о ел о
СА
ю
Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств.
Целью изобретения является расширение функциональных возможностей транспортного средства.
На фиг.1 изображена схема двухваль- ной восьмиступенчатой КП в нейтральном положении; на фиг.2 - положение направляющих рычага переключения передач в нейтральном положении; на фиг.З - таблица с положением направляющих при различных передачах; на фиг.4 - схема перемещения рычага при переключении передач; на фиг.5 и 6 - схема передачи крутящего момента при движении вперед и положение направляющих, ползунов и наконечника рычага переключения передач, соответствующее движению на I передаче; на фиг.7 и 8 - то же, движение на II передаче; на фиг. 9 и 10 - то же, движение на III передаче; на фиг. 11 и 12 - то же, движение на IV передаче; на фиг. 13 и 14 - то же, движение на V передаче; на фиг. 15 и 16 - то же, движение на VI передаче; на фиг. 17 и 18 - то же, движение на VII передаче; на фиг. 19 и 20 - то же. движение на VIII передаче; на фиг.21 и 22 - то же, 1 передача заднего хода; на фиг. 23 и 24 - то же, II передача заднего хода; на фиг. 25 и 26 - то же, III передача заднего хода; на фиг. 27 и 28 - то же, IV передача заднего хода.
В корпусе коробки 1 передач (фиг.1) на опорах установлены первичный 2 и вторичный 3 валы. На первичном валу 2 свободно установлены отдельные шестерни 4 и 5, шестерни 6 и 7 образуют блок с трубчатым валом 8. На вторичном валу 3 аналогично расположены отдельные шестерни 9 и 10, блок шестерен 11 и 12 с трубчатым валом 13. На первичном валу 2 между шестернями 4 и 5 закреплена ступица 14 с подвижной муфтой 15 переключения Аналогично на вторичном валу 3 закреплена ступица 16 с подвижной относительно нее муфтой 17 переключения. Между каждым блоком шестерен (6 и 7, 11 и 12) и отдельной шестерней (5 и 10) установлены взаимосвязанные муфты 18 и 19 включения противоположного действия. На отдельной оси 20 расположена дополнительная шестерня 21 заднего хода, ведущая шестерня 22 заднего хода закреплена на трубчатом валу 8, а ведомая шестерня 23 - на муфте 17 переключения.
Механизм переключения передач (фиг.2) размещен в корпусе коробки 1 передач, он состоит из направляющих 24-26, расположенных на ползунах 27-29. Направляющая 24 ползуном 27 вилкой переключения зацеплена с дополнительной
шестерней 21 заднего хода. Направляющая 25 ползуном 28 вилкой переключения зацеплена с муфтой 15 переключения. Направляющая 26 ползуном 29 вилкой
переключения зацеплена с муфтой 17 переключения. Ползун 30 зацеплен вилками с муфтами 18 и 19, он имеет привод от педали сцепления. Наконечник рычага 31 переключения расположен в пазу направляющей 25,
0 предохранители 32 и 33 расположены в пазах направляющих 24 и 26.
Коробка передач с механизмом переключения работает следующим образом. Нейтральное положение.
5 Предохранители 32 и 33 (фиг.2) удерживают рычаг 31 переключения передач в нейтральном положении - в пазу направляющей 25 ползуна 28. Муфты 15 и 17 переключения (фиг.1) с вилками, ползунами 28 и
0 29 удерживаются в нейтральном положении. Дополнительная шестерня 21 заднего хода с вилкой и ползуном 27 удерживаются в выключенном положении. Муфты 18 и 19 вилками и ползуном 30 фиксируются в
5 одном из крайних положений. На фиг.1 показано промежуточное (выключенное) положение обеих муфт.
Ползун 30 передвигается от педали сцепления при каждом переключении, ос0 тальные ползуны переключаются рычагом 31: ползун 28 - через два переключения, ползун 29 - через четыре переключения (как переключатель поддиапазонов: медленного, быстрого и заднего), ползун 27 - только
5 при заднем ходе (фиг.2). I передача.
