ФигЛ
7 ,
Изобретение относится к области электрооборудования транспортных средств, главным образом грузовых автомобилей и автобусов, а именно к устройствам для электропитания нагрузки.
Цель изобретения - повышение надежности устройства.
На фиг. 1 представлена принципиальная схема устройства; на фиг. 2 - кинематическая схема взаимодействия концевого выключателя с корпусом аккумуляторной батареи.
Устройство (фиг. 1) содержит два зажима для подключения аккумуляторной батареи: зажим 1 для подключения цепи минуса и зажим 2 для подключения плюсовой цепи, диод 3, выключатель 4, контактор 5 с функцией счетного триггера, исполнительные контакты 6 которого включены между зажимом 1 и корпусом 7 транспортного средства (массой), а обмотка 8 включена последовательно с диодом 3 и выключателем 4 между зажимами 1 и 2, накопитель 9 энергии (конденсатор), один из выводов которого соединен с зажимом 2 через диод 3, а второй вывод соединен с массой 7, концевой выключатель 10, связанный электрически с обмоткой 8 контактора 5 по схеме ИЛИ с выключателем 4, а с исполнительными контактами 6 - по схеме И, элемент 11 памяти (конденсатор), подключенный параллельно обмотке 8 контактора 5. На схеме показана аккумуляторная батарея 12, подключенная к зажимам 1 и 2, и генератор 13, включенный между плюсовым зажимом 2 и корпусом 7 транспортного средства (массой).
Схема на фиг. 2 содержит привод (толкатель) 14 концевого выключателя 10, корпус 15 аккумуляторной батареи 12, посадочное место 16, на которое устанавливается корпус 15 акумуляторной батареи, взаимодействующий с приводом 14 выключателя 10 таким образом, что при установленной аккумуляторной батарее 12 контакты выключателя 10 разомкнуты, а при снятой аккумуляторной батарее 12 контакты выключателя 10 замкнуты. Контактор 5 выполнен с механизмом фиксации контактов 6 в замкнутом и разомкнутом положениях; переключение контактов 6 из одного положения в другое происходит при подаче на обмотку 8 импульса напряжения определенной длительности, что соответствует функции счетного триггера. Выключатель 4 выполнен с нефиксированными контактами.
Устройство работает следующим образом.
Аккумуляторная батарея 12 устанавливается в посадочное место 16, ее корпус 15 нажимает привод 14 выключателя 10, контакты которого разомкнуты; выводы аккумуляторной батареи 12 присоединяются: минусовый к зажиму 1, плюсовый - к зажиму 2. Подключение аккумуляторной батареи 12 к массе 7 производится нажатием выключателя 4, ток течет от зажима 2 через диод 3,
0 выключатель 4, обмотку 3, зажим 1, заряжается также конденсатор 11. Контактор 5 срабатывает, его контакты 6 замыкаются и удерживаются в замкнутом положении механизмом фиксации; после размыкания
5 выключателя 4 конденсатор 11 разряжается на обмотку 8, конденсатор 9 заряжается. Отключение аккумуляторной батареи 12 производится повторным нажатием выключателя 4.
0
Для снятия аккумуляторной батареи с автомобиля с целью проведения ремонтных или профилактических работ ее выводы отсоединяют от зажимов 1 и 2; извлекают кор5 пус 15 из посадочного места 16, что приводит к освобождению привода выключателя 10, контакты которого замыкаются. Если при этом контакты б контактора 5 находятся в разомкнутом состоянии, то в схеме
0 ничего не изменяется. Если же контакты 6 находятся в замкнутом состоянии, то конденсатор 9 разряжается по цепи: конденсатор 9, выключатель 10, обмотка 8, контакты 6, масса 7; одновременно эаряжа5 ется конденсатор 11; под действием этого обмотка 8 размыкает контакты 6; разряд конденсатора 9 прекращается, однако через обмотку 8 еще некоторое время протекает ток разряда конденсатора 11, что
0 обеспечивает надежное срабатывание контактора 5 и фиксацию контакта 6 в разомкнутом положении.
При последующей установке аккумуляторной батареи, в случае инверсного присо5 единения ее выводов к зажимам 1 и 2, короткого замыкания в цепи генератора 13 не происходит, поскольку контакты 6, как показано выше, находятся в разомкнутом положении, а при нажатии выключателя 4
0 водителем ток в цепи обмотки 8 не протекает благодаря диоду 3.
