Устройство для оплаты проезда и контроля проездных документов Советский патент 1991 года по МПК G07B15/00 

Описание патента на изобретение SU1667124A1

рального поста, блок 14 памяти, блок 15 сравнения, блок 16 задания кода тарифа, сумматор 17, мультиплексор 18 центрального поста, регистр 19 данных, блок 20 заданиятарифа,автоматический контрольно-пропускной пункт (АКП) 21, блок 22 считывания кода, регистр 23 кода жетона, буферный блок 24 памяти, блок 25 кодирования сообщений центрального поста, блок 26 памяти передаваемого кода, блок 27 памяти принимаемого кода, декодер 28 числа поездок, декодер 29 сообщений, блок 30 сравнения кодов, регистр 31, индикатор 32 числа поездок, блок 33 управления створками АКП.

Работа устройства рассматривается на примере использования его на метрополитене.

Устройство работает следующим образом,

Для оплаты проезда в кассовый аппарат 2 вставляется жетон 1, на который нанесен индивидуальный считываемый кодовый признак, содержащий адресную часть и ключ. Ключ - это часть кодового признака жетона, наносимая на жетон 2 во время его изготовления для защиты от подделки и вычисляемая, например, с помощью генератора случайных чисел.

Блок 3 считывания кода жетона кассового аппарата производит считывание кода жетона и вводит его на первый вход блока 4 кодирования сообщений.

Кассовый аппарат 2, приняв денежную плату за проезд, выдает чек об оплате и жетон 1 пассажиру, а закодированная в блоке 5 кодирования оплаты проезда сумма поступает на второй вход бока 4 кодирования сообщений, где формируется код сообщения, содержащий код жетона и код оплаты проезда.

Блок 6 управления (станционный) обеспечивает управление последовательным считыванием кодов сообщений с кассовых аппаратов 2i...2n через соответствующим образом скоммутированный мультиплексор 7 в блок 8 памяти передаваемого кода, осуществляющий запоминание введенных кодов и последующую передачу их через канал 9 связи на центральный пост.

Блок 10 управления центрального поста с помощью мультиплексора 11 передачи данных обеспечивает поочередное подключение канала 9 связи к каждой станции.

При подключении центрального поста к станции блок 8 памяти передаваемого кода через канал 9 связи передает в блок 12 памяти принимаемого кода центрального поста накопленную информацию.

Блок 13 декодирования сообщений центрального поста последовательно принимает коды сообщений с блока 12 и декодирует их, выделяя адресную часть кодового сообщения и информационную, включающую коды ключа и оплаты проезда. Адресная часть кода поступает на второй (адресный) вход блока 14 памяти, с соответствующей ячейки которого по команде с блока 10 управления

0 центрального поста происходит считывание информации. Считанное из блока памяти 14 информационное слово содержит код остатка ранее оплаченной суммы проезда, код ключа и код тарифа.

5Код ключа поступает на второй вход

блока 15 сравнения, на первый вход которого поступает вновь принятый код ключа, поступивший с блока 13 декодирования сообщений центрального поста через блок

0 16 задания кода тарифа. Результат сравнения кодов поступает на управляющие входы сумматора 17 и мультиплексора 18 центрального поста. В случае равенства кодов ключей код остатка из блока 14 памяти, по5 ступающий на суммирующий вход сумматора 17, суммируется с кодом оплаты проезда, поступающим с блока 13 декодирования сообщений центрального поста через блок 16 задания кода тарифа на второй вход сумма0 тора 17 и на первый информационный вход регистра 19 данных. Информационная часть сообщения с блока 13 декодирования сообщений центрального поста проходит через блок 16 задания кода тарифа, где по величи5 не оплаты проезда определяется код тарифа, присоединяемый к информационному сообщению. Код тарифа с целью введения льготной стоимости поездки в зависимости от внесенной суммы и максимально учтен0 ных фактических затрат транспортного предприятия задает тариф стоимости одной поездки, определяемый в дальнейшем блоком 20 задания тарифа.

