Устройство для блокировки инверсного подключения аккумуляторной батареи к бортсети транспортного средства Советский патент 1991 года по МПК H02H11/00 H02H7/18 

Описание патента на изобретение SU1661906A1

ФигЛ

7 ,

Изобретение относится к области электрооборудования транспортных средств, главным образом грузовых автомобилей и автобусов, а именно к устройствам для электропитания нагрузки.

Цель изобретения - повышение надежности устройства.

На фиг. 1 представлена принципиальная схема устройства; на фиг. 2 - кинематическая схема взаимодействия концевого выключателя с корпусом аккумуляторной батареи.

Устройство (фиг. 1) содержит два зажима для подключения аккумуляторной батареи: зажим 1 для подключения цепи минуса и зажим 2 для подключения плюсовой цепи, диод 3, выключатель 4, контактор 5 с функцией счетного триггера, исполнительные контакты 6 которого включены между зажимом 1 и корпусом 7 транспортного средства (массой), а обмотка 8 включена последовательно с диодом 3 и выключателем 4 между зажимами 1 и 2, накопитель 9 энергии (конденсатор), один из выводов которого соединен с зажимом 2 через диод 3, а второй вывод соединен с массой 7, концевой выключатель 10, связанный электрически с обмоткой 8 контактора 5 по схеме ИЛИ с выключателем 4, а с исполнительными контактами 6 - по схеме И, элемент 11 памяти (конденсатор), подключенный параллельно обмотке 8 контактора 5. На схеме показана аккумуляторная батарея 12, подключенная к зажимам 1 и 2, и генератор 13, включенный между плюсовым зажимом 2 и корпусом 7 транспортного средства (массой).

Схема на фиг. 2 содержит привод (толкатель) 14 концевого выключателя 10, корпус 15 аккумуляторной батареи 12, посадочное место 16, на которое устанавливается корпус 15 акумуляторной батареи, взаимодействующий с приводом 14 выключателя 10 таким образом, что при установленной аккумуляторной батарее 12 контакты выключателя 10 разомкнуты, а при снятой аккумуляторной батарее 12 контакты выключателя 10 замкнуты. Контактор 5 выполнен с механизмом фиксации контактов 6 в замкнутом и разомкнутом положениях; переключение контактов 6 из одного положения в другое происходит при подаче на обмотку 8 импульса напряжения определенной длительности, что соответствует функции счетного триггера. Выключатель 4 выполнен с нефиксированными контактами.

Устройство работает следующим образом.

Аккумуляторная батарея 12 устанавливается в посадочное место 16, ее корпус 15 нажимает привод 14 выключателя 10, контакты которого разомкнуты; выводы аккумуляторной батареи 12 присоединяются: минусовый к зажиму 1, плюсовый - к зажиму 2. Подключение аккумуляторной батареи 12 к массе 7 производится нажатием выключателя 4, ток течет от зажима 2 через диод 3,

0 выключатель 4, обмотку 3, зажим 1, заряжается также конденсатор 11. Контактор 5 срабатывает, его контакты 6 замыкаются и удерживаются в замкнутом положении механизмом фиксации; после размыкания

5 выключателя 4 конденсатор 11 разряжается на обмотку 8, конденсатор 9 заряжается. Отключение аккумуляторной батареи 12 производится повторным нажатием выключателя 4.

0

Для снятия аккумуляторной батареи с автомобиля с целью проведения ремонтных или профилактических работ ее выводы отсоединяют от зажимов 1 и 2; извлекают кор5 пус 15 из посадочного места 16, что приводит к освобождению привода выключателя 10, контакты которого замыкаются. Если при этом контакты б контактора 5 находятся в разомкнутом состоянии, то в схеме

0 ничего не изменяется. Если же контакты 6 находятся в замкнутом состоянии, то конденсатор 9 разряжается по цепи: конденсатор 9, выключатель 10, обмотка 8, контакты 6, масса 7; одновременно эаряжа5 ется конденсатор 11; под действием этого обмотка 8 размыкает контакты 6; разряд конденсатора 9 прекращается, однако через обмотку 8 еще некоторое время протекает ток разряда конденсатора 11, что

0 обеспечивает надежное срабатывание контактора 5 и фиксацию контакта 6 в разомкнутом положении.

При последующей установке аккумуляторной батареи, в случае инверсного присо5 единения ее выводов к зажимам 1 и 2, короткого замыкания в цепи генератора 13 не происходит, поскольку контакты 6, как показано выше, находятся в разомкнутом положении, а при нажатии выключателя 4

0 водителем ток в цепи обмотки 8 не протекает благодаря диоду 3.

Таким образом, энергия, занесенная в накопителе 9, используется для автоматического размыкания контактов 6 контактора

5 5 при снятии аккумуляторной батареи. Поэтому при последующей установке аккумуляторной батареи 12 в случае неправильного (инверсного) подключения ее выводов, как было показано выше, подключение ее к бортсети невозможно, что предотвращает возникновение короткого замыкания при переполюсовке.

