Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в цилиндровых втулках двигателей внутреннего сгорания.
Цель изобретения - повышение технологичности и информативности.
На фиг. 1 показана часть цилиндровой втулки, поперечное сечение; на фиг. 2 - узел I на фиг. 1; на фиг. 3 - поперечное сечение канавки с криволинейным сопряжением внутренних поверхностей; на фиг. 4 - вид на кольцевую канавку, расположенную на внутренней поверхности цилиндровой втулки: а - исходное положение; б - при равномерном изнашивании; в- при образовании овальности из-за неразномерного изнашивания.
На цилиндровой вtyлкe 1 на ее внутренней рабочей поверхности 2 выполнена кольцевая канавка 3 с осью 4, проходящей по биссектрисе угла, образованного пересечением плоскости 5, перпендикулярной плоскости качания шатуна и плоскости 6 качания шатуна двигателя.
Возможны варианты расположения канавки 3 и значения радиусов г.
На фиг. 1-4 обозначены: R - радиус кривизны внутренней поверхности цилиндровой втулки, г- радиус кольцевой канавки, Л- предельно допустимое значение радиального износа внутренней поверхности втулки, I - длина следа канавки вдоль образующей внутренней цилиндрической поверхности, t - высота следа канавки. Линия А соответствует верхнему торцу цилин- о дровой втулки, а линия Б соответствует линии, характеризующей положение верхней кромки верхнего поршневого кольца при нахождении поршня в крайнем верхнем положении.
1
При криволинейном сопряжении внутренней поверхности кольцевой канавки (фиг. 3) верхнее значение интервала варьирования радиуса г канавки возрастает и оп(Л
с
о о о
X 4D
К
ределяется радиусом кривизны сопряжения.
Устройство работает следующим образом.
В процессе изготовления на рабочую поверхность 2 цилиндровой втулки 1 наносится углубление 3 в форме кругового кольца согласно фиг. 1,4с максимальной глубиной, равной, например, минимальному значению радиального износа А поверхности. Внутренние поверхности углубления могут быть выполнены сопряженными по фиг. 3. Во время работы двигателя внутренняя рабочая поверхность 2 втулки 1 изнашивается, в результате чего глубина канавки 3 уменьшается. При равномерном изнашивании параметры двух сторон канавки равны (фиг. 46), т.е. Г и . В случае неравномерного изнашивания с образованием овальности имеет место Га г и ta tz, где параметры % и ta соответствуют, как правило, стороне канавки, расположенной в плоскости качания шатуна. По разности параметров I1 и I судят о численном значении овальности. Рассмотрим пример в общем виде.
Допустим, минимальная глубина канавки равна предельно допустимому радиальному износу А рабочей поверхности втулки. В этом случае параметр д.
Параметр 10 определяется из выражения lo )
Радиус г канавки, как было указано выше и показано на фиг, 2, может быть в пределах от R/V2 до . В качестве примера примем первое значение, тогда параметр 10 может быть представлен формулой, содержащей радиус R кривизны рабочей поверхности втулки:
° 4414
(2)
(3)
Износ А в плоскости оси коленчатого вала равен
(2|°)2-()2
а в плоскости качания шатуна
A(. (4)
„ ,
Овальность ip равна А - А, тогда
„-фгК- fl-.
:У2 -2г
(5)
0
5
0
5
0
If).
(6)
(7)
Заменяя г на R, получаем
. (,;+,)(,;+,-,
или в иной форме:
v(l;+l j)(ll + 1).
Формула изобретения
1.Цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания по авт. св. № 1449687, отличающаяся тем, что, с целью повышения технологичности и информативности, центральная ось канавки совпадает с биссектрисой угла, образованного пересечением плоскости качания шатуна и перпендикулярной ей плоскости.
2.Цилиндропоршневая группа по п. 1, отличающаяся тем, что радиус окружности канавки г составляет R/ V2f.,.R/V + Av 2, где R - радиус кривизны внутренней поверхности втулки; А - предельный радиальный износ втулки.
3.Цилиндропоршневая группа по п. 1, отличающаяся тем, что внутренние поверхности канавки сопрягаются между собой по кривой линии.
Фиг. J
ык+&}№
r R/fi+Ajz
I a)
A.
S)
В) т;
t; t;
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПОРШНЕВАЯ МАШИНА (ВАРИАНТЫ) | 2009 |
|
RU2431755C2 |
МАСЛОСЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ | 2010 |
|
RU2431070C1 |
ЦИЛИНДРОПОРШНЕВАЯ ГРУППА | 2010 |
|
RU2450147C2 |
ЦИЛИНДРОПОРШНЕВАЯ ГРУППА | 2016 |
|
RU2644434C1 |
БЛОК ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 2003 |
|
RU2256812C1 |
Шатунно-поршневая группа для четырехтактного двигателя внутреннего сгорания | 2019 |
|
RU2722915C1 |
Способ определения износа рабочей поверхности цилиндрической детали | 1987 |
|
SU1516876A1 |
Буровой насос трехпоршневой одностороннего действия в автотранспортном исполнении | 2023 |
|
RU2824096C1 |
МАСЛОСЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ | 1991 |
|
RU2018749C1 |
МАСЛОСЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ | 2009 |
|
RU2395739C1 |
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к двигателям внутреннего сгорания, и позволяет снизить трудоемкость определения степени изношенности рабочей поверхности и визуально определить предельный износ. С этой целью внутренняя рабочая поверхность 2 цилиндровой втулки 1 снабжена кольцевой канавкой 3, расположенной симметрично верхней границе максимального износа. Ось 4 канавки 3 проходит по биссектрисе угла, образованного пересечением плоскости 5, перпендикулярной плоскости качания шатуна, и плоскости 6 качания шатуна двигателя. 2 з.п.ф-лы, 4 ил.
фиг 4
Цилиндропоршневая группа двигателя внутреннего сгорания | 1987 |
|
SU1449687A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1991-07-30—Публикация
1989-08-07—Подача