Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к системе охлаждения вращающихся узлов электрических машин с регулированием расхода хладагента.
Целью изобретения является повышение надежности путем обеспечения автоматического регулирования расхода охлаждающей жидкости.
На фиг.1 показано устройство жидкостного охлаждения ротора электрической машины, продольный разрез; на фиг.2 изображен дроссельный кран, продольный разрез.
Устройство содержит вращающийся вместе с ротором 1 напорный кольцевой коллектор 2, концентрично совмещенный с неподвижным коллектором 3. заполненным охлаждающей жидкостью, поступающей из
напорной системы 4 от насосной установки (не показана). Напорный кольцевой коллектор 2 на рабочих режимах электрической машины заполнен охлаждающей жидкостью 5 вместе с каналами 6 обмотки ротора 1 В коллекторе 2 размещен заборник 7 жидкости в виде трубки, торцом обращенной навстречу вращения ротора 1 (стрелка Д). Другой конец трубки опущен в резервуар 8 автономного поплавкового регулятора уровня, который выполнен проточным благодаря наличию в нем сливного патрубка 9 с краном 10, а также переливной трубы 11, соединенных с резервуаром сливной системы, снабженным поплавковым регулятором уровня в ней (не показаны) В резервуаре 8 автономного поплавкового регулятора уровня имеется поплавок 12, механически соединенный с полым стрежнем 13, распоО
Os
ел Jb о сд
ложенным с возможностью поворота в корпусе 14 дроссельного крана. Полый стержень 13 и корпус 14 дроссельного крана снабжены входными15 и 16 и выходными 17 и 18 окнами соответственно для прохода охлаждающей жидкости в напорной системе. Стержень 13 снабжен канавкой 19 (фиг.1.), а корпус 14 - отверстием 2С с трубопроводом 21, в котором установлен электроклапан 22, подсоединенным к резервуару 8. Место расположения канавки 19 подбирается опытным путем, исходя из требования: при крайнем верхнем положении поплавка 12 канавка должна соединять отверстие 20 с входным окном 16. Для фиксации поплавка 12 в верхнем положении предусмотрено
управляемое стопорное устройство 23. Дроссельный кран встроен в кольцевую камеру 24, разделенную на центральный отсек 25 (фиг.2), служащий для входа жидкости
через окна 15,16 в кран (стрелка А), и два
боковых отсека 26 для выхода жидкости через окна 17,18 из крана в патрубки напорной системы 4 (стрелки Б и В).
Устройств© работает следующим образом,
В исходном положении при невращающемся роторе поплавок 12 удерживается стопорным устройством 23 в верхнем положении, т.е. находится на уровне переливной трубы 11. В этом положении входные 16 и выходные 18 окна в корпусе 14 дроссельного крана полностью закрыты стержнем 13, а канавка 19 соединяет отверстие 20 и
частично входное окно 16. Электроклапан
22 на трубопроводе 21 открыт.
После включения насоса жидкость через трубопровод 21 наполнит резервуар 8
до переливной трубы 11, так как расход ее через трубопровод 21 достаточен, чтобы восполнить расход через сливной патрубок 9, заданный краном 10, а избыток поступит в переливную трубу 11.
При подъеме частоты вращения ротора, например при пуске и достижении ею заданной величины, при которой удерживается уровень жидкости 5 во вращающемся кольцевом коллекторе 2, от электрического сигнала по частоте вращения стопорное устройство освобождает поплавок 12 и одновременно клапан 22 перекрывает на 2-3 мин. трубопровод 21. Уровень жидкости в резервуаре 8 будет снижаться, перемещая поплавок 12 вниз и обеспечивая через открывающиеся окна 15-18 поступление жидкости в напорный кольцевой коллектор 2 ротора 1 до уровня, при котором будет захват жидкости 5 заборником 7. По мере роста частоты вращения ротора уровень жидкости 5 во вращающемся напорном
кольцевом коллекторе будет стремиться переходить на большой диаметр и захват жидкости заборником 7уменьшится, а поплавок 12, перемещаясь вниз, обеспечит большее
поступление жидкости в напорный коллектор 2.
