И обретение относится к области технического обслуживания транспортных средств, а именно к устройствам для накачки, регулирования и измерения давления в шинах, и может быть использовано для автоматической накачки или подкачки шин автомобилей, тракторов и т. д
Цель изобретения - повышение производительности устройства и точности накачки
На фиг 1 представлена функциональная схема устройства, на фиг 2 - электрическая схема задатчика программы
Устройство (фиг 1) содержит маги страль 1 сжатого воздуха, соединенною с пневмовходом впускного электромагнитною клапана 2, пневмовычод которого соединен с пневмовходом манометра 3 и через датчик 4 давления с пневмовходом выпускного элек громагнитного клапана 5 и с пневмовхотом накачиваемой шины 6, потенциометр 7 дат чика 4 давления, первый вывод которого соединен с первыми входами компараторов 8 -10, вторые входы которых соединены соответственно с выходами задатчика 1 1 про- раммы, элемент И-НЕ 12, первый вход ко- ropoi о соединен с выходом компаратора 9, выходы компаратора 8, элементы И-НЕ и компаратора 10 соединены соответственно с информационным входом триггеров 13-15, эмиггерный повторитель 16, выход которого соединен с входом элемента НЕ 17, мультивибратор 18, выход которою соединен с входом повторителя 16 и с вторым выходом первого ограничительного элемента 19, первый вывод которою соединен с одной из обк 1адок запоминающею конденсатора 20 и с входом первою усилителя 21. выход усилителя через цемент 22 задержки соединен с входом второго элемента НЕ 23, выход ко- lopoio соединен с входами установки нуля триггеров 13 -15, третий элемент НЕ 24, вход которого соединен с выходом тригге ра 15, второй усилитель 25, вход которого соединен с выходом триггера 13, третий усилитель 26, вход которого соединен с выхо- т.ом второю элемента И-НЕ 27, четвертый усилитель 28, вход которою соединен с выходом третьего элемента И-НЕ 29, выходы усилителей 25, 26 и 28 соединены соотвег- ственно с первыми выводами реле 30 32, вторые выводы которых соединены с шинами 33 и 34 положительного напряжения источника питания (не показан), второй ограничительный элемент 35, подключенный параллельно реле 30 и соединенный через свой контакт 36 с входом мультивибратора 18, нормально разомкнутый контакт 37 реле 32, через который один из выводов обмотки клапана 2 подключен к шине 33, нормально разомкнутый контакт 38 реле 31 под ключей к шине 33, шину 34 нулевою потенциала устройства, по к оединенную к 1им выво гам обмоток клапанов 2 и 5, к другой обкладке конденсатора 20, одному из
входов задатчика 11 и к одному из выводов потенциометра 7
Задатчик 11 программы содержит последовательно соединенные резисторы 40-58 и
параллельно подключенные к ним выключатели 59-73.