Код тарифа, поступая на второй вход

5 блока 20 задания тарифа поездки, блокирует выдачу тарифа поездки по коду тарифа, поступившему на первый вход блока 20 задания тарифа из блока 15 памяти, и проходит в дополнительном коде на вычитающий

0 вход сумматора 17, где преобразуется в прямой и поступает вместе с кодом оплаты проезда на второй информационный вход регистра 19 данных, на первый вход которого с блока 13 декодирования сообщений

5 центрального поста через блок 16 задания кода тарифа поступает код ключа. По команде с блока 10 управления центрального поста эта информация вводится в регистр 19 данных, с выхода которого поступает на второй кодовый вход мультиплексора 18 центрального поста, на первый кодовый вход которого поступает информационная часть слова, принятая с блока 13 декодирования сообщений центрального поста через блок 16 задания кода тарифа

В случае равенства кодов ключей по команде с блока 15 сравнения на выход мультиплексора 18 центрального поста коммутируется код, поступающий с регистра 19 данных (второй кодовый вход) и по команде с блока 10 управления центрального поста он вводится в ранее выбранную ячейку памяти блока 14 памяти. При этом в ячейку памяти вводится новый код оплаты проезда, код тарифа и старый код ключа.

В случае неравенства кодов ключей (оплата поездки по предъявляемому жетону производится впервые) блок 16 сравнения кода ключа бпокирует работу сумматора 17 и подключает выход мультиплексора 18 центрального поста на первый кодовый вход, т.е. через блок 16 задания кода тарифа к выходу блока 13 декодирования сообщений центрального поста. В блок 14 памяти вводится информационная часть слова, поступившего в него по адресу адресной части совместно с кодом тарифа, вычисленным блоком 16 задания кода тарифа. На этом заканчивается цикл оплаты проезда, при этом сумма, оплаченная пассажиром с учетом остатка, оказывается занесенной в блок 14 памяти центрального поста, а на жетоне 1, имеющемся у пассажира, информация об оплате проезда отсутствует, что исключает потери транспортной организации при подделке жетона.

При проходе пассажира на станцию для проезда он вставляет жетон 1 в блок 22 считывания одного из АКП 21, при этом считанный код поступает в регистр 23 кода жетона АКП и в блок 24 памяти. В блок 24 вводятся коды жетонов со всех АКП 21 данной станции. Блок 6 управления (станционный) через мультиплексор 7 (станционный) периодически очищает блок 24, переписывая его содержимое в блок 8 станции.

При очередном цикле связи данной станции с центральным постом содержимое блока 8 памяти через канал 9 связи и мультиплексор 11 передачи данных переписывается в блок 12 приемника центрального поста.

Блок 10 управления центрального поста, закончив управление опросом первой части массива, хранящегося в блоке 12 приемника центрального поста, в котором содержатся коды сообщений об оплате проезда, по описанному алгоритму переходит во второй режим работы по управлению опросом второй части массива, занесенной

в блок 12 приемника центрального поста и содержащей коды жетонов. Сигнал о приемке первого кода жетона поступает в блок 10 управления центрального поста с блока 13 5 декодирования сообщений центрального поста и переводит блок 10 управления во второй режим работы Приняв код жетона, блок 13 декодирования сообщений центрального поста выделяет адресную часть ко10 да и подключает ее на адресный вход блока 14 памяти. Блок 10 управления центрального поста по данному коду адреса производит считывание ячейки памяти,

Считанное слово содержит код ключа,

15 код оплаты проезда и код тарифа.

Код ключа сравнивается в блоке 15 сравнения кода ключа с поступившим с блока 13 декодирования сообщений центрального поста и результат сравнения вводится

0 в блоки 25 кодирования и сообщений, блок 10 управления центрального поста и на управляющие входы мультиплексора 18 центрального поста сумматора 17.

В случае равенства кодов ключей код

5 оплаты проезда поступает на сумматор 17, где он уменьшается на стоимость одной поездки,определяемую блоком 20 задания тарифа, соединенным с вычитающим входом сумматора 17. Стоимость поездки опреде0 ляется блоком 20 задания тарифа по коду тарифа, поступающему на его первый вход с блока 14 памяти Одновременно с кодом стоимости одной поездки код тарифа в дополнительном коде поступает на вычитаю5 щий вход сумматора 17, .где преобразуется в прямой и передается на второй информационный вход регистра 19 данных вместе с кодом остатка. На первый информационный вход регистра 19 данных поступает код клю0 ча с блока 13 декодирования сообщений центрального поста и по команде с блока 10 управления центрального поста информационное слово с обоих входов вводится в регистр 19 данных.

