Изобретение относится к средствам автоматизации процессов на транспорте и может быть использовано для автоматизированной оплаты проезда и контроля проездных документов на транспорте, преимущественно в метрополитене и на железной дороге.
Известна автоматизированная система оплаты проезда и контроля проездных документов, включающая центральный пост и вестибюльные комплексы (патент РФ 2115953, кл. G 07 B 15/00, 15/04, опубл. 1998 г.).
Известная система не позволяет осуществлять дифференциацию цены проездного документа в зависимости от протяженности маршрута и суточного времени проезда.
Известна автоматизированная система оплаты проезда и контроля проездных документов, включающая центральный комплекс, выполненный с возможностью формирования характеристик проездных документов и соответствующих цен проездных документов, с возможностью получения, обработки и хранения данных от станционных комплексов, с возможностью анализа этих данных и формирования данных о просроченных, утративших платежный ресурс и фальшивых проездных документах, с возможностью передачи сформированных данных в станционные комплексы, выполненные с возможностью получения, хранения и использования данных центрального комплекса, с возможностью продажи в пунктах оплаты проездных документов с фиксацией в них соответствующих характеристик и по ценам, сформированными в центральном комплексе, с возможностью формирования данных о проданных проездных документах, с возможностью получения и обработки данных проверки и регистрации характеристик проездных документов от входных пунктов контроля и управления работой этих пунктов (патент РФ 2121163, кл. G 07 B 15/00, 15/04, опубл. 1998 г.).
Известная система не позволяет осуществлять дифференциацию цены проездного документа в зависимости от протяженности маршрута и суточного времени проезда.
Задачей настоящего изобретения является разработка системы с возможностью формирования дифференцированной оплаты в зависимости от протяженности маршрута и суточного времени проезда для того, чтобы повысить доходность перевозчика без значительного увеличения среднего уровня оплаты проезда для населения, что позволит не обострять социальную напряженность.
Технический результат состоит в повышении точности и достоверности работы системы и расширении ее функциональных возможностей.
Повышение точности и достоверности работы системы осуществляется за счет получения данных о проданных проездных документах, с характеристиками, включающими временные интервалы суток, разрешенные для совершения поездки, и оплаченный маршрут (количество зон) следования пассажира, и о результатах проверки и регистрации основных и дополнительных характеристик проездных документов при входе пассажиров через пункты контроля.
Расширение функциональных возможностей осуществляется за счет дифференциации оплаты проезда в соответствии с зональным делением транспортной сети и временными суточными интервалами.
Результат достигается тем, что в автоматизированной системе оплаты проезда и контроля проездных документов, включающей центральный комплекс, выполненный с возможностью формирования характеристик проездных документов и соответствующих цен проездных документов, с возможностью получения, обработки и хранения данных от станционных комплексов, с возможностью анализа этих данных и формирования данных о просроченных, утративших платежный ресурс и фальшивых проездных документах, с возможностью передачи сформированных данных в станционные комплексы, выполненные с возможностью получения, хранения и использования данных центрального комплекса, с возможностью продажи в пунктах оплаты проездных документов с фиксацией в них соответствующих характеристик и по ценам, сформированными в центральном комплексе, с возможностью формирования данных о проданных проездных документах, с возможностью получения и обработки данных проверки и регистрации характеристик проездных документов от входных пунктов контроля и управления работой этих пунктов, центральный комплекс выполнен с возможностями формирования дополнительных характеристик проездных документов, соответствующих зональному делению транспортной сети и временным суточным интервалам совершения поездки для каждого станционного комплекса, формирования дифференцированных цен проездных документов, соответствующих основным и дополнительным характеристикам проездных документов для каждого станционного комплекса, получения и обработки данных о проездных документах, проданных по дифференцированным ценам, каждый станционный комплекс выполнен с возможностью продажи в пунктах оплаты проездных документов с фиксацией на них основных и дополнительных характеристик в пунктах оплаты по ценам, дифференцированным, в соответствии с заданными временными суточными интервалами и заданному зональному делению транспортной сети для данного станционного комплекса, с возможностью сбора и обработки данных о проездных документах с дифференцированной оплатой проезда, с возможностью сбора и обработки данных проверки и регистрации основных и дополнительных характеристик проездных документов от входных пунктов контроля.