. Дополнительным преимуществом предлагаемого устройства по сравнению с известным является то, что в случае серьезной дорожной аварии, например, при переворачивании автомобиля, привод 14 выключателя 10 освобождается, контакты выключателя 10 замыкаются и аккумуляторная батарея автоматически отключается от бортсети, что повышает пожаробезопас- ность автомобиля.

Формула изобретения Устройство для блокировки инверсного подключения аккумуляторной батареи к бортсети транспортного средства, содержащее контактор, первый вывод обмотки которого имеет клемму для подключения к минусу аккумуляторной батареи и соединен с первым выводом своего замыкающего контакта, второй вывод которого имеет клемму для подключения к минусу бортсети и корпусу транспортного средства, первый диод, первый выключатель с замыкающим контактом, первый вывод которого подключен к второму выводу обмотки контактора, а второй - к катоду первого диода, реле, отличающееся тем, что, с

целью повышения надежности, в него дополнительно введены накопитель энергии, второй диод, а реле выполнено с контактной системой из двух замыкающих контактов, при этом анод второго диода соединен с

анодом первого диода и имеет клемму для подключения к плюсу аккумуляторной батареи и бортсети транспортного средства, а катод соединен с первыми выводами накопителя энергии, размыкающего контакта

вновь введенного второго выключателя и первого замыкающего контакта реле, второй вывод которого соединен с вторым выводом обмотки контактора, второй вывод размыкающего контакта второго выключателя соединен с первым выводом обмотки реле, второй вывод которой соединен с вторым выводом замыкающего контакта контактора и с первым выводом своего второго замыкающего контакта, втсрой вывод которого соединен с вторым выводом обмотки контактора.

Похожие патенты SU1661906A1

название год авторы номер документа
Устройство для блокировки инверсного подключения аккумуляторной батареи к бортсети транспортного средства 1989
  • Кокотов Борис Семенович
  • Терехин Валерий Викторович
  • Ярошевский Юрий Фимович
SU1661907A1
Устройство для пуска теплового двигателя транспортного средства 1984
  • Кокотов Борис Семенович
  • Чекмазов Владимир Сергеевич
  • Щербаков Александр Григорьевич
SU1234253A1
РЕВЕРСНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ЛЕБЕДКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ) 1995
  • Шпади А.Л.
  • Тимофеев В.Ф.
RU2115217C1
БЛОК ПИТАНИЯ БОРТСЕТИ АВТОМОБИЛЯ 2013
  • Кашканов Виктор Васильевич
RU2551661C1
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСТАРТЕРНОГО ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1991
  • Кузьмин И.Д.
  • Лабутин М.И.
  • Михеев О.Н.
  • Конин Н.В.
RU2049261C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВНЕШНЕГО ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2005
  • Голиков Михаил Валерьевич
  • Радионов Николай Ильич
  • Герасимов Аркадий Федорович
RU2278296C1
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2012
  • Чаплыгин Алексей Николаевич
  • Чернов Владимир Германович
  • Сапронов Константин Александрович
  • Субботин Владимир Юрьевич
  • Кудрявцев Роман Викторович
  • Михеев Сергей Викторович
  • Тарасов Владимир Владимирович
RU2520180C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗРЯДНОГО ТОКА ДВУХСЕКЦИОННОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ПИТАНИЯ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА 1993
  • Новиков О.И.
RU2062715C1
АВТОНОМНЫЙ ЭНЕРГОАГРЕГАТ ДЛЯ ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Величко Д.А.
  • Ионов А.А.
  • Лобко В.П.
RU2119592C1
Устройство электропитания нагрузки транспортного средства 1980
  • Кокотов Борис Семенович
  • Корец Леонид Михайлович
  • Скользаев Олег Егорович
SU878624A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 661 906 A1

Реферат патента 1991 года Устройство для блокировки инверсного подключения аккумуляторной батареи к бортсети транспортного средства

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, главным образом грузовых автомобилей и автобусов, а именно к устройствам для электропитания нагрузок. Целью изобретения является повышение надежности устройства. Цель изобретения достигается введением в устройство накопителя энергии 9, выключателя 10, реле 11, выполняющего функции элемента памяти, и диода. При снятии аккумуляторной батареи с автомобиля замыкается выключатель 10 и срабатывает реле 11, запитывая обмотку 8 контактора 5 в случае, если его контакт 6 замкнут, что дает возможность при последующей установке аккумуляторной батареи на автомобиль в случае ее инверсного подключения защитить бортсеть автомобиля от токов короткого замыкания. 2 ил.

Формула изобретения SU 1 661 906 A1

В

п

Ш

/О- Ю №

Редактор Е. Папп

Щи г. 2

Составитель С. Балашов Техред М.Моргентал

л

Корректор Т. Палий

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1661906A1

Патент ФРГ№ 1913241, кл
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Пишущая машина 1922
  • Блок-Блох Г.К.
SU37A1
Способ изготовления электрических сопротивлений посредством осаждения слоя проводника на поверхности изолятора 1921
  • Андреев Н.Н.
  • Ландсберг Г.С.
SU19A1

SU 1 661 906 A1

Авторы

Кокотов Борис Семенович

Терехин Валерий Викторович

Ярошевский Юрий Фимович

Даты

1991-07-07Публикация

1989-01-30Подача