Таким образом, энергия, занесенная в накопителе 9, используется для автоматического размыкания контактов 6 контактора
5 5 при снятии аккумуляторной батареи. Поэтому при последующей установке аккумуляторной батареи 12 в случае неправильного (инверсного) подключения ее выводов, как было показано выше, подключение ее к бортсети невозможно, что предотвращает возникновение короткого замыкания при переполюсовке.
. Дополнительным преимуществом предлагаемого устройства по сравнению с известным является то, что в случае серьезной дорожной аварии, например, при переворачивании автомобиля, привод 14 выключателя 10 освобождается, контакты выключателя 10 замыкаются и аккумуляторная батарея автоматически отключается от бортсети, что повышает пожаробезопас- ность автомобиля.
Формула изобретения Устройство для блокировки инверсного подключения аккумуляторной батареи к бортсети транспортного средства, содержащее контактор, первый вывод обмотки которого имеет клемму для подключения к минусу аккумуляторной батареи и соединен с первым выводом своего замыкающего контакта, второй вывод которого имеет клемму для подключения к минусу бортсети и корпусу транспортного средства, первый диод, первый выключатель с замыкающим контактом, первый вывод которого подключен к второму выводу обмотки контактора, а второй - к катоду первого диода, реле, отличающееся тем, что, с
целью повышения надежности, в него дополнительно введены накопитель энергии, второй диод, а реле выполнено с контактной системой из двух замыкающих контактов, при этом анод второго диода соединен с
анодом первого диода и имеет клемму для подключения к плюсу аккумуляторной батареи и бортсети транспортного средства, а катод соединен с первыми выводами накопителя энергии, размыкающего контакта
вновь введенного второго выключателя и первого замыкающего контакта реле, второй вывод которого соединен с вторым выводом обмотки контактора, второй вывод размыкающего контакта второго выключателя соединен с первым выводом обмотки реле, второй вывод которой соединен с вторым выводом замыкающего контакта контактора и с первым выводом своего второго замыкающего контакта, втсрой вывод которого соединен с вторым выводом обмотки контактора.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для блокировки инверсного подключения аккумуляторной батареи к бортсети транспортного средства | 1989 |
|
SU1661907A1 |
Устройство для пуска теплового двигателя транспортного средства | 1984 |
|
SU1234253A1 |
РЕВЕРСНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ЛЕБЕДКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ) | 1995 |
|
RU2115217C1 |
БЛОК ПИТАНИЯ БОРТСЕТИ АВТОМОБИЛЯ | 2013 |
|
RU2551661C1 |
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСТАРТЕРНОГО ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1991 |
|
RU2049261C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВНЕШНЕГО ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2005 |
|
RU2278296C1 |
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2012 |
|
RU2520180C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗРЯДНОГО ТОКА ДВУХСЕКЦИОННОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ПИТАНИЯ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА | 1993 |
|
RU2062715C1 |
АВТОНОМНЫЙ ЭНЕРГОАГРЕГАТ ДЛЯ ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2119592C1 |
Устройство электропитания нагрузки транспортного средства | 1980 |
|
SU878624A1 |
Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, главным образом грузовых автомобилей и автобусов, а именно к устройствам для электропитания нагрузок. Целью изобретения является повышение надежности устройства. Цель изобретения достигается введением в устройство накопителя энергии 9, выключателя 10, реле 11, выполняющего функции элемента памяти, и диода. При снятии аккумуляторной батареи с автомобиля замыкается выключатель 10 и срабатывает реле 11, запитывая обмотку 8 контактора 5 в случае, если его контакт 6 замкнут, что дает возможность при последующей установке аккумуляторной батареи на автомобиль в случае ее инверсного подключения защитить бортсеть автомобиля от токов короткого замыкания. 2 ил.
В
п
Ш
/О- Ю №
Редактор Е. Папп
Щи г. 2
Составитель С. Балашов Техред М.Моргентал
л
Корректор Т. Палий
Патент ФРГ№ 1913241, кл | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Пишущая машина | 1922 |
|
SU37A1 |
Способ изготовления электрических сопротивлений посредством осаждения слоя проводника на поверхности изолятора | 1921 |
|
SU19A1 |
Авторы
Даты
1991-07-07—Публикация
1989-01-30—Подача