Конкретный, но не ограничивающий настоящее изобретение вариант выполнения системы приведен на чертеже, где указаны:
центральный комплекс 1, станционный комплекс 2, центральный комплекс содержит серверы 3 управления и обработки, блоки 4 памяти, блок 5 обмена, блок 6 памяти зонного деления транспортной сети и временных интервалов, сервер 7 формирования маршрутной схемы для каждой станции, блок 8 памяти маршрутных схем станций, сервер 9 формирования тарифов маршрутных схем и тарифных коэффициентов для каждой станции, блок 10 памяти тарифов маршрутных схем станций, блок 11 памяти льготных коэффициентов, станционный комплекс содержит сервер 12 управления, пункты 13 оплаты проездных документов, блок 14 управления (автоматизированное рабочее место (АРМ)), входные пункты 15 контроля проездных документов, все узлы и блоки системы взаимодействуют через шины связи, коммутируемые каналы связи, не коммутируемые каналы связи, радио каналы связи.
Сервер 3 выполнен на ЭВМ HP 9000 с соответствующей периферией с использованием СУБД Oracle 7.0 и системного ПО HP-UX 10.20, блок 4 выполнен с использованием долговременной и оперативной памяти HP 9000, блок 5 выполнен на ЭВМ HP 9000 с соответствующей периферией с использованием СУБД Oracle 7.0 и системного ПО HP-UX 10.20, блок 6 выполнен с использованием долговременной и оперативной памяти HP 9000, сервер 7 выполнен на ЭВМ HP 9000 с соответствующей периферией с использованием СУБД Oracle 7.0 и системного ПО HP-UX 10.20, блок 8 выполнен с использованием долговременной и оперативной памяти HP 9000, сервер 9 выполнен на ЭВМ HP 9000 с соответствующей периферией с использованием СУБД Oracle 7.0 и системного ПО HP-UX 10.20, блок 10 выполнен с использованием долговременной и оперативной памяти HP 9000, блок 11 выполнен с использованием долговременной и оперативной памяти HP 9000, сервер 12 выполнен на ЭВМ HP 9000 с соответствующей периферией с использованием СУБД Oracle 7.0 и системного ПО HP-UX 10.20, пункты 13 оплаты выполнены на УПБ СТ-3026, с возможностью кодирования основных и дополнительных характеристик в проездном документе, а именно:
- основные характеристики:
- вид проездного документа (разовый, абонементный, месячный, квартальный, годовой);
- категория проездного документа (полный, детский, студенческий, льготный);
- срок действия проездного документа;
- число поездок по проездному документу;
- задержка повторного прохода по проездному документу;
- дополнительные характеристики:
- начальная и конечная зона маршрута, соответствующие зональному делению транспортной сети;
- временные суточные интервалы совершения поездки;
- дифференцированная цена проездного документа, блок 14 выполнен на ПЭВМ (например, Pentium) с соответствующей периферией и системным ПО Microsoft Windows NT версии 4.0, пункт 15 контроля выполнен на устройстве MG-3001, включающем блок кодирования, блок считывания, блок печати, блок обработки (например, микропроцессор Intel) с соответствующей периферией для сбора и передачи данных.
Проездные документы реализуются в виде магнитных билетов (МБ) и бесконтактных смарт-карт (БСК).
Серверы 3 осуществляют сбор и обработку данных о проданных проездных документах с дифференцированной оплатой проезда, данных о проверке проездных документов от станционных комплексов и передают обработанную информацию по назначению и для хранения в блоках 4 памяти, кроме того, серверы 3 осуществляют аналитическую обработку накопленной информации (например, определяют параметры пассажиропотоков и характеристики распределения видов и категорий проездных документов, баланс проданных и использованных проездных документов и т.п.). Обмен информацией со станционными комплексами осуществляется через блок 5 обмена. Блок 6 хранит схему зональнго деления транспортной сети и временного деления суток. Сервер 7 рассчитывает маршрутные схемы для каждой станции на основе данных памяти 6 и "Тарифного руководства" и передает эти схемы в блок 8, откуда они рассылаются в станционные комплексы и передаются в сервер 9 для формирования тарифов маршрутных схем, временного деления и тарифных коэффициентов для каждой станции. Полученные данные фиксируются в блоках 10, 11 памяти и передаются на станции. В станционных комплексах сервер 12 выполняет функции обмена различной информацией с центральным комплексом и распределения необходимой информации по блокам станционного комплекса, а также управления работой блоков комплекса. Пункты 13 оплаты осуществляют фиксацию основных и дополнительных характеристик в проездных документах и продажу проездных документов. Блок 14 управления оператора осуществляет местный контроль за работой пунктов комплекса. Пункты контроля 15 осуществляют считывание и проверку основных и дополнительных характеристик проездных документов при входе пассажиров. Все блоки системы выполнены на средствах вычислительной техники с необходимыми стандартными и дополнительными периферийными средствами.
