Электродвигатель с автономными магнитными системами Советский патент 1991 года по МПК H02K5/12 

Описание патента на изобретение SU1663702A1

Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к электрическим реверсивным машинам постоянного тока, используемым в различных сферах промышленности.

Цель изобретения - повышение эффективности и эксплуатационной надежности в агрессивных и взрывоопасных средах при значительных перепадах давлений.

На фиг.1 изображен электродвигатель, продольный разрез; на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1; на фиг.З - сечение Б-Б на фиг.1; на фиг.4 - сечение В-В на фиг. 1.

Электродвигатель с тремя поочередно включающимися магнитными системами содержит диамагнитный вал 1, проставочные ферромагнитные втулки 2, подшипниковые щиты 3, корпус статора 4, катушки 5 полюсов, роторы с явно выраженными полюсами 6, неподвижные кольцевые обмотки 7-9,

кольцевой магнитопровод 10, подшипники 11 скольжения, градуировочный диск 12, датчик 13 положения роторов, герметичный штепсельный разъем 14 и эластичные диафрагмы 15. Каналы 16-18 расположены соответственно в подшипниковых щитах, корпусе статора и полюсах.

В качестве электронного коммутирующего устройства предусматривается использование полупроводникового блока 19, подключенного к источнику 20 электроэнергии постоянного тока, к обмоткам статорных полюсов 6 и к кольцевым обмоткам 7-9 возбуждения через переключатель-реверс 21.

Кроме того, для гидравлической связи герметичных диамагнитных оболочек между собой и с заправочными горловинами 22 и 23 в подшипниковых щитах, в корпусе статора и в полюсах имеются каналы 16,17 и 18 соответственно.

Os

о со

V4 О

N5

С целью снижения потерь на трение при работе электродвигателя в жидкой среде предусматривается заполнение межполюсных пуст.от полимерным материалом.

Крутящий момент в предлагаемом электродвигателе создается по принципу работы известных трехроторных электрических машин. В частности, при подключении коммутирующего блока 19 к источнику 20 электроэнергии постоянного тока обеспечивается подвод напряжения к катушкам статора и кольцевым обмоткам, при- надлежащим к определенным группам магнитных систем, а именно к системам, у которых полюса ротора находятся между полюсами статора (фиг.З и 4), За счет разноименных полей катушек статора и одноименных полей полюсов ротора в моменты нахождения их между катушками возникает крутящий момент. После поворота ротора на 1/3 угла полюсного деления коммутируется подвод напряжения к другим группам магнитных систем и т.д. При необходимости реверсирования вращения ротора достаточно изменить направление тока в неподвижных кольцевых обмотках .7-9. Для этого в схеме управления электродвигателем предусмотрен переключатель-реверс 21. Управление коммутирующим блоком 19 по .принципу бегущей волны обеспечивается датчиком 13 положения ротора и градуиро- вочным диском 12.

Надежность работы предлагаемого электродвигателя в агрессивных средах или в токопроводящей жидкости обеспечивается тем, что статорные и кольцевые обмотки заключены в герметичные диамагнитные оболочки. При этом рассеивание магнитного поля не превышает 2%.

Надежность работы электродвигателя также не изменяется при относительно больших перепадах давлений окружающей среды. Например, при нарастании давления окружающей среды до 100 атм происходит прогиб эластичной диафрагмы 15 (фиг.1) до момента выравнивания внутреннего давления диэлектрической жидкости (трансформаторного масла) с указанным наружным. Этим обеспечивается автоматическое поддержание равенств давлений, что в конечном счете исключает повреждение диамагнитных оболочек статорных и кольцевых обмоток. Упрощение технологичности конструкции электродвигателя объясняется тем, что прокладка соединительных проводов между выводами статорных и кольцевых обмоток и между клеммами герметичного разъема 14 предусматривается в каналах для гидросвязи полостей диамагнитных оболочек. Этим исключается применение дополнительных герметичных кондуидов для прокладки соединительной

проводки.

Повышение эффективности предлагаемого электродвигателя ожидается в основном при использовании его в агрессивных средах или токопроводящих жидкостях при

значительных постоянных или переменных давлениях окружающих сред, например при использовании электродвигателя в ряде силовых механизмов морских нефтедобывающих установок или в механизмах,

предназначенных для выполнения подводных геологоразведочных работ, а также работ по добыче полезных ископаемых в морских глубинах и т.д.

Формула изобретения

1.Электродвигатель с автономными магнитными системами, содержащий торцовые подшипниковые щиты, статорные обмотки и кольцевые роторные обмотки,

заключенные в диамагнитные оболочки, диамагнитный вал, строенный ферромагнитный ротор с явно выраженными полюсами, смещенными относительно друг друга на 1/3 полюсного деления, и бесконтактный

датчик положения ротора, соединенный с дистанционным коммутирующим блоком, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности и эксплуатационной надежности в агрессивных и взрывоопасных средах при значительных перепадах давлений, он снабжен кольцевым магнитопроводом, диамагнитные оболочки статорных и кольцевых обмоток заполнены диэлектрической жидкостью,

причем крайние кольцевые обмотки совместно с оболочками размещены неподвижно на торцовых подшипниковых щитах, которые выполнены ферромагнитными, а средняя совместно с оболочкой - на

дополнительном кольцевом магнитопрово- де.