Устройство работает следующим образом
При подаче питающих напряжений и при
выборе на задатчике И требуемой программы подкачки или выпуска компаратора 8- 10 находятся в следующем состоянии, компараторы 8 и 10 имеют на выходах нулевое напряжение, а компаратор 9 единичное напряжение При этом мультивибратор 18 находится в выключенном состоянии Триггеры обнулены напряжением с выхода элемента HF 23 Единичное напряжение с выхода компаратора 9 поступает на один из входов элемента И-НЕ 12, на другом входе ко трог о присутствует единичное напряжение с выхода элемента НЕ 24. Триггер 14 напряжением с выхода элемента И-НЕ 12 устанавливается в единичное состояние Высокое напряжение с выхода триг- ера 14 поступает на один из входов эле5 мента И-НЕ 27, на другой вход которого поступает нулевое (низкое) напряженнее выхода элемента НЕ 17, в результате чего на выходе элемента И-НЕ 27 устанавливатся единичное (высокое) напряжение Этим напряжением открывается усилитель 26, реле 31
0 срабатывает, включая своим контактом 37 впу скной клапан 2, через который сжатый воз дух поступает в шину 6 Время поступления сжатого воздуха в шину 6 зависит от длительности и частоты следования импульсов, вырабатываемых мультивибрато5 ром 18 При достижении заданного значе ния давления в шине 6 меньше 0,5 атм срабатывает компаратор 8, на его выходе ус танавливается единичное напряжение, кото рое переключает в единичное состояние тригQ г ер 13 Высокий потенциал с выхода триггера 13 открывает усилитель 25, в результате чего срабатывает реле 30 и своим контак гом 36 подключает выход усилителя 25 к входу мультивибратора 18, в результате че о он начинает работать в ждущем режиме с
5 более высокой частотой следования импу.ть сов и впускной клапан 2 также срабатыва ет с этой частотой и малыми порциями подавать сжатый воздух в шину 6, т е с включением компаратора 8 устройство отрабатывает десятые доли заданного давления
0 При достижении заданною давления, величину которого контролирует 1атчик 4 дав ления по соответств кнцей величине сопротивления его потенциометр 7, компаратор 9 переходит в нулевое состояние, что приводит к появлению на выходе триггера 14 и эле5 мента И-НЕ 27 нулевого напряжения, которое закрывает усилитель 26 и обесточивает реле 31, которое своим контактом 37 отключает ВПУСКНОЙ клапан 2 от источника ежатого воздуха (не показан). Заданное значение давления в шине удерживается до теч пор, пока на задатчике 11 набрана требуемая программа. Это относится к тем случаям, если по каким-то причинам давление в шине 6 (например, ее неисправность) начинает падать. Устройство автоматически отработает это падение давления.
Если при измерении оказалось, что дав- л- ние в шине 6 выше заданного программой, то компаратор 10 устанавливается в единичное состояние, которое переключает триггер 15 и высокое напряжение с его выхода через элементы НЕ 24 и И-НЕ 29 поступает на вход усилителя 28, в результате чего -раоэгывэет реле 32 и своим контактом 38 открывает выпускной клапан 5, через который происходит выпуск воздуха в атмосферу из шины 6. Выпускной клапан 5 стравливает излишнее давление из шины 6 до заданной прг гра1 мой Р-.-ЛИЧИНЫ порциями, в ..ачисимости о г длительности и частоты следования имп льсов мультивибратора 18. ha-, только величина давления в шине сравняем ч L ;аданной программой величине ;, пи ;оде компаратора 10 устанавливаема п.г ,юе напряжение, которое устанав- тнвает риггер 15 в нулевое состояние, на ны.ходс элемента И-НЕ 29 присутствует также нулевое наряжение на выходе усилителя 28 появляется высоко- напряжение, в результате чего обесточивается реле 32, которое своим контактом 38 отключает выпускной клапан 5. При этом пиление в шине б держимся roKiac.ii; тон нглячнне. которая задана за датчиком II
Таким образом, предлагаемо, устройство по сравнению с баижым объектом позволяет н полной мере автоматизировать процесс накачки шин авюмобитей уменьшить время на накачку за устранения операции многочисленных замеров давления в шине (в прелагаемом устройстве требуется только один замер н начале процесса) и (начи- тельного сокращения числа циклов впуска или выпуска воздуха в шину (из шины).