Система работает следующим образом.
Сервер 7, используя информацию из блока 6 памяти, формирует маршруты для каждой станции с учетом зонального деления всей транспортной сети и передает эти маршрутные схемы в блок 8 памяти. Сервер 9, используя уже информацию из блока 8, формирует тарифы для каждого маршрута движения от данной станции в любую другую. При этом учитываются данные о временных коэффициентах от блока 6. Кроме того, сервер 9 формирует льготные коэффициенты, такие как, например, если пассажир совершает ежедневные поездки от одной станции до другой (из дома на работу и с работы домой), то абонементный проездной документ продается по самому низкому тарифу. Льготные коэффициенты также используются при продаже проездных документов студентам и школьникам и в зависимости от числа приобретаемых поездок (чем число поездок больше, тем цена одной поездки ниже). Эти коэффициенты передаются в память 11. Через блок 5 все необходимые данные передаются в серверы 12 станционных комплексов 2. Сервер 12 размещает в блоках станционного комплекса необходимое программное обеспечение, справочно-нормативные данные, списки запрещенных проездных документов, передает в центральный комплекс данные о техническом состоянии блоков станции и осуществляет связь всех блоков станции с центральным комплексом.
Станционный комплекс осуществляет сбор и обработку данных о проданных проездных документах от пунктов 13 оплаты, сбор и обработку данных о характеристиках проездных документов при проверке проездных документов во время прохода пассажиров от входных пунктов 15 контроля, осуществляет, по мере необходимости, загрузку новых версий программного обеспечения и справочно-нормативных данных в блоки станционных комплексов.
Центральный комплекс 1 осуществляет выявление подозрительных проездных документов, формирует и рассылает в станционные комплексы 2 списки запрещенных проездных документов, формирует отчеты, осуществляет контроль функционального состояния технических средств системы, отображает оперативные данные о проданных проездных документах от пунктов 13 оплаты, осуществляет сбор и обработку информации об аннулированных проездных документах от входных пунктов 15 контроля. Пункты 13 оплаты станционных комплексов осуществляют продажу проездных документов с дифференцированной оплатой проезда в зависимости от длительности маршрута (количество зон проезда) и суточного временного интервала поездки (поездок) и дополнительное кодирование проездного документа, в котором указаны число поездок по проездному документу; задержка повторного прохода по проездному документу, начальная и конечная зона маршрута, временные суточные интервалы использования проездного документа, цена проездного документа и т.п., а также тестирование неисправных проездных документов, сбор и передачу через сервер 12 в центральный комплекс информации о проданных проездных документах, запись этой информации в фискальную память (не показана). Сервер 12 осуществляет прием и загрузку в блоки станционного комплекса из центрального комплекса программного обеспечения и справочно-нормативной информации, списка запрещенных проездных документов, сбор и передачу в центральный комплекс информации о техническом состоянии блоков станционного комплекса. Блок 14 управления (АРМ оператора) осуществляет оперативный контроль работы пунктов 13 оплаты проездных документов на станции, оперативный контроль работы входных пунктов 15 контроля прохода пассажиров учет продажи проездных документов, формирует суточные отчеты о продаже проездных документов и о результатах проверки характеристик проездных документов в пунктах 15 контроля при входе пассажиров. Входной пункт 15 контроля проверяет соответствие проездных документов указанным в них характеристикам и другим условиям, а именно, отсутствие номера проездного документа в "стоп-листе", который указывает номера запрещенных проездных документов, соответствие временного интервала прохода, указанному в проездном документе, временному суточному интервалу совершения поездки, соответствие данной станции указанному зональному интервалу, не просрочен ли проездной документ, есть ли еще разрешенная поездка и т.д., аннулирует запрещенный проездной документ, фиксирует и передает в центральный комплекс данные о проверке проездных документов прошедших пассажиров и об аннулированных проездных документах. Сервер 3 центрального комплекса осуществляет прием и обработку информации о техническом состоянии средств комплексов, данных о проданных проездных документах, о результатах проверки проездных документов при входе пассажиров через пункты контроля.