Наконечник рычага 31 (фиг.6) усилием руки води.еля, преодолевая сопротивление пружины предохранителя 33, смещается в
0 паз направляющей 26. Поперечное перемещение ограничивается предохранителем, наконечник 31 рычага размещается в пазах двух направляющих 25 и 26. В этом положении рычаг сдвигаем в продольном, относи5 тельно оси КП, направлении, перемещают в правое положение оба ползуна, затем рычаг перемещают в паз только направляющей 25. Сдвигают направляющую 25 вместе с ползуном 28 вилкой и муфтой 15 переключе0 ния в левое положение (Л). Включенное положение закрепляется фиксаторами. Муфта 17 соединяет ступицу 16 с шестерней 9, а муфта 15-ступицу 14с шестерней 4. Ползун 30 находится в левом положении (Л), шес5 терня 10 муфтой 18 соединяется с шестерней 11, а муфта 19 разобщает шестерн ю 5 от шестерни 6.
Крутящий момент передается (фиг.5) от первичного вала 2 на ступицу 14. через муфту 15 на шестерни 4 и 12, трубчатый вал 13,
муфту 18, шестерни 10 и б, трубчатый вал 8, шестерни 7 и 9, муфту 17 на ступицу 16 вторичный вал 3.
IIпередача. Педалью сцепления (фиг. 8) переводят ползуном 30 муфты 18 и 19 из левого положения в правое (П), при этом разобщаются шестерни 10 и 11, но соединяются шестерни 5 и б.
Крутящий момент передается (фиг.7) от первичного вала 2 до трубчатого вала 13 как и ранее, затем через шестерни 11 и 5, муфту 19 на трубчатый вал 8 и далее на I передаче.
IIIпередача. Передвигают ползун 28 (фиг. 10) из левого положения в правое, при этом муфта 15 соединяет ступицу 14 с шее- терней 5. Ползун 30 переключает муфту 18
и 19.
Крутящий момент (фиг.9) передается от первичного вала 2 на ступицу 14, через муфту 15 на шестерни 5 и 11, муфту 18, далее как при I передаче.
IVпередача.
Переводят муфты 18 и 19 из левого положения в правое (фиг. 12).
Крутящий момент передается (фиг, 11) до шестерни 5 как при III передаче, затем муфту 19 на шестерню б и далее как при предыдущих передачах.
Vпередача. Переводят наконечник рычага 31 (фиг. 14) в пазы двух направляющих 25 и 26, сдвигают их в левое положение. Переместив муфту 17 из правого положения
в левое, включают другой поддиапазон - ускоренный (быстрый). Муфта 17 соединяет ступицу 16 с шестерней 10, а муфта 15 сту- пицу 14 с шестерней 4. Как и при любом переключении ползун 30 изменяет положение муфт 18 и 19.
Крутящий момент передается (фиг. 13) до шестерни 10 как при I передаче, далее через муфту 17 на ступицу 16 и вторичный вал 3.
VIпередача. Перемещают муфту 18 и 19 ползуном 20 (фиг. 16) в правое положение. Крутящий момент передается до шестерни б как при II передаче, далее на шестерню 10
и муфту 17 как при V передаче.
VI передача.
Перемещают рычагом (фиг. 18) полэуи 28 из левого положения в правое, а ползун 30 педалью сцепления - из правого положения в левое.
Крутящий момент передается до шестерни 10 как при III передаче, далее как при предыдущей.
VIII передача.
Переводят муфты 18 и 19 ползуном 30 из левого положения в правое (фиг.20).
Крутящий момент передается до шестерни 6 как при IV передаче, далее на шестерню 10 и как при V-VII передачах.
I задний ход.
Из нейтрального положения смещают наконечник рычага 31 в паз направляющих 24 и 25 (фиг.22). Перемещают оба ползуна 27 и 28 в левое положение. При этом муфта 17 остается в нейтральном положении (Н), дополнительная шестерня 21 заднего хода входит в зацепление с шестернями 22 и 23.
Крутящий момент (фиг.21) передается до трубчатого вала 8 как при I передаче переднего хода, далее через шестерни 22, 21 и 23 заднего хода, затем через муфту 17 опять, как и при I передаче.
