструкции.
На фиг.1 изображена схема коробки передач в нейтральном положении; на фиг.2 - расположение направляющих в нейтральном положении; на фиг.З - Схема перемещения рычага при переключении передач; на фиг.4 - схема передач крутящего момента при движении на I передаче; на фиг.5 - расположение направляющих при движении на I передаче; на фиг.6 и 7 - то же, движение на II передаче; на фиг. 8 и 9 - то же, движение на III передаче; на фиг. 10 и 11 - то же, движение на IV передаче; на фиг. 12 и 13 - то же, движение на I передаче заднего хода; на фиг.14 и 15 - то же, движение на II передаче заднего хода.
В корпусе коробки передач 1 (фиг. 1)на опорах установлены первичный 2 и вторичный 3 валы. На первичном валу 2 свободно установлены отдельная шестерня 4, блок шестерен 5 и 6 переднего хода, образующих трубчатый вал 7, аналогичные элементы: шестерня 8, блок из шестерен 9 и 10 с трубчатым валом 11 установлены на вторичном валу 3. На каждом валу жестко установлены ступицы 12 и 13 муфт 14 и 15 переключения. На отдельной оси 16 установлена промежуточная шестерня 17 заднего хода. На трубчатом валу 7 и муфте 15 переключения жестко установлены шестерни 18 и 19 заднего хода.
Механизм переключения (фиг.2) состоит из рычага 20 перреключения с опорой. Наконечник рычага 20 располагается в пазах головок-направляющих 21-23, закрепленных на ползунах 24-26. На этих ползунах установлены вилки переключения передач: на ползуне 24 вилка муфты 15 переключения с шестерней 19, на ползуне 25 - вилка муфты 14 переключения и на ползуне 26 - вилка дополнительной шестерни 17 заднего хода. В головках-направляющих 21 и 23 установлены пружинные предохранители 27 и 28. На каждом ползуне имеется фиксатор.
Коробка передач с механизмом переключения работает следующим образом.
Нейтральное положение. Предохранители 27 и 28 (фиг.2) удерживают рычаг 20 в пазу головки 22 ползуна 25. Муфты 14 и 15 переключения передач удерживаются фиксаторами в нейтральном положении, а шестерня 17 - в выключенном (фиг.1).
На современных автомобилях, как правило, движение начинают с второй передачи первая передача используется только в тяжелых дорожных условиях. Из
нейтрального положения сразу включается вторая передача.
IIпередача. Наконечник рычага 20 (фиг.7) располагают в пазах направляющих
21 и 22, перемещают в правое положение (II) обе направляющие, ползуны 24 и 25, вилки и муфты 14 и 15 переключения. При этом муфта 14 соединяет ступицу 12 первичного вала 2 с шестерней 5, а муфта 15 - ступицу
13 вторичного вала 3 с шестерней 8.
Крутящий момент передается (фиг.6) от
первичного вала 2 на ступицу 12, муфту 14,
шестерню 5, трубчатый вал 7, через шестерни 6 и 8 - муфту 15, ступицу 13 и вторичный
вал 3.
IIIпередача. Перемещают оба ползуна 21 и 22 (фиг.9) из правого положения в левое (Л). При этом муфта 14 выходит из зацепления с шестерней 5 и соединяется с шестерней 4. а муфта 15 передвигается от шестерни 8 к шестерне 9.
Крутящий момент передается (фиг.З) от первичного вала 2 через ступицу 12, муфту 14, шестерни 4 и 10, трубчатый вал 11, шес- тернюЭ, муфту 15 наступицу 13 и вторичный вал 3. IV передача. Наконечник рычага 20 (фиг. 11) выводят из паза направляющей 21, оставляют его в пазу направляющей 22, пе- ремещают направляющую, ползун 25 и муфту 14 из левого положения в правое.
Крутящий момент передается (фиг. 10) от первичного вала 2 через ступицу 12, муфту 14, шестерни 5 и 9, муфту 15, на ступицу 13 и вторичный вал 3.
I передача включается после II передачи.
Наконечник рычага 20 (фиг.5) располагают в пазу направляющей 22. перемещают из правого положения в левое.
Крутящий момент передается (фиг.4) от первичного вала 2 на ступицу 12, муфту 14, через шестерни 4 и 10 на трубчатый вял 11 шестерни 9 и 5 на трубчатый вал 7. шестерни 6 и 8, муфту 15 на ступицу 13 и вторичный вал 3. I задний ход.
Из нейтрального положения (фиг 13) переводят наконечник рычага 20 в пазы направляющих 22 и 23, перемещают их в левое положение, через ползуны 25 и 26 и вилки перемешают муфту 14 на шестерню 4. я дополнительную шестерню 17 заднего хода вводят в зацепление с шестернями 18 и 19
Крутящий момент передается (фиг 12)
до трубчатого вала 7 как при I передаче переднего хода, далее через шестерни 18. 17 и 19 на муфту 15. находящуюся в нейтральном положении, на ступицу 13 и вторичный вал 3.
II задний ход.
Располагают наконечник рычага 20 только в пазу направляющей 22 (фиг.15), перемещают ее вместе с ползуном 25, вилкой и направляющей с левого положения в правое.
Крутящий момент передается (фиг. 14) до трубчатого вала 7 как при II передаче переднего хода, далее как при I передаче заднего хода.
Формула изобретения
Коробка передач транспортного средства, содержащая первичный вал с муфтой, расположенной между установленными на валу шестернями, две из которых имеют возможность соединения с валом посредством упомянутой муфты вторичного вала, содержащего муфту, расположенную между
26
25Фиг.У
П передача
0
5
0
установленными на валу шестернями, две из которых имеют возможность соединения с валом и зацеплены с шестернями первичного вала, при этом коробка передач содержит ось. на которой установлена шестерня, вводимая в зацепление с шестернями первичного и вторичного валов, и привод управления, отличающаяся тем, что. с целью упрощения конструкции, одна из двух соединяемых с первичным валом шестерен непосредственно зацеплена с одной из двух соединяемых с вторичным валом шестерен, причем первая из них выполнена в виде блока с шестерней первичного вала, находящейся в зацеплении с второй соединяемой с вторичным валом при помощи муфты шестерней, а вторая выполнена в блоке с шестерней вторичного вала, находящейся в зацеплении с второй соединяемой с первичным валом при помощи муфты шестерней.
Е5)
5
1C
Риг.З
1654038 Ш передача
p-vl
|5тт
1
Jrr
Фиг.8
Т -i-OJ
j;4В передача. Т
i
JKI/
Й/г. 10
Т
AТ
7 y I
itjffi
(t/z./2
О задний код
UrL
Г
Фиг W
26
Вык
i i j
J 25
ч
Т
У
Pui.3
Вык
Z5
D
1
Т
2
/I /7 #/z. tf
/ задний код
xТ
Вк.
Г 2в
25 -J
И
2«
Л н Фи-i 13
К
-ЕРч25
V
Л/У/7
г 15
т
Авторы
Даты
1991-06-07—Публикация
1989-06-20—Подача