Таким образом, дифференцированная оплата позволяет приблизить оплату проезда к реальной его стоимости, что позволяет расширить функциональные возможности системы, а повышение точности и достоверности работы системы осуществляется за счет получения данных о проданных проездных документах с дифференцированной оплатой проезда и о результатах проверки проездных документов при входе пассажиров через пункты контроля на станциях и контроля технического состояния средств комплексов.
Расчеты показывают, что вводя дифференцированную оплату проезда можно приблизить плату за проезд к реальной стоимости проезда и тем самым снизить финансовые потери перевозчика, при этом стоимость проезда для значительной части населения, в том числе и для людей с небольшим материальным достатком практически останется неизменной, что не может повлиять на социальную обстановку.
Изобретение относится к средствам автоматизации процессов на транспорте и может быть использовано для автоматизированной оплаты проезда и контроля проездных документов на транспорте, например в метрополитене. Технический результат состоит в повышении точности и достоверности работы системы и расширении ее функциональных возможностей. Система содержит центральный комплекс, станционный комплекс, центральный комплекс содержит серверы управления и обработки, блоки памяти, блок обмена, блок памяти зонного деления транспортной сети и временных интервалов, сервер формирования маршрутной схемы для каждой станции, блок памяти маршрутных схем станций, сервер формирования тарифов маршрутных схем и тарифных коэффициентов для каждой станции, блок памяти тарифов маршрутных схем станций, блок памяти льготных коэффициентов, станционный комплекс содержит сервер управления, пункты оплаты проездных документов, блок управления (автоматизированное рабочее место (АРМ)), входные пункты контроля проездных документов, все узлы и блоки системы взаимодействуют через шины связи. 1 ил.
Автоматизированная система оплаты проезда и контроля проездных документов, включающая центральный комплекс, выполненный с возможностью формирования характеристик проездных документов и соответствующих цен проездных документов, с возможностью получения, обработки и хранения данных от станционных комплексов, с возможностью анализа этих данных и формирования данных о просроченных, утративших платежный ресурс и фальшивых проездных документах, с возможностью передачи сформированных данных в станционные комплексы, выполненные с возможностью получения, хранения и использования данных центрального комплекса, с возможностью продажи в пунктах оплаты проездных документов с фиксацией в них соответствующих характеристик и по ценам, сформированным в центральном комплексе, с возможностью формирования данных о проданных проездных документах, с возможностью получения и обработки данных проверки и регистрации характеристик проездных документов от входных пунктов контроля и управления работой этих пунктов, отличающаяся тем, что центральный комплекс выполнен с возможностями формирования дополнительных характеристик проездных документов, соответствующих зональному делению транспортной сети и временным суточным интервалам совершения поездки для каждого станционного комплекса, формирования дифференцированных цен проездных документов, соответствующих основным и дополнительным характеристикам проездных документов для каждого станционного комплекса, получения и обработки данных о проездных документах, проданных по дифференцированным ценам, каждый станционный комплекс выполнен с возможностью продажи в пунктах оплаты проездных документов с фиксацией на них основных и дополнительных характеристик по ценам, дифференцированным в соответствии с заданными временными суточными интервалами и заданным зональным делением транспортной сети для данного станционного комплекса, с возможностью сбора и обработки данных о проездных документах с дифференцированной оплатой проезда, с возможностью сбора и обработки данных проверки и регистрации основных и дополнительных характеристик проездных документов от входных пунктов контроля.
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА И ПРОВЕРКИ ПРОЕЗДНЫХ ДОКУМЕНТОВ НА ТРАНСПОРТЕ | 1998 |
|
RU2121163C1 |
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ПРОЕЗДА И ПРОВЕРКИ ПРОЕЗДНЫХ ДОКУМЕНТОВ НА ТРАНСПОРТЕ | 1998 |
|
RU2115953C1 |
Способ получения производных имидазолилфениламидина | 1981 |
|
SU1110381A3 |
EP 0063026 A2, 20.10.1982 | |||
Экономайзер | 0 |
|
SU94A1 |
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
Авторы
Даты
2001-11-20—Публикация
2001-04-17—Подача