II, III. IV передачи заднего хода также аналогичны своим передачам переднего хода, только между первичным и вторичным валом вместо шестерен 7 и 9 работают шестерни 22. 21 и 23,
Формула изобретения
Коробка передач транспортного средства, содержащая первичный вал с муфтой и расположенными по обе стороны от нее шестернями, две из которых связаны с валом посредством упомянутой муфты и введены в зацепление с шестернями вторичного вала, также снабженного муфтой и расположенными по обе стороны от нее шестернями, причем две из них имеют возможность связи с валом при помощи упомянутой муфты и зацеплены с шестернями первичного вала, при этом коробка снабжена установленной на оси подвижной в осевом направлении шестерней заднего хода, вводимой в одном из положений в зацепление с шестернями первичного и вторичного валов и системой управления, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, шестерни первичного и вторичного валов, не связанные непосредственно с упомянутыми муфтами, объединены блоки и установлены на валах с возможностью вращения, а каждый из валов снабжен дополнительной муфтой для соединения одной из шестерен, соединяемых с валом при помощи муфты, с блоками, причем обе дополнительные муфты связаны между собой и имеют привод от педали сцепления.
ПриВод от педали сцепления
Фиг.З
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Коробка передач транспортного средства | 1989 |
|
SU1654040A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1989 |
|
SU1654038A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2008230C1 |
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2004 |
|
RU2261184C1 |
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2004 |
|
RU2268164C1 |
ВОСЬМИСТУПЕНЧАТАЯ НЕСООСНАЯ ВАЛЬНОПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2006 |
|
RU2323103C1 |
ШЕСТНАДЦАТИСТУПЕНЧАТАЯ НЕСООСНАЯ ВАЛЬНОПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2006 |
|
RU2323105C1 |
ВОСЬМИСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ СО СДВОЕННЫМ СЦЕПЛЕНИЕМ | 2008 |
|
RU2383800C1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА | 1999 |
|
RU2183565C2 |
Соосная шестнадцатиступенчатая реверсивная раздаточная коробка с двумя сцеплениями | 2023 |
|
RU2799871C1 |
Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей транспортного средства. В корпусе 1 двухвальной КП расположены первичный 2 и вторичный 3 валы. На первичном валу свободно установлены шестерни 4 и 5, а также блок шестерен 6 и 7. Между отдельными шестернями на валу жестко закреплена ступица 14с подвижной трехпози- ционной муфтой 15 переключения передач. Между блоком шестерен и отдельной шестерней 5 установлена двухпозиционная муфта 19 переключения. Аналогичные элементы расположены на вторичном валу. Блоки шестерен взаимозацеплены с отдельными шестернями другого вала. Четыре задних хода обеспечивают шестернями 21 -23. КП четырехходовая. Двусторонние муфты 18 и 19 переключения противоположного действия перемещаются ползуном одновременно с приводом от педали сцепления. 28 ил. (Л С
1
Фиг. 5
Ппередат п
Л -г - Т
.
ti
Фиг.7
Риг.6
/7
28
27
Вык
j -с:
я/
/7
- /П
Я/ Йиг.
Ш передача
т Л7Л Т п I
27 А
f
1
ЧI -ЕЕi. гРЗ
%Л:Р:
ТТ Т - / 1Q
.5
Фиг
Ш передача
П Я
.Т
т Ц Т.Т J L
I
/1И
Фиг. 11 F переда ч а
j
i
м
rb
J0/
Ш. передача
А
Й/2./5
27 А
ЕЕгРЗ
/7
/7
В
Фиг.Ю
Р7
г
/9Л/АI
Ь:
rb /
JZ /7-М
%г. /2
ЙУ2./41
Г7 /
//т
25 -fh
/
j 29 -Ь- /М-Д
Л7
г./
СП
n
о т 1Л to
Риг. 27
Гришкевич А.И | |||
и др | |||
Автомобили | |||
- Минск: Вышейшая школа, 1985, с | |||
Фальцовая черепица | 0 |
|
SU75A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Авторы
Даты
1991-06-07—Публикация
1989-06-20—Подача