Предла аемое устройство позволяет повысить точность накачки или выпуска, гак как оно отрабатывает величины давления с точностью до О, I а гм
Формула и юбретенин
Устройство для накачки IUHH автомобиля, содержащее магистраль сжатого возду- ч, соединенную с пневмовходом впускного электромагнитно о клапана, причем пневмо- вычод соединен с пневмовходом манометра, датчик давления с потенциометром, выпускной электромагнитный клапан, пневмовыход которою является выходом выпуска воздуха, источник питания, запоминающий конденсатор, одна из обкладок которого соединена с шиной нулевого потенциала, первый
0
5
5
ограничительный элемент, первый вывод которого соединен с другой обкладкой конденсатора, отличающееся тем, что, с целью повышения его производительности и точности накачки, в него введены задатчик про- 1раммы, компараторы, триггеры, элементы И-НЕ и НЕ, элемент задержки, второй ограничительный элемент, мультивибратор, усилители, реле и эмиттерный гк-чторитель, выход которого соединен с входом перво:о элемента НЕ, вход - с выходом мультивибратора и с вторым выводом первого огра ничительного элемента, первый вывод которого дополнительно соединен с входом первого усилителя, выход первого усилителя соединен с входом элемента задержки, выход которого соединен с входом второго элемента НЕ, выход которого соединен с входами установки нуля первого, второго и третьего триггеров, информационный вход первого из которых соединен с выходом первого компа- 0 ратора, информационный вход второго триггера соединен с выходом первого элемен та И-НЕ, первый вход которого соединен с выходом второго компаратора, информацион ный вход третьего триггера соединен с выходом третьего компаратора, первый вход которого совместно с первыми входами второго и третьего компараторов соединены с подвижным контактом потенциометра датчика давления, включенного между шиной нулевого потенциала и первой шиной по.мжи- тельного напряжения источника питания, вторые входы компараторов соединены соответственно с первым, вторым и третьим выходами задатчика программы, входы которого соединены соответственнно, с шиной нулевого потенциала и с первой шиной положи тельного напряжения источника питания, выход первого триггера соединен с входом второго усилителя, выход которого соединен с первым выводом первого реле, с первым выводом второго ограничительного эле мента и через нормально замыкающий контакт первого реле - с входом мультивибратора, вторые выводы первого реле и второго ограничительного элемента соединена с первой шиной положительного напряжения источника питания, выход первого элемента НЕ соедилен с первыми входами второго и третьею элементов И-НЕ, второй вход из которых соединен с выходом второго триггера, выход второго элемента И-НЕ соединен с входом третьего усилителя, выход ко торого соединен с первым выводом второго реле, выход третьего триггера соединен с входом второго элемента НЕ, выход которого соединен с вторыми входами первою и третьего элементов И-НЕ, выход третьего элемента И-НЕ соединен с входом четвертого усилителя, выход которого соединен с первым выводом третьего реле, вторые выводы второго и третьего реле соединены с второй ши ной положительного напряжения источника питания, первые выводы обмоток впускного
0
5
0
5
0
5
и выпускного электромагнитных клапанов соединены с шиной нулевого потенциала, второй вывод обмотки впускного электромагнитного клапана соединен через замыкающий контакт второго реле с второй шиной положительного напряжения источника питания, пневмовыход впускного электромагнитного клапана соединен через датчик давления с пневмовходом выпускного электромагнитного клапана и с Пневмовходом накачиваемой шины, второй вывод обмотки выпускного электромагнитного клапана соединен через замыкающий контакт третьего реле с второй шиной положительного напряжения источника питания, вторые выводы первого реле и второго ограничительного элемента соединены с второй шиной положительного напряжения источника питания.
Изобретение относится к техническому обслуживанию транспортных средств, а именно к устройствам накачки, регулирования и измерения давления в шинах, и может быть использовано для автоматической накачки или подкачки шин автомобилей, тракторов и т.д. Цель изобретения - повышение производительности устройства и точности накачки. Устройство содержит задатчик 11 программы, компараторы 8 - 10, триггеры 13 - 15, элементы И-НЕ 12, 27, 29 и НЕ 17, 23, 24, элемент 22 задержки, ограничительные элементы 19, 35, мультивибратор 18, усилители 21, 25, 26, 28, реле 30 - 32 и эмиттерный повторитель 16. Время подачи воздуха в шину 6 определяется длительностью и частотой импульсов мультивибратора 18. По достижении давления, близкого к заданному, срабатывает компаратор 8 и мультивибратор начинает работу в ждущем режиме. Подача воздуха осуществляется малыми порциями, что позволяет обеспечить высокую точность накачки. 2 ил.
Щ W
во
61
бг.
63
64
Ј5
66
€7
К КОГ1П /О
К коп п. 9 К к on л S
Трал для лова рыбы | 1975 |
|
SU537656A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1991-08-07—Публикация
1989-03-21—Подача