Коробка передач траспортного средства Советский патент 1991 года по МПК B60K17/08 

Описание патента на изобретение SU1654039A1

о ел о

СА

ю

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств.

Целью изобретения является расширение функциональных возможностей транспортного средства.

На фиг.1 изображена схема двухваль- ной восьмиступенчатой КП в нейтральном положении; на фиг.2 - положение направляющих рычага переключения передач в нейтральном положении; на фиг.З - таблица с положением направляющих при различных передачах; на фиг.4 - схема перемещения рычага при переключении передач; на фиг.5 и 6 - схема передачи крутящего момента при движении вперед и положение направляющих, ползунов и наконечника рычага переключения передач, соответствующее движению на I передаче; на фиг.7 и 8 - то же, движение на II передаче; на фиг. 9 и 10 - то же, движение на III передаче; на фиг. 11 и 12 - то же, движение на IV передаче; на фиг. 13 и 14 - то же, движение на V передаче; на фиг. 15 и 16 - то же, движение на VI передаче; на фиг. 17 и 18 - то же, движение на VII передаче; на фиг. 19 и 20 - то же. движение на VIII передаче; на фиг.21 и 22 - то же, 1 передача заднего хода; на фиг. 23 и 24 - то же, II передача заднего хода; на фиг. 25 и 26 - то же, III передача заднего хода; на фиг. 27 и 28 - то же, IV передача заднего хода.

В корпусе коробки 1 передач (фиг.1) на опорах установлены первичный 2 и вторичный 3 валы. На первичном валу 2 свободно установлены отдельные шестерни 4 и 5, шестерни 6 и 7 образуют блок с трубчатым валом 8. На вторичном валу 3 аналогично расположены отдельные шестерни 9 и 10, блок шестерен 11 и 12 с трубчатым валом 13. На первичном валу 2 между шестернями 4 и 5 закреплена ступица 14 с подвижной муфтой 15 переключения Аналогично на вторичном валу 3 закреплена ступица 16 с подвижной относительно нее муфтой 17 переключения. Между каждым блоком шестерен (6 и 7, 11 и 12) и отдельной шестерней (5 и 10) установлены взаимосвязанные муфты 18 и 19 включения противоположного действия. На отдельной оси 20 расположена дополнительная шестерня 21 заднего хода, ведущая шестерня 22 заднего хода закреплена на трубчатом валу 8, а ведомая шестерня 23 - на муфте 17 переключения.

Механизм переключения передач (фиг.2) размещен в корпусе коробки 1 передач, он состоит из направляющих 24-26, расположенных на ползунах 27-29. Направляющая 24 ползуном 27 вилкой переключения зацеплена с дополнительной

шестерней 21 заднего хода. Направляющая 25 ползуном 28 вилкой переключения зацеплена с муфтой 15 переключения. Направляющая 26 ползуном 29 вилкой

переключения зацеплена с муфтой 17 переключения. Ползун 30 зацеплен вилками с муфтами 18 и 19, он имеет привод от педали сцепления. Наконечник рычага 31 переключения расположен в пазу направляющей 25,

0 предохранители 32 и 33 расположены в пазах направляющих 24 и 26.

Коробка передач с механизмом переключения работает следующим образом. Нейтральное положение.

5 Предохранители 32 и 33 (фиг.2) удерживают рычаг 31 переключения передач в нейтральном положении - в пазу направляющей 25 ползуна 28. Муфты 15 и 17 переключения (фиг.1) с вилками, ползунами 28 и

0 29 удерживаются в нейтральном положении. Дополнительная шестерня 21 заднего хода с вилкой и ползуном 27 удерживаются в выключенном положении. Муфты 18 и 19 вилками и ползуном 30 фиксируются в

5 одном из крайних положений. На фиг.1 показано промежуточное (выключенное) положение обеих муфт.

Ползун 30 передвигается от педали сцепления при каждом переключении, ос0 тальные ползуны переключаются рычагом 31: ползун 28 - через два переключения, ползун 29 - через четыре переключения (как переключатель поддиапазонов: медленного, быстрого и заднего), ползун 27 - только

5 при заднем ходе (фиг.2). I передача.