5 При этом Г на выходе заема сумматора 17, поступая на вход обнуления регистра 19 данных, стирает содержимое последнего. Это означает, что получен отрицательный результат и кредит по данному жетону

0 исчерпан. Информационное слово с регистра 19 данных через второй информационный вход мультиплексора 19 вводится в ячейку памяти блока 14 памяти и по тому же адресу,

5Код остатка из регистра 19 данных через декодер 28 числа поездок, в котором формируется код оставшегося числа поездок, поступает на один из входов блока 25 кодирования сообщений центрального поста. На другие его входы поступают код жеина с блока 13 декодирования сообщений центрального поста и результат сравнения кодов ключей с блока 15 сравнения.

Код сообщения центрального поста, содержащий восстановленный код жетона, результат сравнения кода ключа и код числа оставшихся поездок вводится в блок 26 центрального поста.

В случае неравенства кодов ключей соответствующий сигнал с блока 15 сравнения кода ключа, поступая на блок 10 управления центрального поста, работающего в режиме обработки второй половины информационного массива блока 12 приемника центрального поста, не формирует команду записи информации в блок памяти 14 и информация с первого входа мультиплексора 18 центрального поста не вводится в ячейку памяти и в ней сохраняется прежнее значение. Кроме того, по сигналу неравенства кодов ключей блокируется работа сумматора 17. Неравенство кодов ключей означает, что предъявлен или поддельный, или негодный жетон и он подлежит изъятию.

Таким образом, последовательно обрабатываются все коды жетонов, принятые блоком 12 приемника центрального поста. По сигналу с блока 13 декодирования сообщений центрального поста об обработке последнего кода жетона блок 10 управления центрального поста обеспечивает передачу информации, накопленной в блоке 26 памяти центрального поста, через мультиплексор 11 передачи данных и канал 9 связи в блок 27 памяти станции, после чего блок 10 управления центрального поста через мультиплексор 11 передачи данных и канал 9 связи подключается к следующей станции, и цикл обработки сообщений повторяется.

Блок 27 станции, приняв сообщение с центрального поста, направляет последовательно коды сообщений на декодер 29 сообщений станционный, в котором выделяются код жетона и информационная часть сообщения.

Код жетона поступает на блоки 30 сравнения кодов всех АКП станции, а информационная часть сообщения - соответственно на все регистры 31. В том АКП, в котором блок 30 сравнения кодов сформировал сигнал равенства кода жетона, поступившего с декодера 29,и хранящегося в регистре 23 кода жетона, информационная часть сообщения вводится в регистр 31 данного АКП. Код числа поездок из регистра 31 поступает на индикатор 32 числа поездок и информирует пассажира об оставшемся числе поездок, причем, если на индикаторе нулевое Значение, сигнал с него поступает на блок

33 управления створками АКП и последний формирует запрещающий сигнал светофора АКП, информирующий пассажира о необходимости вначале оплатить проезд. Результат сравнения кодов ключей, поступающий из регистра 31 в блок 33 управления створками АКП, также определяет запрещающее показание светофора АКП. Неравенство кодов означает отсутствие в блоке 14 памяти

0 центрального поста кода данного жетона, что свидетельствует о том, что либо пассажир не оплатил проезд, либо жетон поддельный, либо жетон износился и подлежит замене.

5После прохода пассажира через АКП

блок 33 управления створками АКП формирует сигнал прохода, поступающий на входы обнуления регистра 23 кода жетона и регистра 31 данного АКП, светофор АКП

0 вновь переключается на запрещающее показание и АКП подготовлено для обработки нового жетона пассажира.

Таким образом, производится обработка всех кодов сообщений, поступающих в

5 блок 27 памяти станции до обнуления последнего.

В данном устройстве на жетоне отсутствует информация об оплате пассажиром проезда и при подделке жетона (точного

0 повторения кодового признака оригинала) дополнительные затраты несет тот пассажир, жетон которого был подделан, так как злоумышленник будет совершать поездки за его счет. Транспортная организация при

5 этом дополнительных расходов не несет.

В случае, если кодовый признак поддельного жетона не повторяет код оригинала, наличие нанесенного кода ключа при определенной его разрядности делает под0 делку практически бесполезной, так как необходимо угадать кодовый признак действующего жетона, который неизвестен и оплачен.

Таким образом, предложенное устрой5 ство позволяет обеспечить оплату проезда без ущерба для транспортного предприятия в случае изготовления полных копий жетонов. Использование устройства обеспечивает гарантированную оплату проезда,

0 дифференцированную в зависимости от внесенной пассажиром суммы, что способствует повышению рентабельности метрополитена.