2.Электродвигатель по п. 1. о т л и ч а ю- щ и и с я тем, что полости диамагнитных оболочек посредством каналов, расположенных в элементах электродвигателя, гидравлически соединены между собой и с заправочными горловинами, ограниченными со стороны окружающей среды эластичными диафрагмами,

3. Электродвигатель по пп. 1 и 2, о т л и- чающийся тем. что пустоты между полюсами статора и ротора заполнены полимерным материалом с малым удельным весом.

Похожие патенты SU1663702A1

название год авторы номер документа
Синхронный электродвигатель с анизотропной магнитной проводимостью ротора 2016
  • Гельвер Фёдор Андреевич
RU2653844C1
Синхронный электродвигатель с анизотропной магнитной проводимостью ротора 2016
  • Гельвер Фёдор Андреевич
RU2653842C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ СТАТОРА 2004
  • Кравченко Александр Игнатьевич
  • Матвеев Лев Иванович
  • Федоренко Римма Ивановна
RU2283525C2
ДВИГАТЕЛЬНО-ТРАНСФОРМАТОРНЫЙ АГРЕГАТ 2012
  • Забора Игорь Георгиевич
  • Вильданов Камиль Якубович
  • Берёзкина Наталья Владимировна
  • Сибирёва Екатерина Львовна
  • Трутко Дмитрий Иванович
RU2487454C1
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 2010
  • Дашко Олег Григорьевич
  • Кривоспицкий Юрий Прокопьевич
  • Литвинов Владимир Никонович
  • Машуров Сергей Иванович
  • Долголаптев Анатолий Васильевич
RU2422969C1
СИНХРОННЫЙ ЭЛЕКРОДВИГАТЕЛЬ С АНИЗОТРОПНОЙ МАГНИТНОЙ ПРОВОДИМОСТЬЮ РОТОРА 2015
  • Хомяк Валентин Алексеевич
  • Самосейко Вениамин Францевич
  • Шарашкин Сергей Владимирович
  • Гельвер Федор Андреевич
RU2603200C1
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ КРИОГЕННЫЙ КОМПРЕССОР 1992
  • Королев Э.Г.
  • Верещагин М.П.
  • Дандюк Д.А.
RU2034999C1
СИНХРОННАЯ МАШИНА С АНИЗОТРОПНОЙ МАГНИТНОЙ ПРОВОДИМОСТЬЮ РОТОРА 2013
  • Гельвер Фёдор Андреевич
  • Самосейко Вениамин Францевич
  • Лазаревский Николай Алексеевич
  • Гагаринов Иван Владимирович
  • Хомяк Валентин Алексеевич
RU2541513C2
МАГНИТНЫЙ РЕДУКТОР 2011
  • Андрианов Александр Васильевич
  • Афанасьев Анатолий Юрьевич
  • Гузельбаев Яхия Зиннатович
  • Давыдов Николай Владимирович
  • Страхов Геннадий Павлович
  • Хисамеев Ибрагим Габдулхакович
RU2474033C1
ИНДУКТИВНО-ЕМКОСТНАЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ МАШИНА 2010
  • Ефимов Михаил Федорович
  • Артемьев Иосиф Тимофеевич
  • Бурмистров Валерий Николаевич
  • Шурбин Александр Кондратьевич
RU2426217C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 663 702 A1

Реферат патента 1991 года Электродвигатель с автономными магнитными системами

Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения состоит в повышении эффективности и эксплуатационной надежности в агрессивных и взрывоопасных средах при значительных перепадах давлений. Электродвигатель содержит торцевые подшипниковые щиты, обмотки, заключенные в диамагнитные оболочки, и бесконтактный датчик положения ротора. Благодаря тому, что диамагнитные оболочки заполнены диэлектрической жидкостью, подшипниковые щиты выполнены ферромагнитными и на них размещены крайние кольцевые обмотки, а средняя обмотка расположена на дополнительном кольцевом магнитопроводе, обеспечивается достижение поставленной цели. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения SU 1 663 702 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1663702A1

Устройство для обеспыливания, например, гренажных коконов 1961
  • Андросов П.Н.
SU141414A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Двигатели постоянного тока с полупроводниковыми коммутаторами
Л.: Наука, с
Способ обделки поверхностей приборов отопления с целью увеличения теплоотдачи 1919
  • Бакалейник П.П.
SU135A1

SU 1 663 702 A1

Авторы

Данковцев Вячеслав Тихонович

Даты

1991-07-15Публикация

1989-04-20Подача