Наконечник рычага 31 (фиг.6) усилием руки води.еля, преодолевая сопротивление пружины предохранителя 33, смещается в

0 паз направляющей 26. Поперечное перемещение ограничивается предохранителем, наконечник 31 рычага размещается в пазах двух направляющих 25 и 26. В этом положении рычаг сдвигаем в продольном, относи5 тельно оси КП, направлении, перемещают в правое положение оба ползуна, затем рычаг перемещают в паз только направляющей 25. Сдвигают направляющую 25 вместе с ползуном 28 вилкой и муфтой 15 переключе0 ния в левое положение (Л). Включенное положение закрепляется фиксаторами. Муфта 17 соединяет ступицу 16 с шестерней 9, а муфта 15-ступицу 14с шестерней 4. Ползун 30 находится в левом положении (Л), шес5 терня 10 муфтой 18 соединяется с шестерней 11, а муфта 19 разобщает шестерн ю 5 от шестерни 6.

Крутящий момент передается (фиг.5) от первичного вала 2 на ступицу 14. через муфту 15 на шестерни 4 и 12, трубчатый вал 13,

муфту 18, шестерни 10 и б, трубчатый вал 8, шестерни 7 и 9, муфту 17 на ступицу 16 вторичный вал 3.

IIпередача. Педалью сцепления (фиг. 8) переводят ползуном 30 муфты 18 и 19 из левого положения в правое (П), при этом разобщаются шестерни 10 и 11, но соединяются шестерни 5 и б.

Крутящий момент передается (фиг.7) от первичного вала 2 до трубчатого вала 13 как и ранее, затем через шестерни 11 и 5, муфту 19 на трубчатый вал 8 и далее на I передаче.

IIIпередача. Передвигают ползун 28 (фиг. 10) из левого положения в правое, при этом муфта 15 соединяет ступицу 14 с шее- терней 5. Ползун 30 переключает муфту 18

и 19.

Крутящий момент (фиг.9) передается от первичного вала 2 на ступицу 14, через муфту 15 на шестерни 5 и 11, муфту 18, далее как при I передаче.

IVпередача.

Переводят муфты 18 и 19 из левого положения в правое (фиг. 12).

Крутящий момент передается (фиг, 11) до шестерни 5 как при III передаче, затем муфту 19 на шестерню б и далее как при предыдущих передачах.

Vпередача. Переводят наконечник рычага 31 (фиг. 14) в пазы двух направляющих 25 и 26, сдвигают их в левое положение. Переместив муфту 17 из правого положения

в левое, включают другой поддиапазон - ускоренный (быстрый). Муфта 17 соединяет ступицу 16 с шестерней 10, а муфта 15 сту- пицу 14 с шестерней 4. Как и при любом переключении ползун 30 изменяет положение муфт 18 и 19.

Крутящий момент передается (фиг. 13) до шестерни 10 как при I передаче, далее через муфту 17 на ступицу 16 и вторичный вал 3.

VIпередача. Перемещают муфту 18 и 19 ползуном 20 (фиг. 16) в правое положение. Крутящий момент передается до шестерни б как при II передаче, далее на шестерню 10

и муфту 17 как при V передаче.

VI передача.

Перемещают рычагом (фиг. 18) полэуи 28 из левого положения в правое, а ползун 30 педалью сцепления - из правого положения в левое.

Крутящий момент передается до шестерни 10 как при III передаче, далее как при предыдущей.

VIII передача.

Переводят муфты 18 и 19 ползуном 30 из левого положения в правое (фиг.20).

Крутящий момент передается до шестерни 6 как при IV передаче, далее на шестерню 10 и как при V-VII передачах.

I задний ход.

Из нейтрального положения смещают наконечник рычага 31 в паз направляющих 24 и 25 (фиг.22). Перемещают оба ползуна 27 и 28 в левое положение. При этом муфта 17 остается в нейтральном положении (Н), дополнительная шестерня 21 заднего хода входит в зацепление с шестернями 22 и 23.

Крутящий момент (фиг.21) передается до трубчатого вала 8 как при I передаче переднего хода, далее через шестерни 22, 21 и 23 заднего хода, затем через муфту 17 опять, как и при I передаче.