Автоматизированная проверка проезд5 ных документов (жетонов) с защитой их от подделок увеличивает пропускную способность на станциях, одновременно повысив комфортность прохода пассажиров на станцию, ликвидируя скопление пассажиров перед АКП.

Формула изобретения Устройство для оплаты проезда и контроля проездных документов, содержащее установленные на станциях кассовые аппараты, включающие в себя блок считывания кода с жетона и блок кодирования оплаты проезда, выходы которых подключены к входу блока кодирования сообщений канала связи, и автоматические контрольно- пропускные пункты, каждый из которых содержит блок считывания кода и индикатор числа поездок, на центральном посту - мультиплексор передачи данных, вход управления которого подключен к блоку управления, блок задания тарифа, выход которого подключен к вычитающему входу сумматора, первый вход блока задания тарифа подключен к выходу блока памяти, о т- личающееся тем, что, с целью повышения точности оплаты и контроля проездных документов, в устройство введены на каждой станции блок управления, буферный блок памяти, мультиплексор, блок памяти передаваемого кода, блок памяти принимаемого кода, декодер сообщений, в каждый автоматический контрольно-пропускной пункт введены регистр кода жетонов, блок сравнения кодов, регистр, блок управления створками, выход блока считывания подключен к первым входам буферного блока памяти и регистра кода жетонов, выход которого подключен к первому входу блока сравнения кодов, второй вход которого соединен с первым выходом декодера сообщений, выход блока сравнения кодов соединен с первым информационным входом регистра, второй информационный вход которого соединен с вторым выходом декодера сообщений, первый выход регистра соединен с первым входом блока управления створками, второй вход которого подключен к выходу индикатора числа поездок, вход которого соединен с вторым выходом регистра, выход блока управления створками соединен с управляющими входами регистра и регистра кода жетона, выход блока управления - с управляющими входами буферного блока памяти, блока памяти передаваемого кода, мультиплексора и блока кодирования сообщений каждого кассового аппарата, выход которого соединен с соответствующим входом группы информационных входов мультиплексора, информационный вход которого соединен с выходом буферного блока памяти, выход мультиплексора соединен с информационным входом блока памяти передаваемого кода, выход блока памяти принимаемого кода подключен к входу декодера сообщений, на центральном посту введены блок декодирования сообщений, блок памяти принимаемого кода, блок задания кода 5 тарифа, блок памяти передаваемого кода, регистр данных, мультиплексор, декодер числа поездок, блок сравнения, блок кодирования сообщений, первые группы входов и выходов мультиплексора 10 передачи данных соединены через канал связи соответственно с выходом блока памяти передаваемого кода станции и входом блока памяти принимаемого кода станции, вторые вход и выход мультиплексора пере- 15 дачи данных соединены соответственно с выходом блока памяти передаваемого кода центрального поста, вход которого соединен с выходом блока кодирования сообщений и входом блока памяти принимаемого

0 кода центрального поста, выход которого соединен с входом блока декодирования сообщений, первый выход которого соединен с входом блока управления, выход которого подключен к управляющим входам блока

5 памяти, регистра данных, блока кодирования сообщений, мультиплексора передачи данных, блока памяти передаваемого кода, второй выход блока декодирования сообщений соединен с входом блока задания кода

0 тарифа, выход которого подключен к первому информационному входу мультиплексора, первому входу сумматора, первому информационному входу регистра данных, первому информационному входу блока кодирования

5 сообщений, первому входу блока сравнения и второму входу блока задания тарифа, второй вход мультиплексора соединен с выходом регистра данных, который подключен к входу декодера числа поездок, выход мультиплексора

0 соединен с первым входом блока памяти, второй вход которого соединен с третьим выходом бло- ка декодирования сообщений, выход блока памяти подключен к входу сложения сумматора и второму входу блока сравне5 ния, выход которого подключен к второму входу блока управления, третьему входу мультиплексора, второму информационному входу блока кодирования сообщений и второму входу сумматора, первый и второй

0 выходы сумматора соединены соответственно с вторым и третьим входами регистра данных, выход декодера числа поездок подключен к третьему информационному входу блока кодирования сообщений, четвертый

5 вход которого соединен с выходом блока декодирования сообщений, выход блока кодирования сообщений соединен с входом блока памяти передаваемого кода.