При снижении частоты вращения, например при остановке ротора, уровень жидкости 5 в коллекторе 2 будет переходить на
0 меньший диаметр и захват жидкости заборником 7 увеличится, обеспечивая подъем поплавка 12 и соответствующее уменьшение подачи жидкости во вращающийся коль- цевой коллектор ротора за счет
5 дросселирования в кране его окнами, а при достижении определенной частоты вращения канавка 19 соединит отверстие 20 и частично окно 16, что обеспечит быстрое наполнение через трубопровод 21 резерву0 ара 8 до переливной трубы 11, а поплавок 12
зафиксируется стопорным устройством 23.
В дроссельном кране охлаждающая
жидкость протекает от центрального отсека
25 в полость пустотелого стержня 13 через
5 окна 16 корпуса крана и окна 15 стержня и далее по полости стержня 13 в боковые отсеки 26 через окна 17 в стержне и 18 в корпусе. При подъеме или опускании поплавка 12 механически соединенный с ним
0 стержень 13 поворачивается, в результате чего проходные сечения в окнах 15-18 уменьшаются или увеличиваются, уменьшая или увеличивая подачу охлаждающей жидкости в напорной системе.
5 Предложенное устройство позволяет автоматически, без обслуживающего персонала и без специального привода удерживать заданный уровень жидкости во вращающемся коллекторе независимо от
0 частоты вращения ротора, а также автоматически подавать и перекрывать подачу жидкости в коллекторе при пусках и остановках электрической машины, что повышает надежность ее работы.
5 Формула изобретения
Устройство жидкостного охлаждения ротора электрической машины,содержащее установленный на роторе напорный кольцевой коллектор, резервуар с размещенным в
0 нем поплавковым регулятором уровня и дроссельный кран, состоящий из пустотелого стержня, механически соединенного с поплавком и размещенного в корпусе с входными и выходными окнами для прохода
5 жидкости, отличающееся тем, что. с целью повышения надежности путем обеспечения автоматического регулирования подачи охлаждающей жидкости, напорный кольцевой коллектор снабжен заборником жидкости в виде трубки, торцом обращенной
навстречу вращения ротора, второй конец которой размещен в резервуаре, соединенном через трубопровод с электроклапаном с дроссельным краном, на наружной поверхности стержня которого расположены канавка, сообщающая трубопровод с входным окном корпуса дроссельного крана при крайнем верхнем положении поплавка.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДОЗИРОВАНИЯ ЖИДКОСТИ | 2013 |
|
RU2532550C1 |
ПОПЛАВКОВАЯ ВОЛНОВАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ | 2015 |
|
RU2579284C1 |
Иглофильтровая водопонижающая установка | 1989 |
|
SU1698376A1 |
Устройство для нижнего слива и налива железнодорожных цистерн | 1981 |
|
SU994382A2 |
ПОПЛАВКОВАЯ ВОЛНОВАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ | 2015 |
|
RU2577074C1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПОЛИВА РАСТЕНИЙ | 2018 |
|
RU2690655C1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПОЛИВА РАСТЕНИЙ | 2019 |
|
RU2716402C1 |
ЭНЕРГОУСТАНОВКА | 1991 |
|
RU2013652C1 |
Устройство для наполнения жидкостью закрытых сосудов | 1930 |
|
SU23131A1 |
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА | 1993 |
|
RU2053376C1 |
Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к системе охлаждения вращающихся узлов электрических машин с регулированием расхода хладагента. Целью изобретения является повышение надежности путем обеспечения автоматического регулирования расхода охлаждающей жидкости. Устройство позволяет автоматически, без обслуживающего персонала и без специального привода, удерживать заданный уровень жидкости во вращающемся коллекторе 2, независимо от частоты вращения ротора, а также автоматически подавать и перекрывать подачу жидкости в коллектор при пусках и остановах электрической машины, что повышает надежность ее работы. 2 ил.
К
76
15
/
В
Ь 1В 13
1
Сборник Электросила, №33 | |||
-Л: Энергоиздат, 1981, с 33-34 Чертеж ОБС 419.308 ГЗ ЛПЭО Электросила, 1987. |
Авторы
Даты
1991-07-23—Публикация
1989-03-13—Подача