II, III. IV передачи заднего хода также аналогичны своим передачам переднего хода, только между первичным и вторичным валом вместо шестерен 7 и 9 работают шестерни 22. 21 и 23,

Формула изобретения

Коробка передач транспортного средства, содержащая первичный вал с муфтой и расположенными по обе стороны от нее шестернями, две из которых связаны с валом посредством упомянутой муфты и введены в зацепление с шестернями вторичного вала, также снабженного муфтой и расположенными по обе стороны от нее шестернями, причем две из них имеют возможность связи с валом при помощи упомянутой муфты и зацеплены с шестернями первичного вала, при этом коробка снабжена установленной на оси подвижной в осевом направлении шестерней заднего хода, вводимой в одном из положений в зацепление с шестернями первичного и вторичного валов и системой управления, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, шестерни первичного и вторичного валов, не связанные непосредственно с упомянутыми муфтами, объединены блоки и установлены на валах с возможностью вращения, а каждый из валов снабжен дополнительной муфтой для соединения одной из шестерен, соединяемых с валом при помощи муфты, с блоками, причем обе дополнительные муфты связаны между собой и имеют привод от педали сцепления.

ПриВод от педали сцепления

Фиг.З

Похожие патенты SU1654039A1

название год авторы номер документа
Коробка передач транспортного средства 1989
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Некрасова Татьяна Владимировна
SU1654040A1
Коробка передач транспортного средства 1989
  • Некрасов Владимир Иванович
SU1654038A1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1991
  • Некрасов В.И.
  • Зеленовских М.А.
RU2008230C1
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2004
  • Некрасов В.И.
RU2261184C1
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2004
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Туровец Людмила Андреевна
RU2268164C1
ВОСЬМИСТУПЕНЧАТАЯ НЕСООСНАЯ ВАЛЬНОПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2006
  • Некрасов Владимир Иванович
RU2323103C1
ШЕСТНАДЦАТИСТУПЕНЧАТАЯ НЕСООСНАЯ ВАЛЬНОПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2006
  • Некрасов Владимир Иванович
RU2323105C1
ВОСЬМИСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ СО СДВОЕННЫМ СЦЕПЛЕНИЕМ 2008
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Морозова Анна Андреевна
RU2383800C1
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА 1999
  • Некрасов В.И.
RU2183565C2
Соосная шестнадцатиступенчатая реверсивная раздаточная коробка с двумя сцеплениями 2023
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Шпитко Георгий Николаевич
  • Гулезов Сергей Сергеевич
RU2799871C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 654 039 A1

Реферат патента 1991 года Коробка передач траспортного средства

Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в трансмиссиях транспортных средств. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей транспортного средства. В корпусе 1 двухвальной КП расположены первичный 2 и вторичный 3 валы. На первичном валу свободно установлены шестерни 4 и 5, а также блок шестерен 6 и 7. Между отдельными шестернями на валу жестко закреплена ступица 14с подвижной трехпози- ционной муфтой 15 переключения передач. Между блоком шестерен и отдельной шестерней 5 установлена двухпозиционная муфта 19 переключения. Аналогичные элементы расположены на вторичном валу. Блоки шестерен взаимозацеплены с отдельными шестернями другого вала. Четыре задних хода обеспечивают шестернями 21 -23. КП четырехходовая. Двусторонние муфты 18 и 19 переключения противоположного действия перемещаются ползуном одновременно с приводом от педали сцепления. 28 ил. (Л С

Формула изобретения SU 1 654 039 A1

1

Фиг. 5

Ппередат п

Л -г - Т

.

ti

Фиг.7

Риг.6

/7

28

27

Вык

j -с:

я/

/7

- /П

Я/ Йиг.

Ш передача

т Л7Л Т п I

27 А

f

1

ЧI -ЕЕi. гРЗ

%Л:Р:

ТТ Т - / 1Q

.5

Фиг

Ш передача

П Я

т Ц Т.Т J L

I

/1И

Фиг. 11 F переда ч а

j

i

м

rb

J0/

2./J

Ш. передача

А

Й/2./5

27 А

ЕЕгРЗ

/7

/7

В

Фиг.Ю

Р7

г

/9Л/АI

Ь:

rb /

JZ /7-М

%г. /2

ЙУ2./41

Г7 /

//т

25 -fh

/

j 29 -Ь- /М-Д

Л7

г./

СП

n

о т 1Л to

Риг. 27

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1654039A1

Гришкевич А.И
и др
Автомобили
- Минск: Вышейшая школа, 1985, с
Фальцовая черепица 0
  • Белавенец М.И.
SU75A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1

SU 1 654 039 A1

Авторы

Некрасов Владимир Иванович

Даты

1991-06-07Публикация

1989-06-20Подача