Похожие патенты SU1667124A1

название год авторы номер документа
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА И ПРОВЕРКИ ПРОЕЗДНЫХ ДОКУМЕНТОВ НА ТРАНСПОРТЕ 1998
  • Гаев Д.В.
  • Ермоленко И.К.
  • Вайт О.П.
  • Муратов М.В.
RU2115953C1
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА И ПРОВЕРКИ ПРОЕЗДНЫХ ДОКУМЕНТОВ НА ТРАНСПОРТЕ 1998
  • Гаев Д.В.
  • Ермоленко И.К.
  • Вайт О.П.
  • Муратов М.В.
RU2121163C1
Система мобильной оплаты проезда в общественном транспорте с использованием маяков iBeacon 2019
  • Постолит Анатолий Владимирович
RU2710803C1
Система оплаты проезда в общественном транспорте и мониторинга перемещения грузов с использованием технологий Bluetooth 2019
  • Постолит Анатолий Владимирович
RU2710802C1
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА И КОНТРОЛЯ ПРОЕЗДНЫХ ДОКУМЕНТОВ 2001
  • Гаев Д.В.
  • Ермоленко И.К.
  • Ольга Вайт
  • Муратов М.В.
RU2176107C1
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА И КОНТРОЛЯ ПРОЕЗДНЫХ ДОКУМЕНТОВ 2001
  • Муратов М.В.
  • Ольга Вайт
  • Гуревич А.Е.
RU2176105C1
АВТОМАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПРОДАЖИ И ПРОВЕРКИ ПРОЕЗДНЫХ БИЛЕТОВ НА РЕЛЬСОВОМ ТРАНСПОРТЕ 2015
  • Лю Цзянь
RU2683412C2
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА И КОНТРОЛЯ ПРОЕЗДНЫХ ДОКУМЕНТОВ 2001
  • Муратов М.В.
  • Ольга Вайт
  • Гуревич А.Е.
RU2176106C1
Автоматизированная система оплаты проезда и контроля проездных документов 2001
  • Муратов Михаил Васильевич
  • Ольга Вайт
  • Гуревич Алексей Ефимович
RU2641783C1
Автоматизированная система оплаты проезда и контроля проездных документов 2016
  • Муратов Михаил Васильевич
RU2620724C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 667 124 A1

Реферат патента 1991 года Устройство для оплаты проезда и контроля проездных документов

Изобретение относится к устройствам автоматизированной оплаты и может быть использовано для оплаты проезда на метрополитене. Цель изобретения - повышение точности оплаты и контроля прездных документов. Цель достигается введением в кассовый аппарат блока кодирования сообщений, в станционные АКП - регистра кода жетона, блока сравнения кодов, блока управления створками АКП, на центральном посту - блока сравнения кода ключа блока задания кода тарифа, регистра данных, декодера числа поездок. Пассажир оплачивает проезд, предъявляя жетон с индивидуальным кодовым признаком, содержащим адресную часть и код для исключения подделки, автоматическому кассовому аппарату. По адресной части сумма, оплаченная пассажиром, заносится в соответствующие ячейки блока памяти центрального поста с учетом кода тарифа, определяемого с помощью блока задания кода тарифа в зависимости от величины внесенной суммы с учетом фактических затрат метрополитена. Центральный пост, связанный с кассовым аппаратом линией связи, постоянно заполняет эти ячейки памяти изменяющейся информацией. При проходе на станцию пассажир передает в АКП жетон, с которого считывается кодовый признак, поступающий по линии связи на центральный пост, где в блоке декодирования выделяется адресная часть и код ключа. По коду ключа в блоке сравнения проверяется подлинность жетона и, в случае совпадения кодов, оплаченная сумма уменьшается на стоимость поездки в зависимости от тарифа, заданного блоком. Результат проверки передается в АКП для управления автоматическими створками. Если оставшееся число поездок положительное и код ключа совпадает, то пассажир пропускается на посадку, в противном случае ему выдается информация о необходимости оплатить проезд. 1 ил.

Формула изобретения SU 1 667 124 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1991 года SU1667124A1

Заявка ФРГ №3441518 кл G 07 F 7/08

SU 1 667 124 A1

Авторы

Кучумов Виктор Галеевич

Потапова Елена Матвеевна

Паперный Владимир Борисович

Анциферова Лариса Игнатьевна

Даты

1991-07-30Публикация

1989-06-26Подача