Изобр етение относится к транспорту, в частности к устройствам для электрического пуска тепловых двигателей транспортных средств.
Цель изобретения - повышение надежности.
На чертеже представлена принципиальная электрическая схема предлагаемого устройства.
Устройство содержит аккумуляторную батарею 1, к которой подключен электродвигатель 2 тяговым реле 3с контактами 3.1, включающей и удерживающей обмотками 3.2 и 3-3. Выключатель 4 с подвижным контактом 4.1 и неподвижными контактами 4.2, 4.3 и 4.4 соединен с аккумуляторной батареей 1, управляющим реле 5 с обмоткой 5.1 и контактами 5.2 и 5.3, промежуточным реле 6с обмоткой 6.1 и контактами 6.2 и с диодом 7. Обмотка 5.1 управляющего реле 5 шунтирована конденсатором 8. Контактор 9 с обмоткой 9.1 и контактами 9.2 подключен параллельно контактам 3.1 тягового реле 3. Обмотка 5.1 управляющего реле 5 включена последовательно в цепь питания с электродвигателем 2 и соединена через свои контакты 5.2 с неподвижным контактом 4.1 замыкаемого в обоих рабочих положениях выключателя 4.
Устройство работает следующим образом.
Выключатель 4 имеет выключенное положение и два рабочих, причем второе рабочее положение нефиксированное. При пуске двигателя выключатель 4 переводится во вто- . рое рабочее положение, при котором питание от аккумуляторной батареи I подается на контакты 4.2 и 4.4. При этом напряжение подается на обмотку 6.1 промежуточного реле 6, контакты 6.2 которого замыкаются, и на обмотку 5.1 управляющего реле 5. Поскольку сопротивление электродвигателя 2 цепи обмотки 5.1 на несколько порядков меньще со- противления этой обмотки, реле 5 сраба- ;fbiBaeT и его контакты 5-2 и 5.3 замыкаются. Обмотка 5.1 подключается параллельной целью через контакты 5.2 к контакту 4.4 выключателя 4, а обмотка 9.1 контактора 9 через контакты 5.3 подключается к контакту 4.2 выключателя 4. Однако, поскольку во втором рабочем положении этого выключателя контакт 4.2 обесточен, контактор 9 не срабатывает. Через замкнувшиеся контакты 6.2 реле 6 питание подается на обмотки 3.2 и 3.3 тягового реле 3, которое вводит шестерню в зацепление: с венцом маховика двигателя транспортного средства (не показано). Если щестерня входит в зацепление, замыкаются контакты 3.1 тяговогс реле 3 и питание подается на электродвигатель 2, который начинает вращать двигатель транспортного средства. 1ри этом обмотка 5.1 управляю- ;щего реле 5 обеими свайми выводами под(ключается к плюсовому выводу аккумулятор- . ной батареи 1: одним концом через выключатель 4, а другим - через контакты 3.1, вследствие чего его контактЬ) 5.2 и 5.3 размыкаются. После того, как происходит за пуск двигателя, водитель переводит выклю- 5 чатель 4 в первое рабочее положение. При этом подается питание на контакты 4.2 и 4.4, однако, поскольку контакты 5.2 и 5.3 разомкнуты, контактор 9 не срабатывает, а реле 5 остается в отключенном положении. Обмотка 6.1 реле 6 обесточивается, его кон такты 6.2 размыкаются, обесточивая обмотки 3.2 и 3.3 тягового реле 3, вследствие чего шестерня стартера выходит из зацепления, а контакты 3.1 размыкаются. Диод 7 предназначен для блокировки цепи от плюса аккумуI - ляторной батареи 1 через контакты 3.1, обмотку 5. 1 обмотку 6.1 на минус, возникающей из-за несинхронного размыкания контактов выключателя 4 и контактов 3.1 реле 3, вследствие инерции механических элементов реле 3- В случае, если во время запуска происхо20 дит утыкание зуба шестерни в венец маховика двигателя, контакты 3.1 тягового реле 3 н е замыкаются и электродвигатель 2 не включается. Для того, чтобы осуществить повторную попытку, водитель переводит вы- ключ атель 4 из второго в первое рабочее по ложение. При этом обмотка 5.1 остается под напряжением через замкнутые контакты 5.2; питание от аккумуляторной батареи 1 подается через контакты 4.2 и замкнутые контакты 5.3 на обмотку 9.1 контактора 9, контакты 9.2 которого соединяют электродвигатель 2 с аккумуляторной батареей 1 параллельной цепью питания. Вследствие этого электродвигатель 2 начинает вращаться. Обмотка 5.1 реле 5 через контакты 3.1 и 5.2 и выключатель 4 обоими выводами подклюэг. чена к полюсу аккумуляторной батареи 1, вследствие чего ее контакты 5.2 и 5.3 размыкаются, цепь самоблокировки обмотки 5.1 через контакты 5.2 разрывается, обесточивается обмотка 9.1 контактора 9, контак-: ты 9.2 которого размыкаются, электродви40 гатель 2 останавливается. Угол поворота ; электродвигателя 2 зависит от времени t прохождения импульса напряжения через контакты 9.2, которое определяется постоянными времени отключения контактора
45 9 и реле 5. При использовании в предлагаемой схеме серийного реле и контактора типа 11.3747 и КТ127 угол поворота элек- . тродвигателя от одного импульса составляет 5-10° при напря снии 24 В. Однако, в случае сниже{)ия п яжения бортсети 50 до 18 В угол поворота становится менее 1°;. в этом случае для обеспечения необхо- .димой длительности подачи импульса напря- ;Жения на электродвигатель 2 через контак- ты 9.2 вводится цепь временной задержки; в виде конденсатора 8, подключенного па-55;-раллельно обмотке 5.1, что обеспечивает необходимое увеличение времени отключения контактора 9. Емкость конденсатора выби-;- :рается порядка 50-100 мкФ. Пс вторныб
3 12342534
iftyCK двигателя осуйхествляётсй riefiefeoflOMмахбййка pieakio уменьшается. Если в1ероят- выключателя 4 вновь во второе рабочееность утыкания при первой попытке состав- положение. Работа элементов схемы проис-ляет Pi 0,03, то при второй попытке ходит как описано выше.после проворачивания электродвигателя р2« ..,,0009, что позволяет обеспечить При пбвторном включении стартера ве-надежный пуск двигателя транспортного роятность утыкания зуба шестерни в.вейецсредства.
Юрковский И | |||
М | |||
и Толпыгин В | |||
А | |||
Автомобили КАМАЗ, устройство, техобслуживание, эксплуатация | |||
М | |||
- ДОСААФ, 1975, с | |||
Клапан | 1919 |
|
SU357A1 |
Авторы
Даты
1986-05-30—Публикация
1984